Наука в западной Европе в позднем средневековье. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наука в западной Европе в позднем средневековье.

2017-06-03 756
Наука в западной Европе в позднем средневековье. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

13-14 вв. Несколько важных вещей. Во-первых, возникают несколько университетов. Самый важный для нашей истории Оксфордский университет (12 век) и Парижский университет (12-13 век). Во-вторых, возникает инквизиция (католическо-церковный суд, занимающийся вопросами, связанными с ересью), и в третьих, возникают два очень важный монашеских ордена. Дело в том, что в средние века наукой занимались в основном монахи. Это доминиканский и францисканский ордена. Знаменитые доминиканцы: Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский. Они с одной стороны, профессора Сорбонны, а с другой – монахи.

Францисканцы тоже преподавали в Париже и в Оксфорде, но, в основном, именно Оксфордская школа связана с ними. Для них была характерна, с одной стороны, тенденция вернуться от античного происхождения умозрительных схем к простоте истины Христовой. Основная идея Франциска состояла в восприятии всерьез того, что говорится в евангелие, и в том, чтобы жить по евангелию (помогать ближнему, нести благую вести, делать это с любовью, радостью,...). Сам Святой Франциск был весьма поэтической личностью и весьма неравнодушной к природе. Это не только «брат солнце» или «брат ветер», но и травы, и цветочки, и птички, и звери.... Любовный взгляд на мир охватывал не только людей, но и природу. В этом смысле у францисканцев мы увидим практическую ориентацию знания. С одной стороны, когда францисканство оформилось как направление, как орден, когда его представители стали учеными, они, конечно, впитали в себя и античную традицию. Например, было особенное влияние текстов Августина. С другой стороны, было представление, что христианство должно было быть практикой. Оно должно быть знанием, которое служит человеку. Отношение христианина к людям несимметрично: к себе и и к другому человеку разное. К себе – строго, к другому – щедро и сострадательно. Поэтому, для францисканских ученых наука должна помогать человеку обустраивать свою жизнь.

Далее, францисканские учены (англичане, шотландцы и ирландцы) имели те же особенности, которые мы увидим у ученых Британии 17-18 и 19ого веков. У них четко выражены эмпирические тенденции. Они подчеркивают роль опыта в познании, делают акцент на индивиде, а не на общем. В этом смысле характерная позиция Уильяма Оккама в споре по проблеме универсалий, к котором Оккам принимал сторону номинализма (скорее, чем реализма). Ньютоновское «гипотез не измышляю» для них также характерно. Бог не просто действует, а действует максимально экономно, достигает своей цели самым прямым и кратчайшим путем. Отсюда принципы экономии мышления.

Родоначальник оксфордской школы, Роберт Гроссетест, формирует идею эксперимента. Эмпирическая методология была в античности (Аристотель, «Вторая аналитика»). Индуктивное положение дополнялось дедукцией. Из опыта угадываем общее положение, затем осуществляем некоторый вывод. Оксфордцы особо подчеркивали роль опыта. Роберт формулирует идею эксперимента. Вроде ничего нового он не говорит по сравнению с Аристотелем, который говорил, что мы не можем рассматривать мир во всем многообразии, поэтому мы выделяем один аспект, а от остального отвлекаемся. Роберт применяет это для опыта. Так он формирует идею избирательного эксперимента. Он приводит такой пример: принятие какого-то лекарства вызывает некий эффект. Возможно, человек еще что-то съел, принимал другие лекарства. Как же понять, дает ли именно это вещество такой эффект? Для этого надо давать только одно вещество. Сначала выхватили некую догадку, потом пытаемся проверить на более искусственно созданных ситуаций. Это 13 век!

Другая идея оксфордцев (ученик Роберта Гроссетеста, Роджер Бэкон (Не Фрэнсис! Фрэнсис жил в 17ом веке)) - подчеркивать не только роль опытов, но и роль математики. Их взгляд на математику тоже подчерпнут из античности. Математика как образец обосновывающего знания, была еще у Галена. Может показаться, что физика Аристотеля чисто качественная. Но на самом деле это тоже не так. У него в состав математики входит не только арфиметика, геометрия, астрономия и музыка, но и оптика и механика (смешанные дисциплины). Роберт Гроссетест строит очень яркую концепцию, используя ряд источников: Аристотель (его тогда изучали все), Августин (неоплатонизм, с особым вниманием на умозрительное созерцания. Теория элиминации: наше мышление возможно только потому, что есть высший божественный разум. Как солнце, которое позволяет нам видеть), греко-арабская математика (оптика, астрономия).

Роберт создает красивую метафизику света. Пишет трактат «О свете или начале форм». Основная идея: каким образом бог создает мир? Сначала первую световую точку, которая как зачаток первоматерии всего, что есть в мире. Затем по законам оптики из этой точки распространяется свет, который некоторым образом преобразуется и образует весь мир. То есть мир - из света, который подчиняется геометрической оптике. Геометрия оказалась зашита в основу мироздания. Поэтому оптика воспринималась метафизически, была наукой о мистическом, связанным с природой бога.

Идеи оксфордской школы повлияли активно на Париж. Там появились авторы, которые наследуют эти идеи (Жан Буридан и Николай Орем). Когда этих авторов обнаружили историки науки, они были удивлены, что все идеи поздних веков были уже здесь. Но ведь новое в культуре это всегда тонкое смещение акцентов в том, что уже было. И эти авторы опирались на античность, но по-другому расставляли акценты, и в результате получалось что-то новое. На самом деле, такой оптимизм неоправдан: в средневековье уже все есть, но в зачаточном виде.

Вопрос 8

В эпоху Возрождения вновь занимает почетное место классическая античность, обычно противопоставляющаяся Темным Векам (которые так названы одним из первых гуманистов - Петраркой).

Одной из характерных черт эпохи стала секуляризация, т.е. процесс, в итоге которого наука и культура перестают быть прерогативой Церкви, формируется светская культура, независимая от монашества (бывшего основным носителем науки и культуры в Церкви), церковных школ. Человек в короткий срок, совершив грандиозный научно-технический рывок, увеличив свою мощь, стал менее зависеть от условий внешнего мира, почувствовал себя более свободным и уверенным. А потому старая христианская доктрина, по которой он вместе со всем миром - всего лишь творение Бога и целиком подчиняется ему, перестала соответствовать изменившимся историческим условиям. Необходимо было создать другое мировоззрение, которое удовлетворяло бы идейным запросам новой эпохи и в котором человек был бы более свободным и значительным существом, являлся бы не созданием потустороннего Творца, но частицей несотворенной, а потому вечной природы.В результате этого начинают появляться независимые школы и кружки, как, например, первые кружки гуманистов. Однако стоит отметить, что связь с религией как таковой не разрывалась, т.е. это была просто автономия, но не протест против неё.

Вторым важным аспектом стало появление движения гуманизма. Основное внимание гуманисты уделяли не Богу, как это обычно делалось, но человеку. Отношение гуманистов к человеку было религиозным, он стал сакральным предметом, на него перенеслись представления, сформированные в средние века по отношению к Богу. Гуманисты в первую очередь интересовались словесностью, многие их произведения считались в первую очередь литературной работой, которая обычно писалась в двух основных направлениях – морально-нравственной и политической философии. Один из ярких примеров образа человека у гуманистов – «Речь о достоинстве человека» Джованни Мирандола. Легко проследить сильное влияние античности, например, Бог-Творец создает мир, который похож на античный космос, являющийся иерархическим (мир делится на высшие и низшие сферы и каждая сфера населяется подобающими существами). Однако при этом античные взгляды смешиваются с христианскими. Например, у Мирандола одинаково важны Моисей и Тимей: «…завершив все дела, как свидетельствуют Моисей и Тимей…» (в контексте создания мира Творцом). Более того, гуманистическая позиция частично оказывается в согласии со многими другими, такими, как арабская, или с некоторыми мистическими течениями (Гермес Трисмегист, Каббала).

Иерархическое устройство мира, которое присуще как античности, так и концу Средневековья (яркий пример тому Данте Алигьери и «Божественная Комедия») начинает понемногу исчезать в произведениях гуманистов. Так, создав строго иерархичный мир, столь похожий на древнегреческий космос Бог-Творец затем создает Человека, основной смысл которого – не соблюдать иерархию космоса. Человек поставлен вне (и даже в каком-то смысле над) этой иерархии, он единственный, кто может разделить с Богом восхищение этим миром, тот, кто в первую очередь характеризуется собственной свободой: «…он не земной и не небесный, не смертный и не бессмертный, это все дано ему выбирать…». Это также подчеркивает уже упоминавшуюся секуляризацию, гуманисты предлагают восхититься Человеком и его свободой, а не Богом, который отступает на второй план. Качества Творца переносятся на Человека, постепенно появляется идеал Человека-Творца (художник эпохи Возрождения), который занимается и наукой, и искусством, который является и практиком и теоретиком.

Одним из важных событий середины-конца рассматриваемой эпохи была Реформация. Если попытаться кратко изложить её суть, то для реформации 16-17 века в центре внимания стояло отрицание иерархии. На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Полагалось, что иерархическое устройство Церкви отражает иерархию небесную, по крайне мере в своем идеализированном варианте, то есть представления об иерархичности мира были своего рода узакониванием Церкви и её структуры. Однако набирала силу идея, что Бог делает все сам, без посредников, потому и каждый человек может сам связываться с ним, что служило серьёзной мотивацией для перемен.

Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.

Представители данного направления – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью.

Именно разрушение иерархии считают зачастую ключевым элементом перемен, произошедших во время Возрождения, из-за неё описываемый мир претерпевает серьёзные изменения, что, разумеется, оказывает влияние и на науку.

Католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

Контрреформация в Западной Европе – католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж католической церкви и веры.

В результате католической реформы Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.

Серьёзные изменения претерпевает представление о бесконечности. Для античности бесконечность была неопределенной, непознаваемой, связанной с хаосом, а космос – это наложение некоторых границ на этот хаос, таким образом, бесконечность была отрицательно окрашена. Однако даже у неоплатоников Благо и Единое приобретают черты бесконечности в смысле мощи, которой они обладают и которую порождают, христианские мыслители продолжают развивать эту концепцию – бесконечность начинает ассоциироваться с Богом, с бесконечной творческой волей, с бесконечным разумом. Гуманизм же, как и прочие идеи, проецирует эту идею с Бога на Человека и на мир. Человек становится чем-то неопределенным и непредсказуемым и мир, который создаётся бесконечным творцом для бесконечного человека, должен быть ему под стать. Так эта концепция заняла своё место, и мир лишился не только иерархичности, но и конечности. Однако, помимо бесконечности космоса, развивается и другой тип бесконечности. Если для исследования неба строится телескоп, то практически одновременно появляются первые микроскопы, сильно меняющие представления о микромире, открывая живой мир, невидимый невооруженному глазу.

Публикация книги Николая Коперника «Об обращении небесных сфер» в 1547 году явилась знаковым событием в науке 16 века. Коперник критикует теорию эпициклов, не согласующуюся с наблюдениями и не дающую целой картины мироздания: «авторы геоцентрических теорий не смогли определить форму мира и точную соразмерность его частей». Сравнивая систему мира с механизмом, Коперник хотел построить простую модель солнечной системы, ее кинематический механизм. Такой механизм он нашел, относя движения всех планет, в том числе и Земли, к Солнцу. Делая Землю рядовым членом семейства планет, он порывал с аристотелевской и церковной доктринами о противоположности земного и небесного.

Из того, что движение Земли не отражается на видимой картине сферы неподвижных звезд, Коперник принял, что эта сфера чрезвычайно велика по сравнению с размерами орбиты Земли. Сама Вселенная бесконечно велика по сравнению с Землей: «Земля по отношению к небу, как точка к телу, а по величине, как конечное к бесконечному». Он сравнивает отношение Земли и Вселенной с отношением атома к телу. Новое учение о космосе обращает мысль к атомистике. Таким образом, геоцентрическая доктрина была вытеснена гелиоцентрической.

Книга Коперника поставила перед наукой ряд важных проблем. Перед астрономией она поставила задачу проверить соответствие новой теории фактам. Надо было уточнить наблюдения движения планет и выяснить, соответствуют ли эти наблюдения модели Коперника. В случае расхождения возникала задача выяснения его причин: происходят ли они от неправильности самой теории или от того, что теория, верная в своей основе, должна быть уточнена в деталях. И астрономическая наука, и навигационная практика нуждались в оптических приборах, в точных часах, в новых вычислительных средствах. Этим и определялись задачи науки на ближайшие десятилетия.

Теория Коперника нуждалась также и в физическом обосновании кинематической схемы. Естественно возникал вопрос: что связывает «машину мира» в единое целое, планеты с Солнцем, Землю с Луной? Каковы физические причины движения вообще и движения планет в частности? Астрономия нуждалась в механике, и не в той механике, которая была известна древним и по существу была статикой, а в новой механике, в механике движения — динамике. Для развития этой новой механики нужна была новая, динамичная математика.

Так из великого открытия Коперника возникла научная программа, осуществление которой привело к возникновению экспериментального и математического естествознания, в первую очередь механики и оптики.

Серьёзным препятствием для организации морских путешествий были основанные на учении греческого географа Птолемея географические представления, которые господствовали в средневековой Европе. Птолемей отвергал учение о движении Земли и считал, что Земля стоит неподвижно в центре вселенной; он допускал мысль о шарообразной форме Земли, но утверждал, что где-то на юге Юго-Восточная Азия соединяется с Восточной Африкой, Индийский океан замкнут со всех сторон сушей; таким образом, попасть из Атлантического океана в Индийский и морским путём достигнуть берегов Восточной Азии якобы невозможно. По господствовавшим в средние века воззрениям, заимствованным у античных авторов, Земля делилась на пять климатических поясов, причём считалось, что жизнь возможна только в двух умеренных поясах, у обоих полюсов находятся совершенно безжизненные области вечного холода, а у экватора — пояс страшной жары, где кипит море и сгорают корабли и люди на них.

Однако, с успехами науки и техники в Европе эти представления стали всё больше подвергаться сомнениям. Ещё в XIII в. Марко Поло и другие путешественники доказали, что в действительности восточный берег Азии не простирается бесконечно на восток, как думал Птолемей, а омывается морем. На некоторых картах XV в. Африка была изображена в виде отдельного, суживающегося к югу материка. Гипотеза о шарообразной форме Земли и едином океане, омывающем сушу, высказанная ящё античными учёными, находила в XV в. всё большее число сторонников. На основании этой гипотезы в Европе стали высказывать мысль о возможности достигнуть морским путём восточного побережья Азии, плывя из Европы на запад, через Атлантический океан. В 1410г. французский епископ Пьер д'Альи написал книгу «Картина мира», в которой он приводил высказывания античных и средневековых учёных о шарообразности земли и утверждал, что расстояние от берегов Испании до Индии через океан невелико и может быть пройдено при попутном ветре в несколько дней.

К 15 веку были созданы достаточно надежные для океанского плавания парусные суда (каравеллы), усовершенствованы компас и морские карты, приобретен опыт, необходимый для дальнего мореходства.

Великие географические открытия имели всемирно-историческое значение. Были установлены контуры обитаемых материков, исследована большая часть земной поверхности, было получено представление о размерах Земли. Великие географические открытия дали толчок к развитию не только самой географии, но многих других областей естествознания, предоставив новый обширный материал для ботаники, зоологии, этнографии. В результате Великих географических открытий европейцы впервые познакомились с рядом новых сельскогохозяйственных культур (картофель, маис, томаты, табак).

Вопрос 9

С 16 по 17 век происходит революция в науке, которую можно охарактеризовать двумя знаковыми событиями, соответствующими началу и концу этого периода. Первым из них, является публикация книги Николая Коперника «Об обращении небесных сфер» в 1547 году, а вторым, в некотором смысле завершающим период научной революции – публикация «Математических начал натуральной философии» Исаака Ньютона в 1687 году. Если труд Коперника стал причиной к тому, чтобы гелиоцентрическая модель стала господствующей над геоцентрической, то выход труда Ньютона ознаменовал появление классической механики, ставшей впоследствии образцом научного исследования. Мир Ньютона изотропен, однороден, все его точки – равноправны, а покой перестает быть естественным состояниям (для Аристотеля движение возникает лишь тогда, когда тело стремится к своему естественному состоянию – состоянию покоя). В этом мире нет Бога в традиционном понимании, однако до определенной степени его место занимает абсолютное пространство, которое у Ньютона несет сакральный характер. Вообще говоря абсолютное пространство должно удивлять сегодняшних естественников, поскольку на самом деле в механику оно пришло из богословия. Тем не менее нельзя не отметить, что мир становится очень не похож на средневековый космос.

 

Есть ещё одна важная фигура того времени - Иоганн Кеплер. Он занимался не только астрономией, но и астрологией. Множество усилий он вложил в попытки рассчитать гармонию мира посредством платоновых тел – правильных многогранников, пытался вписывать сферы в многогранники и таким образом описать движение планет, таким образом, оставаясь скорее в классическом ключе. Но он сделал крайне важный ход, разрушавший привычную картину мира, отказавшись от круговых орбит. Это ознаменовало перелом в математике. Античная математика была математикой совершенных тел, они имела дело с правильными фигурами, круговыми орбитами и т.д. Конечно, уже в античности были известны и менее совершенные фигуры, однако было абсолютно невозможно представить, чтобы одна из них описывала совершенный Космос. Кеплер выбирал именно эти, менее совершенные кривые – конические сечения, для описания движения планет (что является первым законом Кеплера). Второй шаг, который он сделал – он отказался от равномерности движения по орбите (второй закон). Таким образом, он закладывает фундамент классического анализа, который получает более-менее оформленный вид у Ньютона. Этот анализ описывает неровные, кривые контуры, фигуры, хотя и описывает их приближением к некоторым совершенным. Тем не менее это явилось важный шаг для математики.

 

Можно сказать ещё две вещи об отношении к математике. Во-первых, для большинства ученых (на самом деле эта традиция доживет даже до 19 века) математика воспринимается не только как способ описания, но как отображение того как на самом деле устроен мир. Именно поэтому можно зачастую увидеть математиков 18-19 веков, работающих с некоторыми формулами и понятиями, не имеющими строгих определений. Это следствие эвристического принципа, заключающегося в том, что математика отражает наш мир, поэтому, например, кривая обязательно будет дифференцируемой (что, разумеется, не так). Помимо этого математика была инструментом мистическим. Мотивация также понятна – если математика отображает наш мир, то мы можем искать в нем некие математические шифры, и пытаться их разгадывать. Последняя особенность восприятия математики связана с сильным развитием алгебры в эти века. В основном это было связано с большим количеством математических состязаний, где участникам предлагались различные задачи для решения на скорость, именно в это время появляются формулы для решения кубических уравнений. Поэтому зачастую математика воспринимается ещё и как некая машина для решения задач, действующая автоматически.

Отличие новой математики от старой: возникают функции и бесконечно-малые.

 

Формируется последняя черта, важная для научной деятельности. Мир становится неограниченным, что важно, поскольку наука должна постоянно открывать новые знания, но и человек получает способность постигать его, изменять и подстраивать под себя. Возникает связь науки и технической деятельности, совершенно не присущая античности, во времена которой наука была скорее неким созерцанием, которое если и может дать какой-то результат, то в лучшем случае нечто вроде удовлетворения интеллектуальной потребности. Френсис Бэкон формулирует важный принцип: «знание есть сила». Подлинное знание должно работать на человека, помогать ему преобразовывать и перестраивать в своих собственных интересах себя и мир вокруг него. Это станет важнейшей функцией научного знания для последующих эпох.

Натуральная философия И. Ньютона — это физика, не имеет ничего общего ни с натуральностью, ни с философией.

Вопрос 10

18 век Эпоха Просвещения (конец 18 — начало 19 века).

Обычно следует за сильным интеллектуальным рывком, сделанным группой ученных. Широкая пропаганда неизбежно упрощает данные идеи.

Следует за взлетом культуры 17 века.

Сциентизм проявляется в восхищении наукой, культ науки и человеческого знания. Человек гордится своим знанием и разумностью, свободой, уверен в своей способности решить все возникающие задачи.

18 век — эпоха, когда главные центры научной деятельности, - Академии (находились на государственном содержании).

Англия: после Ньютона намечается застой в науке.

Германия: 30-тилетняя война, включается в научную жизнь во второй половине 18 века.

Франция: Вольтер — связующее звено между философией науки и широкими массами.

Парижская Академия наук (1666 г) До возникновения: научная жизнь заключалась в научной переписке через Францисканского монаха Марена Мерсенна. После его смерти возникла Академия наук.

Лондонское королевское общество (1660 г.)

В Россию идет Просвещения проникают с Петровскими реформами Петербургская Академия наук (1724 г.).

Классическая механика:

Используя основания, которые заложил Ньютон, удалось решить многие задачи.

Механика освобождается от геометризма, характерного для Ньютона. Механика становится аналитической (геометрия Лагранжа). Удается описание движение жидкости и газа (Эйлер).

Физика.

Развивается электричество и магнетизм.

Механика воспринимается как эталон науки. Все явления должны объясняться с механической точки зрения.

Математика.

Разработка идей 17 века. Развитие математического анализа (дифференциальное и интегральное исчисление). Использованные методы были необоснованными. Даламбер: «Идите вперед, и уверенность придёт к вам».

Механицизм: всё есть механизм, то есть предмет механики.

Германия: возникновение романтизма. Романтическое движение противопоставляет разуму некоторое чувство, рациональному — интуитивное. Интерес к загадочному, иррациональному, таинственному. Математику противопоставляется образ поэта — того, кто может постигнуть природу Романтики. Делают акцент на конкретном человеке. Примеры: Э. Гофман «Песочный человек» (если мир представить как автомат, то в нем можно сойти с ума), «Повелитель блох» (карикатура на естествоиспытателя). Также романтик Гёте. Романтизм — реакция на крайности эпохи Просвещения.

Основной эпистемический треугольник

Ученый может построить мир, потому что за ним стоит следующая схема:

1. Бог

2. Сотворил человека, способного постигать мир и действовать в нем

3. Сотворил мир, вложил законы (устроил мир математическим способом)

 

1 -> 2, 1 -> 3, 2 -> 3

 

Или тео-космо-антропологический треугольник.

1. Бог

2. Человек

3. Мир

1->2,1->3,2->3.

 

Бог устраивает человеческий разум таким образом, что человек может постигать этот мир. На этом основании оптимизм ученых 18 века, они верили в «предустановленную гармонию». Именно поэтому развивают новые области, необоснованно пользуются дифференциальным и интегральным исчислением, смело оперируют с бесконечными величинами.

Широкое использование дифференциальных уравнений, развитие алгебры, теории вероятности.

 

Выделение геологии как самостоятельной науки связано с появлением горных школ, в которых подготавливали специалистов по работе с полезными ископаемыми. Авраам Готрих Вернер - «отец геологии» - возглавил школу геологии в Германии в 1775 г.

Спор о возникновении пород:

Нептунисты: связано со всемирным потом (водой)

Плутонисты: связано с вулканической породой.

 

Выделение биологии:

Карл Линней, Шорт Бюфон: систематизация в областях ботаники и зоологии. К концу 18 века за словом «биология» закрепляется современное понимание.

 

Становление химии:

Вторая половина 17 века (Д. Бойль) — конец 18 века (отказ от теории флогистона в пользу кислородной теории Лавуазье).

Эпоха Просвещения — эпоха веры в научный разум, в способность разума преобразовывать жизнь.

В 18 век активно занимались вопросами истории. История - непрерывный и постепенный процесс.

Вера в прогресс на основании научного знания.

Вопрос 11

19 век – позиция науки существенно упрочняется. Увеличение социальной потребности в ней, что связано с промышленной революцией, которая началась с последней трети 18 века. В этом отношении лидером оказалась Англия.

Протестантизм – То сочетание науки и религии, которое позволяло развитие первой.

Англия: начало промышленной революции, становление капитализма. Это система представлений, которая сильно отличается от предыдущих. Центральный момент – понятие частной собственности, наряду с социальным равенством и свободой предпринимательства; главный двигатель в этом экономическом устройстве – стремление к получению прибыли. Вообще это в некотором роде идеализация, т.к. капиталистического общества никогда не существовало.

Здесь начинается переустроение жизни общества, активная урбанизация, активное развитие промышленности. Следовательно, на этом фоне социальный запрос и соц статус ученых начинает существенным образом меняться. В 19 веке можно видеть, что наука уже конституционализирована привычным образом.

Наряду с Академиями начинают играть важную роль университеты. Образ ученого, который сочетает научную деятельность с преподаванием в высшей школе, становится основным образом, помимо этого возникает связь науки с военным делом и оборонными проблемами, потребностью вести войны (французская политехническая школа). Если говорить о наследовании и преемственности от эпохи Просвещения, то в 19 веке сохраняется оптимистическая вера в науку, вера в научный прогресс, в то, что жизнь становится лучше под воздействием науки. На рубеже 19 и 20 веков ситуация изменится, надломится. Продолжается победное шествие и развитие наук, но постепенно возникают некоторые тревожные симптомы. Рассмотрим это на примере разных областей наук. Промышленная революция вызвала большой подъем, так что ученых становится больше, и как следствие самой науки.

Математика:

Продолжают развиваться те области, которые были начаты в 17-18 веках. Развиваются абстрактные области (раньше (вплоть до 18 века) математика привязана к реальности, приложениям (с устройством мира): производная имеет очевидное приложение – скорость изменения процесса, функции также описывают некий процесс; немного другое дело с алгеброй, но в те века алгебра была наукой для решения систем уравнений, которые тоже практически всегда имеют наглядную интерпретацию), которые не находят аналога в реальности. Появление мнимых чисел (еще в 18 веке). Какое-то время в математике они не несли смысла определенного, но они были необходимы при абстрактных преобразованиях. Но наряду с этим дается геометрическая интерпретация комплексного числа, и они помогают в решении многих задач, в том числе в гидродинамике. В 19 веке математика превращается в набор подобных фикций: то есть, возникает все больше и больше построений, для которых нет прозрачного приложения. Гамильтон строит кватернионы изначально как чисто абстрактную конструкцию, которые потом используются в векторных представлениях в физике с конца 19. Но если в алгебре легче воспринимать такие построения, то геометрия ведь описывает мир вокруг нас. Если в начале 19 века была известна только геометрия Евклида, то к концу появляются неевклидовые геометрии — чисто математические построения и геометрия воспринимается как спектр, охватывающий бесконечномерные пространства и пространства нулевой кривизны. Пока еще не было концепции чисто формальных математических теорий. Представление о математики, как о наборе формальных теорий возникают благодаря Гильберту в конце 19 века. К этому его подведет все развитие математики этого века, потому что математика будет трансформироваться в эту сторону. Тут возникает вопрос, какая геометрия описывает наш мир?

Внешне 19 век более религиозный, чем 18век, который являлся веком атеизма и бунта против церкви, как и религии вообще. Но в конце 19 века Ницше утверждает, что Бог умер, то есть внешняя оболочка есть, а внутреннее наполнение отсутствует; здесь он ставит диагноз не кому-то конкретному, а эпохе в целом. За внешним благополучным видом Викторианской эпохи обнаруживались жуткие бездны и пробелы. На самом деле, реального присутствия Бога в этой эпохе становится все меньше. Именно в 19 веке скажут, что человек придумал Бога и наделил его своими лучшими свойствами, а не Бог создал человека. (эта идея давно носилась в воздухе, но впервые была сформулирована Фейербахом в 19 веке) Постепенно появляются теории Дарвина: естественный отбор показывает, что человек может выжить в мире и теория эволюции. Раз человек выжил в этом мире, то значит, что он может выживать и может эффективно действовать, потому что если бы его способ познания плохо соотносился с миром, то он просто бы не выжил.

Постепенно формируется мнение, что наука лишь строит модели мира (описания), которые лучше или хуже соответствуют реальности — разрушение треугольника. Исчезла связь между человеком и миром (исчезли гарантии существования связи). (Декарт был ярым фанатом ТКА- треугольника, он считал, что Бог, который не является обманщиком – это главное связующее звено, и его существование можно доказать)

В конце 18 века классический представитель позднего Просвещения шотландский философ Томас Рид говорит «если мы обмануты своим Творцом, то этому нельзя помочь». Возникает вопрос – а если Творца вообще нет? То мы не можем быть обмануты и можем обманываться, сколько угодно, то есть никаких гарантий нет.

В 19 веке возникает стремление подвести фундамент под методы, используемые в естествознании. В первую очередь это весь процесс обоснования анализа, начиная с построения теории пределов Коши и Вейерштрассом, попытки построения строгой теории действительного числа, которое лежит в основе теории предела и других. К концу 19 века появляется теория множеств, изначально рассматриваемая Кантором как универсальная основа математики, в том числе и понятия действительных чисел. По мере усовершенствования математического анализа в нем появляются странные объекты (непрерывная, но нигде не дифференцируемая функция, что нельзя представить наглядно). С помощью способов рассуждения, используемых в теории множеств, можно было строить парадоксальные утверждения (парадоксы теории множеств), что привело к спорам об основаниях математики. Был целый ряд школ, которые понятия множества и даже действительного числа воспринимали по-разному. Вместо единой математики, получилась запутанная картина.

20е года 20го века. Часть алгебры окончательно превращается в абстрактную структуру. Хотя на протяжении 19 века усилиями Галуа, Гамильтона алгебра уже перестала быть наукой только для поиска решений СЛУ.

Именно в 19 веке происходит сильное развитие логики, в результате чего она полностью поменяет свой облик:

Нельзя не упомянуть такого ученого, как Буль. К концу 19- началу 20 веков формулируется так называемая аксиоматическая логика. Математическая логика описывает классическую логику, но и не только ее, но и другие логические конструкции. Оказывается, также есть много всяких логик, всяких логических исчислений разной степени сложности, из которых выводится классическая Аристотелевская логика. Эта ситуация слегка напоминает ситуацию с гильбертовой геометрией (появляется целый спектр сильно отличающийся от аристотелевской).

Вопрос 12

Физика:

Связанные с изучением электро-магнитными явлениями вплоть до открытий Максвелла и Герца (конец 19 века). Далее физики пришли к выводу, что все возможные задачи решены. Но была создана теория относительности, квантовая механика (начало 20 века).

Физика становится ненаглядной, силь


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.