Тема 5. Государственное управление в России в XIX в. и начале XX в. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 5. Государственное управление в России в XIX в. и начале XX в.

2017-06-04 225
Тема 5. Государственное управление в России в XIX в. и начале XX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 5. Государственное управление в России в XIX в. и начале XX в.

Вопросы:

Сословный строй и развитие государственной системы в 1-й половине XIX в.

Правовое положение церкви и национальных «окраин» империи

Реформы и развитие государственной системы в России во 2-я половине XIX в.

Контрреформы 80-х – 90-х годов XIX в.

Изменения политической системы России начала XX в.

Учреждение Государственной Думы в Российской империи. Полномочия и правовой статус Думы.

ВВЕДЕНИЕ

Короткое и противоречивое царствование после Екатерины II Павла I шло к своему трагическому концу. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Император был убит – на престол возведен Александр I.

Последний дворцовый переворот завершал традиции века XVIII и открывал новый век, которому будут свойственны уже не дворцовые, а более серьезные перевороты – экономические, социальные, политические. Вместе с тем, новый век вырастал из старого. Противоречия, порожденные общественным развитием российского общества, теперь развернутся с новой силой. И главное из них вытекало из назревавших формационных изменений – на смену феодализму надвигался капитализм.

Уже в предыдущий период обнаружился кризис крепостнической системы хозяйства, а теперь он идет с нарастающей силой. Феодализм все больше показывает свою несостоятельность. При этом кризис феодально-крепостнической системы становится всеобъемлющим, как охватывая все важнейшие сферы экономики, так социально-политическую и административно-управленческую систему страны.

В 1-й половине XIX в. Россией правили Александр I (1801–1825 гг.) и Николай I (1825–1855 гг.).

К наиболее значимым событиям отечественной истории можно отнести: присоединение Грузии к России (1801–1804 гг.), жизнь А.С. Пушкина (1799–1837 гг.), учреждение министерств (1802 г., 8 сентября), война с Персией и Присоединение Северного Азербайджана и Дагестана (1804–1813 гг.), Русско-иранская война (1804–1813 гг.), война против Наполеона в союзе с Австрией, Англией и Пруссией (1805–1807 гг.), Русско-турецкая война и присоединение Бессарабии (1806–1812 гг.), Русско-шведская война, присоединение Финляндии (1808–1809 гг.), жизнь Н.В. Гоголя (1809–1852 гг.), жизнь В.Г. Белинского (1811–1848 гг.), вторжение Наполеона в Россию, Отечественная война 1812 г. (12 июня–25 декабря), жизнь А.И. Герцена (1812–1870 гг.), жизнь М.Ю. Лермонтова (1814–1841 гг.), открытие Ф.Ф. Беллингсгаузеном и М.П. Лазаревым Антарктиды, основание Петербургского университета (1819 г.), Восстание декабристов в Петербурге (1825 г., 14 декабря), Русско-иранская война (1826–1828 гг.), Русско-турецкая война (1828–1829 гг.), жизнь Н.Г. Чернышевского (1828–1889 гг.), жизнь Л.Н. Толстого (1828–1910 гг.), «Холерные бунты» в Тамбове и Петербурге (1830–1831 гг.), открытие первой пассажирской железной дороги в России (1837 г.).

 

Вопрос 1. Сословный строй и развитие государственной системы в 1-й половине XIX в.

Сословный строй России.

Характеристикой для любой эпохи является формирование отечественной сословной структуры, ставящей целью сохранение порядка, в котором каждое сословие выполняет свое назначение.

Наивысшим и привилегированным классом российского общества 1-й половины XIX в. оставалось дворянство. Манифест Петра III 1762 г. «О вольности дворянской», подтвердив особое положение дворянского сословия в обществе, отменил обязательность тяготившей дворянство службы. В нем были намечены новые сферы приложения дворянской инициативы – кроме государственной и военной службы, торговля и промышленность.

Наиболее важным актом, осуществившим правовую консолидацию дворянства, стала «Жалованная грамота дворянству» 1785 г.

Привилегии дворянства определялись достаточно широко. Прежде всего, закреплялось положение Манифеста 1762 г. в части свободы дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства. Устанавливались политические корпоративные права – созывать и участвовать в провинциальных съездах, избираться судьями. Устанавливались принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян, и порядок составления родословных дворянских книг.

Дворянское достоинство определялось как особое состояние качеств, служащих основанием для приобретения дворянского звания, которое рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное. Оно распространять на всех членов семьи дворянина. Основаниями для лишения дворянского звания могли стать лишь уголовные преступления, в которых проявилось моральное падение преступника и нечестность. Личные права дворян включали: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др. Имущественные права дворянства – полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследования любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами. Дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю. Соответственно были обособлены судебные права дворянства, которые включали следующие сословные привилегии – личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда, дворянина мог судить только равные ему сословный суд, решения других судов для него не имели значения.

Сословное самоуправление дворянства, также регламентировалось «Жалованной грамотой» и выглядело следующим образом. Дворяне создавали Общество или Собрание, наделенное правами юридического лица, имевшее собственные финансы, имущество, учреждения и служащих. Собрание наделялось определенными политическими правами – оно могло делать представления местным властям, центральным учреждениям и Императору по вопросам «общественной пользы». В состав Собрания входили все дворяне, имевшие имения в данной губернии. Из числа уездных предводителей дворянства Собрание раз в три года избирало кандидатов в губернские Предводители дворянства, кандидатура которого утверждалась губернатором или представителем монарха в губернии. Устранялись от выборов дворяне, не имевшие земель и не достигшие двадцатипятилетнего возраста. Также ограничивались при выборах права дворян, не служивших и не имеющих офицерских чинов, а опороченных судом дворян вовсе исключали из состава Собрания. Собрание избирало заседателей в сословные суды губернии и полицейских должностных лиц земской полиции.

Дворянские собрания и уездные предводители осуществляли составление дворянских родословных книг и решали вопросы о допустимости в число дворян тех или иных лиц – существовало около двадцати правовых оснований для причисления к дворянству.

Жалованная грамота сохраняла отличие прав личного дворянства от прав потомственного дворянства. Так все потомственное дворянство обладало равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от разницы в титулах и древности рода. Закрепленные за дворянством права определялись как «вечные и неизменные».

Таким образом, завершилась правовая консолидация дворянства, как сословия. Вместе с тем дворянские корпорации находились в непосредственной зависимости от государственной власти – регистрация дворян в родословных книгах проводилась по установленным государством правилам. Государственные чиновники утверждали кандидатуры выборных дворянских предводителей, дворянские выборные органы действовали под эгидой государственных должностных лиц и учреждений.

К другой ячейке сословного строя относилось население городов. Правовой статус городского населения как особого сословия начал определяться еще в конце XVII в. Затем создание органов городского самоуправления при Петре I (ратуши, магистраты) и установление определенных льгот для верхушки городского населения упрочили этот процесс. Дальнейшее развитие промышленности торговли и финансов, как особых функций города, потребовали издания новых правовых актов, регулирующих эти сферы деятельности. В 1769 г. был разработан проект положения «О среднем роде людей» или правовом статусе мещанства. Мещане располагали полнотой государственных прав, правом на жизнь, безопасность и имущество. Предусматривались судебные права, права на неприкосновенность личности вплоть до окончания судебного разбирательства, на защиту в суде.

Мещане освобождались от общественных работ, их запрещалось переводить в крепостное состояние. Они имели право свободного переселения, передвижения и выезда в другие государства, право на свой внутрисословный суд, на обзаведение домами, право выставлять вместо себя замену по рекрутскому набору. Мещане имели право владения городскими и загородными домами, имели неограниченное право собственности на принадлежащее им имущество, неограниченное право наследования. Они получали право владеть промышленными заведениями, но с ограничением их размеров и числа работающих на них, организовывать банки, конторы и пр. Лишение мещанских прав и сословных привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянина.

Как и прежде все городское население делилось на шесть категорий: «настоящие городские обыватели», купцы, состоявшие в цехах ремесленники, иногородние и иностранные купцы, именитые граждане, прочее посадское население.

За городскими жителями, как и за дворянством, признавалось право корпоративной организации. Горожане составляли «городское общество» за которым признавалось право юридического лица. Участие в обществе ограничивалось имущественным цензом – уплата годового налога размером не менее 50 рублей и возрастным цензом – не моложе 25 лет.

В городе создавалась «Общая городская дума», в которую входили избранные городской голова и гласные. Дума образовывала свой исполнительный орган – «Шестигласную городскую думу». В компетенцию городской думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных споров, наблюдение за городским строительством. Но в отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение городской думы – их решали судебные органы.

Положение крестьян также мало чем отличалось от их положения в предыдущий период истории. Крестьяне, как и прежде, делились на государственных, помещичьих, посессионных и дворцовых, которые в свою очередь могли быть свободными и крепостными.

Все категории крестьян имели право нанимать работников, выставлять вместо себя нанятых в рекруты, обучать своих детей (крепостные могли это делать только с разрешения помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными промыслами. Права наследования, распоряжения имуществом, вступления в обязательства для крестьян были, как и прежде, ограничены. Крепостные крестьяне полностью подлежали суду помещиков, а по уголовным делам – государственному суду. Их имущественные права были ограничены необходимостью получать разрешение помещика (в области распоряжения и наследования движимого имущества). Помещику, в свою очередь, запрещалось продавать крестьян в «розницу». Свободными людьми оставались казаки.

Говоря о правовой охране государством сословных отношений, необходимо заметить, что развитие дворянского права собственности проходило в русле правовой консолидации этого сословия. Еще в «Манифесте о вольности дворянской» расширялось понятие недвижимого имущества, впервые введенное в оборот «Указом о единонаследии». К недвижимостям были отнесены дворы, фабрики и заводы. Установленная в 1719 г. монополия государства на недра и леса отменяется в 1782 г. – помещики получают право собственности на лесные угодья. Еще в 1755 г. была установлена помещичья монополия на винокурение, с 1787 г. дворянам разрешается повсеместная свободная торговля хлебом. В этой области никто не мог конкурировать с помещичьими хозяйствами.

Упростился и порядок наследования помещичьих имений, расширилась свобода завещателя. В 1791 г. бездетные помещики получают полную свободу передавать по наследству недвижимость любым лицам, даже не относящимся к членам рода наследодателя. Вместе с тем упрощается дифференциация правовых форм дворянского землевладения. Все имения стали подразделяться на два вида – родовые и благоприобретенные. Дворяне в них теперь могли осуществлять любую, не запрещенную законом деятельность. Им предоставлялось полное право распоряжения имениями, они имели полную власть над крепостными крестьянами, по собственному усмотрению могли налагать на них различные подати, оброки и использовать на любых работах.

В первой половине XIX в., во всех отраслях экономики происходило формирование капиталистических отношений. В Грамоте государство уделило внимание законодательству о предпринимательстве и формировании капиталистической экономики. Сельское хозяйство определенно ориентировалось на рынок. Его продукция производилась с целью сбыта, в структуре крестьянских отработок и повинностей увеличивалась доля денежных оброков, увеличивались размеры барской запашки. В ряде районов развивалась «месячина» – перевод крестьян на оплату продуктами, тогда как их наделы переходили в барскую запашку.

«Жалованная грамота дворянству» закрепила права дворян заниматься промышленной и торговой деятельностью, открыв для сословия новые перспективы деятельности. В поместьях появляется все большее число промышленных предприятий и мануфактур, на которых использовался труд крепостных. Происходит дифференциация крестьянства, так как разбогатевшие стали вкладывать свои капиталы в промышленность и торговлю.

В свою очередь в промышленности возрастало применение наемного труда, увеличивалось число кустарных и мелких предприятий, крестьянских промыслов. В 30–50-е годы мануфактуры превращались в капиталистические фабрики, основанные на машинной технике. Уже в 1825 г. более половины занятых в обрабатывающей промышленности рабочих были наемными, преимущественно оброчными крестьянами. Быстро возрастал спрос на свободную рабочую силу. А ее пополнение возможно было осуществлять только из крестьянской среды, для чего следовало провести, определенные правовые преобразования в положений крестьянства. В 1803 г. принимается Указ «О вольных хлебопашцах», по которому помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. Почти за шестьдесят лет действия указа (до реформы 1861 г.) было утверждено лишь около пятисот договоров об освобождении и стали вольными хлебопашцами около 112 тысяч человек. Освобождение осуществлялось с санкции Министерства внутренних дел, крестьяне получали права собственности на недвижимость и участии в обязательствах.

В 1842 г. издается Указ «Об обязанных крестьянах», предусматривающий возможность передачи помещиками крестьянам земли в арендное пользование, за что крестьяне обязывались выполнять предусмотренные договором повинности, подчиняться суду помещика. Но в результате на положение «обязанных» крестьян было переведено лишь около 27 тысяч крестьян, проживающих в имениях всего шести помещиков.

Отметим, что обе эти частичные реформы не решали вопроса об изменении экономических отношений в сельском хозяйстве, хотя и наметили механизм аграрной реформы, которая осуществлялась в 1861 г. Были введены выкуп, состояние «временной обязанности», отработки. Более радикальными были правовые меры, принятые в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях. В 1816–1819 гг. крестьяне этих регионов были освобождены от крепостной зависимости без земли. Крестьяне переходили на отношения аренды, пользуясь помещичьей землей, выполняя повинности и подчиняясь помещичьему суду.

Мерой, направленной на изменение крепостнических отношений, стала организация военных поселений, в которых с 1816 г. стали размещаться государственные крестьяне. К 1825 г. их число достигло четырехсот тысяч человек. Поселенцы были обязаны заниматься сельским хозяйством, отдавая половину урожая государству, и нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить на заработки, их жизнь регламентировалась «Воинским уставом». Понятно, что эта мера не могла дать свободных рабочих рук для развития промышленности, но наметила пути для организации принудительного труда в сельском хозяйстве, которые будут использованы государством значительно позже.

В 1847 г. было создано Министерство государственные имуществ, которому было поручено управление государственными крестьянами. Было упорядочено оброчное обложение, увеличены земельные наделы крестьян; закреплена система крестьянского самоуправления: «волостной сход – волостное управление – сельский сход – сельский староста». Эта модель самоуправления будет еще долгое время использоваться как в системе общинной, так и будущей колхозной организации, став, вместе с тем, фактором, сдерживающим отход крестьян в город и процессы имущественной дифференциации крестьянства.

Заметим, что новые экономические отношения требовали изменений в правовом положении сельских обывателей. Отдельные шаги в этом направлении были сделаны в первой половине XIX в. Так, уже в 1801 г. государственным крестьянам было разрешено покупать землю у помещиков. В 1818 г. был принят указ, разрешивший всем крестьянам, в том числе и помещичьим, учреждать фабрики и заводы. А так как потребность в свободном наемном труде сделала неэффективным использование труда посессионных крестьян на фабриках и заводах – в 1840 г. заводчики получили право освобождать посессионных крестьян и вместо них нанимать вольных людей и оброчных крестьян, что привело к разрастанию в городах параллельно с сословием мещан и цеховых (мастера, ремесленники, подмастерья) новой социальной группы – «рабочих людей», ставшей основой новой социальной ячейки общества – «пролетариата».

 

Так, в 1862 г. городская и уездная полиция были объединены в единую полицейскую систему, которая стала представлять собой сложную иерархию, начинающуюся с урядника и пристава и на уездном уровне возглавлявшуюся исправником. В губернских городах руководство полицией осуществлял полицмейстер. Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору. Вершину полицейской пирамиды представлял министр внутренних дел. Ему же подчинялись включенные в 1880 г. в единую полицейскую систему губернские жандармские управления.

Согласно «Временным правилам об устройстве полиции» 1862 г. в уездах создавались уездные полицейские управления, в которые входили городничий со своей канцелярией, представлявшие уездный город, и земский исправник с земским судом, представлявшие уезд. В составе канцелярии градоначальника, заменившей управы благочиния, создавались сыскные и охранные отделения. Полиции поручалось проведение дознания, материалы которого она передавала следователю, а тот – прокурору. Меры пресечения, которые применяла полиция, включали: отобрание вида на жительство, установление надзора, взятие залога, передача на поруки, домашний арест, взятие под стражу.

С отменой крепостного права достаточно длительное время готовилась «тюремная реформа». В 1879 г. все руководство тюремными заведениями сосредоточилось в Главном тюремном управлении. Изменилось положение заключенных, стал активно использоваться их труд, была создана система медицинского обслуживания. Вместе с тем, к заключенным могли применяться специальные виды наказаний, не предусмотренные в законе – розги, помещение в карцер, перевод на хлеб и воду.

Кроме тюремного предусматривались и другие виды заключения, как помещение в крепость или исправительный дом, арест. Применялись ссылка и каторга (в том числе и бессрочные). Каторгу отбывали в Сибири и на Сахалине (не стало на Кавказе). Отбывшие каторгу переводились в состояние ссыльных поселенцев. Ссылка заключалась в принудительном поселении (чаще всего в Сибирь).

Отметим, что Указом 1863 г. были отменены телесные наказания для женщин, дополнительные телесные наказания, клеймение, ограничивалось применение розг. В армии отменялись шпицрутены, но сохранялись розги. В 1871 г. были отменены шпицрутены для ссыльных, в 1885 г. вовсе отменяются розги.

Губернатор контролировал деятельность новых органов местного управления, возникших в ходе реформ: присутствий по крестьянским делам, по делам городского и земского самоуправления, фабричные инспекции и пр. Ключевой должностью в уезде стала должность исправника.

Министр юстиции контролировал всю судебную систему страны, осуществлял подбор кадров и надзорные функции. На него же возлагались обязанности генерал-прокурора. В 1881 г. Министерству юстиции было поручено разработать новое Уголовное уложение.

Государственные реформы.

Городская реформа 1870 г.

Июля 1870 г. было утверждено «Городовое положение», закреплявшее систему органов городского общественного управления – городское избирательное собрание и городскую думу с исполнительным органом городской управой.

Все городские избиратели в соответствии с имущественным (податным – по городским налогам) цензом делились на три группы, каждая из которых избирала треть гласных в городскую думу. Думу и управу возглавляло одно лицо – городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.

В выборах в органы городского самоуправления принимал участие довольно широкий круг избирателей, представляющих любое сословие. Предъявляемые требования к ним сводились к следующему – участвовали в выборах лица, достигшие 25-го возраста, владеющие недвижимостью, промышленными или торговыми предприятиями, занимающиеся кустарными промыслами или мелкой торговлей. Не допускались к выборам лица, подвергавшиеся суду, отрешенные от должности, подследственные, лишенные духовного сана. Юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителей. Голосование было тайным.

В компетенцию городской думы входили вопросы: о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов, сложении недоимок, установлении правил о заведовании городскими имуществами, приобретении городских недвижимостей, займах.

Дума и управа избирались на четыре года, но половина состава управы должна была обновляться через каждые два года. Городской голова мог приостановить решение управы. Разногласия думы и управы решал губернатор.

Судебная реформа 1864 г.

Структуру дореформенной судебной системы середины XIX в. составляли разнообразные исторически сложившиеся органы, она была сложной и запутанной. Существовали особые суды для дворян, горожан, крестьян, специальные коммерческие, совестные, межевые и иные суды. Судебные функции отправляли и административные органы – губернские правления, органы полиции и др. Рассмотрение дел во всех судебных инстанциях происходило при закрытых дверях.

На деятельность суда сильное давление оказывали различные административные органы, ведение следствия и исполнение приговора предоставлялись органам полиции, которые, кроме того, могли принимать на себя и судебные функции по «маловажным» делам. По словам А.Ф. Кони[6], «следствие было в грубых и нечистых руках, а между тем составляло не только фундамент, но в сущности единственный материал для суждения о деле», так как суд получал дело, знакомился с ним только по материалам, подготовленным полицией.

Реформа судебной системы закрепила новые принципы организации – отделение суда от администрации; создание всесословного суда; равенство всех перед судом; несменяемость судей и следователей; прокурорский надзор; выборность мировых судей и присяжных заседателей.

Отметим, что в ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты присяжных заседателей и судебных. Изменились функции прокуратуры. Теперь они заключались в поддержании обвинения в суде, надзоре за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы. Прокурорская система возглавлялась генерал-прокурором. При Сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах – должности прокуроров и «товарищей» прокуроров. Все прокуроры назначались Императором по представлению министра юстиции.

Формирование принципов состязательности в судебном процессе потребовало создания нового специального института – адвокатуры (присяжных поверенных). Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах, в процессе «по разрешению суда и по договоренности одной из сторон» могли участвовать частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных.

Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов учреждалась система нотариальных контор в губернских и уездных городах.

Таким образом, в основу преобразований осуществившихся в ходе реформы был положен принцип разделения властей – судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной. В законе отмечалось, что в судебном процессе «власть обвинительная отделяется от судебной». Провозглашалось равенство всех перед законом.

Не стало вместе с отменой принципа сословности судов путаницы в системе старых судебных учреждений. Однако пережитки сословности сохранились в виде судебных учреждений с особой компетенцией (волостные, духовные, военные, коммерческие и инородческие суды). Да и само разделение системы на общие и местные судебные учреждения не способствовало ее унификации.

Отметим, что мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами, а это само собой предполагало достаточно высокий имущественный и образовательный ценз и практически закрывало доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме того, занимать должность почетного мирового судьи, которая не была оплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди.

Мировой округ включал в себя, как правило, уезд и входящие в него города. Округ делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей. На созывающиеся съезды мировых судей ложилась обязанность кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение дел, начатых участковыми мировыми судьями. Закон определял сферу юрисдикции мировых судей следующим образом: им были подсудны дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в работный дом на срок до года, денежные взыскания на сумму не свыше трехсот рублей. В гражданско-правовой сфере на мировых судей возлагалось рассмотрение дел по «личным обязательствам и договорам» на сумму до 300 рублей, дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду, дел об установлении прав на владение. Споры о праве собственности на недвижимое имущество были у мировых судей изъяты.

Окружные суды учреждались на несколько уездов, и состояли из председателя и членов, как отмечалось выше. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов) были присяжные заседатели. На суд присяжных предлагались дела «о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния» а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ». Избранная континентальная модель института присяжных заседателей (они отвечали на вопрос «Виновен ли подсудимый?») определила организацию и порядок их работы. Присяжным заседателем могло стать лицо в возрасте от 25 до 70 лет, обладающее цензом оседлости (два года). Для выборов присяжных составлялись общие списки, в которые включались: почетные мировые судьи, служащие (кроме профессиональных юристов), все выборные должностные лица, волостные и сельские судьи из крестьян, прочие лица, располагающие недвижимостью или доходом. Не могли включаться в списки священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие. Общие списки служили основой для составления списков очередных и запасных заседателей на год. За три недели до судебного заседания председатель суда по жребию отбирал тридцать очередных и шесть запасных заседателей. В заседании оставалось двенадцать присяжных. Присяжные заседатели могли быть отведены как подсудимым (двенадцать присяжных), так и прокурором (шесть человек). Из числа не отведенных избирались двенадцать присяжных, из них – один старший. После рассмотрения дела по существу и окончания прений председатель суда разъяснял присяжным правила о силе приведенных доказательств, «законы о свойствах рассматриваемого преступления» и предупреждал их против «всякого увлечения в обвинении или в оправдании подсудимого». Для судьи-профессионала это был способ влияния на неискушенных в судейских делах присяжных заседателей. Председатель суда вручал присяжным письменные вопросы о факте преступления и о вине подсудимого, которые оглашались в суде. Вопросы разрешались присяжными по большинству голосов. Отмена вердикта была возможной лишь в случае, если суд единогласно признает, что решением присяжных осужден невиновный. В этом случае он выносил постановление о передаче дела на рассмотрение нового состава присяжных, решение которых было окончательным. Закон подчеркивал, что «приговор, постановленный судом с участием присяжных заседателей, считается окончательным».

При окружных судах учреждался институт следователей, осуществлявших под надзором прокуратуры предварительное расследование преступлений на закрепленных за ними участках. Напомним, что до реформы предварительное следствие осуществляли земский суд и управа благочиния, надзор за которыми осуществляли: прокуроры, стряпчие, губернские правления. Обвинительное заключение составлялось в канцелярии суда. Тем самым следствие не было отделено от суда. Расследование делилось на генеральное – предварительное, без предъявления обвинения и специальное – формальное, с предъявлением обвинения. Реформа отделяет предварительное следствие от судебного расследования.

На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях по первой инстанции. Дела рассматривались при участии «сословных представителей», в числе которых были губернский и уездный предводители дворянства, городской голова губернского города и волостной старшина. Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей и могли заново, в полном объеме и по существу, рассматривать уже решенное дело.

Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение «прямого смысла законов», просьбы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях (в особом порядке судопроизводства).

В 1872 г. было учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривающее политические дела особой важности. Департаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих судов России и могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушением установленного порядка.

Отметим, что при разработке реформы было высказано предложение создать должность губернского Главного судьи, который бы осуществлял общее руководство судопроизводством и назначал на судейские должности, но оно было отвергнуто правительством, опасавшимся, что судебная система может получить тем самым излишнюю автономность. Тогда же было отвергнуто и предложение о допущении защиты на стадии предварительного следствия.

В целом становление новых судов встретилось со значительными трудностями. Новые принципы их деятельности – гласность, состязательность, несменяемость судей, их относительная независимость от административных властей – не могли не вызвать подозрительности и противодействия со стороны государственной бюрократии. Так, первоначально в апреле 1866 г. были созданы только два судебных округа – Петербургский и Московский, в остальных районах новые суды создавались в течение долгого времени, постепенно и по частям.

Несмотря на свой буржуазный радикализм, судебная реформа с самого начала несла на себе целый ряд пережитков прошлого. То есть, ограничение компетенции суда присяжных, особый порядок придания суду должностных лиц, недостаточное ограждение судейской независимости от администрации – все это ослабляло эффективность проводимой реформы. Ничем не ограниченное право министра юстиции назначать судей, не вдаваясь при этом в объяснения, стало одним из главных каналов давления администрации на судебные органы. Присяжные заседатели устранялись от рассмотрения дел, имеющих политический характер. Эти и другие изъятия из общего судебного порядка постепенно готовили почву для надвигающихся контрреформ.

Военная реформа.

Сохранялась особая военная юстиция, в ведение которой в 1878 г. также было передано большое число дел о государственных преступлениях. Такие как сопротивление властям, нападение на полицию и войска. Еще раньше, в 1863 г., в связи с польским восстанием генерал-губернаторам было дано право объявлять губернии на военном положении, в связи с чем, многие дела переходили в ведение военных судов.

Реформа образования.

До Петра Великого заботы о народном образовании всецело лежали на церкви и духовенстве. В эпоху Петра правительство впервые начинает заботиться об устройстве школ, но развитие их шло весьма медленно. В царствование Екатерины II, особенно со времени образования в 1782 г. «Комиссии об учреждении народных училищ», многие города были обеспечены школами. В губернских городах были созданы так называемые главные четырехклассные народные училища, и в уездных – малые двухклассные. В селениях же только в первой половине XIX столетия стараниями министерства государственных имуществ начали устраивать народные школы, и, прежде всего, в селениях государственных крестьян.

Начальные или народные школы имели своей задачей сообщение основных первоначальных знаний, необходимых каждому, как человеку и члену общежития. «Народными» такие школы называются потому, что они имеют в виду удовлетворение потребностей всего народа.

Знаменательную эпоху в развитии начальной школы составляет царствование Александра II. Важнейшая из реформ его царствования – упразднение крепостного права в 1861 г. – дала особенно сильный толчок развитию начального образования, потребность в котором стала все более и более отчетливо осознаваться и самим крестьянским населением, и образованными классами общества. Удовлетворению этой потребности в весьма значительной степени содействовали земские учреждения, созданные в 1864 г., и городские управления после реформы их в 1870 г. В царствование Александра II была создана совершенно новая организация всего дела начального народного образования, в основу которой легло «Положение о начальных народных училищах» 1864 г. (существенные черты его сохранены и в позднее изданном Положении 1874 г.).

О росте начальных школ в эпоху Александра II дают понятие следующие цифры. В 1856 г. начальных народных училищ во всей Империи было 8.227 с 450.000 учащимися. В конце же царствования Александра II, a именно в 1880 г., сельских начальных училищ всех ведомств и наименований в 60 губерниях Европейской России стало 22.770 с 1.140.915 учащимися.

Следует заметить, что главное заведывание начальным образованием сосредотачивалось, с одной стороны, в министерстве народного просвещения, в ведение которого постепенно были переданы от других ведомств начальные школы, и с другой – в ведомстве Святейшего Синода с его органами, которым п


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.