Готовность строить отношения с другими детьми — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Готовность строить отношения с другими детьми

2017-06-04 243
Готовность строить отношения с другими детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети все осваивают постепенно. Умение дружить с детьми и искать при необходимости помощи у воспитателей не появляется ниоткуда. Умение строить отношения с другими детьми и взрослыми — это опре­деленная ступень развития социальных навыков. Рассмотрим развитие социальных навыков в разные возрастные периоды.

Дети в возрасте от рождения до 1 года проявляют интерес к дру­гим детям. Особенно если у них есть братья или сестры. Они наблюда­ют за детьми, улыбаются, тянутся к ним, но до дружбы пока еще очень далеко.

Дети в возрасте от года до 2 лет начинают ближе знакомиться с другими детьми. Они уже могут самостоятельно передвигаться и, таким образом, способны по своему желанию подойти к другим детям. Но их игра носит скорее параллельный характер, они просто играют со свои­ми игрушками в присутствии других детей. Если ребенок захочет игруш-


ку, с которой занимается другой малыш, он легко может оттолкнуть ого и схватить игрушку. То же самое может случиться и с самим ребен­ком — другие дети могут отнять желаемую игрушку, что часто очень расстраивает ребенка.

Дети пока не умеют регулировать свои отношения самостоятельно
и не понимают, что они могут сделать другому человеку больно. Поэ-­
тому очень важно, чтобы близкие взрослые (родители, бабушки и де-­
душки) помогали ребенку научиться строить отношения с другими деть-­
ми. Умение постоять за себя, которое
так ценят многие родители (в особен-

ности папы), возникает позже. Вначале
у ребенка чаще отнимают игрушки дру-
гие дети.

Внимательно наблюдайте за ребен-
ком, который играет с другими детьми.

С одной стороны, важно не допускать, чтобы какой-то слишком активный ре­бенок обижал вашего малыша, а если такое вдруг происходит, постараться, его утешить. С другой стороны, важно, чтобы и ваш ребенок не обижал дру­гих детей, и если это случается, отве­сти ребенка в сторону и объяснить ему на очень простом языке, что так делать нехорошо.

Взрослые могут оказать ребенку очень большую помощь в освое­нии правил общения. Одним из важных правил является «соблюдение очереди». Малыши хотят все получить немедленно, но часто это бывает просто невозможно, потому что «на качелях сейчас катается (возит ма­шинку, скатывается с горки) другой ребенок». Малышу важно понять, что можно подождать и его очередь обязательно придет. Поначалу де­ти сильно протестуют, но затем принимают это правило. Маленькие де­ти вообще любят правила.

Еще одно правило общения — «необходимость делиться». Дети в возрасте после полутора лет часто проявляют жадность, они не гото­вы делиться своими ценными вещами, что для такого возраста является совершенно нормальным. Не стоит насильно заставлять ребенка отка­зываться от своей любимой игрушки, якобы развивая в нем доброту, но если ребенок хочет получить чью-то игрушку, ему можно предложить



Глава 18. Собираемся в детский сад Адаптация к детскому саду



 


дать свою игрушку взамен. К двум годам большинство детей осваивают это правило, но все же они нуждаются во взрослом, который этот про- цесс регулирует.

Не стоит оставлять детей одних, чтобы те «разбирались друг с дру- гом» самостоятельно. Это вряд ли приведет к развитию самостоятель- ности, скорее наоборот, ребенок может испугаться, что его могут оби- деть, и станет избегать других детей.

Очень хорошо, если у ребенка, который только учится играть с дру- гими детьми, будет возможность играть и с детьми постарше. Это все равно что учиться играть в мяч с более опытным партнером, который уже хоть что-то умеет. Дети старше 3—4 лет уже освоили основные пра- вила общения, и с ними проще строить отношения.

Дети в возрасте от 2 до 3 лет начинают уже более целенаправлен­но играть с другими детьми. Вначале их скорее интересуют совмест­ные подвижные игры — они бегают друг за другом, катаются с горки и т. д. Дети в этом возрасте начинают с большим удовольствием делить­ся (они уже лучше понимают, что в этом есть определенная «выгода») и осваивают правило «соблюдение очереди».

Умение делиться и соблюдать очередность в игре очень важно для адаптации к детскому саду. Ребенок уже может осваивать и другие пра­вила общения — вежливо просить о чем-то, просить прощения, если что-то сделал не так или причинил другому боль. В освоении всех этих правил большую роль играют взрослые, которые, как мы уже говорили, являются идеальной моделью для обучения вежливости.

Дети в возрасте 2—3 лет также все еще очень нуждаются в том, что­бы взрослые помогали им регулировать их отношения. Это как с умени­ем ходить — прежде чем ребенок научится хорошо и независимо пере­двигаться, ему нужна подстраховка со стороны взрослого.

Готовность принять режим детского сада

Режим дня «домашнего» ребенка обычно сильно отличается от ре­жима ребенка, который ходит в детский сад. Если ребенок находит­ся дома, родителям обычно очень хочется, чтобы он подольше поспал утром. Соответственно, ребенок позже ложится вечером. Желательно, чтобы за несколько недель до начала посещения детского сада ребе- нок начал привыкать к новому режиму (вставать и ложиться пораньше).] К этому режиму придется привыкать и другим членам семьи.


Как помочь ребенку подготовиться к детскому саду?

Лучше, если посещение детского сада планируется заранее и есть возможность подготовить ребенка к этому. Имеет смысл начать посе­щать вместе с мамой (папой, бабушкой или няней) любые занятия.

Сейчас есть много развивающих занятий, но важно также, чтобы у детей было время для свободной игры, так как именно в это время де­ти учатся строить отношения друг с другом. Если это просто обучающие занятия, то весь процесс организует и структурирует взрослый и у де­тей просто нет возможности общаться друг с другом. Родители обычно присутствуют на занятиях с детьми до 3 лет. Поначалу дети не готовы расставаться с родителями и лишь постелен но учатся обходиться без их непосредственного участия (постепенно, в течение нескольких недель или месяцев, они начинают все дальше отпускать свою маму).

Если нет возможности посещать такие занятия, желательно, чтобы ребенок встречался с другими детьми на детской площадке и мог прой­ти все стадии развития общения и игры с другими детьми.

Обучение самообслуживанию также важная задача, которая касает­ся не только готовности к посещению детского сада, но и относится к развитию самостоятельности вообще. О том, чтобы ребенок учился са­мостоятельно есть и одеваться, стоит задуматься гораздо раньше, чем настанет время посещать детский сад.

Очень важно, чтобы ребенок учился понимать свои чувства и назы­вать их (развитию эмоций посвящена глава 7). Ребенку, который умеет назвать свои эмоции, будет легче привыкнуть к детскому саду, ему так­же будет проще налаживать отношения с воспитателями и детьми. При­нимая и называя эмоции своего ребенка, родители развивают его эмо­циональную компетентность.

Адаптация к детскому саду

Процесс адаптации (привыкания) к детскому саду обычно занимает от нескольких недель до 2—3 месяцев. Взрослые тоже привыкают к но­вому месту работы или к новым соседям не сразу, а постепенно.

Ребенку нужно привыкнуть к воспитателям и научиться доверять им. Нужно также привыкнуть к другим детям, к правилам и режиму, кото-

 


 



Глава 18. Собираемся в детский сад


Готовность родителей



 


рые приняты в детском саду. Это занимает время и часто требует от ре­бенка много сил. Некоторые дети поначалу сильно перевозбуждаются и начинают хуже себя вести и больше капризничать дома. Это не обяза­тельно означает, что в детском саду ребенка кто-то обижает или он ис­пытывает чрезмерные трудности; вполне возможно, это просто прояв­ления процесса адаптации (привыкания).

Очень полезно поддерживать связь с воспитателями, которые смо­гут рассказать, что происходит с ребенком в группе. Важно убедиться, что ребенок не проводит большую часть времени в одиночестве, глядя в окно и ожидая, когда придет мама. Если ребенок принимает участие в играх и занятиях с детьми, готов принимать пищу в детском саду (не обязательно, чтобы он съедал свою порцию целиком), следует основ­ным правилам, то, скорее всего, процесс адаптации идет нормально.

Очень хорошо, если ребенок может рассказать, как он провел свой день в саду, но не все дети способны это сделать, особенно если им по­ка нет 3 лет. Не стоит «зацикливать» ребенка на негативе, все время спрашивая: «Не обижают ли тебя там дети (воспитатели)?» Ребенок мо­жет не понять смысл такого вопроса или начать фантазировать. Лучше просить ребенка рассказывать о том, что он делал в детском саду, зада­вая вопросы о прогулках, еде, играх и товарищах по играм.

Некоторые дети капризничают и отказываются идти в садик утром, но потом охотно бегут в свою группу к детям. Иногда это может озна­чать, что у них просто недостаточно времени на сборы или ребенок не очень хорошо выспался. Очень важно неоднократно напоминать ре­бенку, что родители обязательно за ним вернутся.

Если вы все же замечаете, что ребенку трудно привыкать к детскому саду, ок больше и чаще, чем раньше, волнуется и капризничает, то та­кому малышу нужна ваша помощь. Одна из важных для ребенка вещей, которая помогает ему чувствовать себя в большей безопасности, — предсказуемость. Поэтому имеет смысл ежедневно проговаривать с ре­бенком, что ему предстоит делать. Например: «Мы с утра встанем, умоемся, позавтракаем и поедем в садик. Там ты поиграешь, по­том погуляешь, потом пообедаешь, поспишь, а потом за тобой придет мама (папа, бабушка или няня)».

Взрослые хорошо знают, что им предстоит делать в течение дня, но даже им часто требуется календарь — еженедельник или ежедневник. Он помогает лучше собраться и подготовиться к делам. Детям пока не­легко держать в голове весь свой день, и они часто не понимают, ког­да же их заберут домой. Очень хорошо, если у ребенка дома появится


визуальное (в картинках) расписание дня, которое можно вместе с ним обсуждать, тем самым готовя малыша к предстоящему дню.

Очень хорошо, если взрослые смогут рассказать ребенку о том, как они сами привыкали к детскому саду. Пусть это сделают, кроме мамы, папа, старший брат или сестра, бабушка или дедушка. Детям, также как и взрослым, важно чувствовать, что они не одни со своими проблема­ми или трудностями.

Постарайтесь уделять ребенку больше времени дома по вечерам. Пусть у вас будет обязательное время, которое вы проводите вместе, — эго не обязательно должна быть только игра, проводить время вместе можно и тогда, когда вы готовите еду или занимаетесь обычными до­машними делами. Главное, чтобы ребенок принимал в этом участие и вы могли с ним в это время разговаривать.

Многим детям очень нравится придумывать, что они будут делать по дороге из детского сада домой, — это помогает им принять необ­ходимость нахождения в саду. Не стоит обещать малышу посещение магазина с игрушками или покупку конфет, поскольку это далеко не всегда возможно. Можно планировать обычные, но не менее приятные вещи — поиграть на детской площадке, покормить птичек в парке, по­смотреть на проезжающие машины или еще на что-то интересное для ребенка и т. д.

Готовность родителей

Готовность ребенка пойти в детский сад, на время расставшись с ма­мой, также зависит и от готовности мамы спокойно, без тревоги и па­ники, отпустить ребенка. От маминого спокойствия и уверенности за­висит, как ребенок примет детский сад. Если вы в детстве испытывали трудности или страхи из-за посещения детского сада (школы) или тре­воги, связанные с расставанием с близкими, обязательно поделитесь этим с супругом (супругой) или близкими друзьями. Часто проговорить проблему и получить поддержку близких людей означает справиться с ней. Если этого недостаточно, имеет смысл обратиться к психологу. Не­которым мамам и папам действительно нужна помощь, чтобы подгото­виться отпустить ребенка в детский сад.


Мама собирается в родильный дом



 



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.