Современные тенденции развития менеджмента — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Современные тенденции развития менеджмента

2017-06-03 326
Современные тенденции развития менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тенденции Факторы развития
1. Глобализация рынка. Углубление международного развития труда; свободное движение капитала, рабочей силы, продукции; усиление международного характера менеджмента; единые стандарты подготовки менеджеров; внедрение новых информационных технологий.
2. Социальная ответст-венность. Преимущественно творческий, труд, доверие к работникам; направленность на потребителей, качество и сервис; честность, справедливость, доброе имя (имидж); ответственность за экологические последствия активизации хозяйственной деятельности; экономное расходование природных и сырьевых ресурсов, поддержание равновесия в природе.
3. Динамика рынка. Приспособление (адаптация) к меняющейся внешней среде; ориентация на перспективу, а не на сиюминутные интересы; широкое распространение стратегического планирования и управления; предвидение изменений и принятие гибких стратегических решений; активное воздействие менеджера на рынок и потребителей.
4. Инновационное пове-дение. Непрерывное обучение и повышение квалификации персонала; поддержание особого инновационного климата в коллективе; полная реализация творческого потенциала организации; содействие эффективным коммуникациям, исследованиям и экспериментам; создание специального информационного фонда инноваций.
5. Демократизация уп-равления. Акционирование предприятий, участие работников в прибылях; привлечение персонала к принятию решений и управлению; создание менеджерами атмосферы уважения и доверия, экономической свободы и делегирования полномочий; формирование корпоративной культуры работы и поведения персонала; социальное партнерство в бизнесе, разрешение и предупреждение конфликтов.

 

Революционные изменения в менеджменте начала ХХI века привносят новые информационные технологии, резко ускоряющие процессы сбора, переработки и доведения данных, оптимизации принимаемых решений и обмен передовым опытом. Систему взглядов в менеджменте, сложившуюся к началу ХХI века, иногда называют «тихой управленческой революцией», в которой Россия должна быть равноправным участником и партнером в международном разделении труда.

Особое место занимает тенденция возрастания социальной ответственности менеджера. Этика бизнеса в мировой практике становится золотым правилом менеджмента. Объективная предпосылка новой роли менеджера заключена в переходе к преимущественно творческому коллективному труду, высокая производительность которого достигается только при создании нормального психологического климата в трудовом коллективе, доверии к работникам и достойной оценки их вклада.

Результаты деятельности в условиях усиливающейся конкуренции определяется направленностью менеджера на удовлетворение запросов потребителей, повышение качества продукции и услуг, улучшение сервиса и внедрение нововведений. Мощным средством завоевания достойного места на насыщенном товарами рынке признают честность и справедливость менеджера, строгое выполнение договорных отношений, создание и поддержание доброго имени (имиджа), спонсорство и благотворительность.

В условиях бурного научно-технического прогресса существенно повышается ответственность менеджера любого уровня за экологические последствия активизации хозяйственной деятельности и сохранении окружающей среды. В последние десятилетия заметно ощущаются энергетические кризисные явления и необходимость экономного расходования природных и сырьевых ресурсов, поддержание равновесия в природе за счет применения менеджерами экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.

Важной тенденцией развития менеджмента считается возрастающая динамика рынка. Ускоряются темпы обновления продукции и услуг, техники и технологий, сокращается жизненный цикл товаров, растут требования к их качеству и дизайну, лавинообразно увеличиваются объемы информации и интенсивность коммуникаций. Одним из основных условий выживания в динамичной рыночной среде становится способность адаптации (приспособления) к изменяющейся внешней среде, где сосредоточены истоки большинства проблем.

Крупные японские фирмы из-за чрезвычайной изменчивости, подвижности и динамичности внешней среды отдают предпочтение ориентации на перспективу по сравнению с текущими сиюминутными интересами. Опыт японских фирм перенимается в Европе и США, получает всемирное признание.

Широкое распространение стратегического планирования проявляется в поиске внутренних механизмов реализации стратегии в виде видения (vision), миссии (mission) и ориентации (benchmarking). Наметился переход к предвидению изменений и принятию гибких стратегических решений в связи со сложившейся обстановкой, что требует создания резервов и особой подготовки менеджеров. Современный менеджер должен не только быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, но и уметь активно воздействовать на рынок, создавать потребителей и новые рынки.

Важнейшей составной частью менеджмента, имеющей тенденцию к устойчивому росту, является процесс инноваций как постоянное обновление всех сторон деятельности участников рынка. Нововведения затрагивают технику, технологии, товары, структуру и стиль работы.

Основу инновационного поведения руководства и всего персонала составляет непрерывное обучение и повышение квалификации. Менеджеры и все сотрудники японских фирм учатся в рабочее и нерабочее время практически всю жизнь как коллективно, так и индивидуально. Инновационная деятельность требует создания творческой обстановки и особо инновационного климата в коллективе на базе доверия, внимания и заботы руководителя-лидера к работникам, поощрения их стремления к творчеству.

Основной задачей современного менеджера становится не столько единолично находить правильные решения, сколько умение подобрать людей с творческим мышлением и способствовать полной реализации потенциала коллектива.

Сложный и длительный процесс внедрения нововведений нуждается в эффективных коммуникациях и коллективном «мозговом штурме» проблем, поддержке исследований и экспериментов, свободной инициативы работников. Постепенное накопление опыта внедрения нововведений обычно завершается созданием специального информационного фонда инноваций, обеспечивающего преемственность в работе, обучение персонала и лавинообразный рост новых идей.

Тенденция дальнейшего углубления демократизации управления связана с ростом образовательного уровня работников и повышением качества жизни основной массы населения в странах Европы, в США и Японии. Отношение к труду, его производительность и качество товаров во многом зависят от причастности работников к делам фирмы и их участия в прибылях. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой до 80% капитала составляет акционерный капитал. Этим же целям должно послужить акционирование российских предприятий.

Существенный эффект приносит привлечение персонала к принятию решений инновационного характера. В результате снижается сопротивление нововведениям, достигается сознательное объединение усилий. В ряде крупных западных фирм практикуется привлечение работников к управлению путем участия представителя трудового коллектива в работе совета директоров или правления. Важными средствами демократизации управления служат создание менеджерами атмосферы уважения к работникам и взаимного доверия, предоставление экономической свободы в достижении целей и делегирование полномочий.

Весомым явлением в менеджменте становится формирование корпоративной культуры как системы ценностей и убеждений, разделяемых всеми работниками и определяющих характер их поведения. Современная цивилизованная коммерческая компания призвана выполнять не только экономические функции, но и реализовать важную социальную роль.

Социальная ориентация коммерческой компании на удовлетворение нужд, потребностей и запросов населения, сохранение среды обитания должна сочетаться с позицией решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов. Социальное партнерство предполагает согласование интересов владельцев, менеджеров и работников компании, создание условий стабильности и защищенности труда и материального благополучия, а также собственной значимости каждого человека.

Вопросы для проверки уровня знаний:

1. Управление как многоплановый процесс.

2. Особенности социального менеджмента.

3. Социальные аспекты школы научного менеджмента.

4. Содержание теории идеальной бюрократии Макса Вебера.

5. Направления гуманизации труда.

6. Содержание теории обогащения труда.

7. Применение теории "Х" и "Y" в менеджменте.

8. Сущность школы количественных методов.

9. Современные тенденции развития теории и практики менеджмента.

10. Значение социального партнерства в сфере труда.

 



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.