Глава 8. Финансирование расходов на социальную защиту — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 8. Финансирование расходов на социальную защиту

2017-06-03 421
Глава 8. Финансирование расходов на социальную защиту 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сравнительный анализ социальных расходов на душу населения в 1990-е годы в странах ЕС показывает, что, несмотря на различия в историческом развитии, системы социальной защиты большинства стран ЕС охватывают почти все социальные риски, такие, как болезнь, старость, инвалидность, несчастные случаи на производстве и др. Кроме того, практически в большинстве европейских стран предусмотрено предоставление минимального социального дохода. Между тем расходы, приходящиеся на финансирование отдельных социальных программ, существенно различаются по странам (см. таблицу 5).

 

Таблица 5 Распределение расходов в социальных бюджетах стран ЕС в 1999 г. (в %)

Страна Медицин-ское страхова-ние и здравоох-ранение Пенсион-ное страхова-ние Страхова-ние по безрабо-тице Семейные пособия Пособия по инвалид-ности Жилищные субсидии
Бельгия 22,9 40,2 11,3 8,5 8,5 -
Дания     10,8 12,7 11,8 2,4
Германия 27,1 40,6 7,1 10,1 7,5 0,6
Греция 23,9   5,5 7,4 6,1  
Испания 28,3 44,9 12,5   7,6 1,2
Франция 26,8 41,9   9,3 5,6  
Ирландия 38,4   10,6 12,4 4,8 3,3
Италия 22,8 61,8 2,1 3,5   -
Люксембург 24,3 40,1 2,4   13,9 0,3
Нидерланды 27,1 36,7 5,8   11,1 1,4
Австрия 25,8 45,9 5,2   8,5 0,3
Португалия 29,2 38,1 3,3 4,5 10,5 -
Финляндия 22,4 34,2   12,5 13,8 1,5
Швеция 24,9 38,9   10,4 11,5 2,3
Великобритания 23,8 44,2 3,1 8,5 9,6 5,8
В среднем по ЕС 25,6   6,1 8,1 7,9 2,1

Источник: Social Protection in Europe 2001. Luxemburg, 2002. P. 63.

 

Это зависит, с одной стороны, от количества населения, охваченного программами социальной защиты, а с другой - от числа предоставляемых социальных услуг. Соотношение между объемами социальных расходов таково, что, как правило, в большинстве стран ЕС значительная доля (от одной трети до 2/3 социального бюджета) приходится на пенсионное страхование. На втором месте в структуре социальных бюджетов европейских стран находятся расходы на медицинское страхование, а в Ирландии эта статья социальных расходов превышает даже затраты на пенсионное обеспечение.

На третьем месте по расходам находится систем обязательно социального страхования в связи с безработицей.

Что касается семейных пособий, то они полностью финансируются государством за счет бюджетных средств и охватывают (как правило, в различной степени) практически все группы населения, имеющих детей.

Обычно системы социальной защиты используют два основных источника финансового обеспечения: страховые взносы, выплачиваемые работодателями и работниками (этот вид преобладает в странах так называемой «бисмарковской модели») и налоговые поступления в форме бюджетного обеспечения (этот вид является основным в странах, использующих так называемую «модель Бевериджа»).

В большинстве стран Евросоюза финансирование социальной защиты осуществляется преимущественно за счет страховых взносов: социальный бюджет восьми государств - членов ЕС в середине 90-х годов более чем на 60% состоял из страховых отчислений, а в Греции их величина в 1998 г. составила почти 70% (см. таблицу 6).

 

Таблица 6 Структура финансирования программ социальной защиты в странах ЕС (1980 и 1998 гг.)


 

Страна 1980 г. 1998 г.
взносы социального страхования Бюджет-ные средства иные источ-ники взносы социального страховаиия бюджет-ные средства иные источ-ники
рработо-датали рработ-ники ввсего рработо-датели рработ-ники ввсего
Дания 10,1 22,32 12,33   82,91   4,75   8,7 17,9   26,6   67,2   6,3
Ирландия 24,53 11,15 35,68   63,24   1,07   23,9 13,6 37,5 61,3   1,2
Великобритания 33,44 14,61 48,05   43,21 8,74   24,4 511,4 47,9   0,7
Люксембург 35,43 23,37 58,8   32,84   8,36   24,2 49,2 46,3   4,4
Бельгия 44,45 17,8 62,25   33,98   3,77 50,6 22,4   24,4   2,6
Нидерланды 37,05   68,05   20,45   11,5 30,1 34,3 64,4 15,7   19,9
Германия 41,41   69,41   27,05   3,55 37,4 28,7 66,1 30,9  
Португалия 53,18 18,72 71,9   25,41 2,69 29,5 17,8 47,3 42,6  
Италия 59,94 13,89 73,83 23,77 2,4 44,7 14,8 59,5 38,3   2,2
Франция 55,52 24,27 79,79 17,27 2,95 46,5 19,9 66,4 30,7 2,9
Испания 63,24 18,99 82,23 16,05 1,72 39,1 9,3 48,4 45,8 5,9
Греция 57,81 31,23 89,04   4,72 6,24 52,2 17,5 69,7 29,2 9,1

Источник: Eurostat Yearbook 2002. Luxemburg, 2002. P. 195.

 

Анализ динамики структуры финансирования систем социальной защиты в странах ЕС на протяжении последних 20 лет позволяет выявить две тенденции.[46] Первая из них связана с тем обстоятельством, что в большинстве государств происходило постепенное увеличение доли бюджетного финансирования. Наиболее сильно это проявилось в четырех европейских странах - Греции, Испании, Италии и Португалии. Доля страховых взносов в социальных бюджетах этих государств снизилась более чем на 10%. Вторая тенденция касается перераспределения долей участия в страховом финансировании между работодателями и работниками и связана с увеличением доли трудящихся и уменьшением взносов работодателей в страховых отчислениях. Уменьшению части взносового финансирования в большинстве стран противостояла тенденция увеличения государственного финансирования социальных программ. Особенно отчетливо это было выражено в Греции, где государственное участие в финансировании социальных услуг поднялось с 4,7% в 1980 г. до 29,2% в 1998 г.

Кроме Греции данная тенденция характерна для Испании, Италии и Португалии. Именно в этих странах Южной Европы рост социальных расходов был обусловлен стремлением поднять собственные системы социальной защиты до уровня более развитых стран ЕС, что было связано с необходимостью соответствия Маастрихтским критериям экономической и социальной конвергенции.

Высокие удельный вес и динамика роста общественных расходов и расходов на социальную защиту стали особенно значительными в западноевропейских странах во второй половине ХХ века. Например в Италии, они к концу 90-х годов достигли 55,9% ВВП и 24,5% ВВП, соответственно
(см. таблицу 7).

 

Таблица 7 Динамика показателей на общественные расходы и расходы на социальную защиту в Италии, в период 1980-1992 г.г.

 

Виды 1980 г. 1984 г. 1988 г. 1992 г.
% к ВВП % к общим расходам бюджета % к ВВП % к общим расходам бюджета % к ВВП % к общим расходам бюджета % к ВВП % к общим расходам бюджета
Совокупный объем общественных расходов 42,0 100,0 49,9 100,0 50,6 100,0 55,9 100,0
Расходы на социальную защиту 18,3 45,3 21,1 42,3 21,9 43,3 24,5 43,9
в том числе на:                
социальное страхование 12,4 29,6 14,7 29,4 14,4 28,7 16,5 29,5
социальную помощь 1,1 2,5 1,4 2,7 1,7 3,3 1,7 3,0
здравоохранение 4,8 11,4 5,1 10,2 5,7 11,3 6,4 12,4

 

Источник: Gilbert N., Voorhis R.A. Changing patterns of social protection. Transactions Publishers, Brunswick (U.S.A.) and London, 2003, P. 311.

 

К концу ХХ века в европейских странах расходы на социальное обеспечение достигли 25% ВВП, в США - 18%, в странах с переходной экономикой Центральной Европы – 17%, а в России – около 10% (см. таблицу 8).

 

Таблица 8 Совокупные уровни расходов на социальное обеспечение
на конец 2000 года

Страны Общие расходы на социальное обеспечение, в % от ВВП В том числе на:
Пенсии Медицинскую помощь
Страны Западной Европы 28,4 12,4 6,5
США 17,4 7,2 8,0
Страны Центральной Европы 17,1 10,2 6,9
Россия 10,2 6,1 3,2

 

Источник: Социальное обеспечение: конкретные задачи, перспективы. МБТ, Женева, 2001, с. 60, а также собственные оценки. Рассчитано по данным: Euvrostаt Yearbook. 98/99 p. 267; Statistical Abstract of the US: 2000, p. 379.

Столь крупный финансовый ресурс социального страхования в странах Западной Европы и США позволяет обеспечивать высокие жизненные стандарты и уровни защиты для застрахованных. Так, размер пенсий и других выплат составляет в развитых странах в среднем 65-75% от заработной платы для большинства получателей страховых возмещений.

В России потенциал социального страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования составляет всего около 7% ВВП.

Столь низкая доля в расходах на цели социальной защиты застрахованных (в 2-3 раза ниже, чем в странах ЕС) позволяет выплачивать пенсии и пособия, составляющие в основной своей массе всего 30-35% и ниже от размера предшествующей заработной платы, которая, в свою очередь, в пять-шесть раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в целом по странам ЕС.

Во многом столь низкий размер страхового возмещения объясняется заниженным объемом расходов на заработную плату, которая является базой начисления страховых взносов - всего 24% ВВП. Крайне низкий уровень заработной платы в стране, ее запредельная дифференциация представляют собой суть «нервного узла» всех проблем в сфере доходов населения[47].

Следует в этой связи отметить, что социальные бюджеты в большинстве промышленно развитых стран служат для реализации целей по повышению качества жизни населения и являются эффективными механизмами перераспределения произведенного национального продукта. Так, в промышленно развитых странах через бюджет «проходит» до 50 и более процентов ВВП, а доля социальных расходов составляет, как правило, 22-25% ВВП (Германия, Италия и Франция - см. диаграмму 1)[48].

Роль и функции современного государства, характер его взаимодействия с рынком проявляются в первую очередь в сферах социального обеспечения, здравоохранения, образования и науки. При всех национальных различиях государство в странах Запада обеспечивает высокий уровень развития человеческого капитала.

Диаграмма 1

 

Расходы на социальную защиту в странах ЕС
в процентах к ВВП, 2000 год

Источник: EUROSTAT: Europaische Socialstatistik 2000. Luxemburg, 2001. P. 13.

 

Контрольные вопросы:

1. Раскройте содержание финансовых источников основных институтов социальной защиты.

2. Какова роль государственного бюджета в финансировании социальной защиты?

3. Назовите основные источники финансирования пенсионного и медицинского страхования, пенсионного обеспечения и государственной медицинской помощи.

 

Литература

 

1. Социальное страхование и социальная защита. Доклад Генерального Директора. Международная Конференция Труда. Женева, 1993.

2. Роик В.Д. Основы социального страхования: организация, экономика и право. Учебник. -М.: Изд-во РАГС, 2007.

4. Якушев Л.П. Социальная защита: Учебное пособие. М., 1998.

5. Янова С.Ю. Социальное страхование: организация и финансовый механизм. СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 2000.

6. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. -М.: Изд-во «Экзамен», 2008.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.