Тема 2. Царство животные. Тип пластинчатые. Тип губки. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 2. Царство животные. Тип пластинчатые. Тип губки.

2017-06-04 1254
Тема 2. Царство животные. Тип пластинчатые. Тип губки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА 1. ЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ

Задание 1. Изучите биологию амёбы протей, дизентерийной амёбы, арцеллы и диффлюгии и заполните таблицу 1.

Таблица 1.

Черты сходства и различия в биологии амёбы протей,

дизентерийной амёбы, арцеллы и диффлюгии (по В.А. Шапкину)

Элементы сравнения Амёба протей Дизентерийная амёба Арцелла Диффлюгия
Систематическое положение: ТИП Класс Отряд Род Вид        
Форма тела          
Размеры          
Органеллы движения        
Способ питания          
Способ поглощения воды        
Размножение          
Образ жизни          
Место обитания          
Количество ядер в цистах        

Задание 2. Изучите и зарисуйте раковины разных видов фораминифер, отметьте особенности морфологии.

 

Рис. 1. Строение раковин фораминифер

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Изучить и зарисовать жизненный цикл фораминифер, сделать краткое описание особенностей репродуктивной фазы цикла.

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Изучите биологию, физиологию и экологию эвглены зелёной, трипаносомы и опалины лягушачьей. Заполните таблицу 2.

Таблица 2.

Черты сходства и различия в биологии, физиологии и экологии

эвглены зелёной, трипаносомы и опалины лягушачьей

Элементы сравнения Эвглена зелёная Трипаносома Лягушачья опалина
Систематическое положение: ТИП Класс Отряд Род Вид      
Форма тела        
Размеры        
Наличие органов движения      
Количество ядер        
Способность восприятия световых раздражений      
Способы поглощения воды      
Способ питания        
Образ жизни        
Способ размножения        
Место обитания        

 

Задание 5. Изучить жизненный цикл грегарины моноцистис, зарисовать сизигий и сделать краткое описание репродуктивной фазы цикла.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 6. Изучить жизненный цикл Eimeria magna, зарисовать и сделать краткое описание стадий цикла.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Изучить, зарисовать и сделать краткое описание стадий жизненного цикла малярийного плазмодия.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 8. Изучите биологию представителей типов Книдоспоридии, Миксоспоридии и Микроспоридий. Заполните таблицу 3.

Таблица 3.

Сравнительная характеристика типов Книдоспоридии,

Миксоспоридии и Микроспоридий (по С.Ф. Лихачёву)

Элементы сравнения Книдоспоридии Миксоспоридии Микроспоридий
Тип Класс Отряд Род Вид      
Форма тела        
Размеры        
Органелл движения        
Способ поглощения воды      
Способ питания        
Образ жизни        
Способ размножения        
Место обитания        

 

Задание 9. Изучить, зарисовать и сделать краткое описание конъюгации инфузории Paramecium caudatum.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 10. Изучить экологические особенности инфузорий, заполнить таблицу 4.

Таблица 4.

Некоторые экологические особенности инфузорий (по В.А. Шапкину)

Виды инфузорий Образ жизни Способы питания Отряд
Ихтиофтириус        
Триходина        
Стентор полимофус        
Нассула        
Аллантозома        
Токоприа        
Тинтиннида        
Спиростомум        
Дидиний        
Сувойка (одиночная)      
Бурсария        
Дилептус        
Балантидий        

 


ТИП МОЛЛЮСКИ

Задание 1. Изучите внутреннее строение пластинчатожаберного моллюска беззубки, отметить особенности анатомии.

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

 

1._________________________________ 11._________________________________

2._________________________________ 12._________________________________

3._________________________________ 13._________________________________

4._________________________________ 14._________________________________

5._________________________________ 15._________________________________

6._________________________________ 16._________________________________

7._________________________________ 17._________________________________

8._________________________________ 18._________________________________

9._________________________________ 19._________________________________

10.________________________________ 20._________________________________

 

Задание 2. Изучить и зарисовать раковины: беззубки, перловицы, мидии, гребешка, отметить их отличительные признаки.

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Изучить строение раковины беззубки и отметить особенности ее строения.

 

1. _____________________________

2. _____________________________

3. _____________________________

4. _____________________________

5. _____________________________

6. _____________________________

 

Задание 4. Изучить особенности развития беззубки, зарисовать личинку глохидий и отметить ее особенности строения.

 

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. Изучить и сравнить морфофизиологические особенности Брюхоногих моллюсков заполнив таблицу 18.

Таблица 18

Сравнительная морфофизиологическая характеристика Брюхоногих моллюсков

(по С.Ф. Лихачеву)

Элементы сравнения Первичноводные (нептунея) Вторичноводные (прудовик) Наземные (виноградная улитка)
Части тела          
Пищеварительная система        
Кровеносная система          
Органы дыхания          
Нервная система          
Выделительная система          
Половая система          
Жизненный цикл          
Характеристика места обитания          

 

Задание 6. Определить и подписать под соответствующими буквами видовую принадлежность изображенных внизу пресноводных моллюсков.

 

 

Раковины пресноводных моллюсков.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7. Изучить строение раковины виноградной улитки и отметить особенности ее строения.

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

1. ________________________

2. ________________________

3. ________________________

4. ________________________

5. ________________________

6. ________________________

7. ________________________

 

Задание 8. Изучить и зарисовать внешний вид раковин моллюсков обитателей морей и океанов: конуса, ципреи, отметить их отличительные признаки.

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Изучить и сравнить морфофизиологические особенности Пластинчатожаберных моллюсков заполнив таблицу 19.

Таблица 19

Сравнительная морфофизиологическая характеристика Пластинчатожаберных моллюсков

(по С.Ф. Лихачеву)

Элементы сравнения Беззубка Морской гребешок Жемчужница
Симметрия тела        
Строение раковины          
Части тела        
Пищеварительная система        
Кровеносная система        
Органы дыхания        
Нервная система          
Выделительная система        
Половая система        
Жизненный цикл          
Характеристика места обитания        

 

Задание 10. Изучить и зарисовать внешнее строение головоногих моллюсков: кальмара, осьминога, каракатицы, наутилуса. Отметить морфологические особенности.

 

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Задание 11. Изучить внутреннее строение головоногих моллюсков и отметить особенности морфологии.

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Внутреннее строение кальмара

__________________________ __________________________________

__________________________ __________________________________

__________________________ __________________________________

__________________________ __________________________________

__________________________ __________________________________

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Внутреннее строение каракатицы

__________________________ _________________________________

__________________________ _________________________________

__________________________ _________________________________

__________________________ _________________________________

__________________________ _________________________________

 

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Строение наутилуса

 

Задание 12. Изучить и сравнить морфофизиологические особенности Головоногих моллюсков заполнив таблицу 20.

 

Таблица 20

Сравнительная морфофизиологическая характеристика Пластинчатожаберных моллюсков

(по С.Ф. Лихачеву)

Элементы сравнения Наутилус Аргонавт Каракатица Осьминог
Части тела            
Строение раковины          
Пищеварительная система            
Кровеносная система            
Органы дыхания            
Нервная система            
Выделительная система            
Половая система            
Жизненный цикл            

 

Задание 13. Изучить особенности строения представителей разных классов типа Моллюски и заполнить таблицу 21.

Таблица 21

Черты сходства и различия представителей разных классов типа Моллюски (по В.А.Шапкину)

№ п/п Элементы сравнения Виды моллюсков
Беззубка Виноградная улитка Каракатица
1. Симметрия тела          
2. Тело состоит из…          
3. Органы дыхания. Строение и расположение        
4. Тип нервной системы. Основные нервные ганглии, их расположение        
5. Отделы пищеварительной системы. Железы, относящиеся к ней.        
6. Строение сердца и его расположение          
7. Выделительная система. Строение, расположение          
8. Половая система. Строение, расположение          
9. Название и расположение органов равновесия          
10. Развитие прямое или с метаморфозом (название личинки)        
11. Характеристика места обитания          

 

Задание 14. Рассмотреть черты сходства Моллюсков и Кольчатых червей и заполнить таблицу 22.

 

Таблица 22

Черты сходства Моллюсков и Кольчатых червей (по С.Ф. Лихачеву)

Кольчатые черви Моллюски
Моноплакофоры Хитоны
       
     
     
     
     

 

Задание 15. Изучить внешнее и внутреннее строение хитонов и отметить особенности морфологии.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

 

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________ Внешнее строение хитона

__________________________________

__________________________________

__________________________________

 

 

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________ Внутреннее строение хитона

Задание 16. Изучить внутреннее строение Neopilina и отметить особенности морфологии.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Neopilina с брюшной стороны

 

Задание 17. Изучить внутреннее строение лопатоногого моллюска Dentalium и отметить особенности морфологии.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Лопатоногий моллюск Dentalium

 

 


ТЕМА 6. ТИП ИГЛОКОЖИЕ

Задание 1. Изучить внешнее строение морских звезд и отметить особенности строения.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Внешнее строение морской звезды Asterias

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Внешнее строение морской звезды Patiria

 

Задание 2. Изучить внутреннее строение морских звезд и отметить особенности строения.

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Схема строения морской звезды

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

 

Внутреннее строение морской звезды Asterias rubens

 

Задание 3. Изучить строение амбулакральной и кровеносной системы иглокожих и отметить особенности строения.

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Амбулакральная система морской звезды

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Кровеносная система морских звезд

Задание 4. Изучить внешнее строение морского ежа и отметить особенности строения.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

Внешнее строение морского ежа

 

Задание 5. Изучить строение скелета морского ежа и отметить особенности строения.

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Скелет морского ежа

 

Задание 6. Изучить внутреннее строение морского ежа и отметить особенности его строения.

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Внутреннее строение морского ежа

__________________________ __________________________________

__________________________ __________________________________

__________________________ __________________________________

__________________________ __________________________________

__________________________ __________________________________

__________________________ __________________________________

Задание 7. Изучить внешнее строение голотурии и отметить особенности строения.

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Задание 8. Изучить строение морских лилий и отметить особенности их строения.

 

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

 

Внешнее строение бесстебельчатой морской лилии Heliometra glacialis

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Оральная сторона морской лилии Heliometra glacialis

Задание 9. Изучив особенности внешнего и внутреннего строения представителей иглокожих отметьте черты сходства и различия заполнив таблицу.

Таблица 29

Сравнительные особенности различных классов иглокожих (по В.А. Шапкину)

Сравнительные признаки Морские звезды Морские ежи Голотурии
Симметрия тела          
Покровы тела        
Особенности скелета        
Расположение и количество рядов        
Наличие и строение околоротовых придатков          
Наличие и строение жевательного аппарата        
Степень развития кровеносной системы          
Органы дыхания          
Отделы пищеварительной системы          
Органы чувств          
Название второй личиночной стадии          

 

Задание 10. Изучите строение представителей типов Погонофоры, Щупальцевые, Щетинкочелюстные и отметьте черты сходства и различия этих животных.

Таблица 30

Сравнительная характеристика типов Погонофоры, Щупальцевые, Щетинкочелюстные

(по С.Ф.Лихачеву)

Элементы сравнения Погонофоры Щупальцевые Щетинкочелюстные
Симметрия тела        
Покровы тела          
Особенности скелета          
Наличие и строение околоротовых придатков      
Наличие и строение жевательного аппарата        
Степень развития кровеносной системы        
Органы дыхания          
Отделы пищеварительной системы      
Органы чувств          
Особенности развития        

ТЕМА 9. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (AMPHIBIA).

Задание 1. Изучить внешнее строение лягушки и отметить особенности строения.

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Внешнее строение лягушки

 

 

Голова лягушки


 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________


 

Задание 2. Изучить строение покровов земноводных. Отметить особенности строения.

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

 

Разрез через кожу земноводных (по Шмальгаузену)

Задание 3. Изучить строение осевого скелета земноводных и отметить особенности.

 

1. __________________________

2. __________________________

3. __________________________

4. __________________________

5. __________________________

6. __________________________

 

 

Осевой скелет и тазовый пояс лягушки

 

Задание 4. Изучить строение туловищных позвонков, зарисовать и отметить особенности строения.

 

1. __________________________

2. __________________________

3. __________________________

4. __________________________

5. __________________________

6. __________________________

 

Задание 5. Изучить строение черепа земноводных и отметить особенности строения.

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Череп лягушки

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Задание 6. Изучить строение передней свободной конечности и плечевого пояса лягушки. Зарисовать и отметить особенности строения.

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Передняя конечность и плечевой пояс лягушки

__________________________

 

Задание 6. Изучить строение задней свободной конечности и тазового пояса лягушки. Зарисовать и отметить особенности строения.

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Задняя конечность и тазовый пояс лягушки

__________________________

__________________________

__________________________

 

Задание 7. Изучить внутреннее строение земноводных на примере травяной лягушки и отметить особенности их строения.

Тип __________________

Класс ________________

Отряд ________________

Род __________________

Вид __________________

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Вскрытая травяная лягушка

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

 

Задание 8. Изучить строение пищеварительной системы, зарисовать и отметить особенности строения.

 

1. __________________________

2. __________________________

3. __________________________

4. __________________________

5. __________________________

6. __________________________

7. __________________________

Задание 9. Изучить кровеносную систему земноводных, зарисовать схему артериальной и венозной системы. Отметить особенности строения сердца, артериальной и венозной системы.

1. __________________________

2. __________________________

3. __________________________

4. __________________________

5. __________________________

6. __________________________

7. __________________________

8. __________________________

9. __________________________

10. _________________________

11. _________________________

 

Вскрытое сердце земноводных

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Схема артериальной системы

 

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________ Схема венозной системы

Задание 10. Изучить строение мочеполовой системы земноводных и отметить особенности строения.

1. __________________________

2. __________________________

3. __________________________

4. __________________________

5. __________________________

6. __________________________

 

А - Мочеполовая система самца

 

7. __________________________

8. __________________________

9. __________________________

10. _________________________

11. _________________________

А Б

Мочеполовая система лягушки

Б - Мочеполовая система самки


 

7. __________________________

8. __________________________

9. __________________________

 

10. _________________________

11. _________________________

12. __________________________


 

Задание 11. Познакомьтесь с отрядами класса земноводные, отметьте сходства и различия.

Таблица 33

Сходство и различия отрядов хвостатые амфибии, бесхвостые амфибии и безногие амфибии

Элементы сравнения Отряд хвостатые амфибии Отряд бесхвостые амфибии Отряд безногие амфибии
Форма тела          
Наличие хвоста          
Наличие конечностей        
Покровы тела          
Тип позвонков          
Особенности строения осевого скелета          
Особенности строения черепа        
Особенности строения конечностей и поясов конечностей          
Особенности строения кровеносной системы        
Степень развития кожного дыхания   Органы чувств        
Особенности оплодотворения          
Особенности размножения        
Представители        

Задание 12. Познакомиться с семействами отряда Хвостатые амфибии и отметить особенности их строения.

Таблица 34

Семейства отряда Хвостатые амфибии и их краткая характеристика

Семейства и краткая и их характеристика Представители семейства Общая характеристика представителей Ареал представителей
  Саламандровые   Обыкновенный и гребенчатый тритоны      
Пятнистая или огненная саламандра        
Безлегочные саламандры      
  Амфиумовые Амфиума      
Протеевые Протей        
Семейство Сирен Большой сирен      
Углозубов Сибирский углозуб      
Скрытожаберных Японская гигантская саламандра        

 

Задание 13. Познакомиться с семействами от


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.468 с.