Глава IV. Организация среды для интеллектуального развития детей — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава IV. Организация среды для интеллектуального развития детей

2017-06-04 308
Глава IV. Организация среды для интеллектуального развития детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Спортивный тир.

Игры способствуют развитию зрительного восприятия и прост­ран­ственной ориентировки на микроплоскости. Они являются подготовительным этапом, необходимым для развития сосре­до­точения, прослеживания, узнавания пред­мета в целом и частей, его составляющих. Игры в непринужденной, естествен­ной обста­нов­ке решают поставленные задачи. Игры могут использоваться как в самостоятельной деятельности, а также на физкультурных заня­тиях в виде активного отдыха, творческих заданий.

Схема рисунка для развития зрительного восприятия
и формирования основных движений

В процессе занятий физической культурой с целью развития зрительного восприятия целесообразно использовать схемы и таб­лицы, изображающие движения, отдельные элементы физи­чес­кого упражнения.

Вначале следует учить детей «читать» расположение в прост­ранстве простые схемы, затем выполнить по ним движения.

Использование схем, рисунков позволяет наглядно представить дейст­вие, схему построения в играх, проследить последова­тель­ность упражнения, сосредоточить взгляд на отдельных деталях упражнения или всего действия в целом.

Таким образом, использование схем, таблиц позволяет создать у детей при разучивании движений зрительное восприятие образа, выде­лить его части, место расположения, перенести действия с рисунка на себя; в подвижных играх совершенствовать целостное восприятие движений, созда­вать условия для вариа­тивности, тем самым экономя время на дальнейшее со­вершенст­вование дви­жений, создавая предпосылки для самоорганизации и ак­тивного участия зрения в процессе выполнения действий, раз­вивая зри­тель­ный анализ движений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание коррекционно-развивающей среды не новое явление в коррекционной педагогике. Многое устоявшееся вошло в жизнь и имеет право на существование. Однако в современных условиях в нашу жизнь вошло значительно больше дидактических средств, расширилось игровое поле. Современные игрушки из новых материалов, с новыми функциональными свойствами отображают современный образ жизни и быт, который к сожалению в России, в области семейного воспитания, не получил должного распространения.

Игрушки и игровой материал дороги и недоступны для каждой семьи. Вот почему в задачу специальных дошкольных учреждений входит ознакомление детей с ними в условиях общественного воспитания. Чем хорош данный материал? Тем, что в нем четко выражено практико-ориентированное воспитание и обучение. Использование таких игр и игрушек является подготовкой, практической основой для воспитания ребенка, для правильного понимания и адекватного взаимодействия с окружающей средой.

Для того, чтобы приблизить ребенка с отклонениями в развитии к жизни, нужно выстроить такую коррекционно-развивающую среду, которая бы служила ему «переходным мостиком», вспомогательным средством приобретения необходимых социально-адаптивных заний, навыков и умений.

Примерный перечень

Игрушек и оборудования групп для детей с

Отклонениями в развитии

Сюжетные игрушки для игровой комнаты

 

1. Куклы разного размера:

Куклы маленькие (17-25см) – 10 штук на группу

Куклы средние (25-35 см)- 5 штук на группу

Куклы большие (35-55 см)- 5 штук на группу.

Материал- пластик, ткань; разной функциональной направленности (кукла в конверте, спортивном костюме, красном платье, пляжном костюме, пижаме, бальном платье, костюме для прогулки, национальных костюмах);

2 Куклы для кукольного театра (куклы перчатки: лиса, волк, лягушка, заяц, медведь, петух, курочка, охотник, хрюша, Машенька, дед, бабка, мышка, баба-яга)

3.Набор кукол для художественного творчества (русские народные сказки: «Кот, петух и лиса», «Колобок» «Курочка ряба», «Теремок», «Битый не Битого везет», «Маша и медведь», «Зайкина избушка», «Три медведя»; сказки Г.Х.Андерсена: «Огниво», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Свинопас»; сказки Ш.Перро: «Спящая красавица», «Красная шапочка», сказки: «Жили-были» «Волшебная лампа Алладина».

Посуда – 1-2 комплекта на группу из каждого наименования

Набор столовой посуды

Набор чайной посуды

Набор кофейной посуды

Набор кухонной посуды

Радужная паутинка-квадрат

Геометрические фигуры разрезные

Цилиндрики цветные втыкалки

Цилиндрики(5 в 1)

Дом квадрат

Машина с чемоданом

Пи каско

Рамка «Геометрические фигуры»

Угадайка

Сложи узор

Большой маленький

Цвет

Сочетание цветов

Подбери узор

Поймай рыбку

Пряничный домик

Контуры

Розовая башня

• Развитие слухового восприятия- 1-2 набора на группу из каждого наименования

Шумовые коробочки

Животные и птицы (как говорят и что едят)

Звук, свет, вода

Музыкальные молоточки

Гремушки

Металлофоны

Барабаны

Дудки

Трещотки

Бубны

Кассеты с записями звуков (дождь, ветер, шум машин, шарканье ног,

шелест листьев, крики птиц, животных)

Телефон

Музыкальное лото

Музыкальный будильник

Музыкальный сюрприз

Дидактические игры: «До-ре-ми», «Узнай бубенчик», «Угадай, на какой

трубе играем», «Слушай внимательно»

Музыкальные шумовые инструменты (комплект из 18 инструментов)

· Развитие мелкой моторики, координации движений, осязания – 1-2 комплекта на группу из каждого наименования:

Автомобили

Шнуровки: башмачок, ежик, дерево, корзина, большой дом, пуговица,

сыр, теремок, шнуровки на картоне

Животные

Яблочки

Волшебный квадрат

Ванная комната

Солнышко

Где чей дом?

Мягкие дидактические игрушки (божья коровка, черепаха, черепаха с

игрушками, морская звезда, крокодил, краб большой, дом курятник,

дельфин, уточка

Уникуб

Чудесный мешочек

Ладошки

Яйца(5в1)

Часы-вкладыши

· Развитие обоняния – 1-2 комплекта на группу из каждого наименования:

Домино чувств

Коробочки с запахами

Сентиссимо

Домино теней

Геометрический паровоз

Картинки разрезные (больше-меньше)

Я учу дни недели

Лото теней: «Птицы», «Морские животные»

Логические цепочки

Яблочки

Четвертый лишний

Что художник перепутал

Что для чего

Дополни картинку

Заколдованные картинки

Логический поезд

Найди различие

Логика

Ящик Сегена

Гвозди-перевертыши

Сказочный круг

Математические весы

Математические яйца

Логические блоки Дьенеша

Коврик с цифрами

Цветные палочки Кьюизенера

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Все для развития ребенка. –Элти–Кудиц, 2003.

Выготская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм.. – М., 1972.

Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред.Л.П.Носковой.. – М., 1993. –М.: Советский спорт, 1992.

Игры и игрушки для дошкольников.Справочник для дошкольных образовательных учреждений.- М., ГНОМ иД,2003.

Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих детей.

Материалы и оборудование для детского сада.! Под.ред.Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой / -М.»Элти-Кудиц».2003.

Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда.– М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.

Новоселова С.Л. и др. Педагогические требования и возрастная адресность игрушек. – М., 1987.

Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда в сельском дошкольном образовательном учреждении. В кн.Развитие дошкольного образования на селе.- М., 2003.

Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – Калуга: изд. «Адель», 1998.

Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии:Учеб.-метод.пособие/Под ред.Л.Б.Баряевой, А.П. Заринь, Н.Д. Соколовой. –СПб.,1996.

Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: ГороД, 1998.

Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. –М.,1994.

Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения. – Н.Новгород: изд.Ю.А.Николаев, 2001.

Хорош С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника. –М.:ВОС, 1983.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие....................................................................................................

Глава I. Проблемы коорекционно-развивающей среды в дошкольных учреждениях компенсирующего вида.……………………………………………………………..

 

1.1.Общее планирование коррекционно-развивающей среды. …………………..

1.2. Концептуальные основы коррекционно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида…………………................................................................................

1.3.Превентивная роль коррекционно-развивающей среды…………….…….

1.4.Пропедевтическая направленность коррекционно-развивающей среды…

1.5.Особенности создания информационного поля коррекционно-развивающей среды…………………………………………………………............................... Глава II. Организация и оснащение игровой деятельности.............................

2.1.Создание условий для формирования предметно-игорвых действий……………………………….................................................................

2.2.Организация условий для сюжетно-ролевой игры…………………………

2.3. Использование дидактических игр в коррекции нарушений и отклонений в развитии………………………………………………………..

Глава 111.Создание условий для физического воспитания...................................

3.1. Оборудование физкультурного зала…………………………………………

Глава IV.Организация среды для интеллектуального развития детей..............

4.1.Дидактический материал для формирования элементарных математических представлений………………………………………………………………….....

4.2.Создание условий для развития речи………………………………………..

Глава V.Создание коррекционно-развивающей среды для эстетического воспитания…………………………………………………………………….

Глава VI.Организация коррекционно-развивающей среды на участке детского сада…………………………………………………………………………….

Глава VII. Организация коррекционно-развивающей среды в реабилитационном кабинете учителя-дефектолога................................................................................

7.1.Подбор дидактических игр для сенсорного развития………………………

7.2. Игры и игровые средства для развития зрительного восприятия…………

7.3.Игры и упражнения для развития слухового восприятия………………….

7.4.Развитие осязания и мелкой моторики…...........................................................

7.5.Дидактические игры и игрушки для развития обоняния...........................

Заключение……………………………………………………………………

Приложение......................................................................................................

Литература.......................................................................................................

 

 

Спортивный тир.

Игры способствуют развитию зрительного восприятия и прост­ран­ственной ориентировки на микроплоскости. Они являются подготовительным этапом, необходимым для развития сосре­до­точения, прослеживания, узнавания пред­мета в целом и частей, его составляющих. Игры в непринужденной, естествен­ной обста­нов­ке решают поставленные задачи. Игры могут использоваться как в самостоятельной деятельности, а также на физкультурных заня­тиях в виде активного отдыха, творческих заданий.

Схема рисунка для развития зрительного восприятия
и формирования основных движений

В процессе занятий физической культурой с целью развития зрительного восприятия целесообразно использовать схемы и таб­лицы, изображающие движения, отдельные элементы физи­чес­кого упражнения.

Вначале следует учить детей «читать» расположение в прост­ранстве простые схемы, затем выполнить по ним движения.

Использование схем, рисунков позволяет наглядно представить дейст­вие, схему построения в играх, проследить последова­тель­ность упражнения, сосредоточить взгляд на отдельных деталях упражнения или всего действия в целом.

Таким образом, использование схем, таблиц позволяет создать у детей при разучивании движений зрительное восприятие образа, выде­лить его части, место расположения, перенести действия с рисунка на себя; в подвижных играх совершенствовать целостное восприятие движений, созда­вать условия для вариа­тивности, тем самым экономя время на дальнейшее со­вершенст­вование дви­жений, создавая предпосылки для самоорганизации и ак­тивного участия зрения в процессе выполнения действий, раз­вивая зри­тель­ный анализ движений.

ГЛАВА IV. ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Процесс обучения детей с отклонениями в развитии, его содержательной, методической характеристики определяется спецификой психофизического развития данной категории дошкольников.

Специфика познания проявляется в отставании от нормы, недостаточности способов анализа, переработки и усвоения информации, снижении уровня образного мышления, недостаточности речевого развития, нарушении предметно-практической деятельности и несовершенство ее результатов. Это обусловлено замедленностью протекания психических процессов (нарушение зрительного и других видов сенсорных ориентаций, снижение моторных компонентов или ручных умений, замедленность овладения различными сторонами речи, от фонематического слуха до речевого общения и др.).

В силу этого структура процесса обучения перестраивается как многоэтапный, ступенчатый процесс, в котором чтобы подвести ребенка в той или иной информации, навыкам и умениям, требуются специальные, коррекционно-развивающие программы, блоки, подготовительные курсы со своим пропедевтическим содержанием. Чтобы выполнить общеразвивающие задачи, в коррекционной педагогике вводится система вспомогательных средств оснащения и оборудования с коррекционной выраженностью.

Обучение в дошкольном учреждении компенсирующего вида представляется как разносторонний и разноуровневый процесс формирования представлений, знаний, навыков и умений, построенный на общедидактических принципах и принципах коррекционной психологии и педагогики. Это проявляется в целях обучения, его содержании, дидактических условиях, формах, методах и средствах обучения.

Сохраняя общность с задачами умственного развития дошкольников с нормальным развитием, каждое из направлений дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии создает свое программное содержание, в котором в зависимости от своеобразия психофизического становления личности ребенка с отклонениями в развитии, существуют собственные общеразвивающие программы и программы коррекционно-развивающего обучения.

Основываясь на общедидактических принципах, обучение в специальных дошкольных учреждениях компенсаторного вида имеет коррекционную направленность на преодоление интеллектуальной недостаточности, проблем социального и других видов отклонений в развитии.

В связи с этим к отдельным общеразвивающм принципам предъявляются коррекционно-развивающие требования. Наглядность применяется с учетом необходимости дробления демонстрируемого материала на выделение отдельных частей, деталей и предметов в определенном логическом преподнесении. При этом акцентируется информативно важная наглядность, с четкой дифференциацией и индивидуализацией ее подачи и выстраивания иерархии наглядного материала в зависимости от уровня представлений о реальном мире и его модифицированном предъявлении ребенку (картины, схемы, модели и т.д.).

Особые требования предъявляются к подаче наглядной информации из окружающей действительности. Знакомство с ней строится с учетом «зоны актуального развития». В этом случае информационное поле может сужаться в зависимости от того, из каких условий пришел ребенок в дошкольное учреждение, и что он знает об окружающем мире.

Специальные требования предъявляются к иллюстративно-графическому материалу, так как довольно часто у детей с отклонениями в развитии возникают проблемы с пониманием изображения. Это зависит иногда от несовершенства зрительных возможностей детей (у слепых с остатком зрения, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией) или же от интеллектуальной недостаточности (у детей с задержкой психического развития, нарушением интеллекта). У детей с нарушением психоэмоциональной сферы часто иллюстрации не вызывают желания реагировать на содержание в силу специфики включаемости внимания к окружающим объектам. Поэтому реализация принципа наглядности во многом зависит от наличия у детей отчетливых конкретных представлений, от умений анализировать признаки и свойства наглядного материала, его сенсорной сигнальности для привлечения детского внимания и от умения детей выполнять предметно-практические действия с наглядным материалом, а самое главное от уровня самостоятельного решения наглядно-практических задач.

Исходя из общедидактического принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, в коррекционной педагогике обучение носит индивидуальный и дифференцированный характер, обусловлено это замедленностью психофизического развития детей. Программный материал растягивается на более длительное время и подается дозированно в том объеме, который обеспечивает детям постепенное усвоение в пределах его возможностей.

Значительным изменениям, унификациям, адаптациям подвергается методика обучения. Система подачи материала обусловлена спецификой ориентации в окружающем мире, особенностями восприятия дидактического материала, трудностями предметно-практической деятельности и общением детей, а также своеобразием их личностного проявления.

Предметно-практическое обучение так же, как наглядное и словесное обучение носит поэтапный характер, осуществляется на принципах дозированного, дифференцированного подходов. Сам процесс обучения носит поэтапный характер. Перед введением ребенка в общеобразовательный процесс необходимо осуществлять коррекционную работу пропедевтического характера, так как довольно часто дети с отклонением в развитии не готовы к участию в общеобразовательном процессе.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.