Девахути жаждет духовного знания — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Девахути жаждет духовного знания

2017-06-04 227
Девахути жаждет духовного знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

ТЕКСТ 7

девахутир увача

нирвинна нитарам бхуманн

асад-индрийа-таршанат

йена самбхавйаманена

прапаннандхам тамах прабхо

 

ПЕРЕВОД

Девахути сказала: О мой Господь, ненасытные желания материальных чувств измучили меня, повергнув в пучину неведения.

 

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Особого внимания заслуживает употребленное в данном стихе слово асад-индрийа-таршанат. Асат значит "преходящий" или "временный", индрийа - "чувства", а таршанат - "возбуждение, беспокойство". Таким образом, асад-индрийа-таршанат значит "от того, что мне не дают покоя временно существующие органы чувств материального тела". В ходе эволюции мы получаем материальные тела различных видов: иногда тело человека, а иногда - животного, - и в зависимости от того, какое тело мы получили, меняется деятельность наших материальных чувств. Все, что подвержено изменениям, называют временным, асат. Мы должны понять, что за недолговечными материальными органами чувств стоят вечные чувства, покрытые сейчас материальной оболочкой. Оскверненные материей, наши вечные чувства не могут функционировать нормально. Поэтому в процессе преданного служения мы прежде всего очищаем органы чувств от материальной скверны. Когда мы полностью избавляемся от этой скверны и наши чувства начинают действовать в чистом, беспримесном сознании Кришны, мы восстанавливаем вечные функции чувств (сад-индрийа). Вечная деятельность чувств называется преданным служением, а временная деятельность чувств - чувственными наслаждениями. До тех пор пока человек не пресытится материальными наслаждениями, он будет лишен возможности услышать трансцендентные наставления духовного учителя, такого, как Капила. Здесь Девахути говорит, что устала исполнять желания своих чувств и теперь, когда ее мужа нет рядом, хочет наконец обрести покой, слушая наставления Господа Капилы.

 

Веды называют материальный мир царством тьмы. И это на самом деле так, поэтому здесь нужны солнце, луна и электричество. Не будь этот мир по своей природе темным, зачем бы нам понадобилось столько осветительных приборов? Однако Веды призывают нас не оставаться во тьме: тамаси ма джйотир гама - "Выходите на свет!" Свет, о котором идет речь, - это духовный мир, освещенный сиянием, исходящим от тела Кришны. Об этом говорится в "Брахма-самхите" (5.40):

 

 

йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти-

котишв ашеша-васудхади-вибхути-бхиннам

тад брахма нишкалам анантам ашеша-бхутам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

 

"Я поклоняюсь Говинде, предвечному, всемогущему Господу. Ослепительное сияние Его трансцендентного тела - это безличный Брахман, абсолютный, всеобъемлющий и беспредельный; в нем проявлены миллионы вселенных с бесчисленными планетами, каждая из которых наделена уникальными богатствами".

 

В отличие от животных, люди способны понять, что находятся во тьме невежества. Каждый разумный человек должен осознать постыдность такого существования (нирвинна). Прежде всего нужно понять, что мы бессмертны. На ханйате ханйамане шарире, на джайате мрийате ва кадачин. В начале "Бхагавад-гиты" (2.20) сказано, что душа никогда не рождается и не умирает. Она не разрушается даже после гибели материального тела. Душа меняет тела подобно тому, как мы меняем одежду. Эти азы духовного знания изложены в самом начале "Бхагавад-гиты", и тем не менее даже знаменитые ученые и видные политические деятели не способны отличить душу от тела. Причина этого в том, что они никогда не изучали "Бхагавад-гиту" под руководством духовного учителя. Поэтому даже те, кто объясняет другим учение "Бхагавад-гиты", не понимают, что живое существо отлично от материального тела. Это называется невежеством, тьмой (тамах). Истинно человеческая жизнь начинается только тогда, когда человеку надоедает вести существование во тьме неведения.

 

Тот, кто разочаровался в материальной жизни и хочет найти истину, нуждается в наставлениях гуру. Тасмад гурум прападйета джиджнасух шрейа уттамам. Жена великого йога, Девахути, прекрасно понимала это и потому решила обратиться за помощью к своему сыну Капиладеве, воплощению Верховного Господа. Ее нисколько не смущало, что Капиладева был ее сыном. Она была далека от мысли: "Он же мой сын, чему Он может научить меня? Это я должна поучать Его, потому что я - Его мать". За наставлениями следует обращаться к тому, кто обладает знанием. Общественное или семейное положение человека не играет никакой роли: неважно, кто он - отец или сын, брахман, шудра, санньяси или грихастха, - если он обладает знанием, мы должны следовать его наставлениям. Пример этого подал Сам Чайтанья Махапрабху. Он был брахманом и санньяси, и тем не менее выслушал наставления Рамананды Рая, который был шудрой и грихастхой, то есть занимал гораздо более низкое положение в обществе. Увидев, что Рамананда Рай колеблется, не зная, вправе ли он поучать санньяси, Чайтанья Махапрабху ободрил его: "В чем причина твоей нерешительности? Несмотря на то что ты грихастха и родился в семье шудр, Я готов выслушать твои наставления".

 

киба випра, киба нйаси, шудра кене найа

йеи кршна-таттва-ветта, сеи `гуру' хайа

 

"Кем бы ни был человек: брахманом, санньяси или шудрой, - он может стать духовным учителем, если знает науку о Кришне" (Ч.-ч., Мадхья, 8.128). Так учил Чайтанья Махапрабху. Любой человек, который обладает сознанием Кришны, может стать гуру. Его семейное и материальное положение не имеет никакого значения. Единственное, что от него требуется, - быть сведущим в науке о Боге. Когда мы хотим получить консультацию у инженера, врача или адвоката, мы не спрашиваем об их происхождении. Если тот, к кому мы обратились за советом, обладает необходимой квалификацией, он сможет помочь нам. Точно так же и тот, кто знает науку о Кришне, вправе стать гуру. Девахути обратилась за наставлениями к своему сыну, поскольку тот был сведущ в науке о Кришне. Золото не грех подобрать даже из грязи. Об этом говорит Чанакья Пандит.

 

вишад апй амртам грахйам

амедхйад апи канчанам

ничад апй уттамам джнанам

стри-ратнам душкулад апи

 

"Не брезгай нектаром, даже если к нему примешан яд, подбери золото, даже если оно валяется в грязи. Не стесняйся учиться у простолюдина, если ему известна истина, и не раздумывая женись на добродетельной девушке, даже если она ниже тебя по происхождению". Таким образом, важно не столько происхождение, сколько качества человека. Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы каждый индиец постиг науку о Кришне и проповедовал философию сознания Кришны по всему миру. Повсюду люди страдают от того, что лишены сознания Кришны. Поэтому каждый должен стать гуру и проповедовать сознание Кришны. Это совсем не трудно. Нужно просто повторять слова Кришны и то, что сказано о Нем в ведических писаниях.

 

Цель Вед - сделать всех людей счастливыми. Сарве сукхино бхаванту: "Пусть все будут счастливы!" Но без сознания Кришны в человеческом обществе не может быть счастья. Кришна является верховным наслаждающимся, а мы - Его слугами. Хозяин наслаждается, а слуги помогают ему в этом. Мы, живые существа, являемся вечными слугами Бога и потому наша обязанность - доставлять Ему удовольствие. Шримати Радхарани, самая преданная слуга Кришны, думает только о том, как доставить удовольствие Господу. Мы тоже вечные слуги Кришны и тоже должны стараться угодить Ему. Но здесь Девахути говорит: бхуманн асад-индрийа-таршанат - "К сожалению, в материальном мире все заняты только тем, что стараются удовлетворить собственные чувства".

 

Живое существо духовно по своей природе. Но, попадая в материальный мир, оно забывает об этом и занимается удовлетворением собственных чувств. И чем больше живое существо занимается этим, тем сильнее оно запутывается в кармических последствиях своей деятельности.

 

нунам праматтах куруте викарма

йад индрийа-притайа апрноти

на садху манйе йата атмано 'йам

асанн апи клешада аса дехах

 

"Тот, кто видит цель своей жизни в удовлетворении чувств, словно одержимый бросается в омут материальной жизни и не задумываясь совершает любые грехи. Он не понимает, что из-за греховных поступков, совершенных в прошлом, оказался в этом теле, которое, хоть и является временным, причиняет ему неисчислимые страдания. На самом деле живому существу лучше было бы не воплощаться в материальном теле, но оно получило его для того, чтобы иметь возможность удовлетворять свои чувства. Поэтому я думаю, что разумный человек должен воздерживаться от чувственных наслаждений, поскольку материальные удовольствия не приводят ни к чему, кроме необходимости без конца менять одно материальное тело на другое" (Бхаг., 5.5.4).

 

Живые существа в материальном мире постоянно ищут чувственных удовольствий. На улице нередко можно увидеть собак, которые совокупляются у всех на виду. Это выглядит довольно отталкивающе, но люди, по сути дела, занимаются тем же самым, разве что более изощренно. Необходимо помнить, что удовлетворение чувств - это удел животных, человек же должен научиться сдерживать свои чувства. Только тапасья, аскеза, поможет нам очиститься и вновь обрести вечную жизнь.

 

На самом деле материальные чувства не являются нашими истинными чувствами. Наши истинные чувства покрыты телом, подобно тому как наше тело покрыто одеждой. Настоящее тело обусловленного живого существа заключено внутри материального тела. Дехино 'смин йатха дехе каумарам йауванам джара. Наше духовное тело покрыто материальным, а материальное тело постоянно изменяется - младенец растет, становится подростком, достигает зрелости, стареет и в конце концов умирает. Но, не ведая о том, что оно не является нашим истинным телом, мы посвящаем всю свою жизнь удовлетворению его потребностей. Однако тот, кто стремится к настоящему счастью, должен не удовлетворять свои чувства, а стараться очистить их. Речь идет не об умерщвлении плоти или искоренении всех желаний. Полностью освободиться от желаний невозможно, потому что желание - это одна из функций ума. Вместо того чтобы пытаться избавиться от желаний, необходимо очистить свои чувства и вовлечь их в трансцендентную деятельность. Система бхакти-йоги подразумевает не подавление чувств, а их очищение. А очистив свои чувства, мы сможем служить Кришне.

 

сарвопадхи-винирмуктам

тат-паратвена нирмалам

хршикена хршикеша-

севанам бхактир учйате

 

"Бхакти, или преданное служение, предполагает использование всех чувств в служении Господу, Верховной Личности Бога, который является хозяином чувств. Служение Всевышнему имеет два побочных эффекта. В процессе преданного служения Господу душа избавляется от всех материальных самоотождествлений и очищает свои чувства от материальной скверны" (Нарада-панчаратра).

 

Наши чувства должны служить Хришикеше, повелителю чувств. Как рука является неотъемлемой частью тела, так и мы являемся неотъемлемыми частицами Кришны. Аналогичным образом, наши чувства - это часть духовного тела Кришны. Очистив чувства, мы возвращаемся в свое изначальное состояние и служим Кришне. Когда живое существо забывает о своем истинном предназначении и начинает стремиться к удовлетворению собственных чувств, оно становится материально обусловленным. Забыв о том, что нашей единственной обязанностью является служение Кришне, мы падаем в материальный мир, где пускаемся в погоню за наслаждениями. И пока эта погоня будет продолжаться, нам придется переходить из одного материального тела в другое. Кришна так милостив, что дает нам то тело, которое наилучшим образом приспособлено для удовлетворения наших желаний. Если вы хотите стать тигром, Он даст вам тело тигра. Если вы хотите питаться испражнениями, Он даст вам тело свиньи. А если вы хотите стать преданным, Кришна даст вам тело преданного. Наша нынешняя жизнь является подготовкой к следующей, и если мы захотим, то сможем подготовить себя к тому, что, завершив свое земное странствие, вернемся домой, к Богу, в духовный мир, где жизнь вечна и исполнена блаженства и знания.

 

ТЕКСТ 8

тасйа твам тамасо 'ндхасйа

душпарасйадйа парагам

сач-чакшур джанманам анте

лабдхам ме твад-ануграхат

 

ПЕРЕВОД

Только с Твоей помощью я смогу выбраться на свет из непроглядной тьмы неведения, ибо Ты - мое трансцендентное око, которое я обрела по Твоей беспричинной милости после множества прожитых жизней.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Этот стих весьма поучителен, поскольку он описывает характер взаимоотношений духовного учителя и ученика. Пребывая во тьме неведения, ученик, или обусловленная душа, запутывается в сетях чувственных наслаждений, к которым сводится материальное существование. Вырваться из материального плена и обрести свободу невероятно трудно, но если человеку посчастливится встретить истинного духовного учителя, такого, как Капила Муни или Его представители, то по милости своего духовного учителя он сможет выбраться из трясины невежества. Поэтому шастры превозносят духовного учителя, называя его спасителем ученика, который помогает ученику выбраться из трясины невежества, освещая его путь факелом знания. В этой связи следует обратить внимание на слово парагам. Это слово указывает на то, что духовный учитель помогает ученику переправиться с берега обусловленной жизни на берег свободы. Духовный учитель доставляет ученика на другой берег, озаряя его путь светом знания. Причиной всех наших страданий является только наше невежество. Наставления духовного учителя рассеивают тьму невежества и дают ученику возможность переправиться на берег свободы. В "Бхагавад-гите" сказано, что после многих, многих жизней человек предается Верховной Личности Бога. Иначе говоря, если после множества прожитых жизней человек встретит настоящего духовного учителя и предастся ему как истинному представителю Кришны, то перед ним откроется путь к свету.

 

Истинным духовным учителем называют того, кто проник в сокровенный смысл веданты и Вед и постиг Верховную Личность Бога, Кришну. Веда значит "знание", а анта - "окончательное". Существуют различные виды знания. Знание, которое помогает людям обрести экономическое благополучие, по сути дела, не является знанием. Это всего лишь средство заработать на жизнь. Можно выучиться на электрика и зарабатывать на жизнь, ремонтируя электропроводку. Такой тип знания называется шилпа-гьяной - ремеслом. Истинное знание заключено в Ведах. Это знание, которое помогает живому существу осознать самого себя, постичь Бога и свои взаимоотношения с Ним, а также узнать о своих обязанностях перед Господом.

 

Того, кто стремится обрести истинное знание, называют гьянаваном. Поиски истины начинаются с вопроса: `ке ами', `кене амайа джаре тапа-трайа' - "Кто я? И почему тройственные страдания не дают мне покоя?" (Ч.-ч., Мадхья, 20.102). Этот вопрос задал Чайтанье Махапрабху Санатана Госвами. Тапа-трайа значит "тройственные материальные страдания": адхьятмика, адхибхаутика и адхидайвика. В этом мире мы испытываем страдания, которые нам причиняют другие живые существа, враждебные стихии, а также наше тело и ум. Душа трансцендентна по отношению к телу и уму, но, отождествляя себя с телом и умом, она испытывает страдания, которые являются результатом материального осквернения. Мы не властны над этими страданиями. Их посылает богиня Дурга, олицетворяющая материальную природу. Она наделена таким могуществом, что может создавать и поддерживать материальный мир, но при всем своем могуществе она является служанкой Кришны и послушно исполняет все Его приказы. Поэтому те, кто обладает знанием и наделен разумом, уповают на милость Господа, понимая, что только Он может избавить их от тройственных материальных страданий.

 

В этом стихе сказано: тасйа твам тамасо 'ндхасйа душпарасйадйа парагам. Если мы хотим выбраться на свет из кромешной тьмы материального мира (душпарасйа андхасйа), то должны обрести трансцендентное знание. Хотя материальный мир - это царство тьмы, люди, живущие здесь, непомерно гордятся своим зрением. Они постоянно спрашивают: "Можете ли вы показать мне Бога?" В ответ мы задаем им другой вопрос: "А есть ли у вас глаза, чтобы Его увидеть?" Бога можно увидеть, но на это способен далеко не каждый: преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена - "Говинда [Кришна] всегда доступен взорам Своих чистых преданных, чьи глаза умащены бальзамом любви" (Б.-с., 5.38).

 

Глаза чистого преданного очищены бальзамом любви к Кришне. Чтобы увидеть Бога, необходимо прежде всего удалить со своих глаз бельмо материальной скверны. Материальными глазами невозможно разглядеть Господа, как бы горячо мы того ни желали. Мы не в состоянии не то что увидеть Кришну, но даже ощутить Его присутствие в звуке святого имени, хотя Его имя доступно каждому. Постижение Господа начинается с Его имени. Бог неотличен от Своего имени. Имя Кришны и Сам Кришна тождественны друг другу. Кришна абсолютен, а это значит, что Его имя, форма, обитель, одежды, игры и прочие Его атрибуты неотличны от Него Самого. Кришна присутствует в Своем имени, но, так как у нас нет любви к Нему, мы не ощущаем Его присутствия.

 

Любовь к Богу невозможно обрести, получив университетский диплом. В университете преподают шилпа-видью, технические дисциплины, овладев которыми можно зарабатывать деньги, чтобы есть, спать, заниматься сексом и в конце концов умереть. Такое образование Девахути называет в этом стихе невежеством (андхасйа). О том же самом говорил Санатана Госвами. Санатана Госвами был очень образованным человеком, он хорошо знал священные писания и владел несколькими иностранными языками, поэтому люди уважали его и называли пандитом, что значит "ученый брахман ". Однако, придя к Шри Чайтанье Махапрабху, Санатана Госвами сказал: "Глупые соседи называют меня пандитом, и я принимаю это как должное". "Что же тут плохого?" - поинтересовался Чайтанья Махапрабху. "Какой же я пандит, - ответил Санатана Госвами, - если я даже не знаю, в чем заключается цель человеческой жизни? Я не знаю, что для меня благо, а что - зло. Я просто плыву по течению, бездумно наслаждаясь жизнью". В поисках ответа на свои вопросы Санатана Госвами пришел к Шри Чайтанье Махапрабху. Он не просил у Господа ни золота, ни излечения от телесных недугов. Он стремился узнать, что для него истинное благо. Только за этим и следует обращаться к гуру.

 

С той же целью Девахути обратилась к Господу Капиладеве. Она говорит: "Дорогой Капила, Ты явился в этот мир из моего лона, но я считаю Тебя своим гуру, ибо Ты способен помочь мне пересечь океан неведения, каким является материальный мир". Гуру нужен только тому, кто стремится выбраться из тьмы невежества. К духовному учителю не следует обращаться для того, чтобы он снабжал нас деньгами или лекарствами. В наши дни стало модно иметь гуру. Сейчас люди заводят гуру, как заводят кошек или собак. В этом, однако, нет никакого смысла. Гуру нужен для того, чтобы мы могли задавать ему вопросы о той части мироздания, которая находится за пределами тьмы. В "Упанишадах" и "Бхагавад-гите" описан иной мир, лежащий за пределами материального мира. В "Бхагавад-гите" (15.6) Кришна говорит:

 

на тад бхасайате сурйо

на шашанко на паваках

йад гатва на нивартанте

тад-дхама парамам мама

 

"Эта Моя обитель не нуждается ни в солнце, ни в луне, ни в искусственном освещении. Тот, кто достиг ее, никогда больше не возвращается в материальный мир". Трансцендентный мир, о котором говорит Кришна, называется паравьомой, духовным небом, а материальный мир, в котором мы живем, назван здесь душпарасйа. Это значит, что живому существу очень трудно выбраться за его пределы. Оно сможет сделать это, только если постигнет Кришну и свои взаимоотношения с Ним. До тех пор пока живое существо не поймет науку о Боге, оно будет оставаться во тьме. Однако милосердный Господь рассеивает эту тьму светом духовного знания. Кришна Сам приходит на землю и дает нам "Бхагавад-гиту", но мы столь невежественны, что не хотим воспользоваться этим знанием. Мы не желаем общаться с преданными Господа, которые готовы пожертвовать всем ради того, чтобы дать нам духовное знание. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху говорил:

 

брахманда бхрамите кона бхагйаван джива

гуру-кршна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа

 

"Падшее, обусловленное живое существо, оказавшееся в ловушке внешней энергии, бесцельно скитается по материальному миру. Но, если человеку посчастливится встретить гуру, истинного представителя Господа, и если он примет его наставления, гуру сможет заронить в его сердце семя преданного служения" (Ч.-ч., Мадхья, 19.151).

 

Семя преданного служения получают только самые удачливые люди. Те, кто практикует бхакти-йогу в Международном обществе сознания Кришны, - самые удачливые люди в мире. Человек может получить бхакти-лата-биджу, семя преданного служения, только по милости Кришны. Бхакти и Бхагаван недоступны для тех, кто не искупил свои грехи. Поэтому мы должны вести праведную жизнь, не вступая в незаконные половые отношения, отказавшись от одурманивающих средств, мясоедения и азартных игр. Тот, кто ведет подобный образ жизни, получает шанс осознать Бога. И движение сознания Кришны призвано помочь людям достичь этой цели и стать счастливыми.

 

ТЕКСТ 9

йа адйо бхагаван пумсам

ишваро ваи бхаван кила

локасйа тамасандхасйа

чакшух сурйа иводитах

 

ПЕРЕВОД

Ты - Верховная Личность Бога, источник и Верховный повелитель всех живых существ. Ты подобен солнцу и явился сюда, чтобы Своими лучами рассеять царящую во вселенной тьму неведения.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Капилу Муни считают воплощением Верховной Личности Бога, Кришны. Употребленное в данном стихе слово адйа значит "источник всех живых существ", а слова пумсам ишварах - "господин (ишвара) живых существ" (ишварах парамах кршнах). Капила Муни является личной экспансией Кришны - солнца духовного знания. Как солнце рассеивает тьму во вселенной, так и свет Верховной Личности Бога, нисходя в этот мир, рассеивает царящую здесь тьму майи. У нас есть глаза, но, когда нет солнечного света, наши глаза беспомощны. Точно так же без света Верховного Господа или без божественной милости духовного учителя нам не дано увидеть вещи такими, как они есть.

 

В этом стихе Девахути называет своего сына Бхагаваном. Бхагаван - это Верховная Личность. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что любое предприятие, организацию или страну должен кто-то возглавлять. Никакая упорядоченная структура не возникает сама по себе, без вмешательства организующей силы. И тем не менее глупые философы утверждают, что вселенная возникла сама по себе. Они говорят, что вначале существовал некий сгусток материи, из которого появился материальный космос. Но откуда взялся этот сгусток? Ясно, что за любой отлаженной и четко функционирующей системой должен стоять разум, который руководит ее деятельностью. То же самое относится и ко вселенной. О том, кто управляет мирозданием, мы узнаем из Вед: нитйо нитйанам четанаш четананам (Катха-упанишад, 2.2.13). Верховный Господь вечен, и мы тоже вечны. Бог обладает сознанием (четана), и мы обладаем сознанием. Но Всевышний один, а нас много. Бог безмерно велик, а мы ничтожно малы. Он вездесущ и беспределен, а мы ограниченны. Изучив материальный мир, мы обнаружим, что населяющие его живые существа находятся в разном положении. Все живые существа отличаются друг от друга по степени развития интеллекта. В поисках самых разумных мы придем к полубогам, главным среди которых является Господь Брахма. Но даже он - первое живое существо во вселенной - не обладает высшим разумом. Из ведических писаний известно, что в начале творения Брахма получил знание от Верховной Личности Бога.

 

Так или иначе, но у истоков творения должна стоять личность. Взять, к примеру, борьбу за независимость Индии. Общественное мнение было против англичан, но нужен был еще лидер, чтобы возглавить это движение. И этим лидером стал Махатма Ганди. Лидер должен быть личностью. Подобно этому, во главе творения должна стоять личность. По данным опроса, проведенного одной из газет, сегодня все меньше людей верит в то, что Бог является личностью. Это значит только, что люди становятся все глупее и глупее. В этом нет ничего удивительного. В шастрах сказано, что в Кали-югу люди будут постепенно утрачивать силу, память и милосердие. Мы видим, что нынешнее поколение физически гораздо слабее предыдущего. У современных людей короткая память и почти не осталось милосердия. Случается, что человека убивают прямо на улице, а прохожие безучастно проходят мимо. В Кали-югу все приходит в упадок, в том числе и религия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что все меньше людей верит в Бога. В "Бхагавад-гите" (7.15) Кришна называет таких людей мудхами, глупцами.

 

на мам душкртино мудхах

прападйанте нарадхамах

майайапахрта-джнана

асурам бхавам ашритах

 

"Безнадежные глупцы, самые низкие из людей, а также те, чье знание украдено иллюзией, и демоны-безбожники не предаются Мне".

 

Большинство людей сегодня просто не знает, кто такой Бог. Они даже не верят, что Бог существует, не говоря уже о том, чтобы предаться Ему. Почему? Потому что они душкртинах - погрязли в грехах. Греховная деятельность мешает им понять Бога. Другое отличительное качество таких людей - мудха. Мудха значит "глупец". Они - самые низкие из людей (нарадхама), потому что смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь Бога, в которого они не верят. Они присваивают друг другу ученые степени и гордятся своими университетскими дипломами, но на самом деле их разум украден майей, иллюзией (майайапахрта-джнанаа). Несмотря на свои ученые степени, они лишены истинного знания. Почему иллюзия лишила их знания? Потому что они обладают демонической природой: асурам бхавам ашритах. Они бросают Господу вызов: "Я - Бог, и все вы тоже Боги. Зачем искать какого-то Бога? Смотри, сколько Богов бродит по улицам! Позаботимся лучше о них". Неудивительно, что все меньше людей верит в то, что Бог является личностью. И все же Бог - личность. Йа адйо бхагаван, - сказано здесь. Адйам значит "изначальный". Господь Брахма тоже поклоняется Ему, говоря: говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами - "Я поклоняюсь изначальной личности, Говинде". Ади-пурушам. Об этом же говорит Сам Кришна в "Бхагавад-гите" (7.7 ): маттах паратарам нанйат - "Я - изначальный Господь, нет истины превыше Меня". У Кришны нет прародителя, поэтому Его называют предвечным, изначальным Господом. Кто-то может возразить, что отцом Кришны является Васудева. На самом деле Кришна просто принял одного из Своих преданных в качестве отца.

 

Существует несколько типов взаимоотношений (рас), в которых находятся между собой Кришна и Его преданные: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья раса. Все живые существа связаны определенными взаимоотношениями с Кришной, но обусловленные живые существа забыли об этом. Тот, кто просто признает существование Бога, находится в шанта-расе. Более глубокое понимание Всевышнего вызывает у преданного желание служить Ему (дасья). Когда взаимоотношения с Господом делаются более интимными, преданный становится другом Кришны. Дружба с Господом называется сакхьей.

 

На еще более высоком уровне у преданного появляется желание служить Кришне в роли Его отца или матери. Эта раса называется ватсальей. Быть отцом или матерью - значит служить своему сыну. Христиане считают Бога отцом, однако эта концепция несовершенна. Считая Господа своим отцом или матерью, мы рассчитываем на то, что Он будет снабжать нас всем необходимым. У людей принято просить своего отца: "Отец, мне нужно это! Отец, дай мне то!" Но если мы считаем Верховного Господа своим сыном, то, напротив, стремимся отдать Ему все, что у нас есть. Став матерью Кришны, Яшодамайя все время тревожилась за сына и старалась оградить Его от опасностей. На самом деле Кришна Сам защищает все живые существа во вселенной, но Яшода старалась защитить Кришну. Когда демон Тринаварта унес ее любимого Кришну, Яшода обезумела от горя. Но Кришна вдруг сделался таким тяжелым, что демон, не сумев удержаться в небе, рухнул на землю и испустил дух. "Бог спас моего Кришну!" - воскликнула Яшода и принялась благодарить за это какого-то другого бога, какого-то девату. Ей было невдомек, что ее Кришна и есть тот самый Верховный Господь, которому она возносит молитвы. Если бы она думала о Кришне как о Верховной Личности Бога, взаимоотношения сына и матери тотчас нарушились бы. Поэтому Кришна играл роль обыкновенного мальчика, давая Яшоде возможность относиться к Нему как к своему сыну.

 

Друзья Кришны однажды пожаловались Яшоде:

 

- Матушка Яшода, Кришна ест грязь.

 

- Это правда? Я дала Тебе сандеш, а Ты ешь грязь?

 

- Нет, мама, Я не ел грязь. Они тебя обманывают. Просто утром Я поссорился с ними, и теперь они хотят отомстить Мне за это.

 

- Но Баладева тоже подтверждает, что Ты ел грязь.

 

- Ну и что из того? Хотя Он Мой старший брат, Он заодно с Моими врагами.

 

- Ну-ка открой рот, я проверю.

 

Кришна открыл рот, и Яшода увидела в нем всю вселенную, но она тут же решила, что ей это почудилось.

 

- Ну, хорошо, больше не делай этого.

 

Тем все и закончилось. У нее в голове не могло уместиться, что Кришна - не кто иной, как Верховная Личность Бога. Друзья Кришны, мальчики-пастушки, тоже не воспринимали Его как Верховного Господа. А гопи, случалось, даже бранили Кришну.

 

Здесь Кришну называют ишварой (пумсам ишварах), Верховным Повелителем. Кришна повелевает всей вселенной. Но преданный может повелевать верховным повелителем вселенной. Зачем же ему стремиться к слиянию с Богом? Ему больше нравится быть отцом Бога и воспитывать Его. Таков путь преданного служения, бхакти-марг. Преданный даже не помышляет о том, чтобы сравняться с Богом или погрузиться в Его сияние. Он просто хочет служить Ему.

 

Чтобы осознать Абсолютную Истину, необходимо понять, что значит бхагаван. Девахути, жена великого йога Кардамы Муни, не была обыкновенной женщиной. Она многому научилась у своего мужа. Поэтому она говорит, обращаясь к Капиладеве: йа адйах бхагаван - "Ты - Верховная Личность Бога, источник всего сущего (адйах) ". Она понимала, что источником всего сущего является не Брахман и не Параматма, которые представляют собой экспансии изначальной Личности Бога. Вслед за ней мы тоже должны понять, кто такой Бхагаван, и выполнять Его волю. Но люди невежественны, поэтому Бхагаван приходит сюда Сам и дает людям трансцендентное знание. Девахути говорит: "Дорогой сын, Ты - око для слепых людей, которые не способны увидеть Тебя". Бхагаван приносит с Собой трансцендентное знание, и это знание может пробудить дремлющую в людях любовь к Богу. Умастив свои глаза бальзамом любви, мы сможем постоянно созерцать Кришну. Мы увидим Бога не только в своем сердце. Мы будем видеть Его везде и всюду. Мы увидим Его, подойдя к океану. Нетрудно заметить, что великий океан никогда не выходит из своих берегов. Какая сила заставляет его оставаться в определенных границах? Таким образом всякий разумный человек, гуляя по берегу океана, сможет ощутить присутствие Бога. Но для этого нужно обладать некоторым разумом. Глупые люди, мудхи и душкрити, не в состоянии увидеть Господа. Те же, кто обладает разумом, видят Его повсюду, ибо Господь вездесущ. Он находится во вселенной, Он в нашем сердце и даже в каждом атоме. Почему же мы говорим, что не можем увидеть Бога? Господь учит нас, как ощутить Его присутствие. В "Бхагавад-гите" Кришна говорит: "Я - вкус воды". Найдется ли в мире хоть один человек, который ни разу не попробовал воды? "Я - свет солнца", - говорит Кришна. Найдется ли такой человек, который никогда не видел солнца? Почему же люди твердят: "Я не вижу Бога"? Мы прежде всего должны хотя бы попытаться увидеть Его. Начните с самого простого. А когда мы сможем видеть Господа всюду, нам станет доступна личностная концепция Бога, Бхагавана.

 

Бхагаван пумсам ишварах. Бхагаван является ишварой, повелителем. Мы не можем претендовать на независимость. Никто не вправе сказать: "Я никому и ничему не подчиняюсь", даже президент Соединенных Штатов. Мы по рукам и ногам связаны гунами материальной природы, и тем не менее считаем себя независимыми. Это свидетельствует только о нашей глупости. Поэтому Девахути говорит, что люди в материальном мире ослеплены невежеством. В слепоте своей они твердят: "Я не вижу Бога. Бога нет!" Тогда Господь нисходит на землю в облике Кришны или Капиладевы и говорит: "Я здесь! Посмотри на Меня! Я - личность. Я играю на флейте и наслаждаюсь играми во Вриндаване. Что мешает тебе увидеть Меня?" Бог приходит сюда, чтобы открыть нам Себя и дать нам "Бхагавад-гиту", но люди так глупы, что продолжают твердить о своей неспособности понять Бога. Поэтому мы просим всех: "Попытайтесь увидеть Его, следуя наставлениям, которые Господь Капила дал Девахути, и ваша жизнь увенчается успехом".

 

ТЕКСТ 10

атха ме дева саммохам

апакраштум твам архаси

йо 'ваграхо 'хам маметитй

этасмин йоджитас твайа

 

ПЕРЕВОД

О мой Господь! Милостиво рассей все мои иллюзии. Попав под влияние ложного эго, я оказалась во власти Твоей майи и стала отождествлять себя с телом и считать своим все, что с ним связано.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Ложное эго, которое заставляет живое существо отождествлять себя со своим телом и считать себя собственником всего, что связано с телом, называют майей. В пятнадцатой главе "Бхагавад-гиты" Господь говорит: "Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходит память и забвение". А в этом стихе Девахути утверждает, что Господь также причастен к тому, что живое существо ошибочно отождествляет себя с материальным телом и привязывается ко всему, что так или иначе связано с телом. Значит ли это, что Господь проявляет пристрастие, вовлекая одних в преданное служение, а других - в погоню за чувственными удовольствиями? Будь так, это означало бы, что Верховный Господь действует непоследовательно, но на самом деле все обстоит совершенно иначе. Когда живое существо забывает о том, что является вечным слугой Господа, и вместо этого хочет наслаждаться, удовлетворяя собственные чувства, оно оказывается в плену майи. В результате оно начинает отождествлять себя с телом и привязывается ко всему, что принадлежит телу. Все это делает майя, но, поскольку она является служанкой Господа, ее действия - это в каком-то смысле действия Самого Господа. Бог милостив. Если живое существо хочет забыть Его и наслаждаться в материальном мире, Господь предоставляет ему для этого все возможности, но не прямо, а при посредстве Своей материальной энергии. Однако поскольку материальная энергия является энергией Господа, то косвенно Господь Сам дает нам возможность забыть Его. Поэтому Девахути говорит: "Это Ты позволил мне наслаждаться в материальном мире. Теперь же выпусти меня, пожалуйста, из этой западни".

 

Господь милостиво позволяет нам наслаждаться материальным миром, но рано или поздно нас постигает разочарование и чувственные удовольствия начинают вызывать у нас отвращение. Если такой разочаровавшийся человек припадает к лотосным стопам Всевышнего и вручает себя Ему, Господь милостиво освобождает его из материального плена. Поэтому в "Бхагавад-гите" К


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.