Акцентологические и орфоэпические нормы русского литературного языка — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Акцентологические и орфоэпические нормы русского литературного языка

2017-06-04 456
Акцентологические и орфоэпические нормы русского литературного языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Язык как средство человеческого общения нуждается в единообразии письменного и устного своего оформления. Неправильное произношение и неправильная постановка ударения (как и орфографические ошибки) отвлекают внимание на внешнюю сторону речи и поэтому являются помехой при общении.

Орфоэпия (от греческих слов: orthos - прямой, правильный и epos - речь) - это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение. Орфоэпия указывает, как должны произноситься те или иные звуки в определенных фонетических положениях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных грамматических формах и группах слов или даже отдельных словах, если эти формы и слова имеют свои произносительные особенности.

Важнейшие языковые черты, которые определили русское литературное произношение, сложились в первой половине XVII в. на базе московского койне (языка города Москвы), вобравшего в себя черты северновеликорусского и южновеликорусского наречий. Установившиеся в Москве нормы передавались в другие культурные центры в качестве единого образца.

Следует заметить, что полной унификации литературного произношения нет. Возможны произносительные варианты, имеющие стилистическую окраску. Основными источниками отклонений от литературного произношения являются письмо и диалект.

Отклонения от литературного произношения под влиянием письма объясняются тем, что не всегда графическая оболочка слова соответствует его звуковому оформлению. Например, в родительном падеже у прилагательных мужского и среднего рода пишется окончание с буквой г, а произносится в этой форме звук [ в ]: больш[овъ], слова конечно, что пишутся с буквой ч, а в произношении соответствует ей звук [ ш ]: коне[шн]о, [шт]о и мн. др.

Как результат влияния правописания на произношение возникают варианты, допускаемые в литературном языке, например: [ кр'эпкъй ] и [ кр'эпк'ий ], [ г'ипкъй ] и [ г'ипк'ий ], [ фскакъвът' ] и [ фскак'ивът' ] и др.

Другим источником нарушения норм литературного произношения является диалект говорящего. Например, одним из признаков северных диалектов является оканье (произнесение графического о как [ о ] в первом предударном слоге). Даже при утрате окающего произношения произносят на месте безударного [ о ] звук, близкий к отодвинутому назад [ э ]: [ вэда ], [ дэмой ], [ пэтом ], [ взэшла ] или [ въда ], [ дъмой ], [ пътом ], [ взъшла ].

Приведем некоторые обязательные орфоэпические нормы:

1) В словах иноязычного происхождения, освоенных литературным языком, мягко произносятся зубные согласных и р перед е, например: му [ з’э ] й,[ т’эр ] мин, [ т’э ] ма, [ т’э ] нор, [ т’э ] ория, [ т’экст ], [ д’э ] мон, карто [ т’э ] ка, О [ д’э ] сса и др.

В недостаточно освоенных заимствованных словах наблюдается твердое произношение согласных в соответствии с нормой ряда европейских языков. Произношение твердых согласных перед е наблюдается:

а) в выражениях, которые нередко воспроизводятся средствами других алфавитов: де-юре, де-факто и др.;

б) в словах, обозначающих явления зарубежного быта: денди, коттедж, коктейль, констебль и др.;

в) в собственных именах: Шопен, Флобер, Вольтер, Лафонтен и др.;

г) в терминологии: интервью, дезинформация, модерн, ателье, шоссе, реквием, гротеск, сепсис, дедукция, модель, энергия, антитеза, стенд и др.

2) Произношение сочетания чн как [ шн ] было широко представлено в старой московской традиции.

В конце ХIХ - начале XX вв. многие слова произносились еще с [ шн ], например: було [ шн ] ая, беспроволо [ шн ] ый, бутыло [ шн ] ый, взято [ шн ] ик, войло [ шн ] ый, моло [ шн ] ик, будни [ шн ] ый, брусни [ шн ] ый, брусни [ шн ] ик, беспорядо [ шн ] ый и т. д. По современным нормам такое произношение является устаревшим, а в ряде случаев - просторечным. Под влиянием правописания произношение [ шн ] постепенно стало вытесняться произношением [ чн ]. В современном литературном произношении [ шн ] обязательно в следующих словах: коне [ шн ] о, ску [ шн ] о, яи [ шн ] ица, пустя [ шн ] ый, скворе [ шн ] ик, праче [ шн ] ая, пере [ шн ] ица, в женских отчествах на - ична: Сави [ шн ] а, Ильини [ шн ] а, Фомини [ шн ] а и др. В ряде слов произношение [ шн ] допускается наряду с [ чн ]: було [ шн ] ая и було [ чн ] ая, сливо [ шн ] ое и сливо [ чн ] ое, я [ шн ] евая и я [ чн ] евая, моло [ шн ] ый и моло [ чн ] ый, пшени [ шн ] ый и пшени [ чн ] ый, лаво [ шн ] ик и лаво [ чн ] ик.

3) В литературном языке в сочетаниях гк и гч вместо [ г ] произносится фрикативный звук [ х ]: мя [ х ] кий, ле [ х ] кий, мя [ х ] че, ле [ х ] че, обле [ х ] чить, смя [ х ] чить и т.п.

4) Сочетание согласных чт произносится как [ шт ] в местоимении что и производных от него: [шт]обы, ни за [шт]о и др.

5) Сочетаниях тч, дч произносятся как долгий [ ч ]: наладчик [ налаччик ], летчик [ л’оччик ] и др.

6) Сочетания зж и жж произносятся как долгий [ ж’ ] или долгий [ ж ]: визжать [ в’ижжат’ ] или [ в’иж’ж’ат’ ], вожжи [ вожжы ] или [ вож’ж’и ] и др.

7) Сочетания согласных зч, сч, сщ, жч на стыке корня и суффикса или предлога и слова произносится как долгий [ ш’ ]: образчик [ абраш’ик ], мужчина [ муш’инъ ], с щеткой [ ш’откъй ] и т. д.

8) В литературном языке рекомендуется в середине и конце слова мягко произносить согласные, мягкость которых обозначена на письме ь: се [ м’ ], восе [ м’ ], голу [ п’ ], любо [ ф’ ].

9) В неопределенной форме глагола на месте - ться по литературной норме произносится [ цца ]: улыба [ цца ], развива [ цца ].

10) Особого следует сказать о произношении звонкого согласного г. На месте орфографического г произносится взрывной [ г ], который на конце слова чередуется с взрывным [ к ]: могу - мо [ к ].

В литературном языке фрикативное [γ]употребляется в ограниченных условиях, с колебаниями: а) всегда в междометиях ага, ого, гоп;б) в некоторых словах, широко употребляющихся в церковном произношении: Господь, Бог, (Бога и т. д.).

11) Мужские отчества, образованные от имен на – ий, произносят как [ дм’итр’ич ], [ в’итал’ич ] и т.п. Соответственные женские отчества - [ дм’итр’нъ ], [ в’итал’нъ ] и т.п., на месте сочетаний льев, -рьев, -тьев произносится только первый согласный звук.

Мужские отчества, образованные от имен на – ей (Андрей, Сергей и др.), произносятся как [ с’эрг’эич ], [ андр’эич ] и т.п. В соответствующих женских отчествах на месте графического ее произносится [ ’э ]: [ с’эрг’эвнъ ], [ андр’эвнъ ], [ ал’иэкс’эвнъ ].

Орфоэпические нормытесно связаны с нормами ударения. В русском языке ударение подвижное и разноместное, то есть может быть на любом слоге слова и в одном слове в разных его формах может перемещаться с одного слога на другой. Вместе с тем правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи.

Колебания в ударении часто поддерживаются профессиональной речью. Однако, несмотря на все сказанное, в русском языке имеются особые акцентологические закономерности, нормы ударения. Укажем некоторые из них:

1) Ударение на окончании имеют следующие глаголы в форме прошедшего времени женского рода: а) глаголы была, отбыл а, побыл а, прибыл а, убыл а, добыл а, но: заб ы ла, раздоб ы ла; б) некоторые глаголы на - нять: воспринял а, предпринял а, принял а, обнял а, поднял а, отнял а, разнял а, заснял а, приподнял а, снял а, переснял а, а также гнал а; в) глагол родил а; г) все глаголы на - чать: начал а, зачал а и др.; д) глаголы взял а, жил а, спал а, слыл а, плыл а, дал а, создал а (в среднем роде глагол дать имеет вариантные формы д а ло и дал о); е) все приставочные глаголы с компонентом -мерла: обмерл а, перемерл а, умерл а, а также подперл а, заперл а; ж) глаголы гнил а, лил а, пил а, вил а, врал а, ткал а, брал а.

2) Ударение на окончании во всех формах настоящего и прошедшего времени имеют следующие глаголы: а) глаголы на - чь: береж е шь, берегл а, толч е шь, толкл а; б) глаголы на -ти: раст е шь, росл а; в) глаголы на -честь: сочт е шь, сочл а, прочт е шь, прочл а; г) глагол -идти: ид е шь, шл а.

3) В настоящем/будущем времени ударение на окончании имеют многие глаголы с компонентом - ключить (включ у, включ и шь, заключ и т и др.), а также глаголы звон и т/звон и шь, напо и шь.

4) Краткие причастия на - ен в мужском роде имеют ударение на суффиксе, если в полной форме ударение падает на суффикс, в женском роде у этих причастий ударение падает на окончание: принесенный - принес е н, принесен а; приведенный - привед е н, приведен а.

5) В причастиях на - ованный от глаголов с суффиксом –ова ударение падает на суффикс: баловать - бал о ванный, гофрировать - гофрир о ванный, организ о ванный.

6) В сложных существительных с корнем - вод во второй части ударение падает на корень - вод: водопров о д, нефтепров о д, путепров о д, мусоропров о д.

В письменной речи желательно избегать омографов (слов, имеющих одинаковое написание, но разное произношение):

1) Испытания вы проводите (провод и те? пров о дите?), ясно? И проводите (провод и те? пров о дите?) с полной строгостью и требовательностью, оставив в стороне один только вопрос… 2) Теперь мне ничего не страшно, потому что – что (чт о?) может быть страшнее самого страха?

Для успешного овладения орфоэпическими нормами необходимо:

1) усвоить основные правила русского литературного произношения;

2) научиться слушать свою речь и речь окружающих;

3) слушать и изучать образцовое литературное произношение, которым должны владеть дикторы радио и телевидения, мастера художественного слова;

4) осознанно сопоставлять свое произношение с образцовым, анализировать свои ошибки и недочеты;

5) исправлять ошибки путем постоянной речевой тренировки при подготовке к публичным выступлениям.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.