Формирование чистой прибыли предприятия — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Формирование чистой прибыли предприятия

2017-06-04 453
Формирование чистой прибыли предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Валовая выручка – поступления от реализации продукции или услуг, как в денежной, так и в неденежной форме. При стабильных ценах рост этого показателя свидетельствует о росте объема производства. В условиях инфляции увеличение выручки может происходить при снижении уровня производства.

Чистая выручка от реализациипродукции (услуг) – это валовая выручка за вычетом НДС, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок.

Валовая прибыль от реализации – это выручка за вычетом затрат, обусловленных производством реализованной продукции. Валовая прибыль от реализации характеризует эффективность производственной деятельности предприятия.

Валовая прибыль от реализации за вычетом расходов по управлению и сбыту продукции (коммерческие расходы и управленческие расходы) представляет собой прибыль от продаж (прибыль (убыток) от основной деятельности или операционная прибыль). Операционная прибыль позволяет оценить эффективность расходов по управлению и сбыту продукции.

Следует отметить, что общий объем прибыли предприятия представлен не только прибылью от реализации продукции, но и прибылью от прочих видов деятельности. Прибыль от прочих видов деятельности представляет собой разницу (финансовый результат) между прочими доходами и расходами.

К прочим доходам и расходам относятся: операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы.

Прочие доходы включают в себя:

- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

- поступления в возмещение причиненных организации убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- курсовые разницы;

- сумма дооценки активов;

- поступления, возникающие как следствия чрезвычайных ситуаций; стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и др.;

- прочие доходы.

Прочие расходы включают в себя:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

- отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных организацией убытков;

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

- курсовые разницы;

- сумма уценки активов;

- перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно - просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

- расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.);

- прочие расходы.

Прибыль от основной деятельности + (прочие доходы – прочие расходы) представляет собой прибыль до налогообложения.

В свою очередь прибыль, остающаяся у фирмы после уплаты налогов – чистая прибыль. Часть чистой прибыли идет на выплату дивидендов акционерам, а часть остается на предприятии (нераспределенная прибыль) и может быть реинвестирована в производство. Чистая прибыль является важнейшим показателем деятельности предприятия и его стабильности.

Таким образом, можно отметить, что прибыль является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации.

 

Как важнейшая категория рыночных отношений прибыль выполняет ряд важнейших функций.

1. Прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия. Сам факт прибыльности предприятия уже является свидетельством эффективности деятельности предприятия. Однако необходимо иметь ввиду, что величина прибыли должна быть достаточной для удовлетворения потребностей всех заинтересованных лиц и в первую очередь собственников предприятия, кредиторов и работников предприятия.

2. Прибыль обладает стимулирующей функцией, поскольку прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников, осуществляемое из части прибыли, остающееся после уплаты налогов и выплаты дивидендов, а также после других первоочередных отчислений (например, на создание резервных фондов).

3. Прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета.

 

На уровень прибыли предприятия оказывает влияние ряд факторов (внутренние и внешние).

Внутренними факторами, влияющими на уровень прибыли являются:

- изменение объема производства и реализации продукции;

- изменение уровня себестоимости продукции;

- применяемые отпускные цены;

- изменения в структуре производимой продукции;

- производительность труда;

- качество производимой продукции.

Внешними факторами, влияющими на уровень прибыли являются:

- уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы;

- система налогообложения;

- конъюнктура рынка и т.д.

Таким образом, в целях увеличения прибыли на каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

1) увеличение выпуска продукции;

2) улучшение качества продукции;

3) продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

4) снижение себестоимости за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени.

5) расширение рынка продаж;

6) диверсификация производства и т.д.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с мероприятиями направленными на снижение издержек производства.

10.3 Безубыточный объем продаж и Зона безопасности.

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно также выразить как количество единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Основные предположения при анализе безубыточности:

1. Переменные и постоянные издержки должны быть определены с большой аккуратностью.

2. Предполагается, что не происходит изменений цен на сырье и продукцию за период, на который осуществляется планирование.

3. Постоянные издержки остаются неизменными в ограниченном диапазоне объема продаж.

4. Переменные издержки на единицу продукции не изменяются при изменении объема продаж.

5. Продажи осуществляются достаточно равномерно.

А) Объем продаж в точке безубыточности в стоимостном выражении равен:

,

где FC – постоянные затраты;

VC – переменные затраты в точке безубыточности;

Т – объем продаж в стоимостном выражении.

Б) В натуральном выражении количество единиц проданных товаров в точке безубыточности равно:

,

где Р – цена единицы продукции;

AVC – средние переменные издержки.

Точка безубыточности позволяет определить, за каким уровнем продаж обеспечивается рентабельность продаж. Продажа каждой дополнительной единицы товара сверх уровня безубыточности будет приносить предприятию прибыль.

При определении стратегии фирма должна учитывать запас финансовой прочности (зона безопасности), т.е. оценивать объем продаж сверх уровня безубыточности.

,

где Q – объем продаж;

Qmin – объем продаж в точке безубыточности.

Чем больше зона безопасности, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий.

Для определения их уровня можно использовать как аналитический, так и графический способ.

Графический способ определения точки безубыточности и зоны безопасности представлен ниже. Отметим, что разница между фактическим и безубыточным объемом продаж – зона безопасности.

- зона безопасности показывает, насколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

- запас финансовой прочности показывает, насколько процентов предприятие может сократить объем производства прежде, чем будет достигнута точка безубыточности.

Имея большой запас финансовой прочности, предприятие может осваивать новые рынки, инвестировать средства, как в ценные бумаги, так и в развитие производства.

Планирование оптимального размера прибыли является важнейшим фактором успешной деятельности предприятий.

График определения точки безубыточности

Составной частью операционного анализа является определение уровня операционного риска, связанного с деятельностью предприятия.

Оценить уровень этого риска можно с помощью специального показателя, который называется «операционный рычаг». Операционный рычаг показывает во сколько раз изменится прибыль при изменении выручки от продаж.

Также рассчитать силу воздействия операционного рычага можно с применением следующей формулы:

Так как анализ безубыточности показывает, что пока полученного маржинального дохода недостаточно для покрытия постоянных издержек, фирма терпит убытки, в свою очередь, после того, как достигнут объем производства, при котором обеспечивается покрытие постоянных расходов, любое наращивание выпуска продукции обеспечивает рост прибыли, это позволяет сделать вывод, что операционный рычаг тесно связан с постоянными издержками.

Чем выше доля постоянных издержек в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, чем ниже доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем слабее сила воздействия операционного рычага. То есть если, например, растёт объем выпускаемой продукции и становится довольно высоким, то доля постоянных издержек в себестоимости продукции снижается при этом сила воздействия операционного рычага уменьшается. В свою очередь снижается риск производственной деятельности, т.к. в этой ситуации снижение объема продаж не приведет к значительному снижению прибыли.

Однако, если доля постоянных издержек в себестоимости продукции изначально высока, то даже незначительное снижение объема выпуска приведет к значительному снижению прибыли. Риск производственной деятельности в этом случае возрастает. Увеличение же объема реализации приведет в свою очередь к более значительному возрастанию прибыли.

Рассмотрим пример:

Рассмотрим две компании с различной структурой затрат:

  Компания А Компания Б
Выручка   100%   100%
Переменные издержки   60%   30%
Маржинальный доход   40%   70%
Постоянные издержки        
Прибыль        

СВОР компании А = (40000 / 10000) = 4 ОР = 0,4 / 0, 1 = 4

Доля FC = 33,3%

СВОР компании Б = (70000 / 1000) = 7 ОР = 0,7 / 0,1 = 7

Доля FC = 66,6%

Пусть в будущем ожидается улучшение состояния на рынке, что в конечном итоге приведет к увеличению продаж на 10%. Тогда ситуация будет выглядеть следующим образом:

  Компания А Компания Б
Выручка   100%   100%
Переменные издержки   60%   30%
Маржинальный доход   40%   70%
Постоянные издержки        
Прибыль        

Очевидно, что компания Б находится в более выгодном положении поскольку ее прибыль увеличивается более значительно, по сравнению с компанией А.

СВОР компании А = (44000 / 14000) = 3,14 доля FC = 31%

СВОР компании Б = (77000 / 17000) = 4,53 доля FC = 64,5%

Пусть в будущем ожидается ухудшение состояния на рынке, что в конечном итоге приведет к уменьшению объема продаж на 10%. Тогда ситуация будет выглядеть следующим образом:

  Компания А Компания Б
Выручка   100%   100%
Переменные издержки   60%   30%
Маржинальный доход   40%   70%
Постоянные издержки        
Прибыль        

Очевидно, что в этом случае компания А находится в более выгодном положении поскольку ее прибыль уменьшилась менее значительно, по сравнению с компанией Б.

СВОР компании А = 36000 / 6000 = 6 доля FC = 35%

СВОР компании Б = 63000 / 3000 = 21 доля FC = 49%

Если ситуацию №3 считать исходной, то сокращение объема продаж на 10% вызовет снижение прибыли в 210%.

Общий вывод таков:

- предприятия с большей величиной операционного риска больше рискует в случае ухудшения рыночной конъюнктуры, и в то же время оно имеет преимущества в силу улучшения конъюнктуры рынка.

- предприятие должно ориентироваться в рыночной ситуации и регулировать структуру издержек соответствующим образом.

- сила воздействия операционного рычага тем выше, чем предприятие ближе к порогу рентабельности. Компании, работающие в непосредственной близости от точки безубыточности, будут иметь относительно большую долю изменений прибыли или убытков на заданное изменение объема. В зоне выше точки безубыточности эта изменчивость будет благоприятной, в зоне ниже – может привести к отрицательным результатам. Если доля постоянных издержек в себестоимости продукции сокращается, то сила воздействия операционного рычага снижается.

Понимание сути операционного левериджа и умение управлять им представляют дополнительные возможности для использования данного инструмента в инвестиционной политике компании. Так, производственный риск во всех отраслях в определенной степени может регулироваться менеджерами, например при выборе проектов с большими или меньшими постоянными издержками. При выпуске продукции, имеющей высокую емкость рынка, при уверенности менеджеров в объемах продаж, значительно превышающих точку безубыточности, возможны использование технологий, требующих высоких постоянных затрат, реализация инвестиционных проектов по установке высокоавтоматизированных линий, других капиталоемких технологий. В сферах деятельности, когда компания уверена в возможности завоевания устойчивого сегмента рынка, как правило, целесообразно внедрение проектов, имеющих меньший удельный вес статичных затрат.

 

ТЕМА 11. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.