Выученная беспомощность и поисковая активность. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Выученная беспомощность и поисковая активность.

2017-06-04 733
Выученная беспомощность и поисковая активность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Автор теории выученной беспомощности – Мартин Селигман определял беспомощность, как состояние, возникающее в той ситуации, когда человеку кажется, что внешние события от него не зависят, и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить. Если такое состояние и связанные с ним особенности мотивации и атрибуции переносятся на другие ситуации (генерализируются), значит это –выученная беспомощность. Непродолжительного периода невозможности контролировать окружающий мир достаточно, чтобы выученная беспомощность начала жить собственной жизнью и управлять поведением человека.

Проведя ряд исследований, Селигман пришел к выводу о том, что беспомощность формируют не сами по себе неприятные или неприятные события в жизни человека, а именно их неконтролируемость, то есть невозможность влиять на них. При этом стоит отметить, что, как негативные, так и позитивные последствия, если они неконтролируемы, приводят к формированию беспомощности.

У человека и животного тот же механизм формирования беспомощности и та же способность переносить это состояние на другие ситуации. Однако в отличие от животных люди обладают некоторыми особенностямибеспомощности человек может научиться, просто наблюдая за беспомощностью других – то есть для человека имеет значение не только собственный опыт, но и демонстрация ему моделей этого состояния.

С раннего детства человек учится контролю над внешним миром. Помешать этому процессу могут три обстоятельства:

- полное отсутствие последствий (депривация);

- однообразие последствий;

- асинхронность (отсутствие видимой связи между действиями и их последствиями).

Рассмотрим каждое из этих обстоятельств.

Отсутствие и однообразие последствий – чтобы человек избежал пессимизма и чувства беспомощности последствия его действий должны быть в наличии и должны быть разными. Ребенок, который в ответ на различное (хорошее и плохое) поведение получает совершенно одинаковую реакцию (неважно-положительную или отрицательную), точно также теряет ориентиры для управления собственной активностью, как и тот, который лишен обратной связи целиком и полностью. Если человек, неважно взрослый или ребенок, совершая различные поступки (хорошие и плохие), знает, что все равно его родители, супруг или его статус защитят от возможных негативных последствий, то этот человек оказывается в той же степени беспомощен, как и тот, кто наталкивается на шквал критики, чтобы он не делал. Иными словами, беспомощность возникает тогда, когда человек, пытается решить ту или иную поведенческую проблему и не находит никакой системы в том, как реагируют окружающие на его действия и никто не помогает ему эту систему обнаружить.

Асинхронность – между действиями и последствиями проходит так много времени, что уже невозможно связать реакцию окружения с теми или иными действиями. Телесные наказания по пятницам, служебный разнос по понедельникам и редко выплачиваемая зарплата – все это последствия, которые асинхронны по времени с их причинами. В этом случае зарплата перестает ассоциироваться с результатами труда, а наказание или критика со стороны родителей – с ошибками или неправильным поведением ребенка.

Кроме того, следует уточнить, что для формирования беспомощности важно, чтобы человек считал, что задача либо способность повлиять на создавшуюся ситуацию не доступна именно ему. Если же он считает, что задача не решаема в принципе или ее может решить другой человек, обладающий специальными компетенциями, которыми данный индивид не обладает, то формирование беспомощности не происходит.

Выраженность выраженной беспомощности и ее распространенность на разные виды деятельности определяются сочетанием его психологических установок. Например, наиболее тяжелые последствия связаны с установками, заставляющими индивида приписывать причину беспомощности своим личным качествам, воспринимаемым как неизменные и влияющие на все формы жизнедеятельности.

Таким образом, обучение беспомощности происходит при наличии нескольких факторов:

- индивид не имеет предшествующего опыта решения сложных задач;

- у него сформирован недостаточный уровень потребности в поиске;

- он считает, что с данной задачей может справиться любо равный ему человек, но не он сам;

- он длительное время сталкивался с ситуациями, в которых не было четкой взаимосвязи между его действиями и их последствиями.

Концепция поисковой активности, разработанная Селигманом и его коллегами позволяет показать влияние выученной беспомощности на формирование виктимности более объемно.

При этом под поисковой понимается активность, направленная на изменение внешнего/внутреннего плана ситуации при отсутствии определенного прогноза результатов своей деятельности, но при постоянном их учете. Подобное определение подразумевает, во-первых, широкий круг личностных факторов, обуславливающих устойчивость человека по отношению к отрицательным воздействиям внешней среды (в отличие от концепции выученной беспомощности), во-вторых, предполагает, что индивид, переживающий состояние стресса, является не пассивным по сути объектом воздействия внешних условий (каким он представляется в концепции выученной беспомощности), но активным субъектом, реорганизующим или пытающимся реорганизовать дискомфортную ситуацию таким образом, чтобы она стала для него приемлемой. Иными словами, поисковая активность – деятельность, направленная либо на изменение неприемлемой ситуации и(или) своего отношения к ней, либо на сохранение благоприятной ситуации вопреки угрожающим ей факторам и обстоятельствам. Человек запрограммирован природой на гибкое поисковое поведение в меняющемся динамичном мире как естественной внешней среды, так и социальных отношений. В реальной жизни стопроцентный прогноз конечных результатов блокирует поисковую активность, превращая существование лица в набор автоматизированных действий, отражающих искусственно выстроенную ситуацию. В то же время в процессе поискового поведения не только конечные, но и промежуточные результаты должны учитываться, оцениваться и использоваться для коррекции поведения, которое без этого окажется недостаточно гибким и в итоге малоэффективным.

Антиподом поисковой активности является отказ от поиска. Это состояние переживается человеком разнообразно: как депрессия, невротическая тревога, апатия, чувство беспомощности, что часто предшествует развитию различных заболеваний. Чем более высоким уровнем поисковой активности характеризуется деятельность человека в обычном состоянии, тем тяжелее для него будет перенести отказ от нее. Состояние отказа от поиска сказывается резко отрицательно на результатах любой деятельности – возникнув в конкретной ситуации, оно (равно, как и выученная беспомощность) имеет тенденцию захватывать поведение в целом, поэтому если ощущение безнадежности и беспомощности явилось реакцией на какую-либо конкретную неудачу, оно способно парализовать активность лица в любом другом направлении. То есть снижение поисковой активности обуславливает возникновение новых неудач и формирует замкнутый круг, вырваться из которого можно только в том случае, если в неудачах возникает просвет или внезапно случается событие, требующее от человека полной мобилизации сил для спасения собственной жизни или жизни близких.

Помня об этом, легко понять, почему неизменные и легкие удачи снижают устойчивость индивида по отношению к выученной беспомощности – ведь при этом формируется стопроцентный положительный прогноз, отпадает необходимость в поисковой активности, и она детренируется. Ясно также, почему постоянные поражения, преследующие какого-то человека с раннего детства, способствуют формированию у него выученной беспомощности – он получает неизменно отрицательный результат, его поисковая активность обесценивается. Напротив, обычное чередование побед и поражений, которое и происходит обычно в жизни у большинства людей, создает неопределенный прогноз и ощущение зависимости результатов от предпринятых усилий, в это способствует тренировке поисковой активности и вырабатывает «иммунитет» к выученной беспомощности. Если человек отказывается от поисковой активности, это приводит к возникновению выученной беспомощности и к тому, что человек, попав в положение жертвы, практически ничего не предпринимает для изменения сложившихся обстоятельств.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.