Классификация психодиагностических методов — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Классификация психодиагностических методов

2017-06-04 291
Классификация психодиагностических методов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характеристика основных типов психодиагностических методов.

Наблюдение ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определенного и четко ограниченного в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей. Независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом пли самим наблюдателей.

При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Опрос - представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Это может быть беседа, либо интервью.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей.

Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос - разновидность устного и письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.

Интервью - разновидность опроса, способ получения информации в процессе беседы. В психологии интервью применяют в клинической практике, при консультировании, и при исследовании личности.

Психодиагностические методы - выявляют и измеряют индивидуальные психологические особенности человека, позволяют определить различия между людьми.

Особенностью методов, используемых в психодиагностике является то, что они позволяют соотнести полученные данные с определенными показателям и, выступающими в качестве критерия наличия пли выраженности какого-либо признака.

Широко распространены в психодиагностике психологические тесты. Это стандартизированные методы, применим которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Они применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт.

Метод анализ продуктов деятельности - написанных текстов (например, школьных сочинений), других изделий - имеет большое значение и для науки и для практики. Например, можно получить ценную информацию из тетрадей школьника, анализируя выполнение им классных и домашних работ, того, как он списывает с доски и как пишет домашние сочинения. Сделанные выводы могут быть ценным дополнением к диагностическому обследованию, проводимому другими методами.

Метод анализа продуктов деятельности часто используется совместно с другими методам, наблюдением, беседой, экспериментом, тестом.

Основным методом исследования является эксперимент.

Различают 3 основных вида эксперимента: лабораторный, естественный, формирующий.

Лабораторный эксперимент проводится в помещении, специально приспособленном для точного проведения опыта, контроля всех воздействий на испытуемого и регистрации его ответов и действий.

Естественный эксперимент, предложенный русским психологом А.Ф.Лазурским, предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях. И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть константирующими и формирующими.

Константирующий эксперимент выявляет факты, закономерности, сложившиеся в ходе развития человека.

Формирующий эксперимент выявляет закономерности, условия, психологические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования.

Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого явления, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства, на этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Билет 5.

1.Ощущение: понятие, виды, взаимодействия, процессы изменения чувствительности. Измерение ощущений.

2.Стандартизация психодиагностических методик. Надежность и валидность диагностических методик.

3. Проблемы периодизации возрастного развития личности. Основные положения периодизации психического развития по Д.Б. Эльконину.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.