Другие вспомогательные средства для подвижности — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Другие вспомогательные средства для подвижности

2017-06-04 189
Другие вспомогательные средства для подвижности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Покачивание имеет первостепенную важность в восстановлении нормальной зрительной функции. Но существуют и другие упражнения для создания привычек подвижности и — косвенно — центральной фиксации. Представлю некоторые из них.

Подбросьте резиновый мячик правой рукой и поймайте левой. Или, лучше, возьмите в каждую руку по мячику, подбросьте тот, который в правой руке и, пока он в воздухе, переложите мяч из левой руки в правую, а левой рукой поймайте падающий мячик. Добейтесь в выполнении этих нехитрых манипуляций легкости и ритмичности.

Глаза должны непрерывно сопровождать мячик — и когда он подбрасывается, и когда достигает верхней точки траектории, и когда падает, и когда ловится. (Не нужно вглядываться в небо, ожидая, когда мячик появится в поле зрения). После длительной и кропотливой работы короткая разрядка в форме такого элементарного жонглирования сделает многое для освобождения и расслабления глаз.

На улице это упражнение может быть использовано не только как напоминание глазам, что надо двигаться, но и для выработки терпимости к свету... Начните подбрасывать мячик на темном фоне, например, на фоне дерева, стоя спиной к солнцу. Затем передвиньтесь вокруг дерева так, чтобы фон стал несколько светлее; расслабьтесь и, часто-часто мигая, наблюдайте, как мячик взлетает и падает. Когда глаза и разум привыкнут к свету, опять передвиньтесь, чтобы фон у мячика стал еще более ярким. Последние два-три броска можно сделать уже стоя лицом к солнцу.

Кости и домино также могут быть использованы для восстановления подвижности глаз и разума, без чего, как вы помните, не может быть должной центральной фиксации, а следовательно, и нормального зрения.

Бросьте на стол три-четыре кости, окиньте их взглядом и, быстро отвернувшись или закрыв глаза, назовите выпавшие очки. Если в игре участвуют двое (что обязательно, если речь идет о детях), инструктор должен сам бросить кости и, дав игрокам секунду на разглядывание, накрыть кости рукой и попросить назвать очки. Это упражнение способствует быстрому перемещению внимания и глаз, а заодно стимулирует интерпретирующий разум. Но об этом позже, когда мы подойдем к теме "быстрых взглядов".

Упражнение с домино способствует разрушению привычки вглядываться и побуждает глаза и разум перейти в состояние подвижности... Высыпьте на стол набор домино, перемешайте и на внутренней стороне крышки от картонной коробки уложите тремя рядами выбранные наугад костяшки. Закрепите их так (хоть приклейте), чтобы крышку можно было брать в руки не нарушая расположения костяшек; поставьте ее ребром на краю стола; сядьте на таком расстоянии, чтобы доминошные точки легко различались (или держите крышку в руке, то отдаляя, то приближая ее к лицу соответственно остроте вашего зрения). Теперь с максимально возможной быстротой назовите число точек в верхних половинках всех костяшек домино первого ряда, затем в нижних половинках; потом в той же последовательности пройдитесь по второму ряду, потом по третьему. Упражняйтесь без всяких мыслей об успехе испытания, разум расслаблен, глаза легко перепархивают с одной костяшки на другую и часто мигают; перед каждым новым рядом на несколько секунд закрывайте глаза. Постепенно разнообразьте и усложняйте линии верхних половинок домино; то же самое относительно нижних половинок; сосчитайте количество точек в каждой вертикальной линии костяшек первого ряда, потом второго, потом третьего, потом всех трех рядов вместе, потом в диагоналях.

Ценные во всех случаях нарушенного зрения, упражнения с домино особенно полезны при астигматизме.

Астигматизм возникает, когда радиус изгиба роговой оболочки не одинаков по всем меридианам, и лучи света, проходящие сквозь эту искривленную среду, фокусируются неоднородным образом. Конечно, очки способны до некоторой степени нейтрализовать симптомы недуга, но они жестко фиксируют роговицу в том индивидуальном состоянии искривления, которое существовало в момент осмотра у окулиста. Поэтому, пока человек пользуется искусственными линзами, надежды на выздоровление мало.

Но если он откажется от "костылей для глаз", изучит технику пассивного и динамического расслабления и выработает привычки умственной и глазной подвижности, то сможет ослабить свою недостаточность или даже полностью избавиться от нее. Точки на костяшках очень легко видеть, поэтому быстрое перемещение глаз и разума, стимулируемое упражнениями с ними, достигается практически без усилий. Напряжение ослабляется; кроме того, при перемещении внимания с точки наточку в роговице производится множество действий по ощущению; это, по наблюдениям, имеет эффект сглаживания ее искривлений. Каким образом, мы точно не знаем. А если, что очень похоже на истину, первопричиной астигматизма явились мышечные напряжения, то нет никакого чуда, что он проходит, как только страдающий им овладеет искусством видения... Как бы то ни было, факт остается фактом: астигматики видят значительно лучше после упражнений с домино, чем до них. А когда старые привычки зрительных функций разрушены и заменены новыми и правильными, улучшение движется по нарастающей.

Процесс сглаживания может быть ускорен упражнением, которое следует рассматривать как концентрированную (или модернизированную) версию упражнений с домино. Возьмите крышку, в которой закреплены ряды с костяшками и, держа на расстоянии трех-четырех дюймов от глаз, начинайте перемещать ее из стороны в сторону. При этом каждое движение крышки должно сопровождаться соответствующим движением головы в противоположном направлении. Например, если крышка движется влево, то голова поворачивается вправо, и наоборот. Не требуется никаких усилий, чтобы разглядеть точки на отдельных костяшках, напротив, скорость головы относительно крышки должна быть такой, чтобы возникла иллюзия, будто вы смотрите на сплошные линии, образованные из всех видимо бегущих по горизонталям точек. Через минуту или две горизонтального покачивания перенесите направление движения в вертикальную плоскость. Держите крышку так, чтобы длинная ось была перпендикулярна к полу, и двигайте ее вверх и вниз, сопровождая движения рук встречными движениями головы — точно так же, как при горизонтальном покачивании.

Эти упражнения могут показаться довольно примитивными и бессмысленными; тем не менее, они — в совокупности с другими упражнениями, здесь описанными — помогли многим астигматикам улучшить зрение.

БЫСТРЫЕ ВЗГЛЯДЫ

Упражнение, названное д-ром Бейтсом "быстрые взгляды", замечательно восстанавливает подвижность и силы воспринимающего и интерпретирующего разума; оно — антитеза вглядыванию. Чтобы рассмотреть объект и все его части одинаково хорошо, на него бросают быстрые, как молнии, взгляды, затем закрывают глаза и начинают припоминать, что ощущалось во время этих молниеносных бросков в непознанное.

Приобретя кое-какой навык в метании быстрых взглядов, человек делает интересное открытие: оказывается, сенсорный аппарат ощущает гораздо больше, чем это осознается, особенно если воспринимающий разум усвоил дурные привычки напряжения и усилий. Стало быть, есть состояния, в которых мы видим, но даже не догадываемся, что видим!

Я думаю, что "бессознательное зрение" стоит того, чтобы посвятить ему несколько абзацев. Тем более, что его наличие имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Бессознательное зрение

"Бессознательное зрение" — обобщенный и не слишком удачный термин, которым обозначается несколько разных видов этого феномена.

Начнем с того, что все мы не раз сталкивались с подобным зрением. Например, тогда, когда делали быстрое рефлекторное движение, чтобы избежать какой-либо опасности, которую ощутили глаза и на которую отреагировали мышцы еще до того, как разум успел интерпретировать ощущения и воспринять угрожающий внешний объект.

Бессознательное зрение похожей природы наблюдается и у человека, который пробирается сквозь поток машин или шагает по пересеченной местности, увлеченно споря или размышляя. У него нет отчетливого сознательного представления об окружающих его объектах, и тем не менее он ведет себя так, как если бы такое представление у него было: приостанавливается или продолжает идти, обходя при этом препятствия, избегая подозрительных мест. В общем, все делает так, как делал бы, если бы его разум заботился о безопасности, а не подыскивал аргументы. В этом случае разум находится в состоянии, в котором он в любой момент готов начать интерпретировать и осознавать ощущения, и время от времени действительно становится осознающим. Но в промежутках между этими проблесками сознания действует бессознательное зрение — ощущения с минимумом восприятия.

А вот еще один тип нормального и широко распространенного бессознательного зрения. Мир наполнен множеством объектов, но в любой данный момент мы интересуемся всего лишь некоторыми из них. Из общего зрительного поля мы отбираем те ощущения, которые нас интересуют, оставляя остальные без внимания и не воспринятыми.

Когда зрение нормально, существует физиологическая и психологическая возможность отбирать те ощущения, которые фактически не являются объектом нашего внимания или восприятия. Этот тип бессознательного зрения, по последним исследованиям, является произвольным: если мы не видим сознательно, то просто потому, что не хотим видеть, потому что нам не пристало это видеть.

Однако существуют и другие случаи, когда бессознательность непроизвольна, а разум не способен заставить себя осознавать то, что ощущают глаза: мы смотрим, но не видим. Тут возможны такие объяснения: или ничего не ощущается, или ощущения настолько неопределенны, что они просто не могут быть интерпретированы.

Но так бывает далеко не всегда. Иногда и ощущения были, — и ощущения достаточно отчетливые, чтобы их можно было воспринять, — но они так и остались невоспринятыми. И хотя теоретически мы должны видеть то, на что смотрим, на самом деле мы не видим. В таких случаях всегда присутствует глазное и психическое напряжение, которое часто связано (и как причина, и как следствие) с некоторыми привычными ошибками в рефракции. Это верно, что у людей в таком состоянии ощущения тусклы и неясны, тем не менее, они могли бы быть интерпретированы и восприняты, и тот факт, что они все же не интерпретируются и не воспринимаются, объясняется тем, что имеющееся напряжение возводит нечто вроде барьера между ощущающими глазами и воспринимающим разумом.

Так вот, ощущения, оказывается, всегда оставляют "мнемические следы", которые могут быть восстановлены и дать начало мнемическому, памятийному, образу. Это вывел д-р Брод, изучив все имеющиеся данные. Что касается природы самих этих мнемических следов, или "энграмм", никто ничего толком не знает. Единственное, что можно сказать с определенностью, это то, что они существуют и при благоприятных условиях могут проявиться в виде памятийных образов.

Опыт тех, кто прошел курс зрительного переобучения, добавляет весу предположению, что ощущения оставляют следы и потому могут вспоминаться даже будучи не восприняты сознательным разумом. Когда люди с нарушенным зрением бросают быстрый взгляд на какой-нибудь объект, они, как правило, совсем не видят его — или видят слишком расплывчато. Но отворачиваясь и закрывая глаза, эти люди обнаруживают, что в их памяти отложился образ того, что ощущали глаза. Часто этот образ настолько слаб, что они с трудом осознают его присутствие. Но если перестать силиться вывести его на сознательный уровень, а допустить произвольное толкование его сущности, его, так сказать, первообраза, то скоро выяснится, что толкование было правильным.

Из этого следует заключить, что вспомнить невоспринятое разумом ощущение можно, если ослабить психическое напряжение, связанное с сознательным "Я", — или посредством гипноза, или другими, менее радикальными способами.

Это обстоятельство имеет величайшее практическое значение. Напряжение, как я уже говорил, возводит нечто вроде барьера между ощущающими глазами и воспринимающим разумом. Но если напряженные органы расслаблены (пальмингом, покачиваниями, соляризацией), барьер понижается; и хотя поначалу будет невозможно воспринимать то, что поступает в сенсорный аппарат, позже, когда глаза закрыты, станет намного легче сделать правильную догадку относительно природы памятийного образа, произрастающего из следов, оставленных ощущением.

Хороший инструктор способен многим помочь человеку, чтобы тот вывел на сознательный уровень памятийный образ того, что лишь ощущалось, но реально не виделось. У детей меньше самости и амбиций по сравнению со взрослыми, поэтому они хорошо реагируют на советы и подсказки. Например, ребенку показывают некий предмет, скажем, костяшку домино или печатную букву, но на таком расстоянии, чтобы он не мог его нормально видеть; затем просят бросить быстрый взгляд, закрыть глаза и "потянуться к нему через воздух". Ребенок повинуется буквально: тянется рукой, что-то схватывает в пустоте, открывает ладонь, смотрит и дает правильный ответ, точно читает по-писаному.

После определенной практики барьер между ощущением и восприятием (всегда существующий у людей с нарушенным зрением) настолько понижается, что бессознательное зрение (или возрождение через память следов, оставленных ощущениями) уступает место сознательному зрению (или восприятию ощущаемого в момент ощущения).

На ранних стадиях, как правило, существует довольно пространный временной интервал между актом ощущения и актом восприятия, несколько секунд может пролететь, прежде чем человек осознает, что он видел. Но с приобретением опыта в результате регулярных тренировок, этот интервал прогрессивно сокращается, пока, наконец, ощущения и восприятия не начинают происходить, как и должно, практически одновременно.

Техника быстрых взглядов

Для тех, чье зрение нарушено, соблазн вглядываться всегда велик. Не поддавайтесь ему, приобретите привычку бросать на вещи быстрые взгляды, затем отворачиваться или моментально закрывать глаза и вспоминать то, что ощущалось. Рекламные щиты и вывески магазинов являются прекрасным подспорьем, на котором можно отрабатывать быстрые взгляды, когда идешь или проезжаешь мимо них на машине или автобусе. При этом тот, кто учится смотреть на мир быстрым коротким взглядом, должен выработать в душе легкое безразличие к этому миру, некую от него отстраненность.

Так же, как и при покачивании, мы позволяем миру течь мимо, не предпринимая ни малейших попыток познакомиться с ним в деталях. Необходимо избавить свой разум от беспокойного желания видеть все, и довольствоваться тем, что успевает схватить взгляд — сначала снаружи (физический объект), затем внутри (памятийный образ). Если внутренний образ соответствует реальному объекту, каким он представился нам за мгновение быстрого, как удар шпаги, взгляда, значит, все прекрасно. Если соответствия нет — ну, и Бог с ним, ничего страшного! Ничто так не вредит зрению, как дух соревновательности, жажда приза, стремление с блеском выдержать испытания. Прекратите пытаться видеть — и зрение вернется к вам.

Непредсказуемые быстрые взгляды должны быть дополнены упражнениями в специально отведенное для этого время. Вещи, используемые в этих упражнениях как вспомогательный материал, должны быть небольшими, с ясными контурами, простыми и знакомыми. Например, все тот же набор домино.

Расслабьте глаза пальмингом; наугад возьмите костяшку домино и, держа ее в вытянутой руке, пройдитесь по ней быстрым взглядом, после чего сразу же закройте глаза. Даже если точки не были отчетливо видны, вполне возможно, что ощущение оставило след, и он может быть оживлен в виде памяти иного образа. Не открывая глаз скажите себе, сколько точек вы смогли различить в верхней половинке домино и сколько в нижней. Откройте глаза и проверьте себя. Если вы оказались правы, тем лучше. Если нет, забудьте. Берите другую костяшку и начинайте заново.

Это упражнение можно усложнить. Возьмите дюжину домино и выстройте их в ряд на краю стола. Сядьте напротив, чтобы было удобно видеть. Перемещайте глаза слева направо вдоль ряда, быстро считая выстроенные костяшки (это заставляет лишенные подвижности глаза и внимание перемещаться с непривычной скоростью, что уже само по себе благотворно). Затем вернитесь к началу ряда, бросьте быстрый взгляд и, закрыв веки, назовите количество точек в верхней и нижней половинках первого домино. Откройте глаза и проверьте свою догадку. Затем, снова пересчитав весь ряд, бросьте взгляд на второе домино, закройте глаза и назовите количество точек... И так до тех пор, пока не достигнете конца ряда.

Если вы близоруки, выполните это упражнение с того расстояния, с которого видите без труда; затем чуть-чуть отодвиньтесь и повторите упражнение. То, что вы хорошо знакомы с домино, устранит препятствия для разума (неизбежные, если объект нов) и облегчит возможность видеть с более отдаленных позиций. Таким образом, диапазон зрения постепенно расширится.

В случае дальнозоркости выполняйте упражнение в обратном порядке: начните с расстояния, находящегося на пределе вашей способности видеть, затем придвигайтесь поближе и вновь проделывайте все упражнение.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ

Освоив упражнения, о которых шла речь выше, овладев умением поддерживать глаза и внимание в постоянном движении, благодаря чему снизилось негативное воздействие привычки вглядывания, мы, казалось бы, можем непосредственно перейти к центральной фиксации. Однако прежде чем окончательно разобраться в этом явлении, нам придется взять несколько простых уроков по непрерывному и концентрированному зрению. Покачивание стимулирует глаза и разум совершать движения со значительной амплитудой, быстрые взгляды учат ускорению двигательной и интерпретирующей реакций. Теперь необходимо научиться коротким перемещениям, так как именно от них зависит непрерывное, концентрированное и внимательное зрение.

Когда что-либо рассматривается с особым интересом, люди с нормальным зрением бессознательно и практически незаметно для себя перемещают глаза и внимание с точки на точку по всему объекту. Люди же с нарушенным зрением, напротив, значительно сокращают количество таких движений и начинают вглядываться. Таким необходимо сознательно выработать привычку коротких перемещений, которую они бессознательно приобрели в детстве, но впоследствии утратили.

Аналитическое смотрение

Лучший способ добиться этого — научиться "смотреть аналитически" на все, что вас заинтересовало. Не вглядывайтесь, перестаньте пытаться видеть все части объекта одновременно и одинаково хорошо, вместо этого прикажите себе видеть его вразбивку, ощущая и воспринимая одну за другой все наиболее значимые детали.

Вот, например, дом. Обратите внимание на количество окон, труб и дверей. Пройдитесь глазами по очертаниям его силуэта на фоне неба. Пусть ваш взгляд обежит горизонтали карнизов, вертикали водосточных труб и оконных простенков. Теперь, если вы сделали это, у вас сформировалась четкая концепция того, что вы видите, — благодаря ей некий безликий и смутно воспринимаемый образ под общеродовым названием "дом" превратился в сумму живых, неповторимых подробностей.

Это детальное знание является результатом аналитического зрения; отложившись в памяти, оно и в дальнейшем поможет лучше видеть данный или подобные ему объекты. Дело в том, что наиболее четко мы воспринимаем то, что знакомо; стало быть, возрастание умозрительного знания об объекте всегда ведет к облегчению его восприятия в реальности.

Таким образом, аналитическое зрение дает не просто сиюминутное улучшение зрения, заставляя глаза непрерывно перемещаться с точки на точку, но и работает на будущее.

Аналитическое зрение может с пользой применяться даже к таким привычным объектам, как буквы, цифры, рекламные призывы, лица друзей и родственников, лозунги, вывески магазинов и прочее. Как бы мы ни были уверены, что прекрасно знаем все это, в них наверняка обнаружится, если посмотреть аналитически, что-то новое, прежде незамечаемое. Когда вы смотрите на буквы или цифры, пробегитесь глазами по их очертаниям, отметьте фон, другие элементы, соприкасающиеся с ними или включенные в них; подсчитайте количество углов в прописной букве или большой цифре на табличке с названием улицы. Если вы решитесь на это, глаза и внимание будут вынуждены осуществить большое количество коротких перемещений, что улучшит зрение; попутно вы откроете для себя множество неизвестных фактов, знание которых поможет делать работу по ощущению быстрее и лучше.

Человек с нарушенным зрением имеет обыкновение вглядываться особенно напряженно, когда разговаривает с другими людьми. Причина ясна: наблюдая за выражением лиц, мы получаем ценнейшую информацию о настроении, мыслях и планах тех, с кем общаемся. Ради этой информации человек с ослабленными глазами предпринимает самые отчаянные усилия, пытаясь разглядеть своих собеседников. В результате — дискомфорт и замешательство, люди смущены и недоумевают, чем вызвано такое пристальное разглядывание.

Лекарство от этого — аналитическое зрение. Не стоит впиваться в чужое лицо взглядом, алчущим видеть все и сразу. Вместо этого легко и непринужденно перемещайте внимание — от глаза к глазу, от уха к уху, от подбородка ко лбу. Во-первых, вы увидите черты лица и его выражение более четко; во-вторых, собеседник не будет шокирован; и, в-третьих, быстрые и короткие перемещения ваших глаз придадут им блеск и живость.

Существует немало разнообразных упражнений на перемещение, все они полезны и действенны, если правильно выполняются.

Здесь я упомяну лишь одно, — особенно удачное, на мой взгляд, — разработанное госпожой Корбетт и описанное в ее книге "Как улучшить ваши глаза".

Единственное, что потребуется для выполнения этого упражнения — большой настенный календарь из тех, в которых на одном листе даются развертки по числам сразу трех месяцев: в середине и крупно — текущий, внизу и значительно мельче — предыдущий и последующий. Поскольку такой лист содержит шрифты разного размера, он сравним с таблицей Снеллена, но лишен ее недостатков и не вызывает неприятных ассоциаций. Многие дети, да и взрослые тоже, очень не любят, когда проверяют их зрение, они нервничают, пугаются и поэтому видят гораздо хуже, чем обычно. То есть, один взгляд на таблицу Снеллена вызывает у них реакцию отторжения, что делает ее одним из самых слабовидных объектов. Календарь в этом плане абсолютно нейтрален. К тому же, наша цель не проверка, а улучшение зрения, и было бы правильней использовать знакомые, а потому вселяющие уверенность объекты. Ряды последовательно возрастающих и привычных всем чисел вполне удовлетворяют этому условию.

Упражнение с календарем

Работу с календарем начинаем с расслабления глаз и разума. Для этого повесьте календарь на стену так, чтобы он был на уровне глаз, когда вы сядете. Позаботьтесь об освещении. Поставьте стул и сядьте на таком расстоянии, чтобы знаки, набранные самым крупным шрифтом, были хорошо видны. После недолгого пальминга, не открывая глаз, поверните голову налево — до упора, как если бы вы хотели заглянуть через плечо; откройте глаза и неторопливо вернитесь в исходное положение; найдите цифру 1 и сосредоточьтесь на ней. Слегка покачивая головой, чтобы сохранить ритм движения, закройте глаза и глубоко вдохните. Через несколько секунд поверните голову направо, также до упора, и откройте глаза; вернитесь в исходное положение, остановите глаза на цифре 2. Вновь закройте глаза, глубоко вдохните и, как раньше, поверните голову налево, затем откройте глаза, вернитесь в исходное положение, сосредоточьтесь на цифре 3. И так далее — пока не пройдете все числа месяца.

Покончив с ними, немного попальмируйте глаза и переходите к следующему этапу. Он требует большего внимания, и вам наверняка захочется задержать дыхание. Не поддавайтесь искушению, следите за тем, чтобы дышать глубоко и размеренно.

Итак, взгляните на цифру 1, напечатанную крупным шрифтом (текущий месяц), затем опустите глаза и найдите ту же цифру в левой нижней части листа, набранную шрифтом помельче (предыдущий месяц). Быстро взгляните на нее, закройте глаза и несколько секунд расслабляйтесь; вновь откройте глаза, посмотрите на большую 1 и переведите их на маленькую 1 в правой нижней части (следующий месяц). Закройте глаза, расслабьтесь. Следите за дыханием. Когда снова открываем глаза, то останавливаем их на большой 2, а потом опускаем на маленькую 2 слева... Продолжаем в такой же последовательности либо до конца месяца, либо, если слишком устали, до конца какой-нибудь недели.

Вначале могут возникнуть трудности с поиском цифр, напечатанных мелким шрифтом. Если возникли, не старайтесь их найти, лучше примените технику быстрых взглядов... Взгляните легко и незаинтересованно на маленькую цифру; затем, когда глаза закрыты, обратите внимание, остался ли ее образ в памяти. В поиске расплывчатого образа маленькой цифры будет помогать более четкий образ большей, но совершенно такой же цифры. Зная точно, что вы должны были видеть, вы скоро обнаружите, что видите ее — вначале, возможно, бессознательно, как памятийный образ чего-то смутно воспринимающегося, затем сознательно и с возрастающей четкостью ощущения...

После пальминга переходим к следующему этапу. Закройте глаза и задумайте про себя любое число от 1 до 31. Предположим, задуманное вами число — 17. Откройте глаза и быстро, без промедления, определите его в ряду крупно напечатанных цифр, а следом — среди цифр помельче в нижней левой части. Снова закройте глаза, подышите, и снова откройте их на числе 17 крупными цифрами, потом отыщите то же число среди маленьких цифр в нижней правой части. Закройте глаза и вновь задумайте другое число. Дальнейшие действия — в прежней последовательности. Десятка повторений будет достаточно.

Очередной этап возвращает нас к коротким перемещениям, мы будем выполнять их систематично, с небольшими ритмичными покачиваниями. Посмотрите на большую единицу. Вначале обратите внимание на верхнюю часть цифры, потом на нижнюю; вновь переместите глаза и разум на верхнюю часть, затем вновь на нижнюю. Вверх-вниз, вверх-вниз — два или три раза. Выполнив это, расслабленно закройте глаза и дышите глубоко, но спокойно. Затем откройте глаза и повторите процедуру с большой двойкой. Пройдя половину месяца, опустите глаза на календарь с мелкими цифрами и начните с ними ту же процедуру, пододвинув, если необходимо, свой стул ближе.

Эти действия желательно чередовать с горизонтальными перемещениями слева направо и справа налево — с одной стороны цифры на другую. Но не ограничивайтесь только цифрами, работайте и с буквами — сокращениями дней недели, — совершая короткие покачивания-перемещения и в горизонтальной и в вертикальной плоскости. А если буквы широкие и угловатые, то и из угла в угол, по диагонали.

Буквы и цифры — одни из самых привычных нам объектов в нашем искусственном мире, и они как раз то, что очень важно видеть четко. Поэтому приобрести привычку коротких перемещений было бы весьма полезно. Сознательная практика покачиваний-перемещений, только что описанных, приведет к созданию целительного автоматизма. Когда бы мы ни рассматривали букву или цифру, мы должны стремиться — бессознательно и автоматически — выполнять короткие перемещения, которые принудят глаза и разум к центральной фиксации и, тем самым, улучшат наши ощущения, наше восприятие и их конечный продукт: зрение. Занимаясь с календарем, вы будете поражаться, как улучшается зрение при выполнении коротких покачиваний-перемещений. Цифры или буквы, которые поначалу выглядели туманно, будут становиться ясней и четче с каждым разом, как только вы переместите ваше внимание сверху вниз и из стороны в сторону.

Описанный выше вид перемещения является аналитическим зрением с постоянным ритмом. Ритмические движения всегда расслабляют, именно поэтому короткие покачивания-перемещения столь действенны в стимулировании хорошего зрения. К сожалению, их применение ограничено. С маленькими, четко оконтуренными и издавна знакомыми нам цифрами и буквами покачивания-перемещения легко осуществимы. Но там, где объект велик по размерам, малознаком, трудно поддастся распознаванию или находится в движении, это неосуществимо. Либо у него нет определенных и четко очерченных границ, между которыми можно было бы осуществлять повторяющиеся перемещения, либо площадь, покрываемая взглядом, когда он перемещается по нему, настолько мала по сравнении с общей площадью объекта, что улучшенное зрение такого крохотного пятачка не приведет к улучшенному знанию целого... Поэтому в таких случаях лучше использовать быстрое аналитическое рассматривание без повторяющегося ритма. Действенность аналитического рассматривания может быть повышена путем подсчета бросающихся в глаза характерных черт объекта. Если таких черт много, не считайте их с бухгалтерской скрупулезностью — главное не в том, сколько их точно, а в том, чтобы заставить внимание понять: таких характерных черт много и их надо заметить. Поэтому подсчитайте лишь первые три или четыре, затем скользните взглядом по оставшимся и предположите их суммарное число, не заботясь о правильности вашего предположения. У вас есть цель: видеть более четко: эта цель будет достигнута, если установка на подсчет мобилизует глаза и внимание на выполнение быстрых коротких перемещений.

Теперь, изучив средства, которыми центральная фиксация может быть приведена в состояние привычного автоматизма, давайте предпримем последний шаг в этой длинной серии упражнений и полностью осознаем тот факт, что лучше всего мы видим лишь малую часть того, на что смотрим. Для многих, кто проделал эти упражнения, в таком шаге не будет необходимости — по той простой причине, что они уже приобрели это осознание.

Сложно смотреть на вещи аналитически или выполнять короткие покачивания-перемещения без открытия факта центральной фиксации. Те, кто еще не наблюдал самого этого феномена, могут без какого-либо серьезного риска напряжений и усилий убедить себя в том, что он регулярно происходит. Расставьте указательные пальцы рук дюймов на восемнадцать и держите их примерно в двух футах от лица. Сначала посмотрите на правый указательный палец; он будет виден более отчетливо, чем левый, который маячит где-то на самом краю зрительного поля. Потом обратите внимание на левый палец, который сразу же будет виден более четко, чем правый. Начинайте сближать пальцы, переводя взгляд с одного на другой, когда между ними: один фут; шесть дюймов; три дюйма; один дюйм; и наконец, когда они соприкоснулись. Во всех случаях, палец, к которому привлечено внимание глаз и разума, виден более четко, чем другой.

Повторите те же самые действия с буквой, скажем, с большой Е из заголовка первой попавшейся под руку газеты. Обратите внимание на верхнюю горизонтальную линию в Е и признайте, что она кажется четче и чернее, чем две другие. Затем переместите внимание на нижнюю линию; теперь она самая четкая из трех. Сделайте то же самое относительно средней линии. Затем найдите Е поменьше из менее броского заголовка и повторите процесс. Вы обнаружите, что даже в меньшей букве есть воспринимаемая разница в четкости между линией, на которую смотрят, и линиями вне внимания. С временем станет возможным определять разницу в четкости между верхней и нижней частями двенадцатипунктовой или даже восьмипунктовой[17] буквы. Чем лучше зрение, тем меньше площадь, которая может быть видна с максимальной четкостью.

Подтвердить факт центральной фиксации можно и от противного, достаточно в процессе, описанном выше, постараться увидеть все части буквы с одинаковой ясностью и одновременно. Результатом будет практически немедленное ощущение напряжения и ухудшение зрения. Невозможно без вреда для себя делать то, что физически и психологически невыполнимо. Но именно этим и занят человек с нарушенным зрением, когда он с такой беспокойной настойчивостью вглядывается в окружающий мир. Хорошее зрение наступает лишь тогда, когда глаза и разум совершают неисчислимое множество действий по центральной фиксации, — однажды убедив себя в истинности этого, вы никогда больше не будете даже пытаться упорно видеть.

Зрение не завоюешь усилиями по его достижению; оно приходит лишь к тем, кто научил приводить свой разум и глаза в состояние бдительной пассивности динамического расслабления.

УМСТВЕННАЯ СТОРОНА ЗРЕНИЯ

Глаза обеспечивают нас зрительными ощущениями-впечатлениями, но это еще не зрение, а лишь сырье для него. В зрение, то есть, в конечный "продукт", это сырье перерабатывает разум.

Ухудшение зрения обычно вызывается причинами, относящимися к одной из двух основных категорий: физической или психической. Глаза или нервная система, связанная с ними, могут пострадать в результате ушиба или болезни, — в каждом из этих случаев разум отсекается от источника поступления сырых зрительных материалов. Или же может быть нарушена работоспособность разума — интерпретатора сырых ощущений, — из-за неспособности психологически приспособиться к окружающей обстановке.

Когда такое случается, действенность глаз как ощущающего органа также нарушается; поскольку организм человека это единое целое, психическая недостаточность оборачивается физиологической недостаточностью. Когда нарушены физиологические функции глаза, качество сырых материалов, которые он поставляет, падает; это, в свою очередь, еще более снижает работоспособность разума.

Традиционные офтальмологи довольствуются временным облегчением симптомов слабого зрения посредством искусственных линз. Они работают только с ощущающим глазом и полностью игнорируют отбирающий, воспринимающий и видящий разум. Но очевидно, что любое рациональное, подлинно этиологическое лечение нарушенного зрения должно учитывать и умственную сторону зрения. В методике зрительного переобучения, разработанной д-ром Бейтсом и его последователями, необходимое внимание уделяется и поставщику сырья и производителю готовой продукции.

Из психологических факторов, которые препятствуют осуществлению разумом хорошей работы по интерпретации, одни тесно связаны с процессом восприятия и зрения, другие не связаны. К последней категории должно отнести все те негативные эмоции, которые являются неиссякаемым источником дисфункций и, в конечном итоге, органических заболеваний любых органов, включая глаза; к первой же — лишь некоторые, в основном, относящиеся к процессу зрения, а также определенные дисфункции памяти и воображения, снижающие работоспособность разума как интерпретатора ощущений.

Рассказ о методах, с помощью которых можно избежать или развеять негативные эмоции, выходит за рамки этой маленькой книжки, могу лишь напомнить, что говорилось в первом разделе. Когда сознательное "Я" страдает от таких эмоций, как страх, гнев, беспокойство, горе, зависть, честолюбие, вероятно, что разум и тело также будут страдать. И чаще всего нарушается одна из психофизических функций: зрение. Негативные эмоции влияют на него или прямо воздействуя на нервную, железистую и кровеносную системы, или косвенно — частичным снижением работоспособности разума. Отнюдь не выдумка, что люди становятся "слепыми от ярости", что от страха "темнеет" в глазах, что от горя можно "оцепенеть" настолько, что теряется способность видеть и слышать, и это становится причиной многих несчастных случаев. Отрицательные эмоции не проходят быстро и бесследно. А если они достаточно интенсивны и затягиваются на долгий срок, у человека могут появиться серьезные органические нарушения, например, язва желудка, туберкулез, коронарная болезнь, а также длительная дисфункция зрительных органов, умственная и физическая недостаточность, нервные мышечные напряжения и аномалии рефракции. Любой, кто желает нормального зрения, должен поэ<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.294 с.