История тимбилдинга в мире и в России — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История тимбилдинга в мире и в России

2017-06-04 1063
История тимбилдинга в мире и в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Происхождение

Ты узнаешь больше о человеке за час игры, чем за год разговоров.

Платон

В бизнес-литературе сложно найти единую дату первого упоми­нания термина «тимбилдинг». Большинство ученых склонно считать родоначальником концепции тимбилдинга американского профес­сора, психолога и социолога Элтона Мэйо (Elton Mayo, 1880— 1949), который был автором и основателем Хоторнских экспериментов в 1927 — 1932 гг. (The Hawthorne Experiments). Элтон Мэйо, изучая влия­ние различных факторов (условий и организации труда, заработной платы, межличностных отношений, стиля руководства и др.) на по­вышение производительности труда на промышленном предприятии Western Electric Hawthorne Works в Чикаго, доказал особую роль че­ловеческого и группового фактора. Во время данных экспериментов Мэйо обнаружил так называемый Хоторнский эффект, состоявший в том, что индивидуальное поведение участников эксперимента ме­нялось благодаря повышению их осведомленности о проводимом с их участием тестировании. Наиболее важным для основ тимбилдинга было обнаружение того, что производительность участников экспери­мента увеличивалась в ответ на психологические стимулы, такие как проявление интереса и внимания к работе участника эксперимента, усиление его чувства вовлеченности в процесс и ощущения важности и значимости. Самыми важными выводами Мэйо были следующие: 1) взаимоотношения между руководителем и подчиненным влияют на производительность; 2) рабочие нормы значительно влияют на производительность; 3) рабочее место имеет свою культуру; 4) забота и поддержка более важны, чем физические условия труда. Основной вывод был таков: в ходе пятилетних экспериментов сотрудники ста­ли более осведомлены о важности и значимости для них позитивной рабочей атмосферы, культуры и отношений и поддержания таковой атмосферы на предприятии. Многие ученые склонны заключить, что


Глава 1. Концепция тимбилдинга

результаты и выводы Хоторнских экспериментов были первым им­пульсом к зарождению концепции тимбилдинга.

Однако приведем здесь несколько других психологических и пове­денческих концепций и теорий, элементы которых также повлияли на формирование теории тимбилдинга. Мередит Белбин (Meredit Belbin) изучал максимизацию результативности команд и командную динами­ку и стал первым в организационной науке, кто провозгласил макси­мальный вклад ролевого распределения в повышение эффективности работы команды. Теория девяти ролей Мередита Белбина активно ис­пользуется в теории командообразования. Четкое ролевое распреде­ление многократно повышает эффективность деятельности команды. Невозможно не упомянуть здесь о великом Абрахаме Маслоу (Abraham Maslow) и его пирамиде — иерархии человеческих потребностей. Пи­рамида мотивации Маслоу активно применятся в тимбилдингах для изучения мотивации команд и выявления степени развития команды и ее потребностей. Джон Эдейр (John Adair) внес свой вклад в тимбил-динг созданием теории лидерства. Он определяет лидерство как пере­даваемый и приобретаемый навык и выделяет основные лидерские функции, выполнение которых приведет команду к успеху. Заслуга Katharine Cook Briggs и ее дочери Isabel Briggs Myers для тимбилдинга состоит в создании MBTI (Myers Briggs Types Indicator) — 16-типичной типологии личностей. Типология ярко иллюстрирует наличие различ­ных, даже полярных друг другу типов личности, и теория тимбилдин­га учит использовать полярные различия с максимальной выгодой для достижения максимальной эффективности работы в команде. Стоит упомянуть здесь также классика поведенческой теории организации Дугласа МакГрегора (Douglas McGregor), автора всемирно известной теории X и Y (и впоследствии Z). Понимание двух полярных концепций X и Y и теории Z рабочего поведения помогает формировать правиль­ные ожидания и восприятие процесса, ставить реалистичные задачи. И еще одной, не менее важной концепцией, активно использующейся в теории командообразования, стала концепция Брюса Тукмана (Brace Tuckman) — концепция FSNP: «Формирование — Шторм — Нормали­зация — Результаты» («Forming — Storming — Norming — Performing»). В своей концепции он фиксирует четыре важные и неотъемлемые ста­дии, через которые предстоит пройти каждой команде в своем разви­тии, если она стремится к достижению высоких результатов. Многие известные психологи, не работая явно над концепций тимбилдинга, внесли в ее формирование свои элементы. Курт Левин (Kurt Lewin) — созданием концепции групповой динамики. Уильям Шутц (William


Часть 1. Тимбилдинг

Schutz) — созданием теории межличностных отношений и психологи­ческой совместимости, согласно которой три самых важных фактора межличностных отношений — включенность, контроль, влияние — определяют большинство ситуаций человеческого взаимодействия.

Однако в некоторых немногочисленных источниках наиболее явным основоположником веревочного курса считают француза Джорджа Хеберта (George Hebert), офицера Французской армии. Хеберт был известен своими многократными африканскими экс­педициями, в ходе которых встречал умных, сильных и физически гораздо более развитых, чем европейцы, людей. В результате он на­чал систематизировать свои знания и изобрел метод физического образования, получивший название «Натуральный метод» («Natural Method»). Это образование предполагало физическое и моральное развитие, наряду с формированием мужественности, и проходило в открытой среде. Во Франции это направление вскоре получило на­звание хебертизма (Hebertism) и активно развивалось в течение Вто­рой мировой войны, став стандартом физического образования во Французской Армии. Поэтому многие веревочные курсы в Европе и во Французской Канаде, в Квебеке называются Курсами Хеберта.

Видный американский исследователь и практик в области орга­низационного развития, Уильям Дайер (William Dyer) написал первую книгу, посвященную тимбилдингу, в 1977 г. В США считается, что это была первая современная работа по тимбилдингу, в которой были обо­значены границы этого феномена. Впоследствии вышло несколько пе­реизданий первой книги. Другая книга этого же автора [Dyer, 1994J на­чинается словами о том, что трудно представить, как много компаний во всем мире формулируют в своих слоганах, корпоративных ценностях и миссиях утверждения про приоритетную роль команды и командной работы и как ма\о из них реализуют утверждения в действительности.

«Трудно представить, как много компаний во всем мире формулиру­ют в своих слоганах, корпоративных ценностях и миссиях утверждения про приоритетную роль команды и командной работы и как мало из них реализуют утверждения в действительности» [Dyer, 1994].

Позже, в 1980-е гг., стало активно формироваться направление «Образование вне помещения» (наиболее распространенный англий­ский термин — «Outdoor Education»)1. Чаще всего приводится опреде­ление Брукеса [Brookes, 1991], где под «Outdoor Education» он понимает

1 www.wilderdom.com — Outdoor Education Research &Evaluation Center.


Глава 1. Концепция тимбилдинга

использование условий природной среды для образования, получения опыта и развития индивидуума. В 1990-е гг., в первую очередь в США и в Великобритании, стало формироваться отдельное направление в менеджменте — Outdoor Development Management, то есть область бизнес-обучения и развития посредством использования условий природной среды. Безусловно, в такой широкой и открытой для инно­ваций сфере достаточно быстро возникли смежные термины, очень широко используемые сейчас на Западе: Corporate Adventure Training (CAT), то есть корпоративный приключенческий тренинг, и Experience Based Training and Development (EBTD), то есть обучение и развитие, основанное на получении опыта. Читая англоязычную литературу и изучая теорию Outdoor Development Management, которая включает в себя концепцию тимбилдинга, вы заметите, что наряду с максималь­но используемым термином «Outdoor Education» в литературе менед­жмента встречаются и другие термины: «Active Learning», «Experiential Education», «Adventure Education», «Outdoor Learning», «Wilderness Experience», «Adventure Therapy», «Environmental Education». Главным сущностным элементом в теории Outdoor Development Management яв­ляется обучение через опыт. Обучение через опыт, то есть Experiential Education, включает в себя активное участие обучаемого в процессе обучения. Так, наиболее простой иллюстрацией традиционного обуче­ния и обучения на опьгге будет изучение жизни жизотных. При тради­ционном обучении ученики читают книги с абстрактными знаниями и рассматривают картинки, в случае обучения через опыт ученики идут в зоопарк, изучают зверей и наблюдают за ними, слушают их крики и дыхание, замечают различныеповадки, испытываютсильные эмоции. Итак, в теории менеджмента сложилось две точки зрения. Первая рассматривает тимбилдинг как процесс построения команды, осно­вываясь на разработанных в менеджменте и психологии направлени­ях — организационном развитии, организационной динамике, пси­хологии группы и групповой динамике. И с данной точки зрения все видные деятели менеджмента и психологии, развивавшие эти направ­ления, рассматриваются как активные участники развития концеп­ции тимбилдинга. Согласно второй точке зрения, тимбилдинг — это альтернативное направление в обучении и развитии, потому что ко­ренным образом отличается по своей природе — процесс проходит на природе, и участники учатся посредством опыта и активного взаимо­действия. И концепция тимбилдинга трактуется как базовое направ­ление Experiential Education и Active Learning. К сожалению, теория тимбилдинга в российской литературе по менеджменту практически


Часть 1. Тимбилдинг

не представлена. При этом имеется внушительное количество публи­каций по теории командообразования, эффективности и взаимодей­ствию команд, командному дизайну и командной динамике и просто целый спектр различных пособий по упражнениям и заданиям для тимбилдинга и тренинга построения команды. Природа тимбилдинга не была исследована в российской бизнес-литературе, где большин­ство публикаций по тимбилдингу в силу сильной неразвитости этой темы носят сугубо популярный и неглубокий характер. В большин­стве статей и материалов источники знаний о «Веревочном курсе» по­верхностны и противоречивы. Здесь, рассказывая о развитии концеп­ции тимбилдинга в России, я приведу краткую историю веревочного курса, наиболее полно представленную в американской литературе.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.