Проблемы и перспективы развития Центрально- Чернозёмного экономического района. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Проблемы и перспективы развития Центрально- Чернозёмного экономического района.

2017-06-02 295
Проблемы и перспективы развития Центрально- Чернозёмного экономического района. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преимуществами ЦФО являются наличие крупнейшего экономического центра – Московской агломерации (Москвы и Московской области), концентрация управленческих, научно-образовательных, транспортно - логистических функций, финансовых потоков, человеческого потенциала, сравнительно развитая инфраструктурная сеть, выгодное географическое положение на пересечении международных транспортных коридоров. К преимуществам округа также относятся наличие благоприятных климатических условий и качественные почвенные ресурсы Черноземья, соседство с Украиной и Республикой Беларусь как стимул для развития внешней торговли, в том числе приграничной.

Основным ограничением развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, являются нерациональная система расселения, что, в свою очередь, определяет дефицит пропускной способности транспортной сети и мощности энергетических и инженерных систем, повышенную нагрузку на окружающую среду.

В этой связи ключевое значение для развития ЦФО имеет постепенный переход к полицентрической структуре пространственной организации его территории и формирование в системе столичной агломерации новых мест расселения с высокой транспортной доступностью, комфортной комплексной малоэтажной застройкой, высоким качеством жизни и инфраструктуры для ведения бизнеса, что создаст условия для деконцентрации сервисных и управленческих функций, размещения высокотехнологических производств, образовательных и научно-инновационных центров, среди которых выделяются Дубна, Черноголовка, Зеленоград, Троицк, Протвино, Королев. Это потребует развития сети высокоскоростных автомобильных и железнодорожных магистралей (по направлениям на Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Смоленск, Воронеж), системы кольцевых и хордовых (соединительных) дорог, а также обеспечения устойчивого энергоснабжения столичной агломерации, сохранения «зеленого пояса» Москвы и улучшения природной среды агломерации.

Московская агломерация будет развиваться как крупнейший российский научно-образовательный, инновационный, административно-управленческий, культурно-исторический, финансовый центр. Ее значение как ключевого транспортно-логистического узла возрастет за счет формирования системы авиахабов, развития международных и российских полимагистральных транспортных коридоров, а также транспортной сети, связывающей административные центры субъектов Российской Федерации в составе Центрального федерального округа с г.Москвой. Особую роль играет развитие западного полимагистрального направления, связывающего столичную агломерацию и всю страну с основными торговыми партнерами в Европе, что требует дополнительного обустройства пунктов пропуска через государственную границу с Республикой Беларусь.

Серьезный импульс экономическому развитию округа даст укрепление промышленного сектора городов-центров сопредельных с Московской областью субъектов Российской Федерации, которое будет достигнуто как перемещением столичных промышленных предприятий, так и созданием новых многопрофильных обрабатывающих производств с ориентацией на емкий рынок Московской агломерации в условиях повышения пропускной способности железнодорожных магистралей и скорости сообщения на них, формирования системы кольцевых и хордовых дорог. Профиль этих производств в определенной степени будет определяться исторически сложившими и естественно-природными специализациями, географическим положением субъектов Российской Федерации.

Для Ярославской области приоритетами являются развитие машиностроения и производства автокомпонентов, химической промышленности, научно-образовательного комплекса. В Костромской и Ивановской областях перспективы связаны, соответственно, с лесопереработкой и формированием текстильного кластера (при условии его переориентации на производство малосерийной продукции с высокой добавленной стоимостью). Во Владимирской и Тверской областях исторически сложились условия для развития машиностроения, в Рязанской области - для машиностроения, нефтепереработки и агропромышленного комплекса, в Тульской области – для машиностроения, металлургии, химической и полиграфической промышленности. В Калужской области продолжится развитие автомобилестроительного кластера и высокотехнологических производств (включая электронику), чему способствует мощный научно-инновационный потенциал г.Обнинска. В Смоленской области накоплен потенциал для развития ювелирной промышленности и производства электрооборудования для военно-промышленного комплекса; пограничное положение Смоленской и Брянской областей дает возможность поддержать их развитие путем организации таможенных зон.

Приоритетные направления развития субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально-Черноземной зоне, связаны с использованием их природоресурсной базы – плодородных земель и рудных запасов Курской магнитной аномалии.

Агропромышленный комплекс таких субъектов Российской Федерации (Орловская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Белгородская области) будет развиваться по мере расширения рынков сбыта пищевой продукции (сахара, растительного масла, муки, плодоовощной продукции, молочной и мясной продукции и др.) в крупнейшие центры потребления (прежде всего, города Москву и Санкт-Петербург), которые пока ориентированы на импорт пищевой продукции, а также на основе применения современных технологий выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции, включая производство биотоплива.

Инновационный вектор развития горнодобывающей и металлургической отраслей на базе рудных запасов Курской магнитной аномалии в Белгородской, Курской и Липецкой областях и титаново-циркониевых месторождений в Тамбовской области, авиационной промышленности и машиностроения в Воронежской области связан с применением новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и качества продукции.

Туристско-рекреационный потенциал округа связан с формированием единого туристического комплекса в системе городов «Золотого кольца» и иных исторических городов и уникальных объектов историко-культурного наследия, а также развитием инфраструктуры делового туризма в центрах деловой активности округа.

Для интеграции субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально-Черноземной зоне, в глобальную экономику и развития приграничного сотрудничества необходимы повышение уровня их транспортной связности между собой и с Московской агломерацией путем развития транспортной коммуникации Москва – Воронеж, формирование межрегионального транспортно-логистического узла Воронеж-Тамбов-Орел-Курск, увеличение пропускной способности транспортных коммуникаций южного направления, а также развитие железнодорожного сообщения Орел-Курск-Ростов-на-Дону, Орел-Курск-Белгород – далее до государственной границы Российской Федерации с Украиной, развитие приграничных пунктов пропуска, дополнительные энергетические мощности.

Список используемой литературы.

1.Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2002. – 533 с. – (Серия «Высшее образование»).

2. Копылов В.А. «География промышленности России и стран СНГ».

3. Алексеев А. И., Николина В. В. Население и хозяйство России: Учебник. –М.: Просвещение, 1995.

4.Гладкий Ю. Н., Доброскок В. А., Семенов С. П. Экономическая география России: Учебник. –М.: Гардарика, 1999.

5.Ром В. Я., Дронов В. П. География России: Население и хозяйство: Учебник. – 3-е изд. –М.: Дрофа, 1997.

6. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А. Т. Хрущева. –М: Дрофа, 2001.

7. Морозова Т.Г. Региональная экономика. – М.: ЮНИТИ, 2002.

 

8. Скопин А.Ю. Учебное пособие по географии. Экономическая география России. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006 г. – 368с.

 

9. Экономическая география России: Учебник./ Под общей ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова, -- М.: ИНФРА-М. 2000.

 

10. http://wgeo.ru

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.