Cвязь языкознания с другими науками — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Cвязь языкознания с другими науками

2017-06-04 566
Cвязь языкознания с другими науками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Язык связан со всей совокупностью чувственного и мыслительного поведения человека, с его организацией как живого существа (природными условиями его жизни), с его бытом, с обществом, в котором живет человек, с его творчеством – техническим, умственным, художественным, с историей человеческого общества, поэтомй и наука о языке, лингвистика, связана с очень многими науками: точными, естественными и гуманитарными.

Так как язык – это прежде всего коммуникативная система знаков, то наиболее тесные связи у языка с наукой об общей теории знаков, с семиотикой (от греч. sema – знак). Семиотика изучает любые знаковые системы: как простейшие типы кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации и др.), так и более сложные (сигнализация животных, различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка. Для языковедения важны общие положения семиотики о знаках, об их различительных признаках, о группировке и классификации знаков, о возможностях комбинаций знаков и образования «знаковых цепей», об опознавании и распознавании знаков, о принципах дешифровки зашифрованных текстов или дешифровки текстов на неизвестных языках.

Поскольку язык – общественное явление, то и наука о языке связана с рядом общественных наук, и прежде всего с социологией. Учение о строении общества, его функционировании и его эволюции и развитии может дать лингвистике многое в связи с тем, как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение племен и народов (миграция), образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками (языковые союзы).

Так как язык неразрывно связан с мышлением, то наука о языке связана с логикой, наукой о законах мышления и о формах мысли. Такие логические определения, как определение понятия, его содержания и объема, его обязательных признаков, необходимы лингвисту для определения слова, его значения, видов многозначности слова и т.д.

Так как языковедение имеет своим предметом не только язык, но и речь, а речь – это психофизический процесс, то естественно ставить вопрос о соотношении языковедения и психологии с одной стороны, и физиологии и лингвистики – с другой. Мышление человека как процесс изучает психология. В конце XIX – начале XX в. многие языковеды, желая избежать неправильной точки зрения на язык как природный организм, старались утвердить лингвистику как науку психологическую, рассматривая все самые существенные явления языка как психические. Однако такая точка зрения не могла быть правомерной, так как явления языка (фонемы, морфемы, слова, предложения) не то же самое, что представления о них в сознании говорящего, и тем самым язык не может быть объектом психологии. Психология может изучать речевые акты как процесс, становление речи ребенка, развитие речи и т.д. Уже в 19 веке тесные связи психологии и лингвистики вызвали вторжение психологических методов и идей в языкознание, появилось психологическое направление в лингвистике. В 50-х гг. 20 в. образовалась новая пограничная с языкознанием наука – психолингвистика. Ввиду того что речевой акт невозможен без материальных условий производства и восприятия звуков речи, этим процессом призвана заниматься физиология как со стороны артикуляций, т.е. образования звуков речи в речевом аппарате, так и со стороны восприятия речевого потока органом слуха, ухом.

Так как речь связана с высшей нервной деятельностью, ее нормальной физиологией и патологией, т.е. нарушением речи, афазиями, то речью занимаются представители медицины: психиатры, дефектологи, логопеды.

Звуковые явления изучает раздел физики – акустика. Лингвисту нужны сведения об акустических характеристиках, связанных с высотой, силой, длительностью звука, с соотношением явлений тона и шума, с пониманием звукового спектра и явлений резонанса.

Наблюдается тесная связь языкознания с этнографией (народоведение) и ее различных областей, разрабатывающих, в частности, общие принципы функционирования языка в обществах разных типов, в т.ч. и первобытных коллективах (проблемы табу и эвфемизмов).

Изучение вымерших древних языков и определение их носителей, их ареала, т.е. области распространения, их миграций и т.п. связывает лингвистику с археологией, наукой, изучающей историческое прошлое человеческого общества по обнаруженным при раскопках памятникам материальной культуры.

При исследовании вопроса о происхождении речи у первобытных людей, а также и для решения того, как связаны или не связаны признаки языка и расы, важную роль играет антропология, наука о биологической природе человека, строении его черепа и скелета, окраске кожи, об отличиях человека от человекоподобных животных.

Исторические науки тесно взаимодействуют с языкознанием, так как лингвистические данные проливают свет на те или иные исторические события, а данные истории помогают лингвисту точнее локализовать те или иные факты в истории языка.

География непосредственно с языком не связана, но через историю географические факты могут оказаться и факторами лингвистическими. Так, например, широкие открытые территории содействуют разобщению диалектов, а ограниченные – их сближению.

Особо следует остановиться на взаимоотношениях языковедения и филологии. Эти связи очень древние, так как языковедение как отдельная наука вышла из недр филологии. Филология – это буквально «словолюбие», т.е. изучение всего, что связано со словом, и первоначально изучение письменных памятников. Особо необходима связь с лингвистикой для литературоведов, т.к. вне языка не может быть литературы.

Самое сложное – это выяснить отношения лингвистики и математики. Точность математики – это идеал научного знания. В ХХ в. возникла особая дисциплина – математическая лингвистика, которая представляет собой применение к языковым явлениям математических методов.

В числе математических дисциплин, соприкасающихся с языком, находится и техническая теория информации, которую ее основоположник, американский ученый К. Шеннон определил так: «Теория информации изучает процесс передачи информации по каналам связи».

Кибернетика, наука об управлении, тоже связана с лингвистикой. Задача киберентики – приспособить данные всевозможных наук так, чтобы можно было использовать машину, переложить на нее различные формы человеческого труда, в том числе и умственного. Машины могут распознавать информацию, ее перерабатывать в нужном направлении, в частности переводить с одного языка на другой, на чем основан «машинный перевод».

Кроме того, наблюдается связь языкознания с философией. Философия вооружает конкретные науки методологией, способствует выработке принципов и методов анализа.

Связь языкознания с другими науками не отрицает самостоятельности его как особой науки. Самостоятельность языкознания основывается прежде всего на факте существования языка как особого общественного явления. Языкознание изучает язык со всех сторон, тогда как другие науки изучают лишь отдельные стороны языка.

Сравнительно-исторический метод в языкознании (лингвистическая компаративистика) посвящён прежде всего родству языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка). Сравнительно-историческое языкознание занимается установлением степени родства между языками (построением генеалогической классификации языков), реконструкцией праязыков, исследованием диахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологией слов.

Сравнительно-историческое языкознание на протяжении XIX века было господствующим разделом лингвистики.

Сравнительно–сопоставительный метод. Сравнительный метод направлен на поиск в языках схожего, для чего следует отсеивать различное. Его цель — реконструкция бывшего через преодоление существующего.

Историчность сопоставительного метода ограничивается лишь признанием исторической констатации языковой данности (не вообще язык и языки, а именно данный язык и данные языки так, как они исторически даны в их синхронии).

В отличие от сравнительного метода сопоставительный метод принципиально прагматичен, он направлен на определенные прикладные и практические цели, что отнюдь не снимает теоретического аспекта рассмотрения его проблематики.

 

Лекция 2. Язык и речь

Язык – естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации.

Язык в одно и то же время – условие развития и продукт человеческой культуры. «Язык есть всегда столько же цель, сколько средство, настолько же создается, насколько употребляется» (А.А.Потебня).

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутренне проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, то есть и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.

Общая характеристика речи обычно дается через противопоставление ее языку. Язык и речь в совокупности образуют единый феномен языка. Речь есть воплощение, реализация языка, который обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение.

Если язык – это орудие (средство общения), то речь есть производимый этим орудием вид общения. Речь материальна, она воспринимается чувствами (слухом, зрением, осязанием), язык же (система знаков) включает в себя абстрактные аналогии единиц речи (сравнить: звук речи и фонема).

Речь есть последовательность слов, она линейна, язык вносит в эту линейную последовательность иерархичные отношения, он имеет уровневую организацию.

Речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность.

Речь отнесена к объектам действительности и может рассматриваться с точки зрения своей истинности или ложности, к языку истинная оценка неприемлема.

Речь конкретна и неповторима, язык абстрактен и воспроизводим. Речь подвижна, язык стабилен, речь бесконечна, система языка ограничена определенным набором составляющих.

Язык Речь
1) абстрактен 2) имеет уровневую организацию, вертикальное, виртуальное устройство 3) нет   4) абстрактен, воспроизводим 5) потенциален 6) инвариантен 7) отражает опыт коллектива 8) объективен и обязателен 9) независим от обстановки 10)статическое явление   11)ограничен набором составляющих 1) материальна (акустически и визуально) 2) линейна (горизонтальная последовательность слов) 3) отнесена к объектам действительности, может быть истинной или ложной) 4) конкретна, неповторима 5) актуальна 6) вариантна 7) отражает опыт индивидуума 8) субъективна и произвольна 9) ситуативно обусловлена 10)динамична, развертывается во времени и пространстве 11)бесконечна

Функции речи

1) номинативная (денотативная, когнитивная). Это функция обозначения явлений действительности.

2) эмотивная функция, то есть ориентированная на говорящего, и на выражение отношения автора речи к содержанию сообщения или его эмоциональной реакции на ситуацию общения.

3) апеллятивная (или конативная). Это ориентация на адресата, обращение и побуждение, выражение приветствия и прощания, благодарности и т.д.

4) фатическая функция. Эта функция обслуживает речевой контакт, необходимый для общения, завязывание, продолжение или прекращение общения.

5) кумулятивная функция речи проявляется в том, что язык не просто передает некоторые сообщения, но и обладает способностью отражать, фиксировать и сохранять информацию. Следовательно, работа над культурой речевого общения позволяет помочь человеку не только овладеть способами коммуникации, выражения мысли (чувств, переживаний), но и проникнуть в национальную культуру, получить огромное духовное богатство, хранимое языком.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.