Беглецы в Ингушетии и Центральной Европе — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Беглецы в Ингушетии и Центральной Европе

2017-06-04 276
Беглецы в Ингушетии и Центральной Европе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Всякий лагерь, и лагерь беженцев, это всегда концлагерь со скованной жизнью. К ней не привыкнуть, хоть она сытая и безопасная, она-временная. Лагерь психически давит бездельем и прилюдно стью жизни, отнятием права на личную тайну интимности. В лагере все людивсе время друг у друга на виду и потому как бы застегнуты на все пуговицы, со строгостью поведения, сдержанностью чувств.

Но в лагере, в концлагере, психическим ответом на насилие и несвободу и на зажатость интимности может стать не только сдержанность эмоций, но и напротив, их раскрытие, а то и разнузданность.

Горцам-чеченцам традиционно свойственно, в частности, сдержанность проявлений их сильнейшей любви к детям. Отец не будет, особенно при гостях, ласкать ребенка, не обнимет, не посадит его на колени.

В лагерях беженцев любовь к детям стала несдерживаемой, не скрытой, разорвав предписания адатов, горских законов. Детей на руках чеченцев-отцов, льнущих к ним, сидящих на коленях, я видел и в лагерях Ингушетии, и в Польше.

В Европе, более того, возник надлом мужской психики горцев. Один чеченец мне сказал: «Здесь будто бы умерли». А другой добавил: «Хорошо, как после смерти». Чужбина для горцев - это позор изгнания и выбор постыдно легкого пути.

Поэт Борис Чичибабин писал:

Не веря кровному завету,

что так нельзя, Ушли бродить по белу свету

мои друзья.

Пусть будут счастливы - по мне, хоть в любой дали, Но всем живым нельзя уехать

с живой земли. С той, чья судьба еще не стерта

в ночах стыда. А если с мертвой, то на черта

и жить тоща?

Чеченцам вЕвропе мучительней, чем в Ингушетии, где родина близка, не перерезана еще пуповина, связывающая с ней. У чеченцев в Европе стыд предательства, как психологический комплекс, менее выражен, но глубже заложен, чем у беглецов в Ингушетии. Беженцам хочется видеть себя жертвой, но не инициаторами миграции, а это противоречит

адатам, по которым чеченец всегда Победитель и никогда не станет Жертвой.

Адаты - и опора, и обуза чеченцев. Сохраняя их этничность, адаты не должны мешать адаптации к европейской жизни. Но что происходит с адатами, дегенирируются ли они, консервируются ли, погребенные в мертвых ритуалах или модернизируются? Чеченцам, особенно молодым, всегдабыла свойственна бравада, сокрытие тягостных переживаний, особенно, когда на горца обращен чужой взгляд. Но сейчас и в Ингушетии, и в Европе нередки чеченцы, жалующиеся на теперешнюю жизнь, проклинающие российское прошлое. Что это - детскость горского фрондерства сменяется трезвой (европейской) взрослостью? Или же, наоборот, под ее защитой чеченцы, как дети, ищут понимания и жалости к себе?

Адаптироваться, привыкать к Европе, к лагерю беженцев вырвавшимся из Чечни, непросто. Здешнее благополучие создало два сильных противоположных чувства- радость, почти счастье, благодаря безопасности, и тому, что, оказывается, где-то может быть нормальная человеческая жизнь. Но мучительно проснулась вдруг память об ужасах войны. Лагерные старожилы говорили: «Такое бывает у всех прибывающих». Недели через две двойственность чувств проходит. Но радуются лагерной безопасности вновь прибывшие недолго. Еще через месяц-два наваливается тоска по дому, чувство безнадежности при мыслях о возвращении в Чечню и страх за родных, оставшихся там.

Проститутки войны

Приобретение чеченками свободы и власти, несвойстве нных обычаям, может быть пагубным для их морали. В чеченском народе к каждой женщине относятся с благоговением, почтением. Она, можно сказать, наделена святостью в глазах мужчин и детей.

После любой войны в разрушенной стране, в обнищавшем народе признаком разрухи становится проституция. Но дикой и безобразной выглядит она в Чечне.

Верно говорят, что голод в военное время гонит женщин на сексуальный промысел. Но есть еще и то, что влечет их к грубой страстности чужого мужчины. Это утрата веры в свое женское счастье. На войне убит ее любимый или еще не найденный. Жизнь ждет своего продолжения. Смерти и горести, как это ни парадоксально, зажигают сексуальную страсть, требуя от женщины быть родительницей и утешительницей. На уродстве военного убийства произрастает уродство плотской любви без семьи, без зачатия, без рождения потомства.

Строгость Ислама и горских обычаев уберегают чеченок от проституции. В большинстве они становятся защитницами рода, воительницами.

Велико было моеизумление перед стайкой размалеванных чеченских девиц, когда я увидел их на центральной улице города Грозного еще в 1996 году, тогда шла первая «чеченская война». Юбочки, не прикрывшие трусиков, блестящие сапожки на не очень стройных ногах, алые пятна губ, сигареты. Смеются между собой, но все смотрят по сторонам.

-Проститутки.

- Но как им позволяют чеченцы?

Оказалось, тогда уже были сутенеры-чеченцы. Местные, с которыми я шел, показали мне охрану этих девиц -парней с автоматами, прохлаждающихся невдалеке.

Тогда сексуальный промысел чеченок «обслуживал» чужих мужчин: российских солдат, приезжих торгашей, мелких авантюристов, стекавшихся в Чечню на кровь и наживу. На «первой чеченской» проституция - как на каждой войне. В глазах чеченцев она, хотя и нарушала их мораль, была «костью», брошенной на «обгладывание» врагам.

После окончания боевых действий наступившее в Чечне засилье ваххабитов исключало там какие-либо нарушения строгостей исламской морали, а проституцию - и подавно.

Во время второй «чеченской войны» проститутки-чеченки возникли в лагерях чеченских беженцев. Это было не просто разрушение устоев горской морали, но и социально-семейных основ чеченской нации. Поправшие стыд чеченки и лишившиеся достоинства чеченцы дико нарушали вековые горские законы о неприкосновенности женской чести, о наказании смертью за прелюбодеяние. Это свидетельство того, что чеченский этнос утрачивал свое лицо и был на грани распада.

Кризис нации

1. Свойственная чеченцам постоянная бодрость, стойкость, активность начали угасать во время второй «чеченской войны». Стали заметны угнетенность, апатия, всегда считавшиеся постыдными. Безысходность войны, страх смерти поселяли чувство безнадежной усталости в душах чеченцев. Очень многие из них бежали от войны, бросая все: дома, пашни, скот, в городах- квартиры

2. Возникало массовое отчуждение от своей кровной земли, от Родины, от Чечни. Прошел слух, что появились старики-эвлии (волхвы-предсказатели), которые сказали, что земля Чечни проклята, на ней не будет

жизни чеченам. Что надо бежать с нее, бросая семейные усадьбы, могильники предков, родовые башни.

3. Сплачивавшие раньше чеченцев непреложные законы обычаев (адаты) переставали действовать из-за того, что «горская жизнь», для которой адаты возникли в веках, сменялась «военной жизнью».

Особенно значимым стало «обрушение» закона о кровной мести-наказания за пролитую чеченцем кровь другого чеченца. Слишком много на второй «чеченской войне» было кровавых «разборок» между чеченцами, слишком много они убивали друг друга, чтобы можно было согласно адатам мстить, и не перебить людям из одних тейпов (родов) людей из других тейпов. Перед такой опасностью (ее не было последних лет двести, а может быть и больше) адаты стали беспомощными и бесполезными. Закон кровной мести перестал сдерживать убийства и бандитизм внутри чеченской нации.

Как следствие этого ослабевало действие других адатов, колебались основы чеченского общественного представления о «мироздании».

4. Важной причиной этого стало внедрение в Чечню ваххабизма-фундаментального Ислама (правильнее сказать - экстремального и безграмотного мусульманства).

Если на первую «чеченскую войну» зарубежные исламисты прислали лишь своих «наблюдателей»- мусульманский отряд численностью около двухсот человек, который почти не принимал участия в боях с российской армией, то между первой и второй войнами фундаменталисты Ислама развернули в Чечне интенсивную исламизацию населения.

Вторая «чеченская война» началась и первоначально шла под знаменами Шариата. Однако фундаментальный Ислам во многом не соответствует законам гор - адатам и существенно нарушает, искажает жизнь чеченцев. Из-за этого в ходе второй войны чеченцы все более отчуждались от наемников-ваххабитов. Многие чеченцы возненавидели ваххабитов.

Али Закаев, старший брат одного из чеченских лидеров, еще в ноябре 1999 года говорил мне: «Сейчас мы вместе с ваххабистами воюем против русских. Как бы не закончилась война, после нее мы вырежем всех ваххабистов!»

Очевидно, что ваххабиты, воспользовавшись войной, ослабляли действие адатов, цементирующих чеченскую нацию, специально разрушали, растляли чеченский этнос, чтобы со временем вобрать, всосать его в исламскую Умму, вернее в ее экстремистское крыло.

5. Жестокие особенности второй «чеченской войны»: отсутствие «контактных» боев и так называемые «зачистки» привели к нарушению «семейных ролей» мужчин и женщин - чеченцев, то есть к очень соци-

ально опасному явлению- гендерному кризису (см. стр. 64-65). Это ослабляет не только семьи, тейпы, но и нацию.

6. С приходом к власти Д Дудаева в Чеченской республике было почти прекращено школьное обучение детей. Это прекратило современное образование и культурное развитие чеченской нации. Война прервала нормальную передачу национальных культурных традиций из поколения в поколение и стала подтачивать, разрушать этническую цельность чеченцев. Кризис их национальности нарастал.

7. Очень многие чеченцы сейчас не верят, не надеются, что их этнос сохранится Такие сомнения - болезненный результат военного посттравматического стресса.

Можно быть уверенными в том, что Чечня возродится и как государство в составе России, и как благополучная Родина-земля достойного чеченского народа

Заметим, что российские солдаты на «чеченских войнах» не только взрослеют, но еще и приобретают многие лучшие черты горского характера.

Вместо заключения

Если Вы прочли эту книгу, то «Заключение» Вам не нужно. Вы сами его уже сделали. Если же Вы из тех людей, кто как Александр Македонский, заглядывает в конец книги и решает читать ли ее, то для Вас - несколько строк.

Чтобы читателю по-своему понять эту книгу, ее надо прочесть. Не обязательно читать подряд, сначала. Начать чтение можно с любой главы. Даже с любого небольшого раздела. Выберите «свою проблему» по оглавлению и, если перед Вашим взором окажутся грустные страницы, то обязательно поищите в книге то, что укрепит Вашу бодрость. Оно здесь есть. Когда автор писал про «стресс войны», он знал, что полнокровная, яркая жизнь есть и на войне, и в мирных городах, селах. А там, где жизнь, там и радо сть. Печали и горести данынам, чтобы оттенять радости и чувствовать - мы имеем право на счастье.

Некоторые фрагменты книги Л.А. Китаева-Смыка «Стресс войны» публиковались им раньше в журналах «Архетип» (1996, № 2), «Милленниум» (2001, №№ 2-3, 11), в газетах «Московский комсомолец» (1996, 10 окт), «Ульяновскаяправда» (2001,15-16 авг, 10-11 окт), атак-же прочитаны по радио «Маяк», «Свобода», «Эхо Москвы».

Научное издание

КИТАЕВ-СМЫК Леонид Александрович

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.