Функция обеспечения функция мобилиза- — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Функция обеспечения функция мобилиза-

2017-06-04 295
Функция обеспечения функция мобилиза- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЦЕЛОСТНОСТИ И СТАБИЛЬ- ЦИИ И ЭФФЕКТИВ-

НОСТИ ОБЩЕСТВА НОСТИ ОБЩЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       
   
 
 


ГУМАНИТАРНАЯ ФУНКЦИИ ФУНКЦИЯ РАЦИ-

ФУНКЦИЯ ПОЛИТИКИ ОНАЛИЗИЦИИ

       
   


УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ И ФУНКЦИЯ ПОЛИТИ-

РЕГУЛЯТИВНАЯ ЧЕСКОЙ СОЦИАЛИ-

ФУНКЦИЯ ЗАЦИИ

 

В современных обществах политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых они не могут нормально развиваться.

1. Функции обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы. Политика может предложить варианты желаемого будущего, в которых представлены политически значимые интересы групп, слоев, индивидов, государства, в том случае, если она способна интегрировать социально неоднородные группы.

2. Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Помимо формулирования целей поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.

3. Управленческая и регулятивная функция политики. Политика не только выражает властно значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.

4. Функция рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.

5. Функция политической социализации. Открывая широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность асоциальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

6. Гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности. Успешное выполнение политикой всех этих функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества.

Специфика, взаимосвязь с отраслями знаний и сферами деятельности:

Границы мира политики есть, но они всегда подвижны. На протяжении человеческой истории они то расширялись, причем до такой степени, что политика поглощала все общество, то сужались.

Некоторые современные авторы предельно широко трактуют содержание политической сферы. Так, американский политолог Д. Хелд определяет мир политики как борьбу "за организацию человеческих возможностей". Предметом политических взаимодействий являются, по его мнению, господство, власть, способность социальных агентов и институтов сохранять или изменять свое социальное и физическое окружение. Вследствие этого политика пронизывает всю общественную и частную жизнь, проявляется во всех связях и структурах, участвующих в процессах производства и воспроизводства общественной жизни.

При таком подходе границы политики размыты, она теряет свою предметность, реальные очертания. Очевидно, что влияние политики на общество многогранно. Любая социальная проблема, если она затрагивает интересы всего общества и ее решение требует вмешательства институтов государственной власти, становится политической, но в таком случае собственно политическая сфера растворяется.

Другой подход в определении границ мира политики ограничивает ее деятельностью институтов государства. Однако деятельность управленческих структур государственных предприятий или судебное производство не имеет исключительно политического характера.

Практика развитых демократических стран показала, что общезначимые потребности (права, свободы личности, безопасность, гражданский мир) обеспечивает государство и его институты. Для того, чтобы донести свои интересы и потребности до власти, граждане создают партии, движения, группы давления. Вместе с государством эти политические силы составляют сферу политики. Повседневные же интересы человек реализует в неполитической сфере - гражданском обществе, В одних странах (в Великобритании при консерваторах, США и др.) вмешательство государства в дела гражданского общества не допускается, в других, скажем, в странах социал-демократической ориентации (в Швеции, Финляндии и др.), наоборот, возможности государственного регулирования используются для решения вопросов социального обеспечения, занятости, осуществления принципа социальной справедливости.

 

 

ВОПРОС 2.Зарождение и развитие политической мысли.

Российская политическая традиция

История формирования политических взглядов и учений насчитывает века. Элементы политического научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских, а затем и социологических теорий.

Древнейшие политические учения возникли в Египте, Двуречье, Индии, Палестине, Китае и других странах Древнего Востока, где возник самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Наиболее развернутые политические концепции сложились в Древней Индии и Древнем Китае. Брахманизм возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. и был направлен на обоснование кастового строя и привилегий знати; государство понималось им как продолжение карающей силы богов; основная его функция виделась в обеспечении стабильности существующих порядков. Идея наказания выступала как фундамент политических воззрений, а главным методом осуществления власти считалось принуждение.

Одним из самых влиятельных течений общественной мысли Древнего Китая было конфуцианство, основанное Кун Фуцзы (551—479 гг. до н. э.). Конфуций утверждал, что деление людей на «высших» и «низших» не может быть устранено, но выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. В конфуцианстве содержится также одна из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского государства (император — отец, подданные — дети) и меритократическую форму правления (у власти должны стоять самые достойные).

Именно начала научного знания о политике в Европе были заложены в Древней Греции Платоном (424—347 гг. до н. э.) и Аристотелем (384-322 гг. до н. э.).

Социально-политические учения Древней Греции в ходе своего исторического развития обособились от религии и стали относительно самостоятельной частью философии, сохранив при этом во многих своих чертах связь с морально-этическими представлениями.

Теорию идеального государственного устройства развивает в диалоге «Государство» Платон. Он подробно обосновывает положение о том, что для общих потребностей необходимо разделение труда между гражданами государства. Идеальное государство Платона — это справедливое правление лучших, правление философов, руководствующихся справедливыми законами. Платон считал, что в государстве возможны три основные формы правления: монархия, аристократия и демократия. Идеальная форма правления государством, по Платону, — аристократическая либо монархическая, «смотря по тому, принадлежит ли сознание высших идей немногим или одному». Демократия — власть бедных, где господствует неограниченная свобода, равнозначная полной неурядице, стихии наглости и анархии.

Дальнейшая разработка политических идей античности связана с именем Аристотеля. Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Аристотель рассматривал государство как сложную организацию, возникшую из естественного, присущего свободным людям политического общения. В своей работе «Политика» он определяет функции государства и считает его не просто средством обеспечения безопасности граждан и регуляции общественной жизни с помощью законов, но и достижения счастливой жизни. Так же Аристотель высказал ряд основополагающих мыслей о демократии. В частности, о социальной основе демократии, выборности правителей и избирательном праве, о необходимости сообразования государственных учреждений с состоянием народа и другие.

Мировоззрение Средних веков было в своей основе теологическим (все науки выступали как разделы богословия), а притязания католической церкви на решающее участие в политике основывалось теократическими теориями, суть которых сводилась к тому, что государство должно занимать подчиненное по отношению к церкви положение. Так, Августин (354-439 гг.), христианский, теолог, один из «отцов церкви», считал, что только церковь является истинным государством, и в ней воплощаются право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. Согласно его учению, изложенному в работе «О граде божьем», бог наделил человека свободной волей, то есть способностью жить или по своему, или по божьему. Выбор способа жизни зависит от веры и любви как источник истины и спасения. Отсюда противоречие града божьего и града человеческого: «Итак, два града созданы двумя видами любви, а именно: земной — любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, Небесной — любовью к Богу вплоть до забвения себя».

Средневековый итальянский католический теолог, монах-доминиканец Фома Аквинский (1225—1274 гг.) считал власть божественным установлением. Рассматривая те же формулы власти, что и Аристотель, он отдавал предпочтение монархии. Власть по Аквинскому есть неизменное добро, всегда нечто хорошее, благое. Однако властью может овладеть и зло. Насколько действия правителей отклоняются от воли бога, утверждал Аквинский, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе оказывать этим действиям сопротивление.

Намеченное в древности политическое знание было обогащено и развито виднейшим политиком и ученым эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469—1527), который определил политическую науку как науку о государстве. Главное исследование Макиавелли — государственная власть, анализ ее завоевания, отправления, сохранения, приумножения и утраты. Он являлся сторонником республиканской формы правления, считая, что республика — лучшая форма правления, так как она делает каждого ответственным за судьбу правления. Но республиканская форма правления не всегда возможна, нельзя сохранить свободные политические учреждения, если в народе не развиты гражданские добродетели. Макиавелли обосновал необходимость государства эгоистической природой человека и потребностью ее насильственного обуздания. В политической борьбе Макиавелли считал допустимым пренебрегать законами морали и применять любые средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть. Он подходит к политике как к опытной науке, считая, что в основе политического поведения лежит выгода и сила.

Для эпохи Возрождения характерны идеи основоположников раннего утопического социализма Т. Мора и Т. Компанеллы.

 



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.