Правописание окончаний имён прилагательных. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Правописание окончаний имён прилагательных.

2017-06-03 1002
Правописание окончаний имён прилагательных. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода проверяйте ударными окончаниями.
Род.п.(какого?) стро'йного молодо'го клёна глубо'кого большо'го озера
Дат. п. (какому?) стро'йному молодо'му клёну глубо'кому большо'му озеру
Твор. п. (каким?) стро'йным молоды'м клёном глубо'ким больши'м озером
Предл. п. (о каком?) (о) стро'йном молодо'м клёне (о) глубо'ком большо'м озере
В именительном падеже единственного числа мужского рода прилагательные без ударения имеют окончания -ый, -ий, а под ударением — -ой. Стро'йный молодо'й клён. Большо'й глубо'кий пруд.

Упражнение 189 (223). Придумайте и запишите предложения с данными словами так, чтобы эти слова стояли в родительном, творительном и предложном падежах. При записи подчёркивайте безударные окончания прилагательных.

Большой красный флаг; густой тенистый лес; голубое шёлковое платье.

Упражнение 190 (224). Такое же задание, как и в упражнении 189 (223).

Крутой песчаный берег; молодой храбрый солдат; тёмное дождевое облако.

Безударные окончания прилагательных женского рода проверяйте ударными окончаниями. Им. п. (какая?) краси'вая лесна'я полянка Род. п. (какой?) краси'вой лесно'й полячки. Вин. п. (какую?) краси'вую лесну'ю полянку Твор. п. (к а к о й?) краси'вой лесно'й полянкой

Упражнение 191 (225). Придумайте и запишите предложения с данными прилагательными так, чтобы эти прилагательные стояли в родительном, винительном и творительном падежах единственного числа; при записи безударные окончания прилагательных подчёркивайте.

Прекрасная родная страна; тёмная грозовая туча; холодная ключевая вода; стройная молодая берёзка.

Упражнение 192 (226). Такое же задание, как и в упражнении 191 (225).

Густая зелёная трава; широкая прямая дорога; тёмная осенняя ночь; угрюмая сибирская тайга.

В предложении имя прилагательное согласуется с существительным, т. е. стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное. Объясните это на данном примере: Сколько тут было кудрявых берёз! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели, Там поднимался дубок молодой, Птицы царили в вершине лесной. Н. А. Некрасов.

 

Упражнение 193 (227). Перепишите статью и вставьте вместо точек подходящие прилагательные.

В... полдень июльского дня я вздумал пойти к реке. К ней вела... тропинка. У самой реки росли... кусты ивняка. Берега реки были... В... воде мелькали... рыбки. Над водой с... щебетаньем носились... ласточки. Вдали синел... лес. На... горе виднелось селение.

Упражнение 194 (228). Каждое выделенное прилагательное выпишите с тем существительным, с которым оно согласовано. Как определить род, число и падеж прилагательных?

ЭСКАДРА КАПИТАНА ДЕЖНЕВА.

Тихо качались на волнах парусные суда. Скалистый берег терялся за далёким горизонтом. Беспредельной гладью раскинулась водная пустыня. По небу неслись редкие облака. Чайки белыми крыльями скользили по воде. Широкие паруса несли эскадру вперёд. Капитан Дежнев пристально всматривался вдаль зоркими глазами.

Упражнение 195 (229). Такое же задание, как и в упражнении 194 (228).

ПЕРЕД ГРОЗОЙ.

Я ехал с охоты вечером. Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно подымалась из-за леса. Надо мною и мне. навстречу неслись длинные серые облака. Душный жар сменился влажным холодом. Дорога вилась между густыми кустами орешника. Дрожки прыгали по твёрдым корням столетних дубов и лип. Сильный ветер внезапно загудел в вышине. Крупные капли дождя резко застучали по листьям.

Прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже единственного числа имеют окончания -ого, -его, например: Светит, греет солнце ясное С неба (какого?) синего, высокого. К нам идёт весна прекрасная С юга (какого?) тёплого, далёкого.

Упражнение 196. Спишите примеры; слова, данные в скобках, поставьте в родительном падеже; окончания прилагательных подчеркните.

1. В лесу красиво белели палатки (пионерский лагерь). 2. Отряд расположился на отдых у опушки (сосновый лес). 3. К станции подошёл поезд (дальнее следование). 4. На склонах (глубокое ущелье) не росло никакой растительности. 5. На улице был слышен шум (весенний дождь). 6. Из-за туч показался край (голубое небо).

Упражнение 197 (232). Составьте и напишите предложения с данными прилагательными и существительными, поставив их в родительном падеже единственного числа; употребляйте предлоги у, из, от, без, близ, до, для, какие потребуются по смыслу.

Красная площадь, большой город, летний день, свежий ветерок, бурное море, верхний этаж, проворная ящерица, яркое солнце, весенний сев, малолетний брат, резвая белка, голубое небо, соседнее село, дальнее плавание, светлый май.

Упражнение 198 (233). Допишите окончания родительного падежа единственного числа прилагательных.

I. Хороши летние ночи. Сидишь где-нибудь у крут... обрыва и смотришь. У ближн... леса серебрится река. С ясн... неба глядят тысячи звёздочек. С соседн... поля доносится крик перепелов.

II. 1. Зашумели воды быстр... ручья. 2. Лыжи делают из гибк... и прочн... дерева. 3. Из-за ближн... соснов... леса выглянуло солнышко. 4. Жил старик со старухою у самого син... моря. 6. Радостные песни мы с тобою сложим, для родн... края счастье приумножим.

Упражнение 199 (234). Спишите статью, поставив прилагательные, которые даны в скобках, в родительном падеже (на вопрос к а к о г о?).

СЕЛО СМОЛЬНОВО.

Село Смольново расположено у (крутой) обрыва высокой горы. Под горой раскинулась широкая равнина. Налево, среди (зелёный) луга, вьётся змейкой речка. Она пропадает у (дальний) леса. Направо, около (быстрый, светлый) ручейка, построен колхозный скотный двор. С (ясное, лазурное) неба ласково светит солнышко; оно золотит верхушки (тёмный) леса, сверкает в зелени (широкий) луга и блестит на колосьях (золотистое) поля.

В дательном падеже единственного числа прилагательные мужского и среднего рода имеют окончания -ому, -ему: По серому небу печально осенние тучки плывут. Цветы тянутся к горячему солнцу.

Упражнение 200 (235). Спишите примеры; поставленные в скобках слова измените по смыслу; окончания дательного падежа прилагательных подчеркните.

1. Ледокол „Седов" ведёт караван судов по (Великий Северный морской путь). 2. По (синее небо) неслись лёгкие облачка. 3. Рыбаки несут сети к (дальнее озеро). 4. Скоро конец (жаркое лето). 5. В колхозах готовятся к (весенний сев). 6. Самолёт направился к (пустынный остров). 7. Медведь бежал по (ледяное поле).

Прилагательные женского рода в дательном падеже единственного числа имеют окончания - ой, -ей: По чёрной, влажной пашне бродят грачи. Девочка обрадовалась шёлковой синей ленте.

Упражнение 201 (236). Спишите предложения; поставленные в скобках слова измените по смыслу; окончания прилагательных -ой, -ей подчеркните.

1. Пароход „Республика" причаливает к (речная пристань). 2. Срочный ремонт трактора поручили (комсомольская бригада). 3. По (пыльная дорога) идёт колхозное стадо. 4. Стая грачей летит к (берёзовая роща). 5. (Маленькая Таня) подарили книжку. 6. Медведь готовится к (зимняя спячка). 7. К (железнодорожная станция) приближается товарный поезд. 8. По (зеркальная вода) от зари алый свет разливается.

Нужно различать безударные окончания винительного и творительного падежей единственного числа прилагательных женского рода. Винительный падеж прилагательных женского рода имеет окончания -ую, -юю. Творительный падеж имеет окончания -ой, -ей, а иногда -ою, -ею. Для проверки безударного окончания прилагательных можно пользоваться вопросами: какую? —винительный падеж (в новую школу, в соседнюю деревню) и какою? какой? — творительный падеж (за новою школой, над соседнею деревней).

Упражнение 202 (237). Спишите примеры; окончания прилагательных женского рода -ую, -юю и -ою, -ею подчеркните; определите падеж прилагательных.

1. Я увидел маленькую девочку, которая правою рукою качала своего братца. 2. Опять уж нам прекрасною, весёлою и ясною повеяло весной. 3. Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. 4. Дорога шла узкой извилистой тропинкой. 5. Дети на снежную гору взбираются шумной, весёлой толпой. 6. Деревья оделись свежею зелёною листвой. 7. Передней лапой лиса попала в крепкую петлю капкана. 8. Мой брат работает в утреннюю смену.

Упражнение 203 (238). Допишите окончания прилагательных в винительном и творительном падежах единственного числа; ставьте вопросы к прилагательным.

Образец: В (к а к у ю?) летнюю ночь заря с зарёю сходится.

1. В летн... ночь заря с зарёю сходится. 2. С весел..., дружн... песнею работа лучше спорится. 3. Вот уж веет прохладой ночн.... 4. По ночам голубым, по зарям золотым всё покрыто росою душист..., а при свете зари на лугах косари уже машут косой серебрист.... 5. На вечерн... небе появились звёзды. 6. На зелен... лугу трещали кузнечики. 7. Перед утренн... зарёю братья дружн... толпою выезжают погулять, серых уток пострелять. 8. Подымем заздравн... чашу за дружн... наше житьё, за славн... Родину, нашу.

Упражнение 204 (239). Спишите примеры; поставленные в скобках прилагательные согласуйте с теми существительными, которые они определяют; безударные окончания прилагательных подчеркните.

1. Пионеры пели (бодрая, радостная) песню. 2. Колхоз „Заря" начал (ранняя) пахоту. 3. С (ясное, лазурное) неба ласково светит солнышко. 4. Сели мы в (старая рыбачья) лодку и отчалили от берега. 5. Месяц освещает (дальняя) деревню, (тенистая) рощу и зелень (широта) луга. 6. Не меняй отчизны па страну (чужая) и везде и всюду помни речь (родная).

Упражнение 205 (240). Спишите статью; данные в скобках прилагательные с существительными ставьте в необходимом падеже.

В ЛЕСУ.

Летом мы с братом отправились в лес и зашли в (тёмная, непроходимая чаща). С большим трудом выбрались мы на (узкая лесная тропинка). Тропинка эта привела нас на (красивая зелёная лужайка). Своим появлением на ней мы испугали (резвая, проворная белка), которая быстро взобралась на (высокая, стройная ель). Вот пролетела над нашими головами красивая малиновка; она села на (кудрявая берёзка) и весело запела (звонкая песенка).

Упражнение 206 (241). Допишите окончания прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах единственного числа -ую (-юю), - ой (-ою), -ей (-ею) и подчеркните эти окончания.

1. Счастлив... семью и горе не берёт. 2. Сад обнесён высок... изгородью. 3. Над дальн... деревней нависла туча. 4. Дождь шёл цел... ночь и напоил сух... землю. 5. Река извивалась длинн... син... лентой. 6. Я нашёл узк... тропинку, которая вывела меня на больш... дорогу. 7. На тёмн... зелени елей золотист... резьбой выделялись берёзы. 8. Люблю я утренн... зарю. 9. Лысый, с бел... бородою дедушка сидит. 10. Охотники добрались до ночлега поздн... ночью. 11. На широк... лесн... поляну выскочил заяц. 12. Под плакуч... ивой сидел рыболов. 13. Малиновка запела весел... песенку. 14. Маленькой Насте купили син... ленту.

Прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже единственного числа имеют окончания -ым, -им, а в предложном падеже -ом, -ем. Окончания прилагательных можно проверить вопросами: каким? (творительный падеж), каком? (предложный). Сравните: 1. Речка за (каким?) сосновым лесом. Гуляю в (каком?) сосновом лесу. 2. Дороги размыты (каким?) весенним дождём. Деревья были прекрасны в (каком?) весеннем уборе. 3. Полезно гулять на (каком?) свежем воздухе. С гор подуло (каким?) свежим воздухом.

Упражнение 207 (242). При списывании ставьте в скобках вопрос, который подходит к выделенным прилагательным; окончания прилагательных подчеркните.

1. Мы слушали рассказ о (...) морском бое. 2. Дети шли с (...) большим красным флагом. 3. Поле покрылось (...) белым пушистым снегом. 4. Весь город был залит (...) сильным электрическим светом. 5. Мрачно и темно в (...) глухом лесу. 6. Вьются ласточки над (...) тихим прудом. 7. Путники присели отдохнуть под (...) высоким кустом орешника. 8. Пахло дождём и (...) свежим сеном. 9. На (...) синем небе робко выступали первые звёздочки. 10. Речка (...) широким полукругом огибала лес.

Упражнение 208(243). Спишите и подчеркните имена прилагательные в творительном и предложном падежах; к прилагательным ставьте вопросы.

1. В синем небе не видно ни облачка, и всё оно озарено каким-то мягким, ласковым, радостным светом. 2. Зорька догорела за лесом тенистым, прокричал тревожно где-то коростель. 3. На речном берегу снег буграми залёг. 4. Весь лес наполнен беззаботным, весёлым щебетаньем птиц. 5. Над тёмным лесом гром разлился звонким эхом. 6. Солнце выглянуло на голубом небе и облило степь живительным светом.

Упражнение 209 (244). Допишите окончания прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах единственного числа (-ым, -им; -ом, -ем) и подчеркните эти окончания; ставьте вопросы к прилагательным.

1. Приди, весна, с радостью, с великой милостью, со льном высок..., с корнем глубок..., с хлебом обильн.... 2. В чуж... месте, что в лесу дремуч.... 3. При ясн... солнышке и ягодка краснеет. 4. Будь честн..., трудолюбив..., стойк.... 5. Солнце засияло над бел... облаком, и вся окрестность озарилась радости... светом. 6. Гостю в передн... углу место. 7. Вслед за пахарем прилежн... ходят жадные грачи. 8. В син... небе плывут над полями облака с золотыми краями. 9. Люблю бродить в лугу росист... весной, когда весел... свистом и влажн... запахом полна степей живая тишина. 10. Мы гордимся Ломоносовым — гениальн... русск... учёным.

Упражнение 210 (245). Спишите и измените данные в скобках слова по требованию смысла; окончания прилагательных подчеркните.

1. Мы живём в (рабочий посёлок). Мы идём (рабочий посёлок). 2. За (сосновый лес) начинается поле. В (сосновый лес) тенисто и прохладно. 3. Наш колхоз соревнуется с (соседний колхоз). В (соседний колхоз) построили новую школу. 4. Старайся дышать (свежий воздух). Надо больше времени проводить на (свежий воздух). 5. Под (голубое небо) великолепным ковром лежал снег. На (голубое небо) отчётливо был виден летящий самолёт.

Упражнение 211 (246). Спишите статью; поставленные в скобках слова измените по смыслу; скобок не ставьте.

ЛИСА.

Идёт лиса легохонько, словно по воздуху ступает (свои пушистые лапки); нигде не зашуршит и не заденет (своя мягкая шубка); всё прислушивается, всё воздух обнюхивает (свой острый носик). Подстережёт (неосторожная птица), прикусит (острые зубы) и несёт лисятам. А в (ненастная погода) или (зимняя стужа) в свою нору заберётся и спит преспокойно.

Различайте сходные по произношению окончания прилагательных:
Им. п. ближнее колхозное ед. ч. поле (какое поле?) Тв. п. ближним колхозным ед. ч. полем (каким полем?) Вин. п. ближнюю колхозную ед. ч. пашню (какую пашню?) Им. п. ближние колхозные мн. ч. поля (какие поля?) Пр. п. в ближнем колхозном ед. ч. поле (в каком поле?) Тв. п. ближнею колхозною ед. ч. пашнею (какою пашней?)

Упражнение 212 (247). Составьте рассказ с данными прилагательными и существительными, поставив их в различных падежах.

Тёплый весенний день. Ясное голубое небо. Большая толпа ребятишек. Старый сосновый лес. Тихий прохладный ветерок. Весёлый птичий хор. Резвая проворная белка. Пёстрый долгоносый дятел. Светлый быстрый ручеёк. Чистая холодная вода.

Упражнение 213 (248). Составьте предложения так, чтобы в одних данные ниже слова стояли в творительном падеже (без предлога или с предлогом), а в других — в предложном падеже единственного числа.

Дремучий лес. Дальнее поле. Сельский кооператив. Новый дом. Соседний класс. Утренняя заря. Бурное море.

Упражнение 214(249). Такое же задание, как и в упражнении 213 (248).

Северный олень. Солнечная Грузия. Красное знамя. Любимый товарищ. Храбрый пограничник. Отважная партизанка.

Упражнение 215 (253). Прочитайте стихотворение. О каких приметах осени говорится в нём? Спишите стихотворение и подчеркните прилагательные; определите их род, число и падеж.

ОСЕНЬ.

Мелькает жёлтый лист на зелени дерев. Работу кончил серп на нивах золотистых, И покраснел уже вдали ковёр лугов, И зрелые плоды висят в садах тенистых.Приметы осени во всём встречает взор: Там тянется, блестя на солнце, паутина, Там скирд виднеется, а там через забор Кистями красными повиснула рябина; Там жнива колкая щетинится, а там Уж озимь яркая блеснула изумрудом... Н. Греков.

 

В именительном падеже и сходном с ним винительном падеже множественного числа прилагательные всех трёх родов имеют одинаковые окончания: -ые, -ие. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На липах висят последние золотые листья.

Упражнение 216 (251). Спишите примеры и подчеркните окончания прилагательных множественного числа; поставьте вопросы к прилагательным,

1. Горные вершины спят во тьме ночной. Тихие долины полны свежей мглой. 2. Дуют ветры — ветры буйные, ходят тучи — тучи чёрные. 3. Поют ручьи весенние и талые снега; из рощ несётся пение, и вторят им луга. 4. Высокие горы, большие поля, степные просторы — родная земля. 5. Шумят плодородные степи, бекут многоводные реки, весенние зори сверкают над нашей пеликой страной.

Упражнение 217 (252). Запишите с данными прилагательными (вместе с существительными) предложения; прилагательные ставьте и именительном или в винительном падеже множественного числа.

Геройский подвиг. Весёлая игра. Белый парус. Яровой хлеб. Отважный лётчик. Крупный колос. Далёкий край. Синее море. Смелая девушка. Морская волна. Гористый остров.

Образец: Крупные колосья гнулись к земле.

Упражнение 218(253). Спишите стихотворение, подчёркивая прилагательные вместе с существительными, которые они определяют; к прилагательным устно поставьте вопросы.

Кони мощные, стальные Лейтесь, песни удалые!
Режут сочный чернозём. Славься, наш советский край!
Трактористы молодые, Зрейте, нивы золотые!
Очи их горят огнём. Ждём обильный урожай.

А. Жаров.

В творительном падеже множественного числа прилагательные всех трёх родов имеют одинаковые окончания: -ыми, -ими. Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. А. С. Пушкин.

Упражнение 219 (254). Спишите стихотворение и подчеркните прилагательные в творительном падеже множественного числа.

РУССКАЯ ЗЕМЛЯ.

Велика ты, Русь, широко стоишь! Ты горами поднялась высокими, Ты степями раскинулась бесконечными, Ты морями разлилася синими, Реками покрылась глубокими, Городами разукрасилась людными, Разрослась лесами дремучими.

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.