Исчерпание минеральных сырьевых ресурсов. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Исчерпание минеральных сырьевых ресурсов.

2017-06-02 294
Исчерпание минеральных сырьевых ресурсов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

За последние 35 лет использовано 80-85 % нефти и газа к общему объёму их добычи за весь исторический период. Объём использования других видов минерального сырья за эти годы возрос в 3-5 раз. Развитые страны ("золотой миллиард"), в которых проживает 16 % населения мира, добывают в стоимостном выражении около 35 % и потребляют более половины (52 %) добываемого в мире минерального сырья. Согласно прогнозу Международного энергетического агентства, к 2010 г. потребление первичных энергоносителей в мире увеличится на 47-66 %, а суммарная доля нефти, газа и угля в энергетике составит около 90 %. Расчётная продолжительность использования мировых запасов угля составляет 160-620 лет, нефти – 25-90 лет, природного газа – 40-130 лет, урана (реакторы на лёгкой воде) – 30-80 лет. В перспективе необходима постепенная замена исчерпаемых энергетических источников на неисчерпаемые (энергия ветра, солнца и т.п.).

 

Дефицит водных ресурсов.

Согласно оценкам, одна треть стран, расположенных в водонедостаточных регионах мира, столкнётся в XXI веке с серьёзной нехваткой воды. К 2025 г. около двух третей населения планеты может жить в странах со средней или острой нехваткой водных ресурсов. Сегодня по меньшей мере 1,1 млрд. человек, или 18 %населения мира, по-прежнему не имеют доступа к безопасной питьевой воде. Установление баланса между растущим спросом на воду для самых разных целей – важнейшая задача, стоящая перед многими регионами мира.

 

Глобальные экологические проблемы.

Научно-техническая революция, быстрое развитие производительных сил в двадцатом столетии привели к коренному изменению характера взаимодействия природы и общества. Одним из первых, кто осознал эту новую реальность, был выдающийся ученый нашего времени, наш соотечественник Владимир Иванович Вернадский. Еще в начале ХХ века он предсказывал неизбежные последствия стремительного возрастания степени воздействия человека на окружающую среду. В.И.Вернадский указывал, что рано или поздно наступит время, когда для дальнейшего бесконфликтного существования человека как части биосферы станет необходимым разумное направляющее воздействие на нее со стороны человеческого разума. Это утверждение В.И.Вернадского стало теоретической базой его учения о ноосфере, под которой понимается среда обитания человека, управляемая научным разумом. Переход биосферы в ноосферу – качественно новый этап в развитии человеческого общества, необходимое условие сохранения нынешней цивилизации и перехода к более высокой ступени ее развития.

К концу 60-х годов ХХ столетия стало очевидно, что в отношениях общества и природы возникло понимание проблем, несущих глобальную угрозу человечеству вследствие необратимых изменений в биосфере планеты.

Уже появились первые признаки ее приближения, проявляющиеся в ряде изменений глобального характера, таких как истощение озонового слоя Земли с возрастанием негативного воздействия на живые организмы жесткого ультрафиолетового излучения; возрастание в атмосфере концентрации углекислого газа и других газов, ведущее к угрозе глобального потепления климата; быстрая деградация земель, служащих основной базой продуктов питания; значительное сокращение биоразнообразия на планете и др.

Во второй половине ХХ века человечество вплотную подошло к осознанию важности проблем взаимодействия природы и общества в их глобальном измерении. Мировая экономика пришла в состояние крайней неустойчивости в результате быстрого истощения ресурсов планеты, разрушительного воздействия технического прогресса на среду обитания.

Концепция ноосферы из абстрактной социальной утопии стала превращаться в стратегическую и практическую реальность современного мира. Это нашло отражение в решениях Стокгольмской конференции ООН 1972 года, а также Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года, которая провозгласила концепцию устойчивого развития (Sustainable Development) в качестве основы новой парадигмы будущего развития нашей цивилизации и приняла программу действий при вхождении в ХХI век ("Повестка дня на ХХI век"), одобренную руководителями 179 государств, присутствовавших на Конференции.

Предлагается несколько критериев устойчивого развития на длительную перспективу, среди которых можно выделить следующие:

1) для возобновимых природных ресурсов (земля, лес и т.д.) их количество или возможность производства биомассы должны по крайней мере не уменьшаться с течением времени (как минимум, должен обеспечиваться режим их простого воспроизводства);

2) для невозобновляемых природных ресурсов (в частности, полезных ископаемых) необходимо максимально возможное замедление темпов исчерпания их запасов с перспективой замены их в будущем на другие, нелимитируемые виды ресурсов: например, частичная замена нефти, газа, угля на альтернативные источники энергии – солнца, ветра и др.;

3) для отходов должна быть предусмотрена минимизация их количества на основе внедрения малоотходных и ресурсосберегающих технологий;

4) загрязнение окружающей среды должно быть ограничено социально и экономически приемлемым уровнем, и ситуация в перспективе не должна быть хуже, чем сегодня.

В августе-сентябре 2002 г. состоялся Всемирный саммит глав государств в рамках ООН и Глобальный форум гражданского общества по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР), на которых проведен глубокий анализ состояния дел в этой области за 10 лет, прошедших после Конференции в Рио-де-Жанейро, поставлены задачи по выработке эффективных международных экономических механизмов реализации концепции устойчивого развития.

 

Вопросы для самопроверки

 

1.Какие глобальные проблемы встали перед человечеством в ХХ веке?

2.Какой отечественный учёный создал учение о ноосфере?

3.Назовите основные критерии устойчивого (ноосферного) развития.

4.На каких глобальных форумах рассматривались вопросы устойчивого развития?

 

 

Лекция 16. Европейский Союз

Образование Европейского Союза.

Европейский союз наиболее совершенная и динамично развивающаяся группировка мира, насчитывающая 15 государств с населением 376 млн. чел. В своей эволюции ЕС прошёл все этапы интеграции: зону свободной торговли, таможенный союз, экономический союз ("Общий рынок") и находится сейчас на этапе, который означает экономический, валютный и политический союз. У истоков ЕС стояла отраслевая интеграционная группировка, созданная в 1952 г., - Европейское объединение угля и стали, 6 стран, входившие в это объединение, подписали в 1957 г. Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества. Учредителями были 6 государств: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург. В 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. – Греция, в 1986 г. – Испания и Португалия, в 1995 г. – Австрия, Швеция, Финляндия. Всего сейчас в ЕС 15 государств.

В настоящее время ЕС ведёт переговоры с Чехией, Венгрией, Польшей, Словенией, Эстонией и Кипром о вступлении этих стран в ЕС в качестве полноправных членов.

 

Европейская валютная система.

Развитие и углубление интеграционного процесса в Европе поставило перед государствами ЕС задачу совершенствования валютно-финансового механизма. В результате переговоров между странами региона была создана ЕВС – региональная валютная система, основанная на использовании коллективной валюты при взаимных расчётах стран ЕС. На первом этапе была создана специальная условно расчётная денежная единица ЭКЮ, которая в течение 20 лет включительно до 1999 г. оставалась основной составляющей ЕВС. Курс определялся на основе валют ведущих стран Западной Европы и зависел от доли каждой страны в ВНП и в экспорте всего ЕС. Самой весомой составляющей была немецкая марка – 30,4 %.

В 1991 г. с целью дальнейшей интеграции стран и урегулирования европейских валютных проблем был подписан Маастрихтский договор (город на юге Нидерландов), который вступил в силу в 1993 г. Договор включает 3 принципиальных момента:

1)введение с 1993 г. единого гражданства ЕС, существующего параллельно с национальным гражданством стран-членов ЕС;

2)формирование политического союза, предполагающего проведение единой внешней политики, сближение юридических систем, повышение роли европейского парламента;

3)формирование экономического и валютного союза (ЭВС), основой которого стала единая валюта – ЕВРО. С 1 января 1999 г. ЕВРО приобрела статус официальной безналичной денежной единицы 11 стран, с 1 января 2002 г., как и предполагалось, ЕВРО стала наличной валютой 12 стран Западной Европы, а с 1 марта 2002 г. после обмена старых денежных знаков на новые – единственной валютой своей зоны. В 2002 г. она вытеснила из обращения национальные валюты стран-участниц ЭВС.

В отличие от ЭКЮ, ЕВРО является не просто расчётной единицей на счетах банков, но и полноценной денежной единицей в форме банкнот и монет. Движение ЕВРО регулирует созданный в 1998 г. Европейский Центральный банк.

Не все страны ЕС вошли в ЭВС. Из 15 государств ЕС только 12 выполнили необходимые для этого требования (дефицит бюджета не более 3 % ВВП, государственный долг не более 60 % ВВП, допустимый уровень инфляции не более чем на 1,5 пункта выше среднего уровня этого показателя по 3 странам с наиболее стабильными ценами (2,7 %), процент ставки по долгосрочному кредиту не более 2 пунктов сверх среднего уровня по 3 странам с наиболее стабильными ценами (7,8 %). По пропускным критериям участницами зоны ЕВРО стали 11 государств. Не присоединились 4 государства-члена ЕС: Дания, Швеция и Великобритания и Греция. В 2001 г. Греция также была принята в зону ЕВРО. Великобритания и Швеция, хотя и укладывались в указанные критерии, однако не высказывали желания войти в зону ЕВРО в составе первых её участников. После референдума 2003 г. Швеция также вошла в зону ЕВРО. В Дании на референдуме в сентябре 2000 г. более половины датчан отказались от присоединения к ЕВС и соответственно к переходу на ЕВРО. Великобритания также исходит из намерения пока сохранить свою национальную валюту. Эти государства, возможно, перейдут на ЕВРО, но позже.

С самого начала ЕВРО формировалась как одна из мировых валют, как средство защиты интересов европейских государств в конкуренции с долларом США и японской иеной.

В Европе по сравнению с США безработица в 2 с лишним раза выше (9-10 % против 4 % в США). В Германии средние затраты работодателей на рабочую силу в 2 раза выше, чем в США, расходы на социальное страхование в них составляют почти 43 % общей суммы. Рабочая неделя в Европе короче, социальные выплаты значительно больше, чем в США при равноценном качестве товаров. Это ведёт к утечке инвестиций из Европы в США. В 1999 г. утечка капитала из Европы в США составила 70 млрд. долл., в 2000 г. – уже 200 млрд. долл.

 

Вопросы для самопроверки

 

1.Перечислите основные этапы эволюции ЕС.

2.Какое место в мировой экономике занимает ЕС?

3.Перечислите основные положения Маастрихтского договора.

4.За счёт каких стран будет происходить расширение ЕС?

5.Назовите основные проблемы "ЕВРО".

 

Лекция. Развитые страны в мировой экономике

Общие черты экономик развитых стран.

Позиция экономически развитых стран в мировом хозяйстве определяется следующим:

а)наличием у них высокоразвитого информационно-индустриального и научно-инвестиционного комплексов;

б)свободным капиталом;

в)их контролем над большей частью глобальной инфраструктуры мирового хозяйства, включая услуги, транспорт и т.п.

Исходя из роли отдельных элементов хозяйственного механизма можно выделить следующие модели экономики развитых стран:

1)либеральная модель (США, Канада, Великобритания);

2)корпоративистская модель регулирования рынка, в которой отмечается сильное государственное участие (Швеция, Австрия, Япония, Южная Корея);

3)социально-рыночная модель, в которой совмещаются большая экономическая активность государства с широкими обязательствами в обеспечении благосостояния (Германия, Франция).

 

Современные тенденции социально-экономического развития.

В 50-60-е г.г. выработка основных направлений экономической политики развитых стран опиралась на теорию Дж.Кейнса, в которой важная контролирующая и направляющая роль принадлежит государству. Многие страны в этих целях использовали институт экономического планирования. Успехи СССР, достигнутые на основе пятилетних планов, также оказали определённое влияние на западные страны.

В середине 70-х г.г. развитые страны столкнулись с острым структурным кризисом в мировом хозяйстве, перед лицом которого сложившиеся в 50-60-е г.г. меры национального регулирования оказались бессильны.

Экономические трудности 80-х г.г. поставили под сомнение правильность системы государственного регулирования рыночной экономики на основе кейнсианской модели, которая была заменена консервативным вариантом государственного регулирования. На практике такая политика осуществлялась в годы правления республиканской администрации президента Р.Рейгана (1981-1988 г.г.) и получила название "рейганомики".

"Рейганомика" явилась лишь одним из вариантов неоконсервативной политики, которая на протяжении 80-х-начала 90-х г.г. применялась во всех развитых странах.

Одной из примечательных черт в перестройке экономической политики 80-90-х г.г. явилась приватизация государственной собственности и резкое ограничение роли государства в экономике. Наибольших масштабов эти процессы достигли в Великобритании во время правления М.Тэтчер. Во всех индустриально развитых странах доля государственных предприятий в производстве ВВП сократилась с 9% в 1982 г. до 5% в 1998 г.

 

Экономика США.

В 80-е годы США стокнулись с проблемой бюджетного дефицита и дефицита внешнеторгового баланса. Программа оздоровления, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала в себя следующие основные положения:

1)сокращение налогов на корпорации (с 46% до 34 %) и личных подоходных налогов (с 50% до 28 %), освобождение 6 млн. граждан с низкими доходами от уплаты федеральных налогов;

2)ограничение роста правительственных расходов за счёт сокращения социальных программ;

3)дерегулирование предпринимательской деятельности;

4)проведение жёсткой денежно-кредитной политики, направленной на преодоление инфляции;

5)установление высокой учётной процентной ставки по банковскому кредиту для стимулирования притока иностранных инвестиций.

В 1983 г. в США начался 7-летний экономический подъём, который проходил в условиях глубокой структурной перестройки экономики, связанной с новым этапом НТР. Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование связи) возрастали ежегодно в среднем на 13 %. В итоге был достинут значительный экономический подъём: реальный объём ВНП с 1979 по 1989 г.г. увеличился на 28 %, объём личного потребления в 1989 г. на треть превысил 1979 год, главным образом, за счёт увеличения занятости. Было создано более 17 млн. рабочих мест, главным образом в сфере услуг. Уровень безработицы составил 5 % и находился на самом низком уровне после 1973 г.

Главными факторами экономического подъёма 1983-1989 г.г. стали:

1)завершение структурной перестройки экономики, что создало условия для ускорения обновления и расширения производства;

2)устойчивый объём реального потребительского спроса;

3)привлечение в американскую экономику огромных финансовых ресурсов других стран.

Вместе с тем, в 80-е г.г. проявились и негативные тенденции в экономическом развитии США. В конце 80-х г.г. США столкнулись с проблемой бюджетного дефицита и дефицита внешнеторгового баланса. В результате "рейганомики" дефицит государственного бюджета США составил 152 млрд. долл. В начале 90-х г.г. дефицит государственного бюджета составил уже 290 млрд. долл., государственный долг составил около 4 трлн.долл., что превратило США из страны-кредитора в крупнейшего должника в мире. После самого длительного подъёма экономика США вступила в период резкого замедления темпов роста. За 1989-1992 г.г. средний прирост реального объёма ВВП составил всего 1 %.

В связи с этим главной задачей демократической администрации Клинтона, пришедшей к власти в 1992 г., стало оздоровление экономики путём стимулирования инвестиционного процесса.

Центральным пунктом программы Клинтона было сокращение бюджетного дефицита как необходимого условия долгосрочного экономического роста.

В 1993-1995 г.г. темпы экономического роста составили около 4% в год, реальный экспорт рос на 8-9 % в год, создано более 10 млн. новых рабочих мест, достигнут низкий уровень инфляции и безработицы, сокращён бюджетный дефицит, обеспечен рост ВВП – основные достижения администрации Клинтона. Было продолжено реформирование системы социального обеспечения, главным направлением которого осталось дальнейшее освобождение федерального правительства от прямого финансирования социальных программ и возложение этой задачи на администрации штатов.

Уровень безработицы в 90-е г.г. в США оказался самым низким за последнюю четверть века: в 1997 г. он составил 5% против 7,5% в 1992 г. Темпы экономического роста (2,2-2,7% в год) превышали темпы роста стран-членов ЕС (2%) и Японии (1%).

Вместе с тем, в экономике США продолжает увеличиваться дефицит платёжного баланса, который продолжается со 2-й половины 70-х г.г. (155,7 млрд. долл.), отрицательное сальдо в торговле с Японией. После финансового кризиса в Мексике в 1994 г. началось снижение курса доллара.

Главным фактором экономического роста в США следует признать НТП, благодаря которому США стали признанным лидером в большинстве отраслей науки и техники. США занимают 1 место в мире по суммарным объёмам НИОКР, из них гос. ассигнования составляют около 40 % общих расходов. За последние 4 десятилетия удельный вес расходов федерального бюджета на науку, космос и технологии вырос в 11 раз – с 0,1 % в 1950 г. до 1,1 % в середине 90-х г.г.

К концу ХХ в. в структуре хозяйства США наблюдается явное доминирование сферы услуг. Доля ВВП, произведённого в отраслях этой сферы, достигла 76 %, 20 % приходится на промышленность и строительство и около 3 % - на сельское хозяйство.

Американские компании занимают прочные позиции на мировых рынках услуг, в первую очередь связанных с информационными технологиями. Американские компании удерживают ¾ объёма мирового рынка программного обеспечения для ЭВМ. В объём поставляемых ими за рубеж услуг входят также расчёты за регистрацию патентов и авторских прав, разработка дизайна, передача опыта управления предприятиями, менеджмента и т.п.

Являясь крупнейшим в мире экспортёром капитала (0,3-0,4 трлн. долл. в год), США одновременно являются крупнейшим потребителем иностранных инвестиций из-за рубежа. В год ввозится 0,5 трлн. долл. Прямые иностранные инвестиции обеспечивают до 7 % капиталовложений в основные фонды американской экономики. Основными иностранными инвесторами в американскую экономику выступают развитые страны Западной Европы, Япония и Канада. В конце 90-х г.г. повысился процент ставки по банковским вкладам, способствующий переливу капиталов в США. В последние годы наблюдается тенденция к росту американских капиталовложений в развивающиеся страны: в 1987 г. – 6,8 млрд. долл., в 1996 г. – 29,1 млрд. долл., в основном, в Латинской Америке.

Важнейшая особенность американской экономики – ТНК, которые осуществляют 25 % всех прямых инвестиций в мире. На зарубежных филиалах американских корпораций трудятся около 10 млн. рабочих и служащих. Используя свой мощный экономический потенциал, США оказывают влияние на входящие в круг их интересов государства не только путём непосредственной поддержки и финансовой помощи, но и используя возможности Всемирного Банка, МВФ и ряда других международных организаций, в которых они занимают доминирующее положение.

Торговля с Россией не играет определяющей роли в экономике США, РФ занимает 31 место в американском экспорте и 33 – в импорте. В структуре экспорта преобладает продукция чёрной металлургии, нефть, нефтепродукты, химическая продукция, удобрения. Экспорт из РФ в США готовых изделий и промышленных товаров до сих пор затруднён дискриминационной поправкой Джексона-Вэника. Со стороны США растёт список российских товаров, облагаемых антидемпинговыми пошлинами.

В импорте пребладают продовольствие. Ввоз оборудования составляет примерно 20%. Американские инвестиции составляют 28 % всех иностранных инвестиций в российскую экономику, в основном, это газовая, нефтедобывающая, нефтехимическая, табачная, пищевая, электроэнергетическая промышленность. Среди государств-кредиторов США занимает в РФ 4 место (11 мрд. долл. внешнего долга России).

Глубокие сдвиги и ускорение темпов научно-технического прогресса в США, формирование "новой экономики" при заметном повышении роли информационных технологий и наукоёмких отраслей привели к качественному росту производительности труда и изменению структуры экономики.

Предпринятое президентом Б.Клинтоном в 1993 г. повышение налоговых ставок на наиболее обеспеченные слои населения, вместе с сокращением военных расходов при увеличении доли продукции двойного назначения обеспечили значительное увеличение поступлений в федеральный бюджет. Это позволило Б.Клинтону в своём выступлении перед Конгрессом в конце 1998 финансового года заявить, что в США наступил конец 30-летнему периоду бюджетных дефицитов, а Америка вступила в новую эру сбалансированного бюджета и бюджетного профицита. В январе 1999 г. в США был опубликован прогноз, из которого вытекало, что в 1998-2009 финансовых годах бюджетный профицит в совокупности может достигнуть 2,5 трлн. долл. Однако с приходом к власти республиканской администрации во главе с президентом Д.Бушем ситуация значительно ухудшилась. События 11 сентября, война в Ираке, неудачные меры Д.Буша, направившего профицит на нужды ВПК и снижение налогов на наиболее богатых граждан, привели к тому, что впервые с 1997 г. – последнего года дефицитного бюджета США, спустя 2 года после рекордного профицита в 236,9 млрд. долл., в 2002 г. федеральный бюджет вновь был исполнен с дефицитом (159 млрд. долл.), а экономика страны после десятилетия стабильных и высоких темпов роста вновь балансирует на грани экономического спада.

Тем не менее, экономика США по-прежнему остаётся более привлекательной для иностранных инвесторов, чем экономика Западной Европы, где боле высокие, чем в США, налоги и более высокая стоимость рабочей силы.

 

Вопросы для самопроверки

 

1.Каковы общие черты экономик развитых стран?

2.Чем было обусловлено изменение стратегии развития в 80-е г.г.?

3.Что такое "рейганомика"?

4.Назовите основные модели экономики развитых стран.

5.Чем различаются экономики США и Западной Европы?

 

Лекция 18. Развивающиеся страны в мировой экономике

 

Проблема внешней задолженности развивающихся стран.

Внешний долг развивающихся стран в 1973 г. составлял 230 млрд. долл., в 1982 г. он составил уже 700 млрд. долл., 1989 г. – 1 трлн. 290 млрд. долл., 2001 г. – 2,5 трлн. долл., при сохранении масштабов нищеты в странах "третьего мира". Таким образом, все усилия мирового сообщества решить проблему задолженности развивающихся стран к концу тысячелетия потерпели неудачу.

Доля расходов, связанных с обслуживанием внешнего долга, увеличилась с 8 % в 1975 г. до 40 % в конце 90-х г.г. В отдельных странах она достигает половины и более ВВП, например, в Мексике – 63 %, Филиппинах – 66 %, Венесуэле – 51 %, Аргентине – 49 %.

 

Финансовые кризисы на рынках развивающихся стран и их последствия для мировой экономики.

В декабре 1994 г. начался финансовый кризис на международных финансовых рынках, вызванный неожиданной девальвацией мексиканского песо и последовавшим за этим бегством капиталов из этой страны. Это вызвало обесценение песо ещё на 18 %. Кризис имел неблагоприятные последствия для всей мировой экономики.

В дальнейшем был подготовлен пакет мер по оказанию международной помощи Мексике на сумму более 50 млрд. долл. (в основном, со стороны США и МВФ). Причиной кризиса было длительное искусственное завышение курса национальной валюты и высокая доля иностранного капитала, при изъятии которого из экономики произошло её обрушение.

Другим серьёзным кризисом последнего времени был финансовый кризис в октябре 1997 г., который начался с падения курса акций на фондовых биржах в Гонконге, а закончился новым экономическим кризисом мирового хозяйства. Пострадали от этого кризиса Республика Корея, Тайвань, Индонезия, Малайзия, Филиппины, т.е. новые индустриальные страны. Не затронутой кризисом оказалась лишь экономика континентального Китая, финансы которого пока закрыты для нерезидентов. После потрясения на биржах Нью-Йорка и Гонконга 23-27 октября 1997 г. (снижение фондовых индексов на 12-13 %), последовал массовый уход инвесторов с рынков НИС. Ущерб для глобальной экономики в результате оттока биржевых средств составил около 200 млрд. долл. В результате в Таиланде промышленное производство в 1997 г. снизилось на 50 % по сравнению с 1996 г., а иностранные инвестиции сократились на 43 %. В Индонезии на 25 % выросли цены на рис, работу потеряли несколько миллионов человек, а число бедняков увеличилось с 20 до 40 млн. человек.

Несмотря на то, что большинству из пострадавших стран Юго-Восточной Азии была оказана финансовая помощь для преодоления последствий кризиса: Республике Корея – порядка 55 млрд. долл., Индонезии – 23 млрд. долл., Таиланду – 17,2 млрд. долл. (40 % этой помощи составили средства МВФ), они до сих пор не оправились от его последствий.

 

Экономика Китая.

С конца 70-х г.г. Китаем достигнуты внушительные успехи в экономическом развитии. На протяжении последних десятилетий Китай является одним из мировых лидеров по темпам экономического роста. Поставленная в 1980 г. задача увеличить к 2000 г. национальное производство товаров и услуг в 4 раза была решена досрочно – уже в 1995 г. Китай превратился во вторую по экономической мощи державу. В конце 80-х г.г. он обогнал СССР, а в середине 90-х г.г. – Японию. По плану, душевой ВВП в 2020 г. достигнет 3 тыс. долл. По насыщенности компьютерами Китай опережает Японию и занимает 2 место после США. В стране функционирует единственная в мире железная дорога на магнитной подушке. Благодаря постоянному увеличению экспорта валютные резервы страны превысили 286 млрд. долл. Китай пока успешно выдерживает иностранную конкуренцию. С вступлением Китая в ВТО средний размер таможенных пошлин снижен за год с 15% до 12 %.

Основные черты социально-экономической модели Китая.

Прежде чем воспринять современную модель экономического роста, которая характеризуется переходом к рыночной экономике, Китаю пришлось выдержать много потрясений. Однако на протяжении всех веков для Китая остаются характерными одни и те же особенности экономического развития, а именно: большая роль макроэкономического регулирования, государственное централизованное планирование и управление всей общественной экономической жизнью. Финансовое и организационное воздействие государства распространяется на такие факторы экономического развития, как научные исследования и технический прогресс; процесс экономического развития отличается особым акцентом на стабильности и последовательности перемен. Китай на протяжении всех веков своего существования был и остаётся государством самодостаточным, страной, одним из основных принципов существования которой является опора, прежде всего, на свои силы и возможности.

Руководство Китая по-прежнему придерживается официальной идеологии курса на строительство социализма, в стране сохраняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть. Тем не менее за последние десятилетия в Китае сделаны решительные шаги по переводу экономики на рыночные рельсы. При этом Китаю удалось не только избежать спада экономики в период проведения реформ, как в других постсоциалистических странах, но и обеспечить стабильное улучшение показателей уровня жизни населения.

Особенности экономических реформ в Китае.

1.Постепенность. Преобразования экономики в КНР никогда не велись методами шоковой терапии по рекомендациям МВФ и Всемирного банка.

2.Новые методы хозяйствования обычно вначале отрабатываются в экспериментальном порядке в пределах отдельных регионов, отраслей и даже групп предприятий.

3.Преобразования проводятся в условиях стабильности политической системы, что способствует притоку иностранных инвестиций.

4.Государство сохраняет стратегический контроль над ключевыми отраслями промышленности и инфраструктуры.

5.Тесная связь реформ с активизацией внешнеэкономической экспансии при сохранении государственного контроля над внешнеэкономической деятельностью. В КНР действует не регистрационный, а разрешительный порядок выхода предприятий на внешние рынки. Право на самостоятельное ведение экспортных операций имели (по состоянию на конец 90-х г.г.) около 2,5 тыс. предприятий, не считая предприятий с иностранными инвестициями, которым это право даётся автоматически. Остальные национальные производители должны вести операции через специальные государственные внешнеторговые компании (их насчитывается несколько тысяч).

6.Протекционистская защита национальных производств, постепенное снижение импортных таможенных пошлин, которые сейчас снижаются, но всё равно остаются примерно в 1,5 раза выше, чем в большинстве развивающихся стран.

7.Прямое субсидирование государством высокотехнологичных производств.

8.Курс на привлечение иностранных инвестиций в экономику. К середине 90-х г.г. КНР стала вторым в мире (после США) и крупнейшим среди развивающихся стран получателем прямых иностранных инвестиций. Все промышленные предприятия в первые 2 года прибыльной деятельности вообще освобождаются от уплаты подоходного налога, в следующие 3 года его ставка уменьшается по сравнению с базовой наполовину, а предприятия-экспортёры, у которых 70 % продукции экспортируется, могут в течение всего времени получать эту льготу.

9.Функционирование специальных свободных экономических зон с льготным налоговым режимом. В 1984-1992 г.г. создавались открытые торговые города на восточном побережье, в начале 90- х г.г. – зоны высоких технологий, с 1992 г. – пограничные открытые зоны, в том ч. исле на границе с Россией. Их главное назначение – развитие сферы услуг, связанных с трансграничной торговлей.

 

Вопросы для самопроверки

 

1.Как возник внешний долг развивающихся стран?

2.Назовите основные финансово-экономические кризисы в развивающихся странах.

3.Чем отличается развитие экономики в КНР?

4.В чём особенности экономических реформ в Китае?

 

Лекция 19. Страны Центральной и Восточной Европы

Особенности и основные тенденции развития.

К странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) относятся Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Словакия, Румыния, Чехия, Югославия. Большинство этих стран ранее входили в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) – международную экономическую организацию социалистических стран, созданную в 1949 г. и просуществовавшую до 1991 г. Особенности структуры экономики во многом обусловлены тем, что страны этого региона более 40 лет были главными экономическими партнёрами СССР.

Удельный вес рассматриваемых стран в мировом ВВП составляет 2-2,5%, в мировом экспорте – 3,4%, в мировом импорте – 4,5%. По темпам экономического роста лидером среди стран данного региона является Польша (5,5%), за ней следуют Словакия (4,5%), Чехия (4%), Венгрия (2%). В то же время в странах ЦВЕ весьма остро стоит проблема безработицы, обусловленная, прежде всего, сокращением занятости на бывших государственных предприятиях. Наиболее высокий уровень безработицы в Польше (свыше 15% экономически активного населения), в Болгарии (16,5%), Словакии (13,7%), Венгрии (12,6%), Румынии (9,3%).

 

Реформирование экономики.

В настоящее время экономика стран ЦВЕ находится в состоянии перехода от централизованно управляемого хозяйства к рыночной экономике. Реформирование экономики в странах ЦВЕ базировалось в основном на реализации концепции "шоковой терапии", подразумевающей, согласно стандартной программе МВФ, быструю финансовую стабилизацию и либерализацию цен, приватизацию государственной собственности и открытие внутреннего рынка для транснациональных корпораций.

Спад производства в пореформенный период больше всего сказался на отраслях тяжёлой промышленности и на крупных предприятиях, сбыт продукции которых был ориентирован на Советский Союз и другие государства-члены СЭВ. В тяжёлом положении оказались отрасли высоких технологий, в том числе электроника, которые не смогли выдержать конкуренции с более дешёвой и качественной продукцией Запада.

 

Основные последствия приватизации.

Проведение приватизации на первом этапе осуществлялось на основе передачи значительной части государственной собственности гражданам бесплатно. Смысл "ваучерной" приватизации в Чехии, Румынии, Польше, Болгарии состоял в получении гражданами именных приватизационных купонов (ваучеров). Это положение, безусловно, снизило возможность проведения финансовых махинаций с собственностью, как это произошло в России. Кроме того, ваучеры были делимы, т.е. собственник мог обменять их на акции разных предприятий.

Государство осуществляло контроль за процессом создания и функционирования инвестиционных (приватизационных) фондов. Во многих странах ЦВЕ была проведена "реприватизация" – возвращение имущества или возмещение ущерба его бывшим собственникам или наследникам. Так, в апреле 1991 г. в Венгрии был принят специальный закон о компенсации пострадавшим от национализации в послевоенный период. Аналогичные законы были приняты в бывшей Чехословакии, Польше, Румынии.

 

Роль иностранного капитала.

На начальном этапе экономических реформ в странах ЦВЕ господствовала иллюзия, что иностранный капитал станет главным средством подъёма экономики. Однако надежды на это не оправдались.

В Венгрии, например, каждое четвёртое предприятие является совместным. В 1990-1992 г.г. иностранные инвесторы, получив пакет разнообразных финансовых льгот, приобрели в Венгрии государственной собственности на сумму 1,3 млрд.долл., обеспечив 70-80% поступлений в госбюджет от приватизации. Однако в дальнейшем вследствие предоставленных льгот никаких значительных доходов от этих предприятий в бюджет государства уже не поступало.

Иностранный капитал на льготных условиях приобрёл контроль над такими отраслями, как бумажная, цементная, полиграфическая, сахарная, табачная, ликёро-водочная, строительство автодорог, производство бытовых холодильников и др. Такое положение далеко не всегда приводило к подъёму производства, поскольку на место бывших государственных монополий приходили монополии иностранного капитала.

 

Внешнеэкономическая деятельность.

Произошла переориентация внешнеэкономического курса государств ЦВЕ на страны Запада и на сближение с ЕС. В 1992- 1993 г.г. все страны региона стали ассоциированными членами Европейского Союза. Вступили в действие договоры о сотрудничестве с ЕАСТ. Все страны ЦВЕ являются членами ВТО.

В декабре 1992 г. Венгрией, Чехией, Польшей, Румынией, Словакией и Словенией было учреждено Центральное европейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), с целью организации свободной экономической зоны в Центральной Европе, а также объединения усилий стран региона для их вступления в ЕС. В июле 1998 г. приняла решение стать 7-м членом ЦЕФТА также и Болгария.

 

Экономические связи с Россией.

С 1993 г. начинается период нарастающих усилий со стороны России и стран ЦВЕ по созданию условий для развития экономических взаимоотношений с учётом новой сложившейся обстановки. Хотя в настоящее время и имеются положительные сдвиги в торговл


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.