Медитация на трансцендентные формы Господа — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Медитация на трансцендентные формы Господа

2017-06-04 229
Медитация на трансцендентные формы Господа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

ТЕКСТ 35

пашйанти те ме ручиранй амба сантах

прасанна-вактраруна-лочанани

рупани дивйани вара-прадани

сакам вачам спрханийам ваданти

 

ПЕРЕВОД

Дорогая мать, Мои преданные всегда видят перед собой Мое улыбающееся лицо с глазами цвета утренней зари. Они с наслаждением созерцают Мои многочисленные трансцендентные формы, исполняющие все желания, и обращаются ко Мне с ласкающими слух речами.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Майявади и атеисты считают Божества, установленные в храмах, идолами, однако преданные не поклоняются идолам. Они поклоняются только Личности Бога, Господу, воплотившемуся в образе арча-виграхи. Арчей называют образ Господа, которому может поклоняться обусловленное живое существо. В нашем нынешнем состоянии мы лишены возможности увидеть Бога в Его духовной форме, так как наши материальные глаза и другие органы чувств не способны воспринять духовную форму. Мы не можем увидеть даже духовную форму индивидуального живого существа. Когда человек умирает, мы не видим, как его душа покидает тело. В этом несовершенство материальных чувств. Поэтому Верховная Личность Бога принимает доступную нашему восприятию форму, которая называется арча-виграхой. Арча-виграха, которую иногда называют также арча-аватарой (воплощением Господа), неотлична от Самого Господа. Верховная Личность Бога воплощается в бесчисленном множестве форм, в том числе и в формах, сделанных из глины, дерева, металла и драгоценных камней.

 

В шастрах содержатся детальные указания о том, как создавать формы Господа. Эти формы не являются материальными. Поскольку Бог вездесущ, Он присутствует также в материальных элементах. В этом не может быть никаких сомнений. Однако атеисты придерживаются иного мнения. По их представлениям, все сущее является Богом, и тем не менее, приходя в храм и видя Божество на алтаре, они заявляют, что Оно не является Богом. Согласно их собственной теории, все сущее - Бог, так почему же тогда Им не может быть Божество? На самом деле они не имеют ни малейшего представления о Боге. Однако преданные обладают иным видением, их глаза очищены любовью к Богу. Стоит им увидеть Господа в одной из Его бесчисленных форм, и их сердца тотчас наполняются любовью к Нему, ибо, в отличие от атеистов, они не видят разницы между Господом и Его формой в храме. Улыбающийся лик Божества представляется им трансцендентным и духовным, и они не могут налюбоваться убранством Господа. Долг духовного учителя - научить своих учеников наряжать Божество, убирать Его храм и поклоняться Господу. В храмах Вишну в строгом соответствии с правилами авторитетных писаний ежедневно проводятся службы, и преданные приходят туда, чтобы увидеть Божество, арча-виграху. Созерцание формы Господа доставляет им духовное наслаждение, ибо Божества исполняют все духовные желания Своих преданных. Преданные поверяют Божеству свои мысли, и известно много случаев, когда Божества отвечали преданным. Однако разговаривать с Верховным Господом могут только очень возвышенные преданные. Иногда Господь наставляет преданного во сне. Атеистам никогда не понять взаимоотношений преданного и Божества, но преданному они доставляют подлинное наслаждение.

 

В предыдущем стихе говорится, что преданные собираются вместе, чтобы прославить деяния Господа. В этом заключается смысл садху-санги. Кришна-катха, повествования о Кришне, не могут быть предметом обсуждения для мирских болтунов, они предназначены исключительно для преданных. Непреданные неспособны проникнуть в смысл "Бхагавад-гиты" и "Шримад-Бхагаватам". Для них чтение этих произведений является пустой тратой времени. Так называемые ученые, политики и философы читают "Бхагавад-гиту" и даже пишут свои комментарии к ней, но при этом они обнаруживают только свое полное непонимание смысла "Бхагавад-гиты". Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что эти умники пытаются узнать вкус меда, облизывая запечатанную банку. Не зная, как добраться до меда, они начинают облизывать банку. Чтобы ощутить вкус меда, надо открыть банку, и сделать это может только преданный Господа. Вот почему говорится:

 

сатам прасангам мама вирйа-самвидо

бхаванти хрт-карна-расайанах катхах

тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани

шраддха ратир бхактир анукрамишйати

 

"Обсуждение игр и деяний Верховной Личности Бога в обществе чистых преданных услаждает слух и радует сердце. Посвящая этому свое время, человек быстро продвигается по пути, ведущему к освобождению, а когда он обретает освобождение, его привязанность к Господу становится еще сильнее. Так рождается истинная преданность и начинается преданное служение" (Бхаг., 3.25.25).

 

Бог вечен, так же как Его наставления и Его спутники. В "Бхагавад-гите" (4.1) Кришна говорит Арджуне о том, что миллионы лет назад Он поведал "Бхагавад-гиту" богу Солнца. Арджуна услышал ее пять тысяч лет назад, но с тех пор она нисколько не утратила своей актуальности. "Бхагавад-гита", как и Сам Кришна, никогда не стареет. Хотя на всем свете нет никого старше Кришны, Он вечно остается молодым и цветущим юношей. Ему никогда нельзя дать больше двадцати лет. И слова Кришны так же абсолютны, как Его тело, имя, качества и деяния. Они никогда не стареют, а иначе разве могли бы преданные дни и ночи напролет прославлять их со всевозрастающим энтузиазмом? Чем больше они восхваляют Кришну, тем сильнее становится их желание и дальше прославлять Его. Такова природа духовной деятельности. В материальном мире любые звуки рано или поздно приедаются и начинают вызывать отвращение. Однако Харе Кришна маха-мантру можно повторять круглые сутки, не чувствуя никакой усталости. Маха-мантра не имеет ничего общего с материальными звуками, которые раздаются из радиоприемника. Это духовный звук, пришедший к нам из духовного мира. Даже в материальном мире звук можно передавать на тысячи километров. Что же касается духовного звука, то, хотя его источник удален от нас на многие миллиарды километров, мы тоже можем услышать его, если обладаем специальным приемником. Таким приемником является бхагавата-према. Способность слышать духовный звук появляется у тех, кто развил в себе любовь к Богу.

 

Арджуна не был ни знатоком "Веданты", ни санньяси, ни даже брахманом. И тем не менее именно ему поведал Кришна "Бхагавад-гиту". Почему? Потому что Арджуна был бхактой Господа. Следовательно, чтобы постичь смысл "Бхагавад-гиты", прежде всего нужно стать преданным Господа. Ученые и политики не в состоянии понять трансцендентные слова Кришны. Их удел - облизывать банку с медом. Только преданным Кришна дает ключ к пониманию "Бхагавад-гиты". Поэтому здесь говорится: пашйанти те ме ручиранй амба сантах - "Меня способны увидеть только Мои преданные (сантах) ". В "Бхагавад-гите" Кришна тоже говорит: "Я оставляю за Собой право не открывать Себя глупцам и мошенникам, которые не верят в Меня". Глупцы и негодяи едят и пьют все подряд, утверждая, что эта сфера человеческой деятельности не имеет никакого отношения к религии. Эту нелепую теорию поддерживают многие свами и йоги, которые внушают своим последователям, что они могут вести себя как им вздумается, без ущерба для своего духовного развития. Но на самом деле все это ложь. Чтобы понять ведические писания, нужно стать чистым брахманом, то есть научиться управлять умом и чувствами, всегда говорить правду и т.д. Брахманы являются олицетворением учения Вед, поэтому только они способны проникнуть в смысл ведических писаний и постичь Верховную Личность Бога. О том же самом говорится в "Брахма-самхите": сантах садаива хрдайешу вилокайанти - "Увидеть Кришну, Шьямасундару, в своем сердце могут только преданные (сантах) ". И в "Бхагавад-гите" (7.28) Кришна утверждает, что целиком посвятить себя преданному служению может только тот, кто избавился от всех своих грехов. Избавиться от всех грехов не так просто, но тот, кто действительно хочет избавиться от них, может сделать это за одно мгновение. Для этого нужно просто предаться Кришне со словами: "Дорогой Кришна, так уж случилось, что я забыл Тебя. Но теперь я хочу снова служить Тебе. Отныне Ты можешь делать со мной все что Тебе угодно. Ты можешь убить меня, а можешь взять под Свою защиту - на все Твоя воля".

 

Это то, чего ждет от нас Кришна. В отношениях с Ним нет места торгу: "Дорогой Кришна, я предамся Тебе, если Ты дашь мне то, о чем я давно мечтаю". Когда Верховный Господь сказал Прахладе, что хочет вознаградить его за все пережитые им страдания и готов исполнить любое его желание, Прахлада Махараджа ответил: "О мой Господь, неужели Ты думаешь, что я страдал из-за Тебя, рассчитывая на вознаграждение? Твое могущество беспредельно, и всем, что у меня есть, я обязан только Тебе. Я родился в семье демонов, и в моем сердце живет страсть к материальным наслаждениям. Поэтому, прошу Тебя, не пытайся обмануть меня. Я видел, как мой могучий отец, перед которым трепетали полубоги, был уничтожен Тобой в одно мгновение. Зачем же мне просить Тебя о чем-либо материальном? Просто дай мне возможность вечно служить слуге Твоего слуги. Это все, чего я хочу. Больше мне ничего не нужно". Итак, преданный никогда не просит у Верховной Личности Бога материальных благ. Для него самое большое счастье - это прославлять Господа.

 

Кришна приходит в этот мир для того, чтобы дать преданным возможность прославлять Его и подвиги, которые Он совершает на земле. Приходя сюда, Он защищает преданных и уничтожает демонов. С самого рождения Кришны демоны пытались убить Его. Камса приказал своим стражникам: "Как только Кришна родится, доложите мне. Я тотчас убью Его". Ту же самую цель преследуют и многие так называемые поборники религии. Они пишут комментарии к "Бхагавад-гите", но при этом всеми доступными им способами стараются изгнать Кришну из "Бхагавад-гиты". В своих длинных комментариях они говорят о чем угодно, кроме Кришны. Более того, они пытаются доказать, что Кришна не является Верховной Личностью Бога. Это значит, что все они - асуры, демоны. Они мнят себя великими учеными, но на самом деле их знание украдено майей, иллюзией. Поэтому они, как могут, стараются обойти стороной кришна-бхакти, преданное служение Господу.

 

В этом стихе говорится: пашйанти те ме ручиранй амба сантах. Те, у кого есть глаза, способные видеть Кришну, обязательно увидят Его. Едва войдя в храм Джаганнатхи и взглянув на Божества, Чайтанья Махапрабху воскликнул: "О Мой Господь, наконец-то Я вижу Тебя!" - и лишился чувств. Чтобы увидеть Господа, мы должны стать сантах, чистыми преданными. Развив в себе любовь к Кришне, мы сразу увидим Его и, воскликнув: "Вот Он, мой Господь!", - упадем без чувств. Тогда у нас перед глазами всегда будет стоять улыбающееся лицо Господа - прасанна-вактра, и Господь будет говорить с нами. Кришна просто ждет, когда же мы, наконец, захотим услышать Его. В "Бхагавад-гите" (10.10) Шри Кришна говорит:

 

тешам сатата-йуктанам

бхаджатам прити-пурвакам

дадами буддхи-йогам там

йена мам упайанти те

 

"Тем, кто всегда поклоняется Мне с любовью и преданностью, Я даю разум, который помогает им прийти ко Мне". Кришна, пребывающий в сердце каждого живого существа, в любое мгновение может заговорить с нами, но услышать Его способен только тот, кто всегда занят служением Ему: тешам сатата-йуктанам. Далеко не каждый может попасть на прием к высокопоставленному чиновнику. Чтобы получить аудиенцию президента или сенатора, недостаточно одного желания, для этого нужно обладать определенной квалификацией. Сам Кришна готов заговорить с нами. Ради этого Он приходит в материальный мир в образе арча-мурти - Божества, установленного в храме. Но, чтобы услышать Господа, мы должны подготовиться к общению с Ним. Сакам вачам спрханийам веданти - услышать Его может только тот, кто обращается к Господу с любовью. Непреданные, майявади, говорят, что у Бога нет ни глаз, ни ног, ни рук, ни ушей. Иными словами, они утверждают, что Бог слеп, глух и лишен способности действовать. Это чистой воды богохульство. Бог не желает слушать подобную чушь. Утверждая, что у Кришны нет ни глаз, ни рук, ни ног, мы фактически отрицаем Его существование.

 

Чтобы понять, как нужно правильно обращаться к Кришне, необходимо изучить ведические писания, в которых содержится множество молитв, обращенных к Господу.

 

венум кванантам аравинда-далайатакшам

бархаватамсам аситамбуда-сундарангам

кандарпа-коти-каманийа-вишеша-шобхам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

 

"Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, извлекающему из Своей флейты волшебные, чарующие звуки. Глаза Его подобны лепесткам лотоса, а в волосах красуется павлинье перо. Безупречное тело Господа, цвета грозовой тучи, своей неповторимой красотой пленяет миллионы Купидонов" (Б.-с., 5.30). Майявади же говорят: "Представьте себе любую форму и поклоняйтесь ей как Богу". Но форма Бога не является плодом чьего-то воображения. Она реально существует и подробнейшим образом описана в Ведах. Находясь на земле, Кришна явил Свою духовную форму и трансцендентные деяния. Тело Кришны - это сач-чид-ананда-виграха. В нем нет ни грана материальной скверны. Кришна нисходит в материальный мир на радость Своим преданным, которые всегда жаждут увидеть Господа. Его главная цель - доставить удовольствие преданным, и попутно Он расправляется с демонами, которые преследуют преданных. Демоны никогда не оставляют в покое преданных. Они распяли Иисуса Христа только за то, что Он проповедовал сознание Бога. Хираньякашипу тоже пытался убить своего пятилетнего сына Прахладу Махараджу только за то, что он все время говорил о Кришне. Много великих демонов пыталось убить даже Самого Кришну: Путана, Агхасура, Бакасура, Камса. Но Кришна, будучи всемогущим, неизменно одерживает верх над силами зла.

 

На самом деле каждый живущий в материальном мире в той или иной степени является асуром, то есть атеистом. Поэтому проповедник должен научиться терпеливо сносить нападки асуров и говорить с ними так, чтобы они тоже смогли стать преданными.

 

Особенно важным в данном стихе является слово спрханийам. Оно означает, что мы всегда должны говорить о Кришне с любовью - только тогда наши слова принесут нам благо. Одно из имен Кришны - Уттамашлока; это значит, что, прославляя его, преданные находят самые красивые слова. Далеко не всякие слова годятся для прославления Господа. В ведических писаниях, а также в Библии и Коране, есть очень много замечательных молитв, обращенных к Господу. Хотя христиане и мусульмане не поклоняются Божеству, они возносят Господу молитвы, а это тоже бхакти: арчанам ванданам. Просто молясь Господу (ванданам), тоже можно достичь цели жизни. Довольный нашими молитвами, Господь будет отвечать нам и беседовать с нами, а когда отпущенное нам время жизни подойдет к концу, мы оставим материальное тело и вернемся домой, к Богу.

 

 

ТЕКСТ 36

таир даршанийавайаваир удара-

виласа-хасекшита-вама-суктаих

хртатмано хрта-пранамш ча бхактир

аниччхато ме гатим анвим прайункте

 

ПЕРЕВОД

Созерцая пленительный облик Господа, Его прекрасное улыбающееся лицо и слушая Его сладкозвучные речи, чистый преданный забывает об окружающем. Его чувства, поглощенные преданным служением, перестают заниматься чем бы то ни было еще. Так, сам того не желая, он без особых усилий обретает освобождение.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Преданные делятся на три категории, но даже те из них, кто относится к третьей, самой низкой категории, являются освобожденными душами. В данном стихе говорится, что, хотя преданные третьего класса и не обладают знанием, приходя в храм, они любуются убранством Божества и, погружаясь в мысли о Господе, перестают замечать окружающее. Утвердившись в сознании Кришны и заняв свои чувства служением Господу, преданный незаметно для себя обретает освобождение. Это подтверждает также "Бхагавад-гита". Практикуя, как предписано в шастрах, чистое преданное служение, человек очень быстро достигает уровня Брахмана. В "Бхагавад-гите" сказано: брахма-бхуйайа калпате. Это значит, что живое существо изначально является Брахманом, поскольку индивидуальная душа суть неотъемлемая частица Верховного Брахмана. Но, когда живое существо забывает о том, что его предназначение - вечно служить Господу, оно попадает в плен к майе. Забвение своего истинного предназначения называется майей, но само по себе живое существо всегда остается Брахманом.

 

Поняв свое истинное положение, живое существо начинает сознавать себя слугой Господа. Когда живое существо называют Брахманом, имеется в виду, что оно достигло уровня самоосознания. Даже преданный третьего класса, который не обладает знанием об Абсолютной Истине, но с благоговением склоняется перед Господом, думает о Господе, созерцает образ Господа в храме, преподносит Ему цветы и плоды, незаметно для себя обретает освобождение. Шраддхайанвитах: с великой верой и преданностью бхакты поклоняются Божеству и ухаживают за Ним. Божества Радхи и Кришны, Лакшми и Нараяны, Ситы и Рамы пленяют сердца преданных, так что, стоит им войти в храм и увидеть Божества во всем великолепии Их убранства, как они тут же погружаются в мысли о Господе. Так преданные обретают освобождение. Другими словами, в данном стихе подтверждается, что даже преданный третьего класса находится на трансцендентном уровне и значительно превосходит тех, кто идет к освобождению философским или каким-либо иным путем познания. Даже таких великих имперсоналистов, как Шукадева Госвами и четверо Кумаров, покорила красота стоящих в храме Божеств, их великолепные украшения и аромат листьев туласи, предложенных Господу, в результате чего они стали преданными. Хотя они уже были освобожденными душами, они не пожелали оставаться имперсоналистами и, плененные красотой Господа, стали преданными.

 

В данном стихе особенно важным является слово виласа. Так называют деяния или игры Господа. Согласно правилам, регулирующим храмовое поклонение, преданный должен приходить в храм не только для того, чтобы любоваться красотой Божеств, но и для того, чтобы слушать "Шримад-Бхагаватам", "Бхагавад-гиту" и другие писания, которые регулярно читают в храме. В каждом храме Вриндавана ежедневно проводятся чтения священных писаний. Таким образом, даже начинающие преданные, которые не разбираются в писаниях или не имеют времени на чтение "Шримад-Бхагаватам" и "Бхагавад-гиты", получают возможность слушать повествования об играх Господа. Это позволяет им постоянно размышлять о Господе - о Его форме, деяниях и Его трансцендентной природе. Достигая этого уровня сознания Кришны, преданные становятся освобожденными душами.

 

Поэтому Господь Чайтанья особенно подчеркивал важность пяти основных форм преданного служения. Любой преданный должен:

 

1) повторять святые имена Господа: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе;

2) общаться с преданными и служить им;

3) слушать "Шримад-Бхагаватам";

4) регулярно приходить в храм, чтобы созерцать великолепно украшенные Божества, и, если возможно,

5) жить в святом месте, таком, как Вриндаван или Матхура.

 

Тот, кто занимается этими пятью видами преданного служения, может не делать ничего другого и тем не менее достичь высшей ступени совершенства. Подтверждение тому можно найти в "Бхагавад-гите", а также в данном стихе "Шримад-Бхагаватам". Все ведические писания сходятся в том, что даже преданный-неофит может незаметно для себя получить освобождение.

 

Медитацию на арча-виграху нужно начинать с лотосных стоп Господа. Не следует сразу переводить взгляд на Его улыбающееся лицо. Сначала необходимо сосредоточить внимание на лотосных стопах Кришны и только после этого можно постепенно переводить взгляд на Его бедра, талию, грудь и в конце концов на Его улыбающееся лицо. Медитируя на озаренный улыбкой лик Господа, Его флейту, руки, одеяния, на Его вечную супругу Шримати Радхарани и других гопи, окружающих Его, мы получаем возможность общаться с Кришной. Так мы учимся созерцать Верховного Господа, и именно с этой целью Он предстает перед нами в виде арча-виграхи.

 

Преданные делятся на три категории: каништха-адхикари, мадхьяма-адхикари и уттама-адхикари. Уттама-адхикари находится на самом высоком уровне духовного развития, мадхьяма-адхикари стоит на промежуточной ступени, а каништха-адхикари - это преданный-неофит. Неофиту шастры рекомендуют каждый день медитировать на Божества. Он должен приходить в храм и начинать медитацию с лотосных стоп Кришны, постепенно переводя взгляд на лицо Господа. Неофиту также необходимо читать и слушать "Шримад-Бхагаватам" и "Бхагавад-гиту". Тот, кто только поклоняется Божествам, но не изучает ведические писания, не сможет в течение долгого времени практиковать бхакти-йогу. Существуют храмы, где установлены Божества, но где никогда не говорят о Кришне. Люди ходят в такие храмы в течение какого-то времени, но довольно скоро теряют к ним всякий интерес. Особенно это относится к так называемым образованным людям. Поэтому храм должен предоставлять людям возможность поклоняться Божествам и слушать "Шримад Бхагавад-гиту" и "Шримад-Бхагаватам". Поклонение в храме называют панчаратрики-видхи, а изучение священных писаний - бхагавата-видхи. Панчаратрики-видхи и бхагавата-видхи дополняют друг друга. Участие в обоих процессах помогает неофиту постепенно достичь следующей ступени преданного служения, уровня мадхьяма-адхикари.

 

Духовный учитель должен быть уттама-адхикари, но в целях проповеди ему приходится опускаться на ступень мадхьяма-адхикари, потому что уттама-адхикари, преданный, достигший духовного совершенства, не видит разницы между преданными и непреданными. Он считает преданными всех, кроме самого себя. Каништха-адхикари, неофит, полностью сосредоточен на поклонении Божеству, но он, в сущности, не знает, как отличить преданного от непреданного, и не умеет вести себя с другими людьми:

 

арчайам эва харайе

пуджам йах шраддхайехате

на тад-бхактешу чанйешу

са бхактах пракртах смртах

 

"Того, кто с энтузиазмом поклоняется Божеству в храме, но не знает, как вести себя с преданными и как общаться с обыкновенными людьми, называют пракрита-бхактой или каништха-адхикари " (Бхаг., 11.2.47).

 

Духовное видение, которое развивается у человека, достигшего уровня мадхьяма-адхикари, позволяет ему делить живые существа на четыре категории:

 

ишваре тад-адхинешу

балишешу двишатсу ча

према-маитри-крпопекша

йах кароти са мадхйамах

 

" Мадхьяма-адхикари - это преданный, который поклоняется Верховной Личности Бога как высшему объекту любви, дружит с преданными Господа, проявляет сострадание к заблудшим, но искренним душам и сторонится людей злобных и завистливых по природе" (Бхаг., 11.2.46).

 

Мадхьяма-адхикари не только поклоняется Божеству; в отличие от неофита, он видит разницу между преданными и непреданными, а также между невинно заблуждающимся и злонамеренным человеком. Невинные люди не понимают, что можно делать и чего нельзя. Они ничего не знают о Боге, и потому их нельзя назвать богохульниками. Однако есть люди, которые сознательно оскорбляют Господа. Стоит им услышать о Господе и Его преданных, как в них тотчас просыпается злоба.

 

Мадхьяма-адхикари понимает, что Кришна - это Бог (кршнас ту бхагаван свайам), и стремится развить в себе любовь к Кришне. Он не хочет терять ни мгновения на деятельность, не связанную со служением Кришне. Это первый признак мадхьяма-адхикари. Жизнь очень коротка. Никто не знает, когда нам суждено умереть. Глупцам кажется, что они будут жить вечно, но преданный понимает, что жизнь мимолетна, и потому старается использовать каждую секунду своей жизни для того, чтобы развить в себе сознание Кришны.

 

Другое отличительное качество мадхьяма-адхикари заключается в том, что у него развивается особый вкус к повторению Харе Кришна маха-мантры и желание поселиться в таких местах, как Вриндаван, Дварака или Матхура, где проходили игры Кришны. Когда Кришна воплощается на земле, Он живет в Матхуре, Вриндаване и Двараке. Безусловно, будучи Богом, Кришна пребывает всюду, даже в атоме: андантара-стха-параману-чайантара-стхам. И тем не менее у Кришны есть вечные обители: Вриндаван, Дварака и Матхура, - поэтому преданные стремятся жить именно в этих местах.

 

Главная цель преданных - это развить в себе любовь к Богу. Это постепенный процесс, который начинается с веры. Без веры не может быть и речи о прогрессе в сознании Кришны. Говоря о вере, мы имеем в виду веру, которая возникает у человека в результате внимательного чтения "Бхагавад-гиты". Тот, кто не читал "Бхагавад-гиту", не в состоянии уверовать в Кришну. Вера в Кришну проявляется в том, что мы верим в слова Кришны и выполняем Его указания. Если мы читаем "Бхагавад-гиту" как литературный памятник и, прочитав, ставим ее на полку, это еще не вера. Кришнадас Кавираджа Госвами дает следующее определение веры:

 

`шраддха'-шабде--вишваса кахе судрдха нишчайа

кршне бхакти каиле сарва-карма крта хайа

 

"Преданный, непоколебимо верящий в то, что, занимаясь трансцендентным любовным служением Кришне, он тем самым исполняет все остальные обязанности, обладает шраддхой, верой, без которой невозможно продолжать занятия преданным служением" (Ч.-ч., Мадхья, 22.62).

 

В "Бхагавад-гите" Кришна говорит, что Он не просто личность, но Верховная Личность Бога: маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа - "О Арджуна, нет истины превыше Меня" (Б.-г., 7.7). Следовательно, шраддха, вера, подразумевает веру в то, что Кришна является личностью. Имперсоналисты тоже читают "Бхагавад-гиту", но они не признают Кришну личностью. Поэтому в двенадцатой главе "Бхагавад-гиты" Кришна говорит, что имперсоналистам чрезвычайно трудно прийти к Нему. В конце концов они тоже достигнут цели, но на это потребуется очень много времени.

 

клешо 'дхикатарас тешам

авйактасакта-четасам

авйакта хи гатир духкхам

дехавадбхир авапйате

 

"Тому, чей ум привязан к непроявленному, безличному аспекту Всевышнего, очень трудно достичь духовного совершенства. Этот путь всегда мучителен для воплощенных живых существ" (Б.-г., 12.5).

 

Осознание безличного аспекта Абсолютной Истины подобно нашему восприятию солнечного света. Всем известно, что такое солнечный свет, поскольку он доступен восприятию практически каждого, однако это еще не значит, что все знают, что такое Солнце. Из того, что мы видим солнечный свет, проникающий в нашу комнату через окно, еще не следует, что мы знаем о Солнце абсолютно все. То же самое можно сказать о безличной концепции Абсолютной Истины: тот, кто постиг только безличный аспект Абсолютной Истины, еще далек от понимания Верховной Личности Бога. Солнечный свет сравнивают с безличным Брахманом, планету Солнце - с локализованным аспектом Параматмы, а бога Солнца - с личностью, Бхагаваном.

 

В "Бхагавад-гите" Кришна говорит, что некогда поведал "Бхагавад-гиту" богу Солнца Вивасвану. Разумеется, нам трудно представить себе, как бог Солнца может быть личностью. Солнце - это гигантский огненный шар, и сама мысль о существовании на нем жизни кажется нелепой, однако подобные представления о Солнце являются следствием нашей ограниченности. Из того, что мы сами не способны жить в огне, вовсе не следует, что на Солнце нет жизни. Мы не можем жить и в воде, однако там обитает множество живых организмов. Тело рыб приспособлено к существованию в воде, точно так же как наше тело приспособлено к жизни на суше. Подобно этому, живые существа, обитающие на Солнце, приспособлены к жизни в огне.

 

Кришна является сач-чид-ананда-виграхой: Его форма вечна, исполнена знания и блаженства. Имперсоналисты рассматривают лишь один из аспектов Абсолютной Истины - вечность (сат), однако полное осознание Кришны предполагает осознание всех Его аспектов. Блаженство, ананда, присуще только Бхагавану. Кришну, играющего на флейте, всегда сопровождает Шримати Радхарани, которая олицетворяет Его энергию наслаждения - хладини-шакти. Господь обладает бесчисленным множеством энергий, и хладини-шакти - это Его энергия наслаждения. Кришна самодостаточен, но, чтобы наслаждаться, Он распространяет Себя во множество форм, и Радхарани является экспансией Кришны, олицетворяющей Его энергию наслаждения. Гопи - это экспансии Радхарани, а все бесчисленные формы Кришны проявляются только для того, чтобы ощутить вкус трансцендентного блаженства: ананда-чинмайа-раса. Итак, осознание Брахмана - это постижение аспекта сат, осознание Параматмы является осознанием аспекта чит, а осознание Бхагавана - осознанием аспекта ананды. В "Веданта-сутре" Абсолютную Истину определяют как квинтэссенцию блаженства (анандамайо 'бхйасат). Все лилы Кришны, особенно во Вриндаване, Его вечной обители, исполнены трансцендентного блаженства. Там Он играет с мальчиками-пастушками и танцует с гопи. Там Он ворует масло у матери Яшоды. И все, что Он делает во Вриндаване, проникнуто духовным блаженством.

 

В этом стихе сказано, что, начав преданное служение с созерцания Божества в храме, можно постепенно осознать Кришну. Созерцая Божества, мы со временем увидим, как Кришна улыбается нам, услышим волшебные звуки Его флейты и увидим, как Шримати Радхарани служит Ему. А если при этом мы будем еще слушать повествования о Кришне, то непременно станем великими преданными Господа: аниччхато ме гатим анвим прайункте. Это строго научный метод. Некоторые люди считают поклонение Божеству формой самовнушения, но на самом деле это научный метод, предписанный шастрами, который позволяет любому человеку пробудить в себе дремлющее сознание Кришны. Сам Кришна говорит:

 

джнанам парама-гухйам ме

йад виджнана-саманвитам

сарахасйам тад-ангам ча

грхана гадитам майа

 

"Знание обо Мне, изложенное в Ведах, - самое сокровенное знание, и обрести его можно только в процессе преданного служения. Я расскажу тебе о составляющих этого процесса, а ты постарайся неукоснительно следовать всему, что услышишь от Меня" (Бхаг., 2.9.31).

 

В "Бхагавад-гите" Кришна также говорит Арджуне, что открыл ему самое сокровенное знание потому, что Арджуна - Его близкий друг. Смысл этого знания заключен всего в нескольких словах: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа - "Просто предайся Мне" (Б.-г., 18.66). Конечно, осознание Брахмана является сокровенным знанием, а осознание Параматмы еще более сокровенно, но осознание Кришны - это самое сокровенное знание, и путь к нему начинается с созерцания Божества в храме.

 

Только тот, чей ум и чувства полностью поглощены сознанием Кришны, может ощутить истинный вкус бхакти. Бхакти - это не пустые сентименты, а очень практичный и научно обоснованный метод. Тот, кто следует этим путем, имеет возможность сосредоточить свой ум на Кришне. Это вполне возможно. Например, домохозяйка постоянно занята различными домашними делами, но при этом она никогда не забывает следить за тем, чтобы ее волосы были красиво причесаны и уложены. Несмотря на многочисленные заботы по хозяйству, она старается всегда выглядеть привлекательно. Так и преданный, даже занимаясь множеством дел, всегда хранит в памяти трансцендентный образ Кришны: хртатмано хрта-пранамш ча бхактир. Достигнув этой ступени, преданный обретает освобождение.

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.