Глоссарий по практикуму по орфографии и пунктуации — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глоссарий по практикуму по орфографии и пунктуации

2017-06-04 1408
Глоссарий по практикуму по орфографии и пунктуации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задания по орфографии

 

Упражнения на написание чередующихся гласных в корне слова

В пионерском лагере

На охоте

Упражнение на написание согласных

· Ерофеич

 

Упражнение на написание гласных после шипящих и Ц

· На помощь колхозу

 

· Чопорный черт

 

Упражнение на написание гласных и согласных в приставках

Задание 1

Задание 2

Упражнение на написание приставок ПРЕ и ПРИ Пескарь Предприниматель Президент

Упражнение на правописание Ъ и Ь

· Протодьяконша

 

Упражнение на написание Н и НН во всех частях речи

· Именинник

 

· Свадьба

Упражнение на написание частиц Не и НИ

Дожди

Упражнение на написание предлогов и союзов

Задание 1

Задание 2

Итого: 16 текстов

 

Задания по пунктуации

 

Тире между подлежащим и сказуемым

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

5. Знаки препинания при обособленных определениях

Знаки препинания при обособленных приложениях

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Знаки препинания при сравнительных оборотах

Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях

Знаки препинания в сложном предложении

Знаки препинания в бессоюзном предложении

 

Итого: 10 текстов

 

 

Упражнение на написание чередующихся гласных в корне слова

 

 

Задание. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни, в которых гласные чередуются, обозначьте условия выбора гласной (ударение, наличие суффикса, значение, последующий согласный)

 

В пионерском лагере

 

З..ря разг..ралась. Лучи со..нца к..снулись верхушек деревьев, поз..лотили бл..стящую поверхность озера и пр..никли в спальню к р..б..тишкам. Высоко над домом разв..вается красный флаг. Скоро под..ем. По звуку горна ю..ые спортсмены быстро подн..маются и, зас..лав а..уратно п..стели, выб..гают на зарядку. Младшие р..б..тишки еще н.. умеют самостоятельно заст..лать свои п..стельки и делают это под наблюдением в..жатой.

 

На сп..ртивной пл..щадке, п..строившись (по) росту (в) ряд (по) трое и подр..внявшись, ребята застывают по команде «смирно!». Через минуту в воздухе м..лькают заг..релые руки, и стриже..ые (на)голо р..б..тишки накл..няются, к..саясь земли кончиками пальцев. После зарядки они (в)ра..ыпную бегут к озеру,..глашая его берега звонким смехом.

 

Малыши, (не) умеющие пл..вать, плещутся у берега. (Не)сколько ребят во главе с Юрой, знаменитым лагерным пл..вцом, направились к пл..вучему мостику.

 

После купания хорошо ра..т..реться м..хнатым п..л..тенцем. Ежедневная зарядка и обт..рание х..лодной водой укр..пляют и зак..ляют здоровье. А какой а..етит разв..вается после купания! Ребята с уд..вольствием упл..тают..ладьи, м..кая их в см..тану. Перед ст..ловой д..рожки выр..вне..ы и п..сыпа..ы п..ском, б..льшая клумба пр..дставляет собой иску..ное соч..тание цветов. За цв..тником ра..п..л..жился опытный участок, на котором ю..аты выр..стили (до)селе (не)извес..ные породы овощей. Ребята пр..кл..няются перед иску..твом садовника и соб..раются посв..тить себя садоводству. Но Павел Петрович – это (не) только садовник, но и вз..скательный п..дагог. Без..нициативным и равнодушным ребятам нет места. Перед ужином мальчики и девочки с большим уд..вольствием танцуют и поют под а..мпан..мент баяна.

 

Упражнение на чередующиеся гласные в корне слова

 

Задание. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни, в которых гласные чередуются, обозначьте условия выборы гласной (ударение, наличие суффикса, значение, последующий согласный).

 

На охоте

 

Мы предпол…гаем с..браться в дорогу до з…ри и ра…ч… тываем быть на месте заблаговременно. Петю нам пр..дется зап… реть одного дома в наказании.. за то, что вчера вечером он выск… чил на озеро и пустился кататься на к.. ньках по (не)окрепшему льду. Но так как пл..вец он плохой, то ему с трудом пр..шлось доб…раться до пл…вучего мостика, где его ож..дали ум…рающие от страха т.. варищи. Вместо пров..нившегося Пети с нами пойдет Р…стислав, пр..ехавший (не)давно из Р..стова. Он мечтает сотв..рить что(то) (не)обыкнове..ое и запом..нающееся. Как только ему стало извес..но, что мы соб…раемся охотит..ся, он (не)медле..о пр..ск..кал к нам.

 

С зам..рающим сер.. цем мы проб..рались в своей (не)пром… каемой одежде по мелкой пор.. сли березн..ка, учитывая, что зайцы пр..дпоч..тают листве..ые леса только ра..ей осенью, а теперь они должны зал..гать в мо..евеловых зар..слях или ельниках.

 

Настоящий охотник не лезет в чащу, выб..рает или д..рожки, или прогалинки и проселки. А самый верный расч..т – подст..речь зайчишку на пересечении.. дорог.

 

На востоке заг..ралась поз..няя з..ря, день был бе..ветре..ый, ветви деревьев бл…стали ин..ем. Оз..ренный розовыми лучами снег в соч..тани.. с (акварельно)голубым небом казался сказочным убором зимней природы. (Не)даром вп..чатления природы волнуют писателей. Они испытывают великую радость пр..общения к этой (ни) (с) чем (не) ср..внимой красоте.

 

Ерофеич

 

Едва забре..ил ра...вет, как Ерофеич, извес...ный мес...ный сад...вод, был уже на ногах. В юности, уча...ствуя в боях под Царицын...м, в одном из сражений он потерял ногу. За доблес...ные подвиги Ерофеич п..лучил пенсию и отправился в родной городишко. Ранее городок был захолус...ным, но славился по всей окрес...ности своими чудес..ными садами. Пр...страстившись к сад..водству, Ерофеич всецело посв...тил себя этом благ...родному делу и т..рпеть не мог д..л..тан...ского к нему отношения.

 

Бывало, зайдет к нему садовник-интриган... Манкин, чтобы бл...снуть знаниями, и обязательно произойдет инц...дент. Он Ерофеичу и о хлорофи..е жу...ит в уши, своим инте..ектом всячески п..хваляет..ся, а в практике всегда проявляет кос...ность. Ерофеич сердится, прыгает на деревя...ке вокруг собеседника, бры...жет во все стороны слюной и морщит свой весну...атый нос. Сам Ерофеич был криста...ьной чистоты человек и, (не) смотря на свои широко извес..ные эксп..рименты, (не) имеющие пр..ц..дентов и...делавшие его извес..ным, был очень скромным. После ярос...ного диспута и с..оры он обычно долго не мог пр...йти в себя и продолжал брю...ать. Успокаивал его всегда сад. Чего только в нем не было! Все, начиная с затейливых р..стений, ис..ку...но в..л..ле..ных садовником, и кончая простым мо...евельником. Ч..стенько в сад заходили ю...аты, которых Ерофеич учил и...ку..тву садовничать.

 

В (пол)день садовник обыкнове..о закусывает на те...аске под черепи...атой крышей. На столике ра..тавле...ы (не)мудре..ые я..тва. Вокруг них кружатся и жу..ат пчелы. (По)середине стола красуются медовые коври...ки впереме...ку с творожными ватру..ками и румя..ый крупи..атый пирог. Из напитков ставится дро...евой квас. Для а...етита Ерофеич всегда начинал обед с сему...ки или с копчу...ки, а далее хозяюшка потч...вала его тем, что было под рукой. Подкрепившись, Ерофеич просил пос...лать ему ц...новку в г..тической беседк.. и шел отдыхать.

 

 

Упражнение на правописание гласных после шипящих и Ц

 

Задание. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте части слова с пропущенной гласной. Там, где это возможно, укажите проверочное слово.

 

На помощь колхозу

 

Колхоз «Красная заря» решил отказат…ся от бахч…водства и р…стить сад. Для молодого сада отводит…ся раскорч…вка, ран…ее занятая бахч…й.

 

В раннее весе…ее утро, когда солнце еще (не) горячо и в воздухе свежо, групп…а юн… атов, руководимая молодым стаж…ром, провела в старом саду борьбу с листож…ром. Юные садоводы сегодня будут уча…ствовать в работах колхоза на площади молодого сада.

 

Вот они проходят по ал…е… старого сада. Слыш…н лишь слабый ш…пот глянц… витых листьев на груш…вых и алыч…вых деревьях да ш…рох ветра в вершинах груш…, яблон… и вишен….

 

В глубине алле… виден (не)большой шалаш…. Он сооружен (в) виде конуса, покрыт сеном и (по)этому кажет…ся чем(то) (в)роде копны сена. (В) верх шалаша воткнута громадная ветка мож…евельника, а (в)низу, оп…яса…ом завал…нкой из дерна, зияет ч…рное отверстие – вход в шалаш….

 

Молодеж… весело здоровает…ся со сторож…м Куз…мич…м, который много лет честно стереж…т колхозное добро. Наружность старика далеко (не) пр…мечательна, но (не) лиш…на занимательности. Голову Куз…мича покрывает ж…ван…ая шапч… нка, …бившаяся (на)бок; (из)под рван…ого баран…ьего тулупа, подпояса…ого б..ч..вкой, выглядывает ворот х...лщ…вой сорочк…, обл…гающ… шею, повитую кумач…вым платком; на ногах вал…ые сапоги, чине…ые кожимитом. Держит…ся старич…к молодц…вато.

 

Пр…бывшие усаживают…ся на камыш…вую ц…новку у входа в шалаш…, поджидают товарищей, (не) успевших явит…ся на сбор (во)время.

 

Ребята с большим интересом рассматривают ис…кус…ные изделия Куз…мича, о которых они много наслыша…ы. Старик с большим ис…кус…твом изгот…вляет травя…ые щ…тки и кова…ые трещ…тки и сбывает их (по) деш…вке. Дедушка бросает масл…ный взгляд в сторону сидящих и лукаво спрашивает их (на)сч…т уч…бы.

 

Докурив круч…нку, он оживляет…ся и рассказывает, как в лесной чащ…бе он поймал медвеж..нка и волч…нка и научил их танцевать. Рассказ старика (не) лиш…н остроумия и смеш…н. Подражая медвеж…нку, дед выступает перед ребятами в роли д…р…ж…ра-музыканта и танц…ра.

 

Дожди

 

 

(Н...) (благо) пр...ятная для отдыха погода установилась (на) долго. (Н...) пр...ветливое небо (н...) пр...ста...о хмурилось. (Н...) пр...кращаясь (н...) на час н.. днем н... ночью, шли дожди. К сырой погод... я был (н...)

 

подготовлен, так как н... захватил с собой на дачу н... плаща, н... (н...) пром...каемой обув..., н... даже какой (нибудь) (н...) затейливой одеж...нк..., которую (н...) жалко было бы тр...пать в (н...) погоду. А почва у нас (по) всюду глинистая, вя...кая. Даже после (н...) большого дождя гряз... вокруг (н...) пролазная. Сколько н... оглядывал я ни...ко нави...шие (пепельно) серые облака, но н... мог ра...мотреть даже н... малейшего пробл...ска. (Н...) заметно было (н...) какого намека на просв...тление. Как н... досадно т...рять драгоце...ое время летнего отпуска, но, как говорит...ся, (н...) чего н... попиш...шь. И хотя я внешне пр...мирился с тем, что пр...дется отсиживат...ся дома, однако в душе н... мог н... надеят...ся на лучшее. Ведь человек всегда живет светлой надеждой и это (н...) плохо. Что н... говори, а люди (н...) унывающие – это луч...шая часть рода человеческого. (И) так, н... смея ра...ч...тывать на пр...кращение дождей, я ра...пол...жился у окна с (н...) дурными намерениями пр...смотреть (н...) прочита...ые за последние дни газеты, ответить на (два) три письма.

 

Глоссарий по практикуму по орфографии и пунктуации

 

 

Грамматические ошибки – ошибки, обычно относимые к числуречевых, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики; ошибки в образовании форм слов – склонения или спряжения, в образовании сравнительной степени прилагательных, кратких форм прилагательных, в образовании и использовании видовых пар глаголов, причастий, в их употреблении и пр., а также в образовании словосочетаний или предложений. Нередко Г.о. возникают под влиянием просторечия.

 

Лексические (словарные) ошибки – ошибки в словоупотреблении, ввыборе слова: неточность выбираемого слова (т.е. ошибки на синонимы, паронимы), употребление диалектных и просторечных слов в литературной речи, немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности и эмоционально-оценочных слов, повторы одного и того же слова или родственных слов, неправильное употребление слов с фразеологически связанным значением, неудачно использование образов, нарушение сочетаемости слов, употребление лишних слов (многословие) и пр.

 

 

Морфологические ошибки – вид грамматических ошибок. М.о. состоятв нарушении образования грамматических форм, искажении морфологического состава слов (чаще всего под влиянием просторечия, по аналогии с образованием форм других слов). Неправильное образование падежных форм, формы числа, формы спряжения глагола «инженера» вместо инженеры; «бежат» вместо бегут; введение лишнего суффикса или утрата необходимого: «выстрельнул» вместо выстрелил; «нет время» вместо нет

времени. Подобные ошибки иногда называют стилистическими; такое название можно считать оправданным лишь в том случае, когда ошибка вызвана смешением стилей, неудачным выбором формы.

 

 

Недочеты речевые – такие недостатки речи, которые не связаны снарушением правил, требований языковой нормы. Н.р. – это нарушения требований коммуникативной целесообразности, неудачи учащегося в поисках средств выразительности речи: повторы слов, употребление лишних слов, неуместное употребление эмоционально окрашенных слов, штампы, неудачный порядок слов, бедность и однообразие синтаксических конструкций, нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм и т.п.

 

 

Орфограмма – «то или иное написание в слове или между словами,которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный» (М.Т. Баранов). Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки. В одном слове может быть несколько О. Так, в слове рассвет первая О. в приставке: может возникнуть сомнение в написании а (рас - или рос -); вторая О. в этом слове на стыке приставки и корня: пишущий должен решить, одно с или два сс пишутся здесь. О. может быть слитное, раздельное или дефисное написание слов (или их частей), прописная или строчная буква, место переноса слова со строки на другую строку, характер сокращения слова. В школьных учебниках даются списки изученных О. с отсылкой к определенным параграфам учебника. Умение обнаруживать О. и проверять их – основа орфографического навыка.

 

 

Орфографические ошибки - один из видов ошибок по русскомуязыку. К их числу относят: нарушение правил написания морфем – безударные гласные, звонкие и глухие согласные в корнях слов; безударные

падежные окончания склоняемых частей речи, личных окончаний глаголов; слитно-раздельные и дефисные написания; неправильные переносы слов; ошибки в употреблении заглавных букв; ошибки в непроверяемых словах; ошибки, свидетельствующие о непонимании значения слов, сочетаний; «графические» ошибки – замены и искажения букв. О.о. изучаются, выясняются их причины, составляются классификации ошибок. Количество О.о. – один из критериев оценки диктантов, сочинений и других письменных работ учащихся.

 

 

Орфографический разбор – вид языкового анализа; состоит вобнаружении в словах, словосочетаниях, в тексте орфограмм, в их объяснении, в указании способов их проверки, в выполнении орфографического действия – проверки. Различается полный О.р., когда разбору подвергаются все орфограммы, и тематический, выборочный, когда разбору подвергаются орфограммы лишь на определенные темы. Употребляются также термины полный и частичный, общий и выборочный. Различаются также степени полноты разбора; он может ограничиваться лишь характеристикой орфограмм, без их проверки. О.р. обычно выполняется устно; при письменном выполнении используются также условные обозначения.

 

 

Орфографическое правило – предписание, устанавливающееобязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки. В правиле можно выделить условия (в корне - гор - и - гар - в безударном положении) и норму (пишется о). О.п. бывают простые (жи, ши пиши с буквой и) и сложные, предполагающие 2-5 действий (например, проверка слышишь); грамматико-орфографические, предполагающие решениеорфографической задачи на грамматической основе, и неграмматические. Современная методика орфографии опирается на систему О.п. в период обучения, формирования орфографических действий и допускает отказ от

них по мере автоматизации навыка, когда О.п. используется лишь для контроля. Система обучения орфографии на основе О.п., в отличие от механических систем, обеспечивает умственную деятельность и активность учащихся в процессе обучения.

 

 

Принципы русской орфографии – основные, исходные положения,определяющие специфику правописания и лежащие в основе методики обучения ему. Традиционно указываются 4 принципа: морфологический, согласно которому соблюдается единообразие в написании морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний), несмотря на различия в их произношении. Согласно морфологическому принципу пишутся проверяемые безударные гласные, звонкие, глухие и непроизносимые согласные, встречающиеся в этих морфемах. Орфограммы, соответствующие этому принципу, проверяются на основе знания грамматики, состава слова и словообразования. Фонетический П.р.о. – согласно ему, вопреки морфологическому П.р.о., пишется та буква, которая обозначает слышимый звук; например, приставки на з -: разбег – но расписание, приставки рас- рос -: роспись – расписаться. Все случаи применения фонетического П.р.о.должны быть в памяти учащихся, так как к ним неприменим способ проверки, принятый для морфологических написаний. Традиционно-исторический П.р.о. – написание закреплено традицией, не определяетсядругими принципами, хотя далеко не всегда противоречит основному, морфологическому П.р.о.: вагон, касса и др. Орфограммы усваиваются запоминанием. Дифференцирующий П.р.о. предполагает различное написание с целью различения слов-омофонов: туш – тушь, поджог – поджёг, Шарик – шарик. Усваиваются орфограммы на основе пониманиязначений слов, словосочетаний. Область применения фонематического П.р.о. в основном совпадает с областью морфологического П.р.о. Согласно этому П.р.о., одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях. Ведущим П.р.о. в современной школе принят морфологический, именно он определяет основное направление в методике обучения правописанию.

 

 

Принципы русской пунктуации – основные, исходные положения,определяющие расстановку знаков препинания и лежащие в основе методики обучения пунктуации. Ведущим П.р.п. считается синтаксический, согласно которому расстановка знаков препинания определяется структурой синтаксической конструкции; изучение правил пунктуации связывается с изучением тем по курсу синтаксиса; практика употребления знаков препинания опирается на синтаксический анализ предложения. Два других принципа – интонационный и смысловой – не противопоставляются синтаксическому, а взаимодействуют в процессе обучения, поддерживают его. Смысловой анализ предложения и его интонирование способствуют пониманию синтаксической структуры, и в конечном счете все три принципа в совокупности объясняют пунктограмму. Лишь в немногих случаях желание говорящего передать ту или иную мысль требует изменения пунктуации в одном и том же предложении. Интонация во многих случаях служит условием выбора знака препинания, например пауза при постановке тире между главными членами предложения и пр. Правила пунктуации, применяемые в школе, включают в себя совокупность признаков – синтаксических, смысловых и интонационных.

 

Пунктограмма – правильное, соответствующее правилам илитрадиции употребление знака препинания (или его отсутствие), конкретный случай применения пунктуационного правила; например, запятая при однородных членах, точка в конце предложения и пр. Словесное выражение П. обычно включает название синтаксической единицы и указание на знак, его функцию. Г.И. Блинов определяет П. так: «П. – это совокупность структурных элементов предложения, создающих ситуацию, при которой возникает вопрос о письменном членении речи с помощью графических знаков – знаков препинания, решение которого дает применение пунктуационного правила, содержащего норму и указывающего условия, при которых она реализуется». П. выражает пунктуационную задачу, знак препинания – результат ее решения, полученный путем применения правила, а также выбранный исходя из коммуникативной целесообразности (если правило допускает варианты).

 

Пунктуационные ошибки – ошибки, допускаемые в диктантах,изложениях, сочинениях и других письменных работах и связанные с нарушением пунктуационных правил. Обучение пунктуации в современной школе опирается в основном на ее синтаксический принцип и лишь во вторую очередь на смысловой и интонационный, поэтому классификация П.о. дается в соответствии с разделами синтаксиса: П.о. на запятую при однородных членах предложения; на знаки при вводных словах и предложениях; на знаки при обособленных второстепенных членах и т.п. Могут быть указаны другие три типа: П.о. – пропуск знака препинания; П.о.

 

 

– постановка лишних знаков; П.о. – неправильный выбор знака.

 

 

Пунктуационный разбор – вид языкового анализа; состоит внахождении (в предложениях, компонентах текста) пунктограмм, их объяснении, в синтаксическом, смысловом и интонационном обосновании, в указании способов их проверки, наконец, в выполнении самого действия проверки и в выборе нужного знака препинания. В практике используется полный П.р., когда рассматриваются все пунктограммы, и тематический, выборочный, когда исследуются пунктограммы лишь на определенныетемы. Может быть различной степень полноты П.р.: полное обоснование; сжатое обоснование; указание лишь типа пунктограммы; указание знака препинания с называнием темы. П.р. обычно выполняется устно.

 

Речевые ошибки – нарушения правил, норм и традиций в областисловоупотребления, образования грамматических форм, построения словосочетаний и предложений, сверхфразовых единств, а также нарушения коммуникативной целесообразности, нарушения требований стилистики и культуры речи. Виды Р.о.: а) словарные, или лексические; б) морфологические; в) синтаксические; г) ошибки словообразования; д) стилистические.

 

 

Синтаксические ошибки – вид грамматических, речевых ошибок. Вих числе: нарушения согласования; нарушения управления предложного и беспредложного; нарушения связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают; местоименное дублирование подлежащего, других членов предложения; пропуски членов предложения (неоправданные); синтаксические повторы, однообразие синтаксических конструкций; неверный порядок слов в предложении; неточное употребление союзов с сложносочиненном и сложноподчиненном предложении; несоотнесенность форм глагола в предложении; смешение форм прямой и косвенной речи и пр. Причины С.о.: плохое знание правил и неумение применять их; малый объем упреждающего синтеза речи, неспособность охватить сознанием весь объем предложения или нескольких предложений. Следствием С.о. могут быть пунктуационные ошибки.

 

 

Стилистические ошибки – речевые ошибки (недочеты), состоящие вупотреблении слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике всего текста. Например, неоправданное употребление архаичного слова в современном тексте; употребление слова, имеющего отрицательную оценочную характеристику, в положительном контексте и пр. Различают лексико-стилистические, морфолого-стилистические, синтаксико-стилистические и логико-стилистические ошибки. Пример синтаксико-стилистической ошибки: многократное, неоправданное употребление причастных оборотов в художественном тексте; пример морфолого-стилистической ошибки: использование народно-поэтической формы деепричастия на –учи в деловом, научном тексте.

 

 

Рабочая тетрадь для студентов отделения непрерывного образования

 

Задания по орфографии

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.