Основные ошибки и недостатки в работах выпускников — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основные ошибки и недостатки в работах выпускников

2017-06-04 577
Основные ошибки и недостатки в работах выпускников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Критерии оценивания

Для начала остановимся на критериях оценки эссе, потому что если завалить один важный критерий, то всё эссе пойдёт насмарку. Речь идёт о критерии K1 – раскрытие смысла высказывания. Если выпускник неверно раскрыл смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему, и эксперт выставил по критерию K1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется, и по остальным критериям (K2, KЗ) выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания эссе Баллы
K1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа даёт представление о его понимании  
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании  
K2 Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы  
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения  
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют) ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой  
K3 Качество фактической аргументации
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников)  
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления ИЛИ приведен(-ы) пример(-ы) из источника одного типа  
Фактическая информация отсутствует ИЛИ приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису  
Максимальный балл  

 

Именно в соответствии с указанными критериями будет проверяться и оцениваться ваше эссе.

Структура эссе

1. Цитата.

2. Проблема, поднятая автором; её актуальность.

3. Смысл высказывания.

4. Собственная точка зрения.

5. Аргументация на теоретическом уровне.

6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.

7. Вывод.


1. Выбор высказывания

Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что

• владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;

• чётко понимаете смысл высказывания;

• можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);

• знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);

• сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.


2. Определение проблемы высказывания
Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто:

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:
Данная проблема является актуальной в условиях...

•...глобализации общественных отношений;

•...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

•...обострения глобальных проблем современности;

•...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

•...развития международной интеграции;

•...современной рыночной экономики;

•...развития и преодоления мирового экономического кризиса;

•...жесткой дифференциации общества;

•...открытой социальной структуры современного общества;

•...формирования правового государства;

•...преодоления духовного, нравственного кризиса;

•...диалога культур;

•...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.


К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

3. Формулировка основной мысли высказывания
Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:

• «Смысл данного высказывания состоит в том, что...»

• «Автор обращает наше внимание на то, что...»

• «Автор убеждён в том, что...»

4. Определение своей позиции к высказыванию
Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:

• «Я согласен с автором в том, что...»

• «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»

• «Автор был прав, утверждая, что...»

• «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»

• «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»

• «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»

• «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5-6. Аргументация собственного мнения
Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.
При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
1. Подтверждают ли они моё мнение?
2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
4. Убедительны ли они?
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».
7. Вывод
Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
• «Таким образом, можно сделать вывод...»
• «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»

Оформление эссе

Нужно помнить, что эссе — небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов.
Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.
Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы (см. выше).
Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него

• краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.);

• описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

• указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

• указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Требования к работам выпускников

При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать:

1) адекватное понимание проблемы и смысла высказывания;

2) соответствие содержания эссе заявленной проблеме;

3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания;

4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте;

5) четкая определённость позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания;

6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;

7) подкрепление приведённых теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта;

8) логичность рассуждений выпускника;

9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;

10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.

К объёму эссе по обществознанию нет жёстких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.

Философия

• Соотношение материи и сознания.

• Пространство и время как формы бытия.

• Движение и развитие как способы существования.

• Проблема сущности сознания.

Проблема взаимодействия познания и знания

• Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного.

• Бесконечность процесса познания.

• Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.

• Соотношение субъекта и объекта познания.

• Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

• Интуиция и ее роль в познании.

• Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.

• Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

• Взаимодействие природы и общества.

• Экологическая проблема и пути ее решения.

• Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.

• Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности.

• Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.

• Многовариантность общественного развития.

• Сущность цивилизации.

• Основные подходы к изучению общества.

• Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.

Единства свободы и ответственности личности.

Взаимосвязи познания и объективного знания.

Взаимосвязи теории и практики.

Взаимосвязи человека и общества.

Взаимодействия самопознания и знания и знания.

Взаимодействие чувственного и рационального познания.

Прогресса и развитие общества.

Взаимодействия морали и ответственности.

• Духовная жизнь общества.

• Общественное сознание, его структура и формы.

• Наука как форма общественного сознания.

• Эстетическое сознание. Философское понимание искусства.

• Религия как форма культуры, тип мировоззрения.

• Нравственное сознание. Философское понимание морали.

• Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.

• Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.

• Роль народных масс и личности в истории.

• Глобализация общественной жизни.

Философия
Добро и зло
«Добро — это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло — это уничтожать жизнь, вредить жизни» (Альберт Швейцер) «Добро по указу — не добро» (И.С. Тургенев) Антисоциальные поступки диктаторов (А. Гитлера) приводили к ухудшению уровня жизни населения групп стран, выливались во всеобщий хаос и страдания миллионов людей. Просоциальные (на пользу обществу) реформы, наоборот, устраняли противоречия между социальными группами, повышали нацеленность на сотрудничество и мотивировали государства на поиск компромисса как пути решения значимых проблем. Примером таких реформ может послужить отмена кастовой структуры в Индии (1950), создание международных организаций (ООН).
Философия Огюста Конта «Альтруизм» – жизнь во благо других.
Истинные ценности
«Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира» (А Энштейн) 1) Ценности неразрывно связаны с тем, как их оценивает индивид. К примеру, представители аскетизм(например, старец Капитон) не признают вещественные ценности в качестве главных. Сторонники утилитаризма (И.Бентам) занимают несколько иную позицию, и стремятся извлекать пользу из всех предметов внешнего мира. Это дополнительный аргумент, подчеркивающий истинность ценностей для определенной социальной группы «Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира» (А Энштейн)
2) К сожалению, не все ценности возникают в связи с действительной потребностью в каком-либо благе. Существуют «мнимые», «навязанные» ценности. Чаще всего их навязывает современные медиа с помощью рекламы. Это потребность в постоянном потреблении. Например, индивид может не нуждаться в супербыстрой машине, которая развивает скорость, намного выше разрешенной. Однако реклама может инициировать по сути ненужную для деятельности покупку. Такие «мнимые» ценности были описаны в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Активная жизненная позиция
«Назначение человека в разумной деятельности» (Аристотель) 1) Удовлетворение всего спектра потребностей человека (от биологических до духовных) невозможно без активной деятельности индивида. Например, для написания повести человек должен продумать сюжет произведения, написать основную часть и кропотливо ее довести до совершенства. Например, Некрасов работал над некоторыми стихотворениями несколько лет.
2) Отсутствие трудовой активности может стать причиной «болезни цивилизации» – гиподинамии. Данный диагноз опасен для сердца и сосудов индивида, так как без физической и умственной активности у человека меняется состав крови и сердце работает намного хуже Исследованием гиподинамии занимался российский ученый Ужегов.
3) Важна не только физическая, но и умственная активность. Учеными доказан тот факт, что при интенсивной мозговой активности организм теряет количество калорий, сопоставимое с физической тренировкой. Следует добавить, что человеку как биосоциальному существу не достаточно удовлетворять только физиологические потребности. А для потребностей, занявших место на вершине пирамиды А. Маслоу, нужна также и работа высших центров головного мозга.
Выбор, который приходится делать человеку
«Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным» (В.О. Ключевский) 1) Проблема выбора стоит перед человеком практически ежесекундно. При этом выбор может оказаться роковым (определяющим ход событий) для большой социальной группы. Например, это выбор стратегии наступления армии. Или же данный выбор может быть незаметным для общества, внутриличностным (признаться в любви либо сообщить о готовящемся преступлении). Таким образом, человек, осуществляя деятельность, непрерывно сопоставляет несколько вариантов событий, выбирая самый выгодный. Данную теорию разрабатывал Д. Цебелис.
2) В то же время личность при избрании того или иного варианта поведения не всегда руководствуется понятием выгодности. К примеру, ваш друг может не совершать выгодную сделку, если она может навредить вам. Еще одним примером могут послужить солдаты, продолжающие безнадежный бой при полученном предложении сдаться в плен. Данные ситуации заставляют нас задуматься о важности выбора человека, о важнейшем критерии выбора – нравственности. Лишь чувствуя ответственность за свое поведение, индивид способен предпочесть просоциальный (полезный обществу) вариант поведения. О нравственном выборе писал Лоуренс Колберг.
Человеческая память
«Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать» (Б. Рассел) 1) Иногда исторические деятели выстраивают стратегию, не обращая внимание на то, что подобные действия не увенчались успехом в прошлом. Одним из таких примеров может послужить план Гитлера по захвату СССР, который не увенчался успехом. Немецкий диктатор не учел печальный опыт Наполеона и других горе завоевателей. К счастью, самонадеянность диктатора и самоотверженность защитников привела к капитуляции фашистской армии.
2) Дополнительные аргументы следует поискать в экономической сфере жизнедеятельности. Цикличное развитие экономики, несомненно, бесспорный факт. Однако причины глобальных финансовых кризисов всегда кроются в неэффективных действиях правительств крупных государств. Ведущие экономисты (например, Сергей Гуриев) с периодичностью 5-10 лет предупреждают о появлении опасных тенденциях, но кризисы повторяются все чаще и чаще.
Место человека в мире
«Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал» (В. Жемчужников) 1) Каждая личность обладает способностью к созиданию и разрушению. Созидательные шаги (например, строительство электростанций) являются первоосновой прогресса, а разрушительные действия (ликвидация лесных насаждений и загрязнение вод) ведет к появлению проблем, ставших глобальными в современности. Теорию рационального выбора индивида разрабатывал Д. Цебелис
2) Место человека в мире должно осознаваться индивидом самостоятельно при помощи системы общественных ценностей, усвоенной в результате социализации. Система ценностей сформировалась постепенно, с ходом истории, и видоизменяется по сей день. Девиантное поведение личности нередко приводит к существенным проблемам для всего общества. Герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников не смог соблюсти систему социальных норм и совершил преступление – убил человека. Если бы Раскольников понимал свое место в мире и сохранил бы крепкую связь с его системой норм, то никогда бы не совершил данного преступления.
Сила человеческого духа
«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (И.В. Бердяев) 1) Жизнедеятельность всего общества порою зависит от нравственной силы малой группы или одного индивида. Легендарный подвиг панфиловцев, в ходе которого 28 солдат уничтожили 18 вражеских танков, сыграл весомую роль в защите г. Москвы и всего Отечества.
2) Порою личность для осуществления своей цели не только прилагает значительную силу духа, но еще и идет наперекор стереотипам. Известный российский пловец Александр Попов после ножевого ранения и тяжелой операции вернулся в спорт несмотря на неблагоприятные прогнозы врачебного сообщества, и принес сборной России золотую медаль на чемпионате мира.
Смысл жизни
«Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить» (И. Бергман) 1) Обществоведы знакомы со многими концепциями смысла жизни. Утилитаристы (Д. Бентам), например, в качестве главной цели жизни выделяют извлечение пользы из каждой ситуации. Фаталисты (исследователь фатализма Пиотровский М.Б.) верят в предрешенность бытия и судьбу, независимую от усилий личности. Различные теории порой предлагают совершенно разные категории в качестве основных. Научная дискуссия по этому поводу не утихает, и это лишнее подтверждение тому, что каждая личность наполняет свою жизнь уникальным для нее смыслом.
2) Смысл жизни всякого индивида, несомненно, претерпевает изменения в процессе социализации. На начальном этапе большинство индивидов выбирает для себя ориентиры. И от лидеров мнений зачастую зависят дальнейшие постулаты общества, заложенные в сознании молодежи. СССР активно пропагандировал массовый спорт и карьеру в области инженерии (пропагандой руководило Министерство просвещения СССР). Именно эти идеи были взяты за основу подрастающим поколением. С появлением рыночной экономики и ослаблением государственных институтов сменились агенты социализации и некоторые индивиды поменяли смысл жизни с позиции человека патриархальных взглядов на капиталистические мотивы. Вместе с «ломкой» сознания произошла перемена в понимании смысла жизни.
Определение жизненных приоритетов
«Познание и жизнь неотделимы» (Л.Фейхтвангер) 1) По словам французского писателя Д.Дидро, лучше «изнашиваться, чем ржаветь». Это высказывание прекрасно дополняет мысль Фейхтвангера. Раскрывая задатки, совершенствуя себя, человек становится личностью
2) Пирамида А. Маслоу в качестве самых сложных потребностей признает потребность в самореализации и саморазвитии. Без крепких жизненных приоритетов индивид не сможет удовлетворить данные потребности, и вся его деятельность будет направлена на удовлетворение физиологических и, отчасти, социальных потребностей.
Взаимоотношение человека и мира
«Мир – это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение» (У. Теккерей) 1) Большинство поступков личности имеют непосредственное воздействие на общество. Если данный поступок направлен на улучшение уровня жизни общества (помощь нуждающимся, озеленение района), то социум поощрит поведение данной личности с помощью позитивных санкций. В то же время антисоциальные поступки (убийство, грабеж) вызовут негодование в обществе, и индивид будет наказан на основании санкций, указанных в Уголовном кодексе России.
2) Деятельность индивида находится в постоянной кооперации с природой. Неразумное, разрушительное воздействие (интенсивная вырубка лесов в долине Амазонки была признана ООН экологической катастрофой) приведет к глобальным экологическим проблемам, а созидательные действия будут способствовать «диалогу» между обществом и природой и повысят качество жизни человечества.

 

Социальная психология

• Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.

• Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их

устранения.

• Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека.

• Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.

• Психологический климат коллектива.

• Человек среди людей.

• Сущностные характеристики малой группы.

• Взаимоотношения индивида и группы.

• Особенности формирования групп.

• Роли, нормы и статус личности.

• Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.

• Самоопределение как выбор собственной позиции.

• Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.

• Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

• Национальная идентичность.

• Социальное взаимодействие.

• Значение коммуникационного процесса.

• Сущность социального конфликта.

• Взаимоотношения личности и коллектива.

• Источники социального прогресса. Социальное развитие.

• Семейные взаимоотношения.

• Конфликт «отцов и детей».

• Сущность толпы и стадный инстинкт.

• Социально-психологический портрет лидера.

• Семейные взаимоотношения.

• Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и

правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в

обществе и группе.

Экономика

• Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих

потребностей.

• Проблема экономического выбора.

• Факторы производства и их значение в экономике.

• Труд как вид деятельности и экономический ресурс.

• Капитал как экономический ресурс.

• Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных

преимуществ в экономической деятельности.

• Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в

современной экономике.

• Сущность и функции денег в экономике.

• Эффективность использования ресурсов.

• Значение общественного разделения труда.

• Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация.

• Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе

деятельности и сравнительное преимущество.

• Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.

• Роль торговли в развитии общества.

• Стимулы и эффективность производства.

• Справедливость в распределении социальных благ.

• Сущность рыночных отношений.

• Роль государства в регулировании экономики.

Экономика
Контроля государства над экономической системой
«То, что государство дает, оно сначала должно забрать» (Джон Коулман) 1) Экспроприация частной собственности после революции 1917 года увеличило размер государственной казны и укрепило экономические резервы для дальнейших достижений, но способ наращения экономической мощи предусматривал увеличение социального напряжения.
2)Налоговая система государства работает по следующему принцип: деньги, полученные в качестве налоговых поступлений, тратятся на обеспечение функций государства (здравоохранение, армия, полиция, образования).
Информации как основного фактора производства современности
«Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Натан Ротшильд) 1) По мнению известного американского экономиста Т. Стюарта информационный век наступил в 1991 году, когда впервые американские компании больше затратили на приобретение компьютеров и чем на промышленное оборудование.
2) Информация может превращаться в грозное орудие управления сознанием. Например, Российско-грузинский конфликт в августе 2008 года сопровождался мировыми СМИ, при этом информация об одних и тех же фактах.
Основных характеристик рыночной экономики
«Мы предполагаем на рынке свободную игру сил спроса и предложения» (А. Маршалл) 1) Порою крупные игроки могут захватить рынок и начать диктовать свои условия – устанавливать монополию. Для недопущения такой ситуации в России создан специальный государственный орган – Федеральная антимонопольная служба
2) В то же время, поддерживая равенство участников, государство следит за соблюдением обязанностей – налоговые отчисления жестко контролируются государством и существуют строгие санкции за налоговые преступления в Уголовном кодексе.
Недостатков и преимуществ командно-административной экономической системы
«Плановая экономика учитывает в своих планах все, кроме экономики» (Кэри Макуильямз) 1) Командно-административная экономика эффективна при чрезвычайных ситуациях. В Великой Отечественной Войне происходили существенные изменения экономического уклада. В результате эвакуации крупнейшие заводы были развернуты в глубине страны: в Поволжье и на Урале. Данное достижение было бы практически невозможным при рыночной экономической системе, так как попросту не хватило бы рабочей силы
2) В то же время плановая экономика негативно влияет на мотивацию субъектов экономической деятельности. Отсутствие предпринимательства не дает реализоваться одному из главных мотивов – потребности в получении прибыли. Государство (во времена СССР сведением статистических данных занимался Госплан) не всегда эффективно расходует ресурсы и в одной сфере наблюдается перепроизводство (сфера военной промышленности в СССР), а в другой – дефицит (сфера товаров народного потребления).
Правильного стимулирования труда рабочих
«Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять» (Г. Форд) 1)Стимулирование труда не только способно увеличить количество производимых товаров, но и может остановить нарождающийся негатив. Например, ухудшение материального положения советских работников угольной промышленности (шахтеров) в 1989 году привело к крупной забастовке и приостановке добычи угля в угольных бассейнах.
2)Государство контролирует минимальный размер оплаты труда (МРОТ) чтобы обеспечить минимально допустимый уровень жизни. Выплата зарплаты сотруднику, работающему полный день, ниже данного уровня незаконна и влечет юридическую ответственность.
Разделения функций как фактора развития производства
«Разделение труда — ключ к эффективному управлению» (С. Кови) 1) Немецкий ученый Виттфогель разработал ирригационную теорию происхождения государства, где указал на разделение индивидов на управляющих постройкой оросительных каналов и на управляющий слой. Таким образом, разделение труда не только повышает эффективность экономики, но и влияет на становление государственных образований.
2) Ученый Адам Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» большое внимание уделил важности правильного разделения труда, считая это одной из основ свободного рынка и экономической системы в целом.
Важности труда как фактора производства
«Трудолюбие – душа всякого дела и залог благосостояния» (Ч. Диккенс) 1) Японский производитель машин Toyotaсмог увеличить качество и количество выпускаемых машин путем обучения сотрудников новым технологиям. Это помогло компании избежать кризиса и банкротства.
2) Производительность труда – одна из самых важных характеристик труда в целом. Исторические показатели производительности труда советского тыла во времена Великой Отечественной Войны превышали довоенные показатели в несколько раз, что позволило обеспечивать экономические нужды войск на обширных фронтах.
Важности капитала как фактора производства
«Капитал – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы умножить своё богатство» (А. Маршалл) 1) Капиталоемкий рынок обычно сопровождается высоким уровнем входного барьера. Существенные инвестиции в капитал отстраняют «мелких» игроков. Обычно такие рынки находятся в положении олигополии, что позволяет производителям контролировать рынок сообща для общих выгод (например, производители машин в России).
2) Некоторые сферы экономики имеют законодательный барьер, предусматривающий наличие большого капитала у предпринимателя. Например, для создания банка необходимо внести несколько десятков миллионов рублей.
Социальной роли и функций предпринимателя
«Предприниматели – современный эквивалент великих первооткрывателей прошлого» (Даг Холл) 1) Предприниматель создает рабочие места – британский предприниматель создал корпорацию Virgin, где работает свыше 50 тысяч сотрудников.
2) Предприниматели платят налоги для обеспечения публичных функций государства (Сеть супермаркетов «Магнит» уплатила в бюджет страны около 40 миллиардов рублей).
Роли и функций денег в экономике
«Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин). 1) Деньги используются как средство накопления средств (Известный британский бизнесмен Ричард Бренсон построил империю с первоначальным накопленным капиталом всего в 4 фунта)
2) Национальные деньги (валюта) влияют на экономическую стабильность внутри страны. Денежная реформа Канкрина первой половины XIX века смогла защитить Российскую Империю от существенного дефицита бюджета.
Создания монополий
«Монополия — это бизнес в конце своего пути» (Г. Ллойд) 1) Монополия ухудшает уровень конкуренции, усложняет выход на рынок других игроков. Например, в 2006 году ведущие французские косметические компании были оштрафованы на 50 миллионов евро за то, что они специально понизили цены, чтобы более мелкие конкуренты ушли с рынка.
2) Монополисты нередко специально завышают цены, пользуясь своей исключительностью. В 2014 году Федеральная Антимонопольная Служба зарегистрировала следующее преступление: энергетическая компания, обладающая монополией на подключение граждан к электроэнергии, завысила цену подключения к сетям в тысячу раз.
Государственных монополий и их роли
«Естественные монополии – хребет российской экономики, и этот хребет мы будем беречь как зеницу ока»(В.С. Черномырдин) 1) Государственные монополии зачастую создаются из-за чрезвычайно опасности производства (например, монополия на изготовление ядерных элементов и боеголовок)
2) Порою государственные монополии возникают из-за того, что предприниматели не обладают чрезвычайно большими средствами (например,строительство железной дороги в 19 веке под силу только публичному сектору - Российской Империи)
Роли конкуренции
«Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния ‐ конкуренция» (Л. Эрхард). 1) Английский экономист Адам Смит, подчеркивая важность конкуренции, считал, что «Конкуренция выступает в качестве силы, возвращающей рынок к эффективной точке равновесия».
2) Нередко государство специально выстраивает рынок, ограничивая конкуренцию. Примером такой ситуации может стать становление корейского автопроизводителя «хёндэ», начавшего выпуск машин на закрытом южнокорейском рынке. Только после повышения качества производимых машин государство допустило импорт(ввоз) автомобилей в страну. Таким образом, иногда конкуренция подлежит ограничению.

 

Социология

• Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные

процессы.

• Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.

• Социальные неравенство и борьба.

• Сохранение стабильности общественной жизни.

• Поступательное изменение (прогресс) организации общества.

• Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.

• Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.

• Специфические качества города.

• Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.

• Процессы передачи информации между социальными группами.

• Молодёжь как социальная общность.

• Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.

• Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и

ценностных ориентаций.

• Социальная мобильность.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.