Торжественное и дидактическое поучение; идейно-художественное своеобразие поучения Мономаха. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Торжественное и дидактическое поучение; идейно-художественное своеобразие поучения Мономаха.

2017-06-04 1575
Торжественное и дидактическое поучение; идейно-художественное своеобразие поучения Мономаха. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности, этапы, жанры

В 988 году Русь принимает христианство. Самому возникновению Древнерусской Литературы способствовало: крещение Руси, влияние Болгарии, фольклорные традиции.

Специфика Древнерусской Литературы:

1. Историзм — Древнерусская литература не признавала вымысла. Сюжеты были подлинными, реальные люди были действующими лицами, а субъектами могли быть лишь только важные исторические лица.

2. Религиозность — литература служила цели утверждения христианства, его морали и нравственности.

3. Дидактизм (воспитание) — целью творческой деятельности, писатель считал нравственное воспитание человека. Ради спасения его души, многие произведения носят воспитательный характер.

4. Анонимность — указывать свое авторство считалось неэтичным.

5. Коллективный характер творчества — произведения писались разными людьми, так как каждый мог вносить изменения и дополнения. Любой переписчик был равноправным автором, поэтому установить, какой текст является первоначальным, весьма трудно.

В развитии древнерусской литературы выделяют три основных этапа, связанных с периодами развития Русского государства.

I. Литература Киевской Руси (XI–первая половина XIII веков). Ее возникновение связано с появлением первых церковно-служебных и историко-повествовательных произведений. Темы литературы этого периода — история возникновения Руси, борьба с внешними врагами — печенегами, а потом половцами, борьба князей за киевский престол. Литература этого времени воспитывала чувство патриотизма, утверждала историческое и политическое единство народа и единство рода древнерусских князей, обличала княжеские распри.

II. Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение северо-восточной Руси (вторая пол. XIII–первая пол. XV веков). Основная тема – национально-патриотическая. Создаваемые в это время произведения несут в себе трагический отпечаток, отличаются лирической приподнятостью. Большое значение приобретают идеи сильной княжеской власти, образования русской народности и формирования Русского централизованного государства. В XIV–XV веках в Л. начинает проявляться интерес к психологии отдельного челоаека, к его духовному миру.

III. Литература периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI–XVII века). Усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность. Начинается процесс преобразования средневековой литературы в литературу нового времени. Возникают новые, чисто литературные, свободные от церковного влияния жанры, идет процесс демократизации литературы, значительно расширяется ее тематика.

Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие. Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров. Первичные жанры: Житие. Слово. Поучение. Повесть.

Об истории мира рассказывали хронографы; об истории отечества — летописи, памятники исторической письменности и литературы Древней Руси, повествование в которых велось по годам. Они повествовали о событиях русской и мировой истории. Существовала обширная литература нравоучительных биографий — жития святых, или агиография. Большое распространение имели сборники коротких рассказов о жизни монахов. Такие сборники назывались патериками.

Жанры торжественного и учительного красноречия представлены различными поучениями и словами. В торжественных словах, произносимых в церкви во время службы, прославлялись христианские праздники. В поучениях обличались пороки, прославлялись добродетели.

Особенности, этапы, жанры

В 988 году Русь принимает христианство. Самому возникновению Древнерусской Литературы способствовало: крещение Руси, влияние Болгарии, фольклорные традиции.

Специфика Древнерусской Литературы:

1. Историзм — Древнерусская литература не признавала вымысла. Сюжеты были подлинными, реальные люди были действующими лицами, а субъектами могли быть лишь только важные исторические лица.

2. Религиозность — литература служила цели утверждения христианства, его морали и нравственности.

3. Дидактизм (воспитание) — целью творческой деятельности, писатель считал нравственное воспитание человека. Ради спасения его души, многие произведения носят воспитательный характер.

4. Анонимность — указывать свое авторство считалось неэтичным.

5. Коллективный характер творчества — произведения писались разными людьми, так как каждый мог вносить изменения и дополнения. Любой переписчик был равноправным автором, поэтому установить, какой текст является первоначальным, весьма трудно.

В развитии древнерусской литературы выделяют три основных этапа, связанных с периодами развития Русского государства.

I. Литература Киевской Руси (XI–первая половина XIII веков). Ее возникновение связано с появлением первых церковно-служебных и историко-повествовательных произведений. Темы литературы этого периода — история возникновения Руси, борьба с внешними врагами — печенегами, а потом половцами, борьба князей за киевский престол. Литература этого времени воспитывала чувство патриотизма, утверждала историческое и политическое единство народа и единство рода древнерусских князей, обличала княжеские распри.

II. Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение северо-восточной Руси (вторая пол. XIII–первая пол. XV веков). Основная тема – национально-патриотическая. Создаваемые в это время произведения несут в себе трагический отпечаток, отличаются лирической приподнятостью. Большое значение приобретают идеи сильной княжеской власти, образования русской народности и формирования Русского централизованного государства. В XIV–XV веках в Л. начинает проявляться интерес к психологии отдельного челоаека, к его духовному миру.

III. Литература периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI–XVII века). Усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность. Начинается процесс преобразования средневековой литературы в литературу нового времени. Возникают новые, чисто литературные, свободные от церковного влияния жанры, идет процесс демократизации литературы, значительно расширяется ее тематика.

Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие. Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров. Первичные жанры: Житие. Слово. Поучение. Повесть.

Об истории мира рассказывали хронографы; об истории отечества — летописи, памятники исторической письменности и литературы Древней Руси, повествование в которых велось по годам. Они повествовали о событиях русской и мировой истории. Существовала обширная литература нравоучительных биографий — жития святых, или агиография. Большое распространение имели сборники коротких рассказов о жизни монахов. Такие сборники назывались патериками.

Жанры торжественного и учительного красноречия представлены различными поучениями и словами. В торжественных словах, произносимых в церкви во время службы, прославлялись христианские праздники. В поучениях обличались пороки, прославлялись добродетели.

Торжественное и дидактическое поучение; идейно-художественное своеобразие поучения Мономаха.

Древнерусское красноречие – этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трёх разновидностях: - дидактическое (поучительное); - политическое; - торжественное.

Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Жанры торжественного и учительного красноречия представлены различными поучениями и словами. В торжественных словах, произносимых в церкви во время службы, прославлялись христианские праздники. В поучениях обличались пороки, прославлялись добродетели.

Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха»; датируется 1117 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своём поучении Владимир Мономах даёт советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.

«Поучение» Владимира Мономаха-замечательный памятник светской «учительной» литературы. Оно написано в форме поучения детям. В советах, данных в нём, отразился не только его опыт государственного деятеля, дальновидного политика и полководца, но и литературная образованность, писательский талант, его представления о нравственном облике христианина. Владимир Мономах свободно владел разными стилями речи, варьируя их в «Поучении» в зависимости от темы и жанра. Автобиографическая часть написана просто, безыскусным языком, близким к разговорному. «Высокий слог» характерен для рассуждений этико-философского плана, пронизанных библейскими цитатами и ритмически организованных. Тонким лирическим чувством пронизаны многие фрагменты послания к Олегу Святославичу, например, просьба отпустить к нему вдову Изяслава, чтобы оплакивать его вместе.

«Поучение» Владимира Мономаха вышло за рамки частного документа. Оно обладает философской глубиной размышлений о Боге и человеке, жизни и смерти, не утратившими своего значения ценными практическими советами, поэтической образностью стиля, автобиографическими элементами, что помогло ему войти в «золотой фонд» мировой литературы.

Слово - является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит "Слово о полку Игореве".

Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является "Слово о Законе и Благодати" митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века. Слово было написано митрополитом Илларионом по случаю окончания строительства военных укреплений в Киеве. В слове проводится идея о политической и военной независимости Руси от Византии. Под "Законом" Илларион понимает Ветхий Завет, который дан иудеям, а русскому и другим народам он не подходит. Поэтому Бог дал Новый Завет, который и называется "Благодатью". В Византии почитают императора Константина, который способствовал распространению и утверждению там христианства. Илларион говорит, что князь Владимир Красно Солнышко, крестивший Русь, ничуть не хуже византийского императора и должен также почитаться русским народом. Дело князя Владимира продолжает Ярослав Мудрый. Основная идея "Слова о Законе и Благодати" в том, что Русь также хороша, как и Византия.


 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.