Управление конфликтом – это целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью примирения, устранения разногласий между ними. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Управление конфликтом – это целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью примирения, устранения разногласий между ними.

2017-06-02 290
Управление конфликтом – это целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью примирения, устранения разногласий между ними. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как одна из его сторон, так и третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании (например, ООН в разрешении арабо-израильского конфликта). Но кто бы ни выступал субъектом управления конфликтом, условием его урегулирования является решение ряда универсальных задач:

- воспрепятствовать возникновению конфликта либо его разрастанию;

- вывести теневые, латентные, неявные конфликты в открытую форму, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы и следствия взаимодействия сторон;

- минимизировать степень социального возбуждения.

Надо разграничивать урегулирование - предполагает снятие остроты противоборства сторон, но не устраняет причин конфликта, сохраняя определенную вероятность нового обострения отношений, и разрешение конфликта - означает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации, которое исключает повторение конфликта, т.е. устраняются его причины.

Для выработки технологий управления и контроля за конфликтами важно знание этапов возникновения, развития и окончания политических конфликтов.

На этапе возникновения конфликта главной задачей субъекта, управляющего течением этого конфликта, является раскрытие его подлинных причин и истинных целей, преследуемых его участниками. Субъект управления должен уметь отличать причины конфликта от повода (например, недовольство социально-экономическим курсом и начало проведения акций протеста). Субъект управления конфликтом может игнорировать возникновение конфликта, давать ему возможность тлеть; избегать четкой оценки его природы; активно участвовать в урегулировании или разрешении конфликта.

На этапе развития конфликта важно получать достоверную информацию о том, расширяется или сужается область распространения спора, какова степень его интенсивности. Особое значение приобретает борьба с дезинформацией.

Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза. Возможны два основных варианта окончания конфликта – достижение примирения сторон либо их непримиримость (неразрешимость конфликта). Неразрешимость конфликта требует пересмотра действий по его решению, совершенствования или поиска новой стратегии и тактики управления конфликтом. Иногда конфликт может разрешиться сам по себе, без попыток его сознательного урегулирования (например, из-за утраты предмета спора, истощения ресурсов, усталости политических субъектов и т.д.).

Можно выделить два наиболее общих пути примирения сторон:

1. Мирное урегулирование конфликта в результате достижения компромисса; соглашения, основанного на взаимных уступках; истощения ресурсов одной или нескольких сторон; обретенного в ходе спора взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.

2. Примирение на основе принуждения. В основе этого навязываемого одной из сторон (или третьей силой всем сторонам) характера взаимодействия может лежать:

- явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит - с другой;

- изоляция одной стороны конфликта, ослабление ее позиций, поражение;

- уничтожение, «тотальное истребление противника», в результате чего мир устанавливается в отсутствии врага.

Выбираемые субъектом управления конфликтами средства должны соответствовать культурно-историческим, цивилизационным особенностям политического развития страны (региона, субъекта), учитывать временные обстоятельства ведения спора, психические черты действующих лиц.

Наиболее распространенным средством достижения примирения сторон являются переговоры, которые представляют собой прямое или косвенное общение сторон, направленное на такое согласование взаимных интересов и целей, которое может привести к снижению интенсивности или завершению конфликта. Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний. Консенсус - означает согласие, принятие участниками переговоров солидарной позиции по тем или иным вопросам. Посредничество – это участие в переговорном процессе третьей, нейтральной стороны с целью выработки позитивного для обеих сторон решения. Принципами посредничества являются нейтральность, объективность, компетентность, авторитетность, нравственность. Арбитраж – это передача спора на рассмотрение третьей стороне, решение которой будет обязательным для обеих сторон. Это более жесткий способ, чем переговоры и посредничество.

 

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

У современного государства значитель­но увеличился объем функций.

Оно создает условия для развития образования, осуществляет мероприятия по за­щите окружающей среды, развивает общественный сек­тор экономики, где производятся «общественные блага», потребляемые членами общества совместно: транспорт, связь, уличное освещение, пожарная служба, служба спа­сения и т.д. Государство обеспечивает безопасность обще ства, создавая специальные органы охраны общественно­го порядка, предоставляя возможность защитить свои права и интересы в суде.

Все эти функции называют «социальными». Социальная политика является важнейшим направлением государ­ственной политики.

В социальной политике очень большую роль играет морально-правовой аспект, в рамках которого социальная справедливость выглядит как понятие о должном. Справедливость содержит требование соответствия между ре­альной значимостью различных индивидов, а также соци­альных групп и их социальным положением, между правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.п.

В зарубежной и отечественной науке существует боль­шой спектр подходов и определений социальной полити­ки.

1) Соци­альная политика рассматривается как общественные дей­ствия по решению проблем, затрагивающих все общество. Цель социальной политики при таком подходе — способство­вать достижению целей общества.

2) Соци­альная политика ориентирована на стабилиза­цию социально-трудовых отношений, регламентирование отношений труда и капитала.

3) Социальная политика - вид общественной деятельности, нацеленная в первую очередь на потенциально опасные слои — нетрудо­способных, маргиналов, деклассированных элементов, — чтобы через систему государственной помощи и общественной благотворительности обеспечить низшим слоям минимально приемлемый уровень удовлетворения их потребностей.

4) Социальная политика - технология управления обществом. Социаль­ная политика в таком контексте - это инструмент, смяг­чающий негативные последствия индивидуального и социаль­ного неравенства через систему редистрибутивных (перерас­пределительных) мероприятий. Главным инструментом ее реализации выступает налоговая политика.

Социальная политика - это деятель­ность государства и/или общества (общественных инсти­тутов) по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяю­щих согласовать интересы этих групп с интересами чело­века и долговременными целями общества.

Главным объектом социаль­ной политики является социальная сфера общества.

В социальную сферу общества входят отношения между обществом и личностью, отношения между существующими в обществе социальными группами: социально-классо­выми группами, этническими, профессиональными, ре­лигиозными, демографическими и др.

Социальная защита предусматривает систему законо­дательных, экономических, социально-психологических гарантий населению и обеспечивает социальную справед­ливость различным его категориям. «Социальные гарантии» — те обя­зательства, которые берет на себя общество в лице госу­дарства. Эти обязательства реализуются в определенных мероприятиях и действиях, которые осуществляет госу­дарство, а также некоторые негосударственные институты и организации, что позволяет человеку опереться на силу и возможности общества в тех или иных областях жизни.

При таком подходе главная задача социальной полити­ки ~ это защита человека, обеспечение его безопасности. В данном направлении деятельности государства проявля­ется «защитная» функция социальной политики.

Итак, в границы социальной политики включаются такие специфические направления:

• политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние);

• политика в сфере труда и трудовых отношений (опла­та труда, охрана труда и социальное страхование, заня­тость населения и др.);

• социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии и др.);

• основные направления развития отраслей социаль­ной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культу­ра, физическая культура и спорт);

• социоэкологическая политика;

• политика в области современной инфраструктуры (жи­лье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслу­живание);

• политика в отношении отдельных категорий населе­ния (семейная, молодежная политика, политика в отно­шении пожилых и инвалидов, а также миграционная по­литика.

Существует специальная система учета, которая отра­жает состояние социальной сферы общества - социальная статистика. Она включает огромное число показателей: среднюю продолжительность жизни, уровень детской смерт­ности, соотношение минимальных и максимальных доходов в обществе, размер средней заработной платы, соотноше­ние минимальной заработной платы и минимального по­требительского бюджета, уровень потребления определен­ных продуктов питания, обеспеченность жильем, телефо­нами, предметами длительного пользования и т.д. На ос­нове этих показателей государство осуществляет контроль за развитием социальной сферы, принимаются решения о необходимости внесения изменений в те или иные направ­ления социальной политики

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Предпосылки социального государства начали складываться в конце 19 века. Именно тогда в ряде европейских стран появились институ­ты страхования. Первой страной, которая ввела элементы социального страхования, стала Германия в годы правления Бисмарка. Был принят ряд законов, закрепивших систему обязательного страхования на случай болезни (1883), от не­счастных случаев на предприятиях (1884), а также по инва­лидности и по старости (1889). Затем подобные законы были приняты в других странах.

Само понятие «социальное государство» ввел в науч­ный оборот в конце 19 века известный немецкий ученый Людвиг фон Штайн. Широкое рас­пространение термин «социальное государство» получил после того, как был юридически закреплен в Конститу­ции ФРГ 1949 года.

Социально-правовое государство — это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека Т.е. г лавная роль социального государст­ва заключается в создании условий для максимального обес­печения социальных гарантий.

Се­годня основными параметрами социального государства любого типа считаются:

• развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет и разме­ры бюджетных отчислений на социальную сферу;

• развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

• развитая правовая система, где осуществлено разде­ление властей, четкая реализация функций каждой ветви власти; отработана нормативно-правовая база социальной работы, взаимодействие государственных органов, граж­данского общества и частных инициатив.

Механизм реализации целей социального государства зависит от господствующей идеологии и воплощается в социальной политике. Социальное государство немысли­мо без политической доктрины, экономической модели и ее финансового обеспечения. Социальная политика фор­мируется с учетом конкретно-исторических условий каж­дой страны.

Характер социальной политики, которую проводит го­сударство, зависит от многих факторов.

Во-первых от характера самого государства, его приро­ды, системы базовых ценностей, которые воплощаются в его государственной идеологии.

Во-вторых, от особенностей социальной структуры об­щества, тех процессов, которые происходят в социальной сфере.

В-третьих, от ресурсов национальной экономики, то есть от тех возможностей, которые обеспечиваются резуль­татами экономического развития той или иной страны.

Социальная политика в современном мире осуществ­ляется различными субъектами, прежде всего государст­вом, а также негосударственные субъекты, выражающие интересы тех или иных групп общества, об­щественные движения и объединения, а также сами граж­дане (гражданские инициативы). Среди субъектов социальной политики выделяются по­литические партии. Так, после второй мировой войны укрепили свою власть «левые» силы, особенно социал-демократические партии. За время своего правления они сделали очень мно­го для того, чтобы жизнь трудящихся была социально, политически и экономически защищена от стихии рыноч­ных отношений.

В 80-е годы XX века в Западной Европе и Северной Америке пришли к власти неоконсервативные партии с иными критериями социальной справедливости. М.Тэтчер и Р.Рейган стали первыми поли­тиками, которые поменяли ориентиры социальной поли­тики в своих странах. Неоконсерваторы, придя к власти, пересмотрели место и роль социального государства в об­ществе. По их мнению, конкуренция за рабочие места по­лезнее для общества, чем полная занятость. Они утвержда­ли, что безработица стимулирует повышение производи­тельности труда, повышает заинтересованность в его ре­зультатах, пробуждает новые стимулы к труду и способст­вует искоренению иждивенчества. Поэтому неоконсерва­торы значительно урезали социальные программы и рас­ходы бюджета на социальные нужды: пенсии, пособия безработным, многодетным семьям и т.п. В образование, медицину, социальное страхование и другие сферы жиз­недеятельности был допущен частный бизнес. Широко проводилась приватизация квартир, расширились льготы для строительства нового жилья (коттеджей, домов). По­ощрялся мелкий и средний бизнес через льготные креди­ты и налоги, через его освобождение от давления «верхов» (государства) и «низов» (профсоюзов, трудящихся). Про­водилась политика превращения максимального числа лиц в собственников. Так складывалась ситуация для мобилизации новых сти­мулов к труду.

Существует также и либеральный вариант социальной политики. Для либерализма важнейшими из политических ценностей являются индивидуальная свобода и права че­ловека. Либералы, проводя социальную политику, стре­мятся избегать в ней крайностей, например, допускаемо­го социал-демократией усиления государства, которое может привести к «умалению» прав человека. В то же время они поддерживают практику обеспечения высокого уров­ня жизни, когда исключаются нищета, безработица, без домность, что, по их мнению, исключает нарушение че­ловеческих прав. Они не приемлют «бездушность» госу­дарства по отношению к социально незащищенным сло­ям населения, так как это ущемляет права человека, но высоко ценят стремление использовать инициативу масс для достижения гражданами личного успеха в экономиче­ской сфере и за ее пределами.

В странах мировой системы социализма и Советском Союзе реализовывалась особая модель социальной поли­тики, социалистическая социальная политика, которую часто называют советской моделью. Для нее характерна ликвида­ция тех социальных групп и классов, которые были носи­телями частнособственнических отношений (капиталистов, землевладельцев, банкиров, торговцев и т.п.). В качестве главной цели развития стала рассматриваться непротиво­речиво-однородная социальная структура общества, в ко­торой нет места различным социальным и экономическим интересам общества. Происходило идеологическое приук­рашивание действительности, не показывалась реальная социально-экономическая дифференциация общества. Происходила унификация форм собственности в сфере экономики. Все стало государственным, «общенародным». Распределительная политика была частью командно-ад­министративного управления экономикой. Стимулы к труду и творчеству масс терялись. Власть превращала человека в «винтик» государственной машины. Общественные орга­низации теряли функцию представительства интересов во властно-государственных структурах. Укоренился принцип остаточного финансирования социальной и духовной сфе­ры. Сформировалось устойчивое отставание в производст­ве товаров, ориентированных на запросы человека. В ре­зультате сложилась ситуация, когда всеобщий труд совет­ского народа при наличии колоссальных природных бо­гатств и высокого интеллектуального и научного потен­циала населения не мог обеспечить высокий уровень жиз­ни и ее качество.

Показателем роли и значения социальной политики в современном мире является то, что многие из ее компонен­тов получили закрепление в важнейших международных до­кументах, таких как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международный пакт об эко­номических, социальных и культурных правах, Междуна­родный пакт о гражданских, политических правах, а также во многих других документах ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ.

Применительно к государственной социальной политике ис­пользуется понятие «сильная» или «слабая» социальная политика. О сильной социальной политике говорят тогда, когда социальная политика является приоритетным направлением государственной деятельности, и государство расходует на социальные нужды существенную часть своего бюджета.

Социальная политика реализуется в системе специаль­ных социальных (общественных) программ и проектов. Про­граммы разрабатываются и реализуются во всех сферах социальной жизни. Это программы повышения доходов, развития здравоохранения и образования, пенсионного обеспечения, жилищного строительства, развития соци­ального предпринимательства, социальной защиты различ­ных групп населения, планирования семьи, комплексные государственные программы, касающиеся серьезных об­щественных проблем и т. д.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.