Взгляды Фейерабенда на науку. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Взгляды Фейерабенда на науку.

2017-06-03 624
Взгляды Фейерабенда на науку. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пауль Фейерабенд (1924 - 1994) родился в Вене, в разное время жил в Англии, США, Новой Зеландии, Италии, Швейцарии. С 1958 по 1989 год работал профессором философии в университете Беркли, Калифорния. Известным он становится после появления его книги «Против метода». Эта книга была тесно связана с его общением с Лакатосом.

Еще книги: «Science in a Free Society», «Farewell to Reason» (Прощай, разум), а также «Killing Time: The Autobiography of Paul Feyerabend».

Первоначальный замысел книги «Против метода» был в том, что одна часть книги должна была быть написана Фейерабендом, а вторая – Лакатосом. Они бы отстаивали там диаметрально противоположные точки зрения. Но в 1974 году Лакатос скончался, и его часть книги так и не была написана.

Концепция Фейерабенда – методологический анархизм. Резкая критика научной методологии и всех классических подходов, выработанных в постпозитивизме (Поппер, Кун, Лакатос). Фейерабенд: наука без каких-либо рациональных оснований оказалась доминирующей идеологией. Это очень опасно и вредно для общества. Наука должна быть отделена от государства (как некогда религия), она должна быть поставлена под четкий и жесткий контроль общества.

Схема суда присяжных: решающая инстанция – не специалисты, а обычные люди. Эта схема очень важна с точки зрения Фейерабенда, ибо она позволяет контролировать и ограничивать распространение влияния на жизнь общества различных идеологий. Он говорит, что наука на настоящий момент не поставлена под такой контроль.

Пример: сфера образования. Никто не спрашивает родителей о том, что преподавать ребенку, ему преподают научную картину мира. Поэтому наука имеет привилегированное положение в обществе. И это не только в образовании, это есть также в медицине (прививки, к примеру).

Ф обращает внимание на то, что единственный эффективный способ увидеть, что происходит в каком-то подходе, состоит не в том, чтобы внутренними средствами его анализировать, а только через сталкивание его с альтернативами.

В современном обществе нет эффективного механизма, который извне мог бы контролировать то, что в науке происходит. Хорошо известно, что любая система, которая оказалась в такой ситуации, начинает вырождаться, поскольку она не получает извне адекватной оценки того, что делается. Когда такое происходит в политике, то известно, во что это вырождается. Нечто похожее угрожает и науке. Более того, такая наука начинает угрожать самому обществу.

Нет никакого одного (или двух, трех) метода, который бы претендовал на то, чтобы быть единственным истинным научным методом. Ф считает, что единственный принцип, который можно провозгласить в пику различным подходам, которые пытаются зафиксировать определенным образом и описать научный метод – это принцип “anything goes”, то есть «допустимо все». Пролиферация теорий – в любой момент мы должны пытаться формулировать и разрабатывать максимально возможное количество конкурирующих альтернатив. Тогда мы можем их сталкивать и проанализировать более-менее адекватно каждый из этих подходов.

Ф предлагает уравнять в правах науку и все остальные традиции (религиозные, магические). То, что этого равноправия нет и в помине, является вредным для науки. Равноправие позволяет сохранять адекватность, защищает науку от разных вещей, выводит науку из ситуации, когда она оказывается очень серьезно связана с институтами власти. А власть – это страшная вещь. Полезно ли для науки такое положение? Если в качестве цели науки мы берем истину, то это положение крайне опасно.

«Все дозволено». Если предположить существование метода, содержащего жесткие, неизменные и абсолютно обязательные принципы научной деятельности, то мы обязательно столкнемся со значительными трудностями при сопоставлении с результатами исторического исследования. Выясняется, что не существует правила – сколь бы правдоподобным и эпистемологически обоснованным оно ни казалось, – которое в то или иное время не было бы нарушено. Становится очевидным, что такие нарушения не случайны и не являются результатом недостаточного знания или невнимательности, которых можно было бы избежать. Напротив, мы видим, что они необходимы для прогресса науки. Так, дискуссии в области истории и философии науки привели к осознанию факта, что такие события и достижения, как изобретение атомизма в античности, коперниканская революция, развитие современного атомизма, постепенное построение волновой теории света, оказались возможными лишь потому, что некоторые мыслители либо сознательны решили разорвать путы "очевидных" методологический правил, либо непроизвольно нарушали их. Для любого данного правила, сколь бы "фундаментальным" или "необходимым" для науки оно ни было, всегда найдутся обстоятельства, при которых целесообразно не только игнорировать это правило, но даже действовать вопреки ему.

Тезис состоит в том, что анархизм помогает достигнуть прогресса в любом смысле. Даже та наука, которая опирается на закон и порядок, будет успешно развиваться лишь в том случае, если в ней хотя бы иногда будут происходить анархистские движения.

 

Вопрос 24

Натурализм – некоторая общая тенденция в современной философии с конца 19 века. До наших дней остаётся одним из весьма популярных направлений. В связи с этим часто говорят о натуралистическом повороте в современной философии. Эволюционная эпистемология – более конкретное направление в теории познания. С другой стороны она является одним из ярких течений в современной философии науки.

Можно выделить 3 подхода в истории современной мысли.

Первая доминировала до начала нового времени. Её предпосылка – наличие космоса, т.е. устроение мира (устойчивое и неизменное). Человек оказывается частью правильно устроенного космоса. Причем он не только часть космоса, а также наследует его неизменность в процессе познания. Есть представление, что если мы занимаемся этой деятельностью правильным образом, то результаты, которые мы получаем, также незыблемы, как и основа.

Трансцендентализм же связан со второй схемой. Всякое наше познание привязывается не к космосу, а к сознанию и его строению. Но по-прежнему, само это сознание мыслится как единое и незыблемое. Декарт, например, обнаруживает незыблемое «Я», которое является глазом, которое взирает на всё, что происходит. Кант, когда выявляет априорные структуры мышления, также описывает структуры познания. Однако в первом подходе могла быть такая схема вроде Аристотелевской. Когда подлинное мышление есть приобщение к мышлению вообще. Поэтому результаты и обладают устойчивостью. Во втором подходе схожие свойства переносятся на объект познания, внутри которого мы и обнаруживаем тот мир.

Третий подход заявляет о себе с конца 19 века. Представление о том, что само это сознание является не безучастным глазом, а глазом конкретного человека. Конкретный человек – существо локализованное (исторически, географически, общественно, биологически (с появлением Дарвиновской теории как вписанное в конкретный биологический мир)). Оказывается, что поначалу ничего нового не произошло. Казалось, что обо всем об этом и раньше знали, но все эти представления вписывались в более сильные предпосылки. Например, в первом подходе в предпосылки о незыблемом строении космоса. Позже Ницше сформулировал тезис о смерти Бога. Причем в этот тезис он вобрал то, что Бог как гарант прочной опоры мироздания исчез. И мы должны осмыслить, как будет выглядеть мир без этой отправной точки познания. Оказывается ситуация большой неопределенности. Вся ситуация третьего подхода – натурализация процесса познания.

Изначальный смысл этого термина в оппозиции природы со сверхприродным (сфера божественная). И мы никоим образом (ни явно, ни СКРЫТО) не опираемся к сфере божественной.

 

Натурализация эпистемологии по Куайну.

Можно сослаться на статью 1969 года Куайна «Натурализованная эпистемология». В ней нет ничего о Боге и реальности. Как и многие представители аналитической традиции, он идет со стороны логики и математики. Он описывает попытки подвести прочный фундамент под математику. Проанализировав, что пытались сделать в этом направлении, он подводит нас к мысли, что подвести абсолютно-прочный фундамент не удалось. Далее от этого примера обобщает и говорит, что вопросы основания знания проводились для определения места эпистемологии в системе нашего знания. Идея следующая: есть совокупность дисциплин, эпистемология («первая философия») возвышается над ними, оправдывает и обосновывает, и её задача – показать, что эти науки могут получать достоверные результаты. Причем такая иерархия существует, по его словам, ещё с древних греков. Но, мы вынуждены констатировать, на примере математики, что у эпистемологии нет оснований претендовать на такой статус. Из этого следует, что она должна быть «одной из частных наук». И это лучшее, на что она могла бы претендовать. Эпистемология не диктует ничего никому сверху вниз, а взаимодействует с другими науками каким-то сложным образом. Он проговаривает, что эпистемология должна быть на равных с бихэвиористской психологией. И то и другое – некоторые области познания. И если полагать, что познавательная деятельность есть часть человеческой деятельности, то эпистемология может быть, в частности, разделом психологии. Поэтому она находится в сложном взаимодействии с другими науками. Додумав, мы должны в ряд с психологией поставить, и биологию и социологию и другие науки.

Коротко (тезис натурализма): теория познания не является первой философией, а рассматривается на равных с остальными науками и может плодотворно взаимодействовать с другими областями.

Вопрос 25

Мертон (1910-2003) - ключевой автор социологии науки, "отец-основатель" направления. В 1938 г. защитил докторскую диссертацию, посвященную вопросу взаимоотношения науки, технологии и общества в Англии в 17 веке.В ней он развивал линию Вебера(Протестантская этика и дух капитализма). Он пытается показать, связь между научной практикой и капитализмом если и была, то не прямой.Он связывал особенности развития науки в 17 веке с религиознми ценностями. В 17 веке возрастает число людей из элиты, занимавшихся наукой, причем без применения. Каковы же мотивы? Религиозный контекст -пуританизм. Деятельность для будущего спасения. Рационализм, индивидуализм, эмпиризм - моменты, важные для науки - ключевые ценности пуританского сообщества. Наука - социальный консистент, свойственный автономии. Социология науки как самостоятельная область исследования становится в 70-е годы, что связано с тем, что в обществе была осознана большая роль науки (2ая мировая, холодная война). Состояние общества и политическая ситуация зависят от успешности исследований в науке. Считалось, что к естествознанию и математике инструменты социологического исследования не применимы или применимы с большим ограничением, до 70х годов.

Карл монгейм - тоже ключевая фигура - 1925 г. Он продолжает считать так же, как сказано выше, статус философии, религии, искусства и естествознания математики отличаются. Тюргейм - исследовал религию - он считал, что можно переносить методы на математику, но самих выводов не делалось. Форма сложившейся социологии науки - институциональная социология науки. При исследовании научных сообществ затрагиваются только их институциональные особенности, а не содержание научных теорий, к ним методы и инструменты считаются неприменимыми. Концепция Мертона этоса науки. Этос науки. Какие ценности и нормы обеспечивают функционирование науки? 1942 г - 4 пункта - этос науки. Этос - характер. Нормы, регулирующие деятельность научного сообщества.

Этос науки:

1. Универсализм. Научные утверждения и результаты оцениваются независимо от характеристик выдвинувшего их индивидума.

2. "Коммунизм". Результаты и открытия не являются собственностью получившего их исследователя, но принадлежат научному сообществу и обществу в целом.

3. Незаинтересованность. Каждый исследовател преследует в качестве главной цели прогресс знания, и лишь косвенным образом достигает при этом индивидуального признания.

4. Организованный скептицизм.Каждй исследователь должен стремиться оценивать всякую гипотезу и результат критически.

Мертон считал, что это основы индивидуальной мотивации ученых. Сообщество реагирует негативно на отклонения от этих норм - это институциональные нормы сообщества. 1949 г. - Мертон - "Социальная теория и социальная структура"(часть глав посвящена этосу науки). Позже Мертон корректировал формулировки с точки зрения того, что 1 человек принадлежит одновременно разным сообществам, и нормы всех их влияют на него.

Его концепция была подвергнута критике. Социолог Митров(ф?) проанализировал работу коллектива из 42 ученых в1942 году и пришел к выводу, что происходит конфликт не между научными и вненаучными нормами, но внутри самих научных норм. Он формулировал 4 контрнормы, и показал, что они работают на деятельности научного сообщества в анализе своем.

Универсализм - партикуляризм. Коммунизм - Индивидуализм. Незаинтересованность - заинтересованность(свои интересы и группы ученых, которой принадлежит). Организованный скептицизм - организованный догматизм(верить в свои находки, чужие подвергать сомнению). Опрошенные ученые считали, что контрнормы играют положительную роль - экономия времени, поддержание работы. Эти контрнормы ведут к расшатыванию концепцию этоса науки. Контрнормы - можно использовать для оправдания действий - значит, это не нормы. Причем приятие или неприятие норм зависит от ситуации. Вывод: настолько просто поведение научного сообщества описать нельзя.

Было обнаружено множество эффектов, связанных с особенностями поведения научного сообщества как целого. Самый известный обнаружен Мертоном – эффект Матфея. В 60е годы был проанализирован принцип принесения даров. Принято использовать систему принесения даров: копии статей коллегам. Или оставить результаты потомкам. Эффект Матфея: научный вклад будет иметь в сообществе больший резонанс, если он представлен ученым, имеющим высокий статус в сообществе.

Закон Брайса: половина научных работ, публикуемых по данному сектору исследования, подписываются именами, составляющими по числу корень квадратный от числа авторов и ученых, работающих в данной области. Эффект нимба – часть имен фигурируют в большинстве статей данной области. Эффект Матильды - дискриминация по половому признаку.

 

Вопрос 26


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.