Вопрос 4. Изменения в социальной структуре российского общества и государственно-правовая характеристика социального строя «Просвещённого абсолютизма» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Вопрос 4. Изменения в социальной структуре российского общества и государственно-правовая характеристика социального строя «Просвещённого абсолютизма»

2017-06-04 1017
Вопрос 4. Изменения в социальной структуре российского общества и государственно-правовая характеристика социального строя «Просвещённого абсолютизма» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изменения в социальной структуре российского общества периода абсолютизма, особенно на его ранних стадиях, приводят к появлению нового социального слоя связанного с капиталистическим развитием экономики – приписных и посессионных крестьян. Мелкие промыслы и мануфактуры составили основу для его появления.

В 1736 г. предпринимателям дается разрешение покупать крестьян без земли, специально для использования в промышленности, с 1744 г. их можно приобретать целыми деревнями. Со своей стороны и приписные крестьяне предпринимали меры для того, чтобы устраниться от работы на мануфактурах – они могли откупиться, уплатив определенные суммы или выставить вместо себя нанятых людей. Большая часть приписных формировалась из частновладельческих крестьян и крестьян, закрепленных по Указу 1736 г. Дифференциация крестьянства приводила к выделению из его среды мануфактуристов, ростовщиков и купцов.

Мануфактурное производство стимулировало рост торгового оборота и строительства новых городских поселений. Основными формами торговой деятельности были ярмарки и «торжки». Соответственно, нарождается городская буржуазия, которая в целом являлась податным сословием, но для некоторых ее групп (мануфактуристов, купцов высших гильдий и др.) устанавливались особые привилегии и льготы.

В городах стали формироваться органы самоуправленияпосадские сходы, магистраты. Стало юридически оформляться городское сословие. По «Регламенту Главного магистрата» 1721 г. оно стало делиться на «регулярных граждан» и «подлых людей» (низшие слои городского населения). Регулярные, в свою очередь, подразделялись на первую гильдию – банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера и вторую гильдию – ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы. Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами.

В результате этой акции были выделены группы неподатных сословий – дворянство и духовенство.

Вместе с тем, усиление монархической власти неизбежно столкнулось с политическими интересами церкви. Уже в конце XVII в. стали ограничиваться некоторые финансово-налоговые льготы церковных учреждений– на них стали распространяться разного рода подати: ямские, полоняночные, стрелецкие. В 1701 г. был учрежден Монастырский приказ, ведавший церковным управлением. Однако почти полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения в 1721 г. Синода, как органа государственного отраслевого управления церковными делами. Решающим актом, лишившим церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады, стал Указ 1764 г. Этим же Указом крестьяне, принадлежавшие ранее церкви, переводились в положение государственных. Также была восстановлена ликвидированная в ходе реформы Коллегия экономии и к ней приписаны все эти крестьяне – около восьмисот тысяч человек. За монастырями и архиерейскими домами оставались незначительные земельные наделы. В 1778 г. были утверждены новые приходские штаты, а в 1784 г. был проведен «разбор», в результате которого всем безместным священникам и детям священников предлагалось по выбору поступать в купечество, в цехи, в крестьянство или на военную службу. Предоставлялось право перехода из духовного сословия в любое другое.

 

В отдельные периоды существования абсолютной монархии ее идеологией становилась идеология «Просвещения». Возникали правовые формы, напоминающие западноевропейские (в основном, французские и английские), предпринимались попытки создания правовых основ государственности («правового государства», конституции), культурного просветительства. Эти тенденции были обусловлены не только личностью того или иного монарха – Петра I, Екатерины II, Александра I, но и социально-экономической и политической ситуацией в стране. Часть дворянства отказывалась от традиционных и консервативных методов хозяйствования и политики, искала более гибкие формы управления. Этому способствовало культурное и промышленное развитие страны.

«Просвещенный абсолютизм» – политика, порожденная временем разложения феодальной системы и вызреванием в ее недрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков. «Просвещенный абсолютизм» отличается от обычного деспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных.

Теоретические основы «просвещенного абсолютизма» были разработаны выдающимися деятелями французского просвещения Вольтером, Монтескье, Беккариа, Дидро, Д'Аламбером и др. Эти просветители умеренного крыла призывали к эволюционной, без потрясений, смене общественно-экономических отношений, что устраивало монархов Европы и способствовало возникновению союза королей и философов, способного, как полагали короли, предотвратить угрозу их тронам. Идеи просвещения разделяли прусский король Фридрих II, шведский король Густав III, австрийский Император Иосиф II и др.

Россией в рассматриваемый период правили: Елизавета Петровна (1741–1761 гг.), Петр III (1761–1762 гг.), Екатерина II (1762–1796 гг.) и Павел I (1796—1801 гг.).

К наиболее значимым датам истории можно отнести: основание Московского университета (1755 г.), Семилетняя война России с Пруссией (1756–1763 гг.), учреждение Академии художеств (1757 г.), отмена Гетманства на Украине (1764 г.), секуляризация церковных земель (1764 г.), присоединение к России Алеутских островов (1766 г. – в 1867 г. проданы США вместе с Аляской), Русско-турецкая война (1768–1774 гг.), Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773–1775 гг.), упразднение казачьего самоуправления на Дону и уничтожение Запорожской Сечи (1775 г.), присоединение к России Крыма и земель по р.Кубань (1783 г.), Жалованные грамоты дворянству и городам (1785 г., 21 апреля), Русско-турецкая война (1787–1791 гг.), Русско-шведская война (1788–1790 гг.), издание книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.), ликвидация Польши как самостоятельного государства (1795 г.), «Учреждение об Императорской фамилии» (закон «О престолонаследии») (1797 г., 5 апреля).

 

Элементы «просвещенного абсолютизма» присутствовали и активизировались в политической жизни России на протяжении второй половины XVIII в. Они становились то более, то менее явными и определяющими. Изменялись социальная и экономическая структуры общества, формировалась новая идеология. В ее рамках монарх рассматривается не просто как «отец нации», а как блюститель законности. «Просвещенный абсолютизм» неразрывно связывается с легитимностью (законностью) управления и суда. В официальную идеологию начинают проникать идеи всесословного характера власти.

Социальные изменения находили отражение в соответствующих политических и государственных преобразованиях. Так, с 1754 г. начинает работу новая Уложенная комиссия, задачей которой вновь становится переработка старой и создание новой системы права.

В 1762 г. Петром III учреждается «Императорский совет» состоявший из восьми человек, который в 1769 г. заменяется «Советом при Высочайшем дворе», сосредоточивший свою деятельность на внутренней политике и включавший в свой состав всех руководителей центральных органов управления. Совет просуществовал до 1801 г., затем был заменен «Непременным Государственным Советом».

С 1763 г. Сенат превращается в высшее административно-судебное учреждение, состоящее из шести департаментов: первый ведал государственными финансами и секретным делопроизводством, второй – собственно судебными делами (надзором, обобщением практики, кадровым подбором, пересмотром дел), третий – делами провинций (администрацией, финансами), четвертый – военными делами, пятый – местной администрацией, шестой – местными судами. Таким образом, к 1801 г. Сенат фактически и окончательно превращается в высшую судебную инстанцию.

Отметим, что монархическая форма правления считалась в то время неизменной, неотъемлемой и единственно возможной для России, но наряду с этим явно наметилась необходимость проведения правовой реформы с целью улучшения государственного строя и укрепления законности.

Был создан ряд специальных комиссий, задачей которых стало установление пределов «законной власти правительства». В 1763 г. создается «Комиссия о вольности дворянской» (позже ставшая «Советом при Императрице»), в 1762 г. – «Комиссия о коммерции», в 1762 г. – «Комиссия о церковных имениях». Комиссии готовили проекты законов, определявших государственный строй. Законы начинают подразделяться на фундаментальные и текущие.

В 1764 г. состоялось открытие «Смольного института благородных девиц» (первое название «Воспитательное общество благородных девиц»). Это был новый тип учебных заведений.

К этим же годам относятся две акции Екатерины, внесшие существенные изменения в структуру административных органов. Одна из них связана с проектом Н.И. Панина об учреждении Императорского совета и реформой Сената.

Рациональное зерно разделения Сената на шесть департаментов с пятью сенаторами в каждом состояло в том, что его прежний громоздкий состав позволял многим сенаторам бездельничать, считать своей главной обязанностью не работу, а присутствие в учреждении. В департаментах же сокращалась возможность прятаться за спины других, повышалась в 6 раз эффективность работы Сената. Столь же безболезненно произошла и вторая акция – ликвидация гетманства на Украине.

В 1765 г. были введены еще два крупных новшества. Первое из них – открытие «Вольного экономического общества». Оно должно было помочь помещикам рационально организовать хозяйство, приспособить его к рыночным отношениям. Другое было связано с объявлением этим обществом конкурса на лучший ответ на вопрос: «Что полезнее для общества, – чтоб крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?» В течение двух лет Экономическое общество получило 162 конкурсные работы, в том числе 129 прислали немцы, 21 – французы, 7 – русские. Конкурсные работы прислали Вольтер и Мармонтель, Граслен и Эйлер. Они подвергли резкой критике крепостничество, считали его противоречащим природе и человеческому разуму, писали о неминуемом упадке общества, в котором господствует рабство, об угрозе выступлений народа, доведенного до отчаяния, о паразитизме дворянства.

Закончив проведение этих первоначальных акций, Императрица поняла, что настала пора реализации широкомасштабных реформ в духе идей Просвещения. В конце 1766 г. она приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования – созыву комиссии для составления нового Уложения, то есть кодификации законов, вступивших в силу после Соборного уложения 1649 г.

Уложенная комиссия созванная Екатериной, отличалась от предшествующих более широким представительством. Право избирать депутатов было предоставлено дворянам – по одному депутату от уезда, горожанам – по одному депутату от города, государственным и экономическим крестьянам – по одному депутату от провинции при трехступенчатых выборах: «погост–уезд–провинция», оседлым «инородцам» – тоже по одному депутату. Кроме того, каждое центральное учреждение посылало в Комиссию по одному своему представителю. Таким образом, права избирать депутатов были лишены крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также духовенство.

В итоге в Уложенную комиссию было избрано около 450 депутатов, из которых 33% составляли выборные от дворянства, 36% –от горожан, около 20% –от сельского населения, 5% – правительственные чиновники. Если учесть, что чиновники являлись дворянами, а некоторые города и государственные крестьяне избирали депутатами также дворян, то удельный вес дворянства в Уложенной комиссии, составлявшего 0,6% населения страны, значительно повышался.

Депутатам предоставлялись существенные льготы и привилегии. Помимо жалованья, выдававшегося сверх получаемого на службе, они до конца дней своих освобождались от смертной казни, пыток и телесных наказаний; их имения не подлежали конфискации за исключением случаев, когда надлежало расплатиться за долги; решение суда относительно депутатов не приводилось в исполнение без благословения Императрицы; за оскорбление депутата взыскивался двойной штраф. Депутатам выдавался особый знак с девизом: «Блаженство каждого и всех».

Еще одна особенность екатерининской комиссии состояла в новшестве, неведомом предшествовавшим комиссиям – Императрица в 1766 г. составила «Наказ» с изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии, которыми должны руководствоваться депутаты.

В «Наказе» формулировались принципы правовой политики и правовой системы. Значительная часть текста «Наказа» (250 статей) заимствована из трактата Ш. Монтескье «О духе законов», трактата Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (около 100 статей), «Энциклопедии» Д. Дидро и Д’Аламбера. В целом заимствования составили более 80% статей и 90% текста. Однако по своей концепции «Наказ» был самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного» абсолютизма.

«Наказ» обосновывает политические принципы абсолютистского государства – власть монарха, бюрократическая система организации управления, сословное деление общества. Эти признаки выводились из «естественного» положения России и подкреплялись ссылками на русскую политическую историю. Монархия полагалась лучшей формой правления. Монарх объявлялся источником самодержавной неограниченной власти, который объединяет, консолидирует общество и трактует законы. Цель всех действий верховной власти – обеспечение безопасности каждого гражданина, «власть сотворена для народа». Монархия призвана содействовать непрерывному совершенствованию общества. Для достижения этих целей необходимо установление в государстве «наилучших законов». Монарх призван проявлять «кротость и снисходительность», следуя установившимся традициям, стремясь обеспечить в обществе «блаженство каждого и всех». Это и стало девизом Уложенной комиссии. Вместе с тем, никаких ограничений (кроме этических) «Наказ» для верховной власти не усматривал.

«Наказ» декларировал общую для всех граждан свободу («вольность») и равную обязанность всех перед лицом государственной власти. Однако, далее он обосновывал неравное положение сословий перед властью и законом. Дается четкое деление общества на правящих и повинующихся, что связывалось с естественными законами рождения, происхождения и способностей.

Сословная структура общества соотносилась с естественным делением на профессиональные классы – дворяне, мещане, земледельцы. «Наказ» устанавливает сословное деление с соответствующей разницей в правах и привилегиях. Первое место отводится дворянству, второе – «среднему роду», последнее – «нижнему роду людей» и крестьянству. Вместе с тем, дворянству верховная власть отводит и особое место, учитывая особую важность его функций – военную службу и отправление правосудия. Попытки нарушить сословное деление оцениваются «Наказом», как гибельные для общества. Равенство видится лишь в одном – одинаковом подчинении уголовным законам, хотя это не означало одинакового применения этих законов к разным сословиям. Закон рассматривался как главный инструмент государственного управления, который необходимо сообразовать с «духом народа» и «естественным положением дел». Закон должен обеспечивать полное и сознательное повиновение. Законы описывают отношения, не вдаваясь в толкование и не делая исключений. Они просты и четки в своих формулировках и предписаниях.

В «Наказе» была разработана юридическая техника, ранее не знакомая российскому праву, то есть, выработаны новые представления о системе законодательства. Екатерина подразделила так нормативно-правовые акты:

- Законы – их должно быть не много, и они должны оставаться неизменными;

- Временные учреждения – определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов;

- Указы – являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми.

Таким образом, главной задачей «Наказа» было указать на необходимость стабильности и фундаментальности правовой системы.

Надо отметить три позитивных результата деятельности Уложенной комиссии. Так, одна из задач Уложенной комиссии состояла в том, «дабы лучше нам узнать быть можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Наказы депутатам, а также прения в Уложенной комиссии дали на этот счет достаточный материал.

Вторым важным результатом деятельности Уложенной комиссии стало то, что она способствовала распространению в России идей французского Просвещения. Роль распространителя этих идей, хотела того Императрица или нет, выпала на долю ее «Наказа» – с 1767 по 1796 гг. он издавался не менее семи раз общим тиражом до пяти тысяч экземпляров. Специальный Указ требовал, чтобы его читали в правительственных учреждениях наравне с «Зерцалом правосудия» петровского времени.

Третий итог деятельности Уложенной комиссии состоял в укреплении положения Екатерины на троне – она остро нуждалась в опровержении репутации узурпатора престола. Так, не прошло и трех месяцев после ее вступления на престол, как возвращенный из ссылки А.П. Бестужев-Рюмин услужливо выступил с инициативой поднесения ей титула «Матери Отечества». Постановление 1768 г. «О поднесении Императрице титула «Матери Отечества»», подписанное всеми депутатами Уложенной комиссии, имело огромное политическое значение. Это был своего рода акт коронации Императрицы, совершенный не кучкой заговорщиков, возведших ее на трон, а представителями всех сословий страны. Эта акция подняла престиж Екатерины II как внутри страны, так и за ее пределами.

В этот период серьезное внимание уделялось совершенствованию работы полицейских органов. Так, с 1775 г. полицейские функции в уездах стали выполнять исправники и нижние земские суды. В 1782 г. в городах начали создаваться специальные полицейские органы – «Управы благочиния». В их состав вошли: городничие (в столицах – полицмейстеры), приставы по уголовным делам, приставы по гражданским делам, два выборных ратмана. В компетенцию управы входило: наблюдение за порядком и соблюдением законов, проведение решений губернского правления, судебных палат и других судов, пресечение нарушений, осуществление дознания и розыска, задержание преступников и даже решение мелких уголовных дел – на сумму до двадцати рублей. С 1775 г. стали создаваться «Смирительные дома», в которых содержались лица, подвергнутые заключению в административном (не судебном) порядке и обвиненные в «непотребном и невоздержанном житии».

Вместе с тем, сословная структура общества, не только сохранялась, но ее дифференциация даже усложнилась, стала еще более формализованной. Права и обязанности каждого сословия подверглись обстоятельной регламентации.

Вместе с тем, Крестьянская война 1773–1775 гг. провела четкую разграничительную линию в расстановке социальных сил. В борьбе с мятежным крестьянством главную опору самодержавию составило дворянство, во враждебном крестьянству лагере оказались также купцы и промышленники, которые получая привилегии от феодального государства, используя ресурсы крепостнической системы, не выступали ни против самодержавия, ни против крепостничества.

Дворянство оставалось правящим сословием. Неудобные и ограничительные для него положения петровского Указа «О единонаследии» достаточно скоро начинают корректироваться, а в 1762 г. по Манифесту Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» вовсе отменяются. Дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы. Это обстоятельство заметно повлияло на экономическое поведение дворянства. Начинается и постепенно усиливается земельная и промышленная экспансия дворянства. С 1762 г. значительно усиливается приток дворян на проживание в деревне. Параллельно проходит межевание помещичьих земель, перераспределение недвижимости.

В 1766 г. дворянство получает важную льготу – на шесть лет отменяются пошлины на вывоз хлеба из их хозяйств, а в 1787 г. ему разрешается повсеместная свободная торговля хлебом. Еще в 1755 г. была установлена дворянская монополия на винокурение. А также по указу 1760 г. дворяне получили право ссылать неугодных им крестьян в Сибирь, а с 1765 г. им предоставлялось право отдавать крестьян в каторжные работы. Заключительным актом правового и привилегированного оформления дворянского сословия стала «Жалованная грамота дворянству» 1785 г.

В 1769 г. был разработан проект положения «О среднем роде людей» или правовом статусе мещанства. К этому сословию относились лица, занимающиеся наукой и несущие службу – белое духовенство, ученые, чиновники, художники; лица, занятые торговлей – купцы, фабриканты, заводчики, владельцы судов и мореплаватели; прочие лица – ремесленники, работные люди и др.

«Средний род людей» располагал полнотой государственных прав, правом на жизнь, безопасность и имущество. Предусматривались судебные права, права на неприкосновенность личности вплоть до окончания судебного разбирательства, на защиту в суде.

Мещане освобождались от общественных работ, их запрещалось переводить в крепостное состояние. Они имели право свободного переселения, передвижения и выезда в другие государства, право на свой внутрисословный суд, на обзаведение домами, право выставлять вместо себя замену по рекрутскому набору. Мещане имели право владения городскими и загородными домами, имели неограниченное право собственности на принадлежащее им имущество, неограниченное право наследования. Они получали право владеть промышленными заведениями, организовывать банки, конторы и пр.

Одновременно с «Жалованной грамотой дворянству» в апреле 1785 г. была опубликована «Жалованная грамота городам» (полное название: «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи»). Она состояла из манифеста, шестнадцати разделов и ста семидесяти восьми статей. При подготовке «Жалованной грамоты городам», которая началась в 1780 г., кроме материалов Уложенной комиссии были использованы другие источники: Цеховой устав 1722 г., Устав благочиния 1782 г. и Учреждение для управления губернией 1775 г., шведский Цеховой Устав и Положение о маклере 1669 г., прусский Ремесленный устав 1733 г., законодательство городов Лифляндии и Эстляндии. Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

Это вполне согласовывалось с идеей создания «среднего рода людей». Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией с особыми же административной системой управления и видами занятий населения.

Принадлежность к мещанскому сословию, по мысли законодателя, основывается на трудолюбии и добронравии, является наследственным, связана с пользой, которую мещанство приносит отечеству.

Таким образом, личные права мещан включали: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу. К имущественным правам мещанства относились: право собственности на принадлежащее имущество, т.е. приобретение, использование, наследование; право владения промышленными предприятиями, промыслами; право на ведение торговли.

Все городское население делилось на шесть категорий:

1. «Настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость;

2. «Записанные в гильдии купцы» (I гильдия – с капиталом от 10 до 50 тыс. рублей, II – от 5 до 10 тыс. рублей, III – от 1 до 5 тыс. рублей);

3. «Состоявшие в цехах ремесленники»;

4. «Иногородние и иностранные купцы»;

5. «Именитые граждане» (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты);

6. «Прочее посадское население».

Купцы I и II гильдий пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане. Права и обязанности ремесленников регламентировались внутрицеховыми правилами и «Уставом о цехах».

В городе создавалась Общая городская дума, в которую входили избранные городской голова и «гласные» (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города). Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган – Шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовали один представитель от каждой категории горожан. Председательствовал городской голова.

В компетенцию Городской думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных споров, наблюдение за городским строительством. Но в отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение городской думы – их решали судебные органы.

Крестьянство в этот период численно возрастает, подразделяясь на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых (удельных).

Помещичьи крестьяне несли в пользу помещика различные повинности: барщину, оброк и пр. На них ложились рекрутские поборы (ежегодно с каждых двадцати дворов по рекруту) и государственные повинности: подушная подать, размещение армии по деревням и селам (постойная повинность). Напомним, что Указ 1719 г. распространял подушный сбор на холопов, имеющих свою пашню, а в 1720–1723 гг. эта подать распространяется на всех лиц мужского пола (крестьян пашенных и непашенных, холопов, дворовых, городских и сельских помещичьих людей). Такое установление единой подушной подати уравняло все категории крестьянского населения, чем ликвидировало его особые категории – холопов и вольных («гулящих») людей.

В результате секуляризации церковных земель появилась особая категория крестьян «экономические», находившихся под управлением Коллегии экономии. После упразднения этой коллегии в 1786 г они вошли в число государственных крестьян.

Государственные крестьяне составляли почти сорок процентов всех крестьян. Они несли повинности и платили оброк государству, их нельзя было продавать. Вместе с тем, их можно было насильственно переселять, присваивать заводам и другими путями распоряжаться их судьбой.

Дворцовые крестьяне (с 1797 г. – «удельные») принадлежали царской фамилии и управление ими осуществлялось Департаментом уделов.

Посессионные – государственные крестьяне, переданные государством в условное владение частным лицам (обычно купцам) для работы на их промышленных предприятиях.

В 1785 г. был разработан проект еще одной сословной грамоты – «Сельского положения». Документ касался положения только государственных крестьян. Он утверждал за ними неотъемлемые сословные права: право на свободное звание, право собственности на движимое имущество, право приобретать в собственность недвижимость (исключая деревни, фабрики, заводы и крестьян), право отказываться от уплаты незаконных податей, сборов и повинностей, право заниматься земледелием, промыслами и торговлей.

Проект не стал законом, однако государственная и правовая политика в отношении крестьянства достаточно ясно определилась. Крестьянское население («сельские обитатели») подразделялось на «государственных поселян», принадлежавших государству и владевших землями, полученными от правительства; «свободных крестьян», арендующих землю у дворян или правительства и не являющихся крепостными; «крепостных крестьян», принадлежавших дворянам или Императору.

Теперь все категории крестьян имели право нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать своих детей (крепостные могли это делать только с разрешения помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными промыслами. Права наследования, распоряжения имуществом, вступления в обязательства для крестьян были ограничены. Государственные крестьяне и свободные крестьяне имели право защиту в суде, и на полное владение, но не распоряжение предоставленными землями, на полную собственность в движимом имуществе.

Крепостные крестьяне полностью подлежали суду помещиков, а по уголовным делам – государственному суду. Их имущественные права были ограничены необходимостью получать разрешение помещика (в области распоряжения и наследования движимого имущества). Помещику, в свою очередь, запрещалось продавать крестьян в «розницу».

«Свободными людьми» объявлялись казаки. Они не могли быть обращены в крепостное состояние, имели права на судебную защиту, могли владеть мелкими торговыми заведениями, сдавать в аренду, заниматься промыслами, нанимать на службу вольных людей (но не могли владеть крепостными), торговать товарами собственного производства. Казацкие старшины освобождались от телесных наказаний, их дома – от постоя. Устанавливалось единообразное и особое военно-административное управление казачьими войсками: войсковая канцелярия, руководство которой назначалось правительством, а члены избирались казаками.

 

Крестьянская война обнаружила и слабость местных органов власти, неспособность их собственными силами поддерживать «тишину». Именно поэтому заботы Императрицы были направлены на совершенствование областной администрации, реформирование которой намечалось провести еще до Крестьянской войны. «Я только что дала моей империи «Учреждение о губернии», – информировала Екатерина Вольтера в 1775 г., – которое содержит в себе 215 печатных страниц... и, как говорят, ни в чем не уступает Наказу».

Проведение областной реформы преследовало охранительные и фискальные цели. Вместо ранее существовавшего деления территории России на губернии, провинции и уезды вводилось двухчленное деление на губернии и уезды, в основе которого лежал принцип численности податного населения – в губернии должно было жить 300–400 тыс. душ, а в уездах – 20–30 тыс. В итоге проведения реформы вместо 23 губерний было создано 50.

Еще одно последствие областной реформы состояло в том, что она значительно увеличила штат чиновников. А так как все высшие и средние должности в губернской и уездной администрации заполнялись дворянами (обычно в губернских и уездных учреждениях служили ушедшие в отставку офицеры), то последние получили новый источник дохода. Областная реформа почти вдвое увеличила численность в стране городов. Все пункты размещения губернской и уездной администрации были объявлены городами, а их население – мещанами и купцами. Появилось 216 новых городов.

Проводя политику усмирения народных масс по недопущению новых волнений, первыми, кому царизм нанес удар, были запорожские казаки, издавна привлекавшие в свою среду активные элементы, готовые выступить против крепостничества. Так, в начале июня 1775 г. войска генерала Текели, возвращавшиеся с русско-турецкой войны, внезапно напали на Запорожскую Сечь и полностью разрушили ее. В манифесте, извещавшем об этом событии население России, Екатерина писала, что казаки якобы помышляли «составить из себя область, совершенно независимую, под собственным своим неистовым управлением». После Ясского мира 1791 г. основная масса запорожских казаков была переселена на Кубань. Распространение губернской реформы на Левобережную Украину привело в начале 80-х гг. к упразднению там административного деления на полки и сотни и введению наместничеств, губерний и уездов. Все войсковые регалии, напоминавшие о прежней автономии Украины (знамена, печати и др.), были доставлены в Петербург. Тем самым были окончательно ликвидированы остатки автономии Украины и элементы ее национальной государственности. Проведение реформы на Дону сопровождалось созданием Войскового гражданского правительства, копировавшего губернскую администрацию центральных районов России.

В Эстляндии и Лифляндии был ликвидирован особый прибалтийский порядок, предусматривавший более обширные, чем у русских помещиков, права местных дворян на труд и личность крестьянина. Прибалтика в результате проведения областной реформы в 1782–1783 гг. была разделена на две губернии – Рижскую и Ревельскую – с учреждениями, существовавшими в прочих губерниях России.

Унификации подверглось и управление народами Среднего Поволжья, Сибири и прочих районов, причем правительство, проводя там губернскую реформу, нередко игнорировало этнический состав населения. Так, территория Мордовии была поделена между четырьмя губерниями: Пензенской, Симбирской, Тамбовской и Нижегородской. Сибирь была разделена на три губернии: Тобольскую, Колыванскую и Иркутскую. Губернская и уездная администрация опиралась на местную верхушку: князей, тайшей и зайсанов, распределявших ясак и чинивших суд и расправу.

Одновременно с проведением областной реформы правительство осуществило ряд мер в пользу купечества. Манифестом 1775 г. была объявлена свобода предпринимательства. Это был второй шаг в этом направлении. Первый Екатерина совершила еще 1762 г., упразднив монополии в торговле и промышленности. Таким образом, предоставив условия для свободной конкуренции внутри страны и лишив отдельных промышленников их привилегий, правительство Екатерины не отказалось от покровительства русской, промышленности в целом. Протекционистскую политику правительства продолжали таможенные тарифы 1766, 1782 и особенно 1796 г., устанавливавшие высокие ввозные пошлины на предметы роскоши и товары, которыми могла обеспечить внутренний рынок отечественная промышленность. Так, тариф 1796 г. запрещал ввоз кожевенных изделий, чугуна, изделий из железа, полотен и др. Вместе с тем, Манифест 1775 г. с целью устранения помех в развитии промышленности провозглашал свободу открытия предприятий – они могли вступить в строй без разрешения правительственных инстанций и без регистрации их в учреждениях. Отменялся также сбор рублевого налога с каждого стана.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.