Индивидуальной психологии альфреда Адлера. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальной психологии альфреда Адлера.

2017-06-04 498
Индивидуальной психологии альфреда Адлера. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Адлерианская (индивидуальная) психология – теория личности и терапевтическая система, разработанная Адлером. В рамках данной концепции личность понимается холически - то есть целостно, а среди ее основных качеств выделяются творческое начало, ответственность и стремление к воображаемым целям в пределах своей области феноменологического опыта. В индивидуальной психологии утверждается, что иногда чувство неполноценности приводит к саморазрушительному стилю жизни. Индивид с «психопатологией» рассматривается не как больной, но как человек, утративший уверенность в себе. Терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить человека, активизировать его социальные интересы и посредством взаимоотношений, анализа и специальных методик развить новый стиль жизни.

Основные предположения, выдвинутые Адлером, могут быть выражены в следующих утверждениях:

1. Любое поведение происходит в социальном контакте. Человек рождается в некотором окружении и вступает в обоюдные отношения с ним.

2. Отсюда индивидуальная психология – межличностная психология. Первостепенным является то, каким образом индивиды взаимодействуют друг с другом, «деля между собой земную кору». Адлер придавал большое значение процессам, в ходе которых люди становятся частью большого социального целого, их чувству социальной вовлеченности, желанию внести свой вклад в общее благо. Подобные стремления позднее были названы социальным интересом.

3. Психология Адлера уделяет основное внимание изучению личности в целом, придавая незначительное значение отдельным функциям. Это приводит к тому, что такие противоположности, как сознательное и бессознательное, сознание и тело, амбивалентность и конфликт теряют свое значение за исключением субъективного переживания личности в целом.

4. И сознательное, и бессознательное служат индивиду, использующему их для осуществления личных целей. Адлер трактует бессознательное скорее как прилагательное, нежели существительное, избегая материализации этого понятия. Конфликт – «шаг вперед и шаг назад», вследствие чего индивид оказывается в точке «застывшего центра». Хотя он ощущает себя раздираемым мучительными противоречиями, в действительности эти антагонистические чувства, мысли и ценности создает он сам, потому что не готов двигаться в направлении решения своих проблем.

5. Чтобы понять конкретного индивида, необходимо исследовать его когнитивную организацию и стиль жизни. Данная концепция, как и множество других исходит из предположения, согласно которого развитие личности начинается в самом раннем детстве: ребенок учится организовывать свой опыт, понимать, предсказывать и контролировать собственные переживания. Убеждения – это выводы, полученные в результате восприятия. Именно они затем определяют предпочтительный способ восприятия. Поэтому стиль жизни не может являться правильным или неправильным, нормальным или аномальным. Стиль жизни – это всего лишь очки, через которые человек видит свою жизнь. Главные средством понимания личности является субъективность, а не объективная оценка, поскольку таковой просто нет.

6. Поведение может меняться на протяжении всей жизни человека в соответствии как с непосредственными требованиями ситуации, так и с долгосрочными целями, присущими его стилю жизни. Стиль жизни остается относительно постоянным на протяжении всего времени, убеждения же под влиянием психотерапии могут меняться. С точки зрения Адлера, зачастую жизнь бывает большим психотерапевтом для человека, чем конкретный специалист.

7. Согласно концепции Адлера, человек не определяется, ни наследственностью, ни окружением: люди идут к целям, которые дадут им место в этом мире, обеспечат их безопасность и сохранят самоуважение. Жизнь является динамичным стремлением. Жизнь человеческой души – это не существование, а становление.

8. Центральное стремление человеческого существования описывалось различным образом: как завершенность, совершенство, превосходство, самореализация, самоактуализация, власть. Крайне важно направление этих стремлений. Если они направлены на торжество личности, то Адлер рассматривает их социально бесполезные; в крайних случаях они являются проявлением психических проблем. С другой стороны, если стремления направлены на преодоление жизненных трудностей, то индивид стремится к самореализации и укреплению дружественности и превращению мира в лучшее место для жизни.

9. На протяжении жизни индивид сталкивается с многочисленными альтернативами. Человек сам способен принимать решения и выбирать цели. Он может выбрать цели полезные, несущие вклад в общество, а может посвятить себя бесполезной стороне жизни; Как делают невротики, заботиться лишь о себе и своем превосходстве, оберегая чувство собственной значимости от угроз.

10. Свобода жизни тесно связана с понятиями ценности и смысла. Но самое большое значение имеет социальный интерес. Адлер считал, что социальный интерес – врожденное свойство человека, люди обладают способностью к сосуществованию и взаимодействию с другими личностями.

11. Чувства невротика проистекают из убеждения, что жизнь и люди враждебны, а он неполноценен. В результате он отстраняется от прямого решения проблем и пытается достичь личного превосходства при помощи средств, оберегающих его самооценку: сверхкомпенсации, надевания маски, стремления браться только за те задачи, где исход обещает быть успешным.

12. Диагностической терминологии в концепции Адлера уделяется незначительное внимание.

13. Жизнь бросает нам вызов в виде «жизненных задач». Первая задача связана с обществом, мы о ней уже говорили. Вторая задача связана с полом: мы должны определить наши половые роли ( отчасти на основе культурных представлений и стереотипов) и приучить себя к общению с другим полом. Люди другого пола не представляют собой врагов: они наши друзья, с которыми мы должны научиться работать вместе. Третья задача связана с работой: поскольку ни одна личность не может претендовать на самодостаточность, все люди взаимозависимы. Каждый из нас зависит от труда других людей, а другие люди зависят от нашего вклада. То есть работа является необходимой для человеческого выживания. Кооперативный индивид с готовностью принимает на себя эту роль и активно принимает участие в деятельности человечества.

14. Поскольку жизнь постоянно создает нам проблемы, для нее требуется мужество. Мужество – не врожденная способность. Оно и не синоним отваги, подобной падения на гранату. Мужество относится к готовности пойти на рискованные действия в ситуации, когда последствия или неизвестны, или могут оказаться неблагоприятными. Любой человек способен к мужественному поведению при условии, что он этого желает. Эта готовность зависит от многих факторов, внешних и внутренних, таких. Как жизненные убеждения, степень социального интереса, оценка степени риска и ориентация человека на задачу или на престиж. Поскольку жизнь предоставляет слабые гарантии, она требует принятия риска. Вопрос, на который каждый из нас должен ответить: «Есть ли у нас мужество жить, несмотря на знание о собственном несовершенстве?

15. Жизнь не имеет изначально ей присущего смысла. Мы сами придаем ей смысл, каждый на свой манер. Наше поведение определяется тем значением, которое мы приписываем своему существованию. Мы поступаем так, как будто жизнь действительно соответствует нашим о ней представлениям. Перед оптимистами будут открываться все новые возможности и шансы, их не смогут обескуражить неудачи или неблагоприятный исход. Они знают, что неудача еще не делает их неудачниками. Пессимисты, напротив, будут избегать возможных рисков и отказываться от любых попыток. Если же они решатся, то скорее всего будут сабатировать свои усилия и лишь подтвердят сложившиеся ранее пессимистические предчувствия.

Личность. Концепция Адлера является скорее психологией использования, чем психологией обладания. Вопросы: «Как наследственность и окружающая среда формируют личность?» здесь не имеют какого-либо значения. Зато адлерианец спросит: «Как личность использует наследственность и окружающую среду?».

По Адлеру, семейная система устанавливает первичное социальное окружение растущего ребенка, чье положение сравнимо с положением иммигранта в чужой стране: он не знает языка, не знает правил и обычаев и не может быть понят. Родители, братья и сестры, ровесники, общественные институты и культура оказывают на него влияние и способствуют его социализации. Пока он не научится тому, чего от него ожидают, он будет относительно беспомощным, некомпетентным и ущербным. Поэтому, наблюдая за своим окружением, он оценивает его и постепенно приходит к различным выводам относительно себя самого, своей ценности, своего окружения и предъявляемых к нему требованиях. Он пытается понять, как «обрести гражданство» в этом мире.

Независимо от того, является ли эта потребность биологической или приобретенной, каждый ребенок ищет значимости. Он создает когнитивную карту, стиль жизни, который призван помочь ему, «маленькому», справиться с «большим» миром. Стиль жизни включает в себя стремления, долгосрочные цели, «формулировки» условий, личных и социальных, которые необходимы для «безопасности» личности. Адлер разделил убеждения образа жизни на четыре группы:

- Я-концепция – убеждения относительно того, кто я такой;

- Я – идеал – убеждения о том, каким мне следует быть или каким я обязан быть, чтобы занять свое место;

- картина мира – убеждения обо всем, что не является мной (мир, люди, природа и т.п.), а также о том, что мир требует от меня;

- этические убеждения – персональный свод законов «правильно/неправильно».

Чувство неполноценности возникает из-за несоответствия между Я и Я-идеалом («Я низкий, а должен быть высоким»), о также между представлениями о себе и картиной мира («Я слаб и беспомощен, а жизнь опасна»). Несоответствие между Я-концепцией и этическими убеждениями («Следует всегда говорить правду. А я лгу») приводит к возникновению чувства неполноценности в моральной области. То есть чувство вины – лишь одно из проявлений чувства неполноценности.

Когнитивная карта упрощает жизнь человека: с ее помощью он оценивает и понимает опыт, учится предсказывать и контролировать происходящее.

Стиль жизни является преимущественно бессознательным. Он заключает в себе не столько поведенческую, сколько когнитивную организацию.

При одном и том же стиле жизни поведение человека может быть полезным или бесполезным. Это позволяет адлерианцам проводить различие между психотерапией и консультированием: первое, утверждают они, имеет целью изменение; второе – изменение поведения при существующем стиле жизни.

В основе любви лежат когнитивные процессы. Люди не являются жертвами своих чувств или страстей: они используют эмоции для достижения поставленных целей. Любовь представляет собой связующее чувство: мы создаем его тогда, когда хотим сблизиться с окружающими.

Адлерианская теория строится на представлении, что психотерапия является образовательным предприятием, в котором участвуют сотрудничающие друг с другом терапевты и пациенты. Целью терапии является развитие социального интереса пациента. В свою очередь для этого требуется изменить ложные социальные ценности. Пациент проходит через переобучениеизменение своего стиля жизни и отношения к жизненным целям. Он может сделать выбор между интересом к себе и социальным интересом. Данный образовательный процесс преследует следующие цели:

- стимулирование социального интереса;

- уменьшение чувства неполноценности или преодоление уныния, а также осознание и использование собственных ресурсов;

-изменение стиля жизни личности, восприятия и целей. Как уже было упомянуто, терапевтическая цель подразумевает трансформацию больших ошибок в маленькие (как в случае с автомобилем, одни личности нуждаются в «настройке», другим требуется «капительный ремонт»);

- изменение ошибочной мотивации (даже если она лежит в основе приемлемого поведения) или изменение ценностей;

- помощь в осознании индивидом равенства среди своих коллег и товарищей;

-приобщение человека к общему делу;

- если «студент» достигнет этих образовательных целей, он почувствует причастность, принятие себя и других. Он будет ожидать, что другие примут его так же, как он принял себя. Он почувствует, что «мотивационная сила» лежит внутри него, что он в пределах существующих жизненных возможностей активно строит свою судьбу. Симптомы уйдут, и он будет чувствовать себя бодро, оптимистично, уверенно и мужественно.

Процесс психотерапии, по Адлеру, состоит из четырех элементов.

- отношения – создание и поддержание хороших отношений;

- анализ – раскрытие динамики пациента, его стиля жизни, его целей, а также определение их роли в его жизни;

- интерпретация полученных данных, в том числе сновидений, кульминацией которых является инсайт;

- переориентация.

Отношения. Хорошие терапевтические отношения – это дружественные отношения между равными. Терапевт-адлерианец и пациент сидят друг напротив друга, их стулья находятся на одном уровне.

Многие адлерианцы предпочитают работать без стола, поскольку дистанцирование и отделение могут породить нежелательную психологическую атмосферу. Последователи Адлера отказались от медицинской модели - они с неодобрением относятся к разыгрыванию терапевтом всемогущего, всеведущего и таинственного доктора. В ходе терапии пациент должен понять, что человек сам принимает участие в создании своих проблем, что всякий ответственен за свои действия, и что проблемы каждого индивида основаны на неправильном восприятии, не неадекватном или неправильном обучении и в особенностях – на ложных ценностях. Эти идеи позволяют решиться на изменения. Тому. Чему не научились прежде. Можно научиться сейчас. То, чему научились плохо, может быть изучено повторно. С самого начала лечения порицаются попытки пациента оставаться пассивным. Пациент принимает активную роль в терапии: он должен быть энергичным студентом, ответственным за успех собственного обучения.

Терапия требует сотрудничества и согласования целей. Несовпадение целей может привести к тому, что терапия не сдвинется с места. Такое возможно, например, в ситуации, когда пациент отрицает необходимость терапии, а терапевт чувствует, что она ему показана. Поэтому в ходе первого интервью необходимо согласовать изначальные цели и ожидания. Пациент может захотеть «победить» терапевта, подчинив его своим нуждам или сделать терапевта могущественным и ответственным. Терапевт должен избегать подобных ловушек. Кроме того, пациент может ослабить симптомы, не отказываясь от лежащих в их основе убеждений. Он может искать чуда. В любом случае до того, как терапия начнется, между пациентом и терапевтом должно быть достигнуто согласие (хотя бы временное) относительно целей всего мероприятия.

Раскрывая свой стиль жизни перед терапевтом, пациент ожидает привычной реакции, которую ему демонстрировали другие люди. Он может почувствовать себя непонятым, думать, что его лечат неправильно либо его не любят. У него также может появиться чувство, что терапевт плохо к нему относится или пытается его эксплуатировать. Часто пациент бессознательно создает ситуации, имеющие целью склонить терапевта к подобному поведению. Именно поэтому терапевт должен быть внимателен к тому, что адлерианцы называют знаками и к тому, что Эрик Берн называет играми. Они должен обмануть ожидания пациента.

Анализ. Исследование динамики разделено на две части. Прежде всего, терапевт стремится понять стиль жизни пациента. Кроме того, его цель состоит в том, чтобы определить то влияние, которое этот стиль жизни оказывает на реализацию жизненных целей клиента. Не все страдания проистекают из стиля жизни. У многих пациентов с адекватными стилями жизни проблемы или симптомы возникают вследствие попадания в непереносимые или чрезвычайные ситуации, из которых они не могут выбраться собственными силами.

Исследование стиля жизни. Одной из формальных диагностических процедур является исследование семейной констелляции пациента: терапевт должен выяснить условия, в которых сформировались убеждения, легшие в основу стиля жизни. Тем самым он получает информацию о том положении, которое занимал ребенок в семье, узнает путь, который он прошел, добиваясь своего месса в семье, в школе и среди сверстников. Вторая часть диагностики состоит из интерпретации ранних воспоминаний пациента. Поскольку эти воспоминания относятся к периоду, предшествующему периоду непрерывной памяти, они могут быть неточными или даже абсолютно выдуманными. Скорее всего они представляют собой единичные события («Я помню, однажды…»), а не группу событий («Мы обычно…»). Воспоминания трактуются как проективная техника. Понять ранние воспоминания – значит понять историю жизни пациента: люди избирательно вспоминают события своего прошлого в соответствии со своим стилем жизни.

Собрание ранних воспоминаний, представляющее собой историю жизни пациента дает возможность установить происхождение базисных ошибок. Стиль жизни – это что-то вроде личной мифологии. Для пациента эти мифы действительны, и он ведет себя в соответствии с ними. Когда греки верили, что Зевс живет на Олимпе, они относились к этому факту как к истине и поступали соответствующим образом. Сегодня мы относим это верование к области мифологии. Хотя то, что Зевс существует, не является истиной, само существование Олимпа является верным. Таким образом, в мифах есть правда, но также есть и вымысел, который мы принимаем за правду. Последнее является базисной ошибкой. Базисные ошибки могут быть классифицированы следующим образом:

- сверхобобщения «Люди враждебны», «Жизнь опасна»;

- ложные или недостижимые цели «безопасности»: «Один неверный шаг и ты покойник», «Я должен всем нравиться»;

- неправильное восприятие жизни и ее требований: «Жизнь никогда не даст мне никакой передышки», «Жизнь так тяжела»;

- преуменьшение или отрицание своих достоинств: «Я недостойный», «Я всего лишь домохозяйка»;

- ложные ценности: «Будь первым, даже если тебе придется карабкаться по головам других».

Сновидения. В отличие от Фрейда, согласно теории которого сновидение является попыткой решения старой проблемы, Адлер рассматривал сны как деятельность, направленную на решение проблем с ориентацией на будущее. Сновидение воспринимается адлерианцами, как некая предварительная репетиция возможных действий. Если мы хотим отложить действие, то забываем сон. Если мы хотим отговорить себя от некоторых действий, то пугаем себя ночными кошмарами. Анализ сновидений не ограничивается интерпретацией их содержания. Сновидения играют важную роль в процессе лечения: они выносят проблему на поверхность и указывают направление действий пациента.

Переориентация. Периориентация всегда начинается с предварительного мягкого или энергичного убеждения пациента в том, что изменение необходимо в его же интересах. Текущий образ жизни обеспечивает клиенту «безопасность», но не счастье. Терапевт должен спросить его: поскольку, ни терапия, ни жизнь не предоставляют гарантий, не хотел бы он рискнуть частью своей «безопасности» ради возможности большего счастья, самореализации или иной цели, соответствующей его представлениям? Эта дилемма решается нелегко.

Инсайт. Аналитические психотерапевты часто придают основное значение инсайту, исходя из предположения, что «базисные изменения» не могут произойти без него. Убеждение, что инсайт должен предшествовать изменению поведения, часто приводит к длительному лечению, к поощрению пациентов становиться «более больными», лишь бы избежать или отложить изменения, и к росту их самопоглощенности вместо самопознания. Тем самым пациент освобождает себя от ответственности за свою жизнь до тех пор, пока он не достигнет инсайту.

Интерпретация. Терапевт – адлерианец, содействует инсайту главным образом посредством интерпретации. Он трактует сновидения, фантазии, поведение, симптомы, транзакции пациента с терапевтом и другими людьми. В ходе интерпретации он делает акцент на цели, не на причине, на действии, а не на описании, на использовании, а не на обладании. Интерпретация – это зеркало, которое терапевт держит перед пациентом, чтобы тот мог видеть, как он справляется с жизнью.

Терапевт связывает прошлое с настоящим только для того, чтобы показать слабые стороны текущего стиля жизни: в его цели не входит выявление причинно-следственной зависимости. Он может использовать юмор, рассказывать басни, анекдоты и биографические эпизоды. Эффективным средством является ирония, но с ней нужно обращаться осторожно. Он может «Плюнуть в суп пациента» оскорбительным выражением: если выставить намерения клиента в неприглядном свете, тот не сможет больше с чистой совестью вести себя, как прежде. Терапевт может предложить интерпретацию прямо или в форме вопроса: «Может это быть так?» Наконец, он может предложить пациенту самому проинтерпретировать полученные данные. Хотя своевременность, преувеличение или, наоборот, преуменьшение, а также точность интерпретации – это важные технические аспекты, они не слишком интересуют терапевта – адлерианца, поскольку он не считает пациента хрупким.

Советы часто осуждаются терапевтами. На практике терапевт может просто обрисовать альтернативы и затем позволить пациенту принять собственное решение. Такое приглашение скорее укрепляет веру в себя, чем в терапевта. С другой стороны, терапевт может дать и прямой совет, стремясь тем самым поощрить самостоятельность пациента и его желание прочно стоять на ногах.

В психотерапевтическом процессе в русле индивидуальной психологии можно выделить три основные линии:

-выявление травматического опыта, явившегося отправной точкой развития невроза;

- наследование фиктивной цели и ошибочных апперцептивных схем, анализ аранжировок конечной цели;

- развитие социального интереса.

Методы, основанные на научении, сближают психотерапию Адлера с бихевиоральной психотерапией. Потенциал идей, рожденных в русле этого направления, сделал индивидуальную психологию одной из наиболее плодотворных и влиятельных школ современной психотерапии.

Перейдем теперь к техникам.

Сначала я вам расскажу, какие техники применяются адлерианцами, затем несколько из них мы попробуем применить.

Итак, самое главное – это подробное интервью пациента – сам ли он обратился, если нет – то по чьей воле, какую цель он преследует, обратившись к психотерапевту, какие ждет результату от лечения.

Затем описание семейного анамнеза – родители, сестры, родственники, отношения с ними, чем болели, отношение к болезням, какие пациент помнит наиболее ранние воспоминания, отношение к противоположному полу, какие люди окружают вас в настоящее время, как вы спите, какие сновидения видите и т.д.

Важным считается получение ранних воспоминаний – их описание, цвет, эмоции, звуки. Наиболее важное – самое первое воспоминание. Проводится его анализ – участники, тип события, способ восприятия ситуации субъектом.

Вообще, следует сказать взгляды Адлера на эмоциональную жизнь сводились к трем постулатам:

- все чувства и эмоции имеют свою цель;

- цель чувств и эмоций соответствует общей жизненной цели – избранному нами стилю жизни;

- чувства, которыми проникнуты ранние воспоминания, помогают нам удерживать эмоциональный тон, соответствующий избранному жизненному стилю.

По мнению Адлера, чувства никогда не противоречат стилю жизни. Если есть цель, чувства приспосабливаются к тому, чтобы достигать ее. Человек, который достигает превосходства через печаль, не может быть веселым и удовлетворенным своими достижениями. Он может быть счастливым только когда несчастен. Эмоциональный тон является таким же фиксированным, как и стиль жизни. Ранние воспоминания представляют собой «историю моей жизни», историю, которую человек повторяет, чтобы предостеречь себя или утешить, чтобы подготовить себя с помощью прошлых воспоминаний к встрече с будущим. Итак, чувства и эмоции, описанные субъектом или хотя бы вскользь упомянутые им в воспоминаниях, являются важным средством постижения его жизненного стиля. Изучая ранние воспоминания позволяет вывести формулу жизненного стиля, начинающуюся со слов «Жизнь- это…».

Другой проективной процедурой Адлер считал написание истории жизнинаписание своей автобиографии с выбором наиболее значительных событий жизни – это позволяет понять жизненный стиль клиента.

После определения жизненного стиля клиента и уяснения моментов, которые необходимо изменить, может быть применена техника «как будто». Частым рефреном пациентом является фразе: «Если бы только я мог…». Во время терапии последователи теории Адлера часто требуют от пациента, чтобы на следующей неделе он действовал «как будто» - так будто он уже стал тем, кем хочет стать. Клиент может возразить, что это будет лишь внешним проявлением и, следовательно обманом, что внутри он может оставаться той же самой личностью. Ему необходимо разъяснить, что действия не являются фальшивым притворством: его просят примерить роль так же, как он примеряет костюм. Это не изменит личность, которая носит костюм, но иногда, изменив одежду, можно почувствовать себя по-другому и даже вести себя по-другому. В таком случае человек действительно становится другой личностью.

Метод пусковой кнопки – это метод эффективен при работе с людьми, чувствующими себя жертвами своих эмоций. Позволяет создать человеку любое чувство, которое он пожелает, просто решив подумать о нем.

Самое наверное важная методика Адлера – это реориентационный тренинг, позволяющий открыть целый веер новых возможностей.

Можно выделить три аспекта реориентации в тренинге:

- это встреча с самим собой, которая, по выражению К.-Г. Юнга принадлежат к «самым неприятным». Это новое постижение себя и своего места в межличностном пространстве, пространстве коллективного бессознательного;

- развитие многомерности, стереоскопичности психологического видения, обнаружение новых направлений движения, возможностей развития, ценностей, точек зрения;

- это преодоление стереотипов, кристаллизованных паттернов поведения и барьеров, мешающих свободной ориентации в расширившемся многомерном психологическом пространстве.

Попробуем применить первое упражнение из серии развитие стереоскопического психологического видения - дает возможность увидеть новые перспективы в подходах к проблемам и явлениям жизни, расширить перспективы их понимания – в частности: развитие децентрации – способности отказаться от восприятия своего Я как точки отсчета и умения переключаться на чужие точки зрения; развитие версионности мышления и поведения, то есть способности одновременно видеть множество путей объяснения проблемы и ее решения; развитие гибкости как способности к быстрому переключению с одной реакции на другую и умения переходить с одного языка мышления и общения на другой.

Децентрация: «Кузнец Родион». Делимся по 5 человек. Слушаем отрывки из рассказа Чехова «Новая дача», затем нужно словами кузнеца Родиона попробовать передать слова инженера Кучерова, так как их понял Родион, записать и мне сообщить. А потом мы сверим ваше толкование с Чеховским. Просьба не использовать Интернет с целью найти описание Родиона. Это неинтересно. Попробуйте сами.

Да – начал он, отдохнув. Идем сейчас, а барин Кучеров нам навстречу… Девок чуть свет видел.. Отчего говорит грибов не несут.. жене говорит и детям…А потом глядит на меня и говорит: «я с женой тебя призирать буду. Хотел я ему в ноги поклониться да оробел…Дай бог здоровью, пошли им господи..

Развитие версионности мышления – девочка лет 10 едет вместе с мамой в метро. Они едут в гости к бабушке. Вдруг у метро они встречают мамину подругу. Та предлагает пойти и поесть мороженое. Девочка угрюмо отказывается. Никакие уговоры, даже обещания купить самое любимое ею мороженое, не действуют. Почему девочка так себя ведет?».

3 варианта.

Перефразирование стихов.

Необходимо перефразировать стихотворение или песню таким образом, чтобы ни одно слово не осталось неизменным. Но слова могут быть заменены только синонимами.

Сохранять рифму не обязательно.

О, родственник мой по отцу!

Ты повествуй и докажи,

Что смысл тайный и великий

В сем деле есть,

Что златоглавый белокаменный наш град

Был брошен лягушачьим едокам.

Упражнение «МЕТАФОРА ЦВЕТА».

 

ПСИХОСИНТЕЗ

Психосинтез используется как метод психотерапии в первую очередь тогда, когда причиной проблем является глубокий и сложный конфликт между различными группами сознательных и бессознательных сил пациента или же когда эти проблемы возникают в результате глубинных и мучительных кризисов. В последнем случае сами пациенты не всегда осознают или правильно оценивают происходящие в них процессы.

Психосинтез – динамическая концепция психической жизни человека, разработанная итальянским психологом Роберто Ассаджиоли. Психосинтез относится к трансперсональной психологии. Суть ее заключается в определенном подходе к строению и функционированию внутреннего мира человека. Схематично внутренний мир человека был представлен в виде сферы (монады), погруженной в поле коллективного бессознательного (окружающую психическую среду). Оболочка сферы проницаема, как мембрана, что обеспечивает процессы взаимного влияния человека и среды. Внутренний мир человека состоит из низшего, среднего и высшего бессознательного, поля сознания, сознательного Я (ЭГО) и высшего Я.

Низшее (нижнее) бессознательное – простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела, основные влечения, примитивные побуждения, комплексы, сновидения, различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи и желания).

Среднее бессознательное – элементы, сходные с психическими элементами бодрствующего сознания. В среднем бессознательном усваивается полученный опыт и появляются плоды повседневной деятельности ума и воображения, проявляющиеся в свете сознания.

Высшее бессознательное – область проявления высших форм: интуиция, вдохновение, высшие чувства, стремление к героическим поступкам, талант.

Поле сознания – непосредственно осознаваемая часть личности; поток мыслей чувств, ощущений, доступных наблюдению, анализу и оценке.

Сознательное Я – точка чистого самоосознания, смысловой стержень сознания личности.

Высшее Я – истинное Я, существующее над сознательным Я, центр, из которого Я возвращается в сознание (после сна, гипноза, обморока).

Коллективное бессознательное – внешняя психическая среда. (СХЕМА).

Задача психосинтеза – посредством специальных техник помочь человеку изучить собственную личность (свое бессознательное, свое истинное Я), установить контроль над различными элементами своей личности, выявить свои противоречия, понять себя после постижения своего истинного Я- создать новый, объединяющий его личность центр. Психосинтез заключается в формировании или перестройке личности вокруг нового центра, что в результате позволяет человеку стать хозяином своей жизни, избавиться от психических и соматических расстройств, развить свои способности, обнаружить свою истинную духовную природу и построить под ее руководством гармоничную, эффективную личность.

Ключевым в психосинтезе является понятие субличностей. Субличности – это те, как правило, неосознаваемые голоса, которые борются в сознании человека. Простейший пример – конфликт различных желаний. Количество и особенности субличностей могут быть разными у разных людей. Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности. Практика психосинтеза состоит в выявлении индивидуальных субличностей и нахождении осознанного компромисса.

Работа с субличностями состоит из нескольких этапов:

- осознание и распознавание;

- принятие;

- координация и трансформация;

- интеграция;

- синтез.

Для того, чтобы вывести на уровень сознания внутренние конфликты и причину амбивалентности чувств и желаний, а также стимулировать развитие позитивного самоотношения и принятия себя, очень эффективной бывает работа с субличностями клиента.

Р.Ассаджиоли ввел в психотерапию понятие субличностей для того, чтобы вычленить и охарактеризовать отдельные образования в психике человека, основанные на его определенных ролях и потребностях. Широко известны такие субличности, как Внутренний Ребенок, Внутренний Родитель (Эрик Берн не называл их субличностями, но, по сути, они ими являются), Внутренний Критик, Жертва, Спасатель, Преследователь. Каждый человек может выделить множество других субличностей, которые могут иметь имена, прямо характеризующие сущность какой-то части их личности (например, Ворчун, Заискивающий Трус, Великолепная Дама и т.д.) или метафорически передающие какую-то особенность (например, Увядшая Роза, Каркающая Ворона и пр.).

Обозначить ключевые субличности человека удобно для того, чтобы выделить, например, основные паттерны поведения или чувства, свойственные клиенту, когда он находится в различных ситуациях.

Особенно эффективной бывает работа с субличностями, когда необходимо:

- сменить негативное отношение к себе на принятие себя;

- снизить интенсивность постоянной внутренней самокритики;

- осознать в случае амбивалентности чувств и желаний внутренних конфликт, мешающий принять решение.

Люди с психологией жертвы носят в себе нелюбимого, испуганного и печального Внутреннего Ребенка. Он влияет на их состояние, является источником неуверенности в себе и компенсаторных защит. Осознать его в себе, уделить ему внимание, поддерживать, утешать и успокаивать, вселять в него уверенность – это то, чему нужно научить клиента.

Одновременно необходимо работать с Внутренним Родителем.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.