Занятие 2. Трактат «О законах и обычаях Англии» Генри Брактона — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Занятие 2. Трактат «О законах и обычаях Англии» Генри Брактона

2017-06-03 1055
Занятие 2. Трактат «О законах и обычаях Англии» Генри Брактона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Примерный план

1. Представление о социальных группах их правах и обязанностях

2. Понимание сущности королевской власти.

3. Права и обязанности государственных институтов

4. Особенности правового сознания автора

 

Источники

Брактон Г. О законах и обычаях Англии. XIII в. / Г. Брактон. – М.: Юрайт, 1998. – С.416.

Документы по истории зарубежного права / Под ред. Батыра К.И. – М.: Изд – во МГУ, 1987. 153 с.

Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. В.М. Корецкого – М.: Изд-во юридической литературы, 1961. – 950 с. – С.-143-158

 

Литература

Очерки из истории английского государства и общества в средние века. - М.: Новый юрист, 1998. – 589с.

 

Дополнительная литература

Аннерс Э. История европейского права / Э. Аннерс – М.: Наука, 1995. – 394 с.

Барг М.А. Исследования по истории английского феодализма в XI-XIII вв. / М.А. Барг – М.: АН СССР, 1962. – 381 с.

Батыр К.И. История феодального государства Франции / К.И. Батыр – М.: 1994. – 398 с.

Гутнова Е. В. Возникновение английского парламента / Е.В. Гутнова – М.: Прогресс, 1960. –282с.

Касатов, А. А. Понятие proprietas в трактате Генри де Брактона «О законах и обычаях Англии» (к вопросу о рецепции римского права) /А. А. Касатов. //История государства и права. -2010. - № 4. - С. 38 – 40

 

Методические указания

Работая над текстом трактата, надо иметь ввиду, что некоторые теоретические положения, выдвигаемые Г. Брактоном, оказывались в явном противоречии с реальными правовыми нормами, сложившимися в Англии XIII века. (Например, приравнивание Брактоном виллана к рабу, утверждение о том, что иммунитетные привилегии могут быть пожалованы только по хартии короля, проведение резкого различия между собственностью и владением чуждое феодальному праву и др. пассажи, в которых Брактон следует нормам римского права.). Но в большинстве случаев текст Брактона точно воспроизводят реальную правовую практику Англии того времени.

Работая над анализом этого источника особое внимание уделите представлениям Брактона о структуре общества, пониманию взаимоотношений между королями и подданными, а также между различными социальными группами. Выясните чем, с точки зрения авторов, опосредуются эти отношения.

В трактате подробно описана структура английского суда, права и обязанности судей. Надо систематизировать эти данные и определить сущность и особенности Английской судебной системы XIII в.

Постарайтесь обнаружить те положения трактата, которые отражали политическую борьбу, проходившую в Англии на протяжении всего XIII века, в которой крупнейшие феодалы Англии – бароны пытались добиться некоторого ограничения королевской власти в свою пользу. Обратите внимание на то, как сложно было Брактону «примирить» различные тенденции в английской политической жизни XIIIв.: выделите эти проблемы и попытайтесь найти им объяснения. Особенно подробно надо рассмотреть понимание сущности королевской власти и ее взаимоотношение с законом. При анализе этого сложного вопроса привлеките результаты анализа «Великой хартии вольностей»

В тексте содержится довольно много рассуждений и пояснений к существовавшим в Англии XIII в. норм. Их анализ позволит вам восстановить характерные для автора представления об обществе и должных основах его функционирования. Несмотря на известную теоретичность его положений трактат Брактона был единственной систематизированной сводкой основных законов «общего права», которым широко пользовался судебный аппарат короны. Определите какие из положений юриста являлись результатом обобщения практики королевских судов, а какие выстроены преимущественно на основе морально-этических представлениях автора о должном.

Генри Брактон

«О законах и обычаях Англии»

Генри Брактон (Bracton) выполнял обязанности королевского судьи во время правления Генриха III (1216-1272гг.). Он был знатоком римского и канонического права.Точная дата его рождения не известна, умер он в 1268 г. Долгое время он был разъездным судьей в различных графствах Англии. С 1248 г. до 1252 г. стал постоянным членом высшего королевского суда. Он принадлежал к духовному сословию и в конце жизни получил должность канцлера кафедрального собора в Экзетере.

Трактат «О законах и обычаях Англии», был написан в середине XIII века, не позднее 1256 года, он дошел до нас в неоконченном виде. В то время это была единственная в Англии систематизированная сводка основных положений права. Трактат широко пользовался в реальной судебной практике. (Часть трактата Г. Брактона см. в тексте темы 2.)

Т. I Кн. I Гл. I

§ 1. Что необходимо королю

Для короля, который правит справедливо, необходимы две вещи, а именно оружие и законы; при помощи того и другого он может надлежащим образом управлять (страной) во время войны и мира, ибо каждая из (этих вещей) требует помощи другой, чтобы с одной стороны, была обеспечена (законом) военная мощь, а с другой, чтобы сами законы могли охраняться и защищаться силой оружия. Потому что, если не будет достаточно военных сил против врагов, мятежников и непокорных, то государство окажется беззащитным; но если будут (бездействовать) законы, то погибнет правосудие, и никто не сможет выносить справедливых судебных решений.

§ 2. О том, что в одной только Англии пользуются обычаем и неписаным правом

В…Англии действует неписаное право и обычай. Именно в этой стране право возникло из неписаного (обычая), получившего всеобщее одобрение в результате применения. … В Англии существует также много различных обычаев, соответствующих разным местностям (страны) …

Гл. III

§ 1. Об основных (вопросах) трактата и прежде всего о том, что такое закон

Теперь мы должны рассмотреть, что такое закон; и пусть будет известно, что закон — это совместное решение мудрых мужей, (принятое) в совете[142], это средство принуждения по отношению к тем, кто нарушает его по злой воле или неведению, это общее одобрение государства…

Глава IV

§ 3. Что такое право и о разных значениях этого слова

(Слово) право (jus) происходит от слова справедливость (justitia), и оно имеет различные значения, ибо оно употребляется для обозначения самой науки (о праве) или сочинения, написанного по вопросу о праве; так правом называется наука о добре и справедливости, благодаря достоинствам которой нас иногда называют ее жрецами — ведь мы заботимся (о соблюдении) справедливости и служим осуществлению священных прав. …

§ 5. Что такое справедливость

Справедливость – это надлежащее урегулирование (спорных) дел, когда для одинаковых случаев стремятся применять одинаковые права и все решается совершенно на равных основаниях. Справедливость как бы обозначает здесь равенство, и она применяется во (всех) делах, то есть в том, что говорят и делают люди.
Правосудие же заключено в разуме людей, стоящих на почве закона…

§ 6. Каковы (основные) заповеди права

Есть три заповеди права: жить честно, не причинять вреда другому, каждому воздавать свое.

Глава V

Глава VI

§ 1. О первом (основном) делении лиц

… поскольку всякое право, которое мы собираемся трактовать, относится, согласно законам и обычаям Англии или к лицам, или к вещам, или к действиям, и поскольку (вопрос) о лицах наиболее важен, так как ради их (защиты) установлены все права, то мы сначала рассмотрим (вопрос) о лицах и их статусе, который бывает весьма различным, а затем коснемся прав отдельных лиц, которые связаны с (их статусом).
Самое первое и наиболее простое деление людей заключается в том, что все они делятся на свободных или рабов[143]. Но это (определение) может вызвать возражения в отношении зависимого человека (de ascriptitio)[144], поскольку он в сущности свободен, хотя обязан (выполнением), какой-либо повинности, и в отношении такого человека решение очень простое, потому что у того, кто (лично) свободен, повинность вовсе не отнимает свободы. …(Вообще же) в том, что было сказано в отношении свободного статуса, нет никакого противоречия, ибо, хотя раб может считаться свободным, но в действительности он остается рабом, несмотря на то, что иногда в виде исключения на основании привилегии он имеет право защищать себя и свое имущество против своего господина, желающего считать его своим прирожденным (рабом) (nativum suum).

Глава VIII

§ 1. О … делении лиц

Перед богом не существует различия между свободными и рабами, ибо бог нелицеприятен в отношении отдельных людей, в глазах бога более значительное лицо часто оказывается ничтожным и тот, кто (среди людей) превосходит других - (рассматривается богом) как слуга. Но среди людей существуют различия (в положении) отдельных лиц, потому что некоторые из людей являются знатными или прелатами и стоят во главе других людей. А именно господин папа в делах духовных, которые относятся к священству, а под ним архиепископы, епископы и прочие низшие прелаты.

§ 2. О различных почетных званиях

Также во главе всех светских дел, которые относятся к государству, стоят императоры, короли и князья, а ниже их герцоги, графы, бароны, магнаты, вальвасоры[145], и рыцари; а также свободные люди, и вилланы и разные должностные лица, стоящие ниже короля. Например, графы (comites), которые получили свое название от слова «дружина» или «сообщество» (a comitatu sive a sociaetate) и могут также называться консулами от слова consulendo (советующий)[146];потому что короли привлекают таких людей, чтобы они давали им советы и помогали бы им управлять божьим народом, сообщая этим людям высокое достоинство, власть и имя, когда они опоясывают их мечем, то есть поясом, на котором висит меч.

§ 4. Что означает меч

Меч означает защиту государства и страны. Под королем находятся и другие могущественные люди, которые называются баронами — это (главная) военная сила. Есть и другие, которые называются вальвасорами, мужи большого достоинства; потому что слово вальвасор не может быть объяснено лучше, чем как сосуд, предназначенный для собирания силы (vas sortitum ad validitatem).

Глава IX

§ 3. О тех, кто зависит от власти другого

Под чужой властью находятся рабы, и эта власть господ в отношении рабов, вытекающая из права народов (jus gentium) некогда являлась властью над жизнью и смертью раба; но теперь она ограничена гражданским правом так, что жизнь и члены (раба) находятся во власти короля, так, если кто-нибудь убьет своего раба, он наказывается не менее, чем если убьет чужого раба, и в этом случае (рабы) пользуются (защитой) закона против своих господ; рабы могут возбудить против них дело в суде, по поводу жестокости своих господ или по поводу невыносимой несправедливости, например, если господа настолько их разоряют, что у них не может сохраниться их плуговая запряжка (waynagiumsuum). Последнее, однако, верно лишь в отношении тех рабов, которые являются держателями старинного домена короны[147], но в отношении прочих дело обстоит иначе, потому что господин, когда ему будет угодно, может отнять у виллана его плуговую запряжку и все его имущество. Но конечно государству невыгодно, чтобы кто-либо дурно пользовался своим имуществом. В результате этой власти господина (над рабом) все, что законно будет приобретено рабом, должно принадлежать его господину, или тому, кто (в данный момент) является (господином) вместо него, например, добросовестному владельцу, который пользуется его землей или получает с нее плоды.

Глава XII. О вещах и делении вещей

§ 6. Какие (вещи) являются публичными

Публичными являются все реки и порты, поэтому право рыбной ловли в портах и реках принадлежит всем. Также публичными согласно общенародному праву считается пользование берегами рек, как и самими реками.
Таким образом, каждый может свободно причаливать к этим берегам на судах, закреплять канаты на растущих там деревьях, выгружать на берег любой груз, так же как и плавать по реке; но собственность на берега принадлежит тем, к чьей земле они примыкают, и по этой причине растущие на берегу деревья принадлежат тем же лицам; и все вышесказанное относится только к постоянно текущим рекам, тогда как временно возникающие потоки могут быть чьей-либо собственностью. Заметьте следующее различие между публичным и общим: публичными считаются все вещи, которые принадлежат всему населению, то есть те (вещи), которые предназначены для использования только людьми. Общими же иногда называются вещи, которые предназначены для всего живого.

§ 7. Какие вещи принадлежат корпорациям

Корпорациям, (а не отдельным лицам), принадлежит то, что находится в городах, например, театры, места, где проводятся состязания (стадионы) и другие предметы, которые являются общими в городах. Эти вещи считаются принадлежащими городским корпорациям, как в отношении владения, так и в отношении пользования.

§ 9. Вещи, которые принадлежат частным лицам

Равным образом имеются вещи, которые принадлежат частным лицам – мне или тебе – как в отношении владения, так и в отношении пользования, такие, как земли, города, рабы.

Кн. II Гл. XVI

§ 3. О том, что судьи не могут оспаривать королевские хартии и выносить о них свои решения

Королевские хартии и действия королей не могут оспариваться ни судьями, ни частными лицами, и даже если возникнет сомнение (в отношении этих хартий), они (судьи) не должны сами их толковать, но в отношении сомнительных, темных, двусмысленных (мест) следует ждать истолкования королем, так как (право) толковать (хартии) должно принадлежать тому, кто даровал их. И даже в том случае, если хартия окажется подложной, вследствие того, что она подчищена или потому, что к ней приложена поддельная печать, лучше и благоразумнее, чтобы решение о ней было вынесено в присутствии короля. Также никто не может судить об актах и хартиях короля с тем, чтобы подстрекать против них. Но каждый может сказать, что король должен творить правосудие и (делать) это хорошо, и если каким-либо образом он будет (творить правосудие) плохо, то это накладывает на него (обязанность) исправить допущенную несправедливость, дабы король и судьи в случае, если они совершат несправедливость, не подлежали суду бога живого. Король имеет над собой высшего – бога, а также закон, который делает его королем, также свою курию, а именно – графов, баронов, потому то они считаются как бы соправителями короля, а кто имеет соправителя, имеет и повелителя, и поэтому, если король будет (править) без узды, то есть не считаясь с законом, то они должны обуздать его, если же сами они вместе с королем будут необузданы, то в этом случае их подданные воскликнут: «О, господи Иисус Христос, надень узду и поводья на их челюсти». На это господь ответит: «Я нашлю на них могучий, неизвестный, живущий в дальних странах народ, язык которого они не будут понимать, народ, который разорит их и вырвет из земли их корни, и таким образом они понесут наказание за то, что они не желали справедливо судить своих подданных»; и затем, связав им руки и ноги, он бросит их в горящую печь и во мрак, где они будут рыдать и скрежетать зубами.

Глава XXIV

§ 1. О привилегиях, о том, кто их может даровать и какие из них принадлежат королю

Теперь следует сказать о привилегиях, о том, кто может даровать привилегии, и кому и каким образом они передаются, и как ими владеют или как бы владеют, и как их удерживают при помощи фактического пользования ими. Кто (может их даровать)? Следует знать, что сам господин король располагает по своему праву могуществом и властью над всеми, кто (пребывает) в его королевстве, ибо держит в своих руках все права, которые относятся к короне, светской власти и к мечу материальному, так как они относятся к управлению королевством. Он пользуется также (правом) суда и (вынесения) приговора, что составляет его юрисдикцию, чтобы он как слуга и викарий бога мог воздавать каждому, что ему надлежит. Он располагает также всем тем, что необходимо для соблюдения мира, чтобы вверенный ему народ находился в тишине и спокойствии, чтобы никто не избивал, не ранил и не обижал другого, чтобы никто не отнимал или похищал чужое имущество насилием и грабежом, чтобы никто никого не увечил и не убивал.
Он пользуется также принудительной (властью), чтобы наказывать правонарушителей. В его власти находятся законы, постановления (конституции и ассизы), принятые и утвержденные в его королевстве, которые он под присягой обязался соблюдать лично и принуждать своих подданных к их соблюдению. Ибо бесполезно создавать законы, если не будет того, кто их охраняет.

Т.II Кн. III Глава I

Глава V

§ 1. Где должны рассматриваться уголовные иски

...Следует знать, что все уголовные иски должны разбираться в курии господина короля, так, как только там могут налагаться телесные наказания, и в присутствии короля, если дело касается его лично, например, в случае преступления против величества, или в присутствии специально назначенных для этого судей, если дело касается частных лиц. Но жизнь и члены людей находятся во власти короля, и в отношении защиты, и в отношении наказания, разве только кто-либо другой пользуется специальной привилегией[148].
Существуют также и менее значительные преступления, которые касаются отчасти короля в том смысле, что они являются нарушением его мира, отчасти же отдельных: людей, против которых было совершено преступление, как например, воровство, грабеж в нарушение королевского мира, побои и другие подобные им.

Глава IX

§ 3. Для какой цели король наделен юрисдикцией по своему праву (ordinaria)

(Король) для того создан и избран, чтобы вершить правосудие по отношению ко всем людям, потому что в его лице, как бы пребывает бог, который через него может творить свой суд и поддерживать, и защищать то, что он (король) справедливо решил, ибо если бы не было никого, кто бы осуществлял правосудие, то мир легко мог бы быть уничтожен и было бы бесполезно создавать законы и осуществлять правосудие, если бы не было того, кто поддерживал их. Король же, (так как он является наместником бога на земле) должен отделять правое от неправого, справедливое от несправедливого, чтобы все его подданные жили честно, и чтобы никто не мог вредить другому, и чтобы каждому по праву было обеспечено то, что ему принадлежит. При этом он должен в отношении власти быть выше всех своих подданных. Он не должен иметь себе равного, ни тем более высшего, особенно в том, что касается правосудия, так, чтобы о нем действительно можно было бы говорить: «наш великий господин» или «его величество» и так далее. Хотя в отношении правосудия его нельзя сравнить ни с кем в королевстве и хотя он всех превосходит могуществом, тем не менее (поскольку сердце короля находится в руке божьей) его власть не должна быть необузданной, пусть он наложит на нее узду умеренности и поводья воздержания, ибо если она будет необузданной, это может привести к несправедливости, ибо король как слуга и заместитель бога не может делать на земле ничего, кроме того, что он может делать по закону; и этому отнюдь не противоречит (известное положение): «То, что угодно государю, имеет силу закона», потому что в конечном счете (король) следует закону, а именно — закону королевства, на котором основывается его власть и который установлен должным образом после рассмотрения и обсуждения в совете королевских сановников, уполномоченных на это самим королем.
…пока король творит справедливость, он является представителем царя небесного, но как только он склоняется к беззаконию, он становится слугой дьявола. И слово король (rex) происходит от слова «хорошо управлять» (bene regendo), а не от слова господствовать, властвовать (regnando), ибо король есть король, пока он хорошо управляет, но он становится тираном, когда он при помощи насилия подчиняет своему господству доверенный ему народ.

Пусть же он умеряет свою власть законом, который является уздой власти, ибо величию правителя подобает, чтобы государь признавал себя связанным законами. И ничто не свойственно более государственной власти, чем жить согласно законам, и важнее, чем эта власть, подчинение государя закону, и поэтому с полным основанием он должен воздать закону то, что закон предоставляет ему, ибо закон и делает его королем...

Глава Х

1. О делегированной юрисдикции, которая принадлежит судьям

Выше мы говорили о юрисдикции по своему праву, которая принадлежит королю, теперь следует сказать о делегированной юрисдикции, когда кто-либо сам по себе не имеет никакой власти, но получает ее от другого, так как тот, кто передал ему (эту власть) не в состоянии осуществить юрисдикцию в отношении всех (поступающих к нему) дел. И если сам господин король не в состоянии рассмотреть все дела, то для того, чтобы облегчить ему труд, это бремя может быть разделено между многими. Король должен выбрать в своем королевстве мудрых и богобоязненных людей, правдивость которых очевидна, которые ненавидят корысть, (порождающую алчность), и назначить их судьями, шерифами, бейлифами и прочими своими должностными лицами, к которым можно обращаться как в спорных вопросах, так и с жалобами на несправедливость и которые не будут откланяться от стези правосудия ни вправо, ни влево…

2.О различных судьях

Из этих судей некоторые, самые главные, ведающие всеми делами, постоянные, высшие; они (всегда) находятся при короле[149] и обязаны исправлять (судебные) ошибки, допущенные другими (судьями). Есть и другие постоянные судьи, которые заседают в определенном месте, как, например, в (Суде Королевской Скамьи)[150], разбирая все судебные дела, в отношения которых они имеют определенные полномочия; все они, приступая к осуществлению своей юрисдикции, приносят присягу. Имеются и другие (судьи), переезжающие из одного места в другое, например, из графства в графство, иногда разбирающие всякого рода дела[151], иногда какой-либо специальный род дел, например, только дела по ассизам[152] или об (освобождении) из тюрем; эти судьи, приступая к исполнению своих обязанностей, не приносят присяги, так как приказ господина короля считается основанием для их деятельности. Наконец, имеются судьи, специально назначенные на какую-либо ассизу, которые не являются постоянными, ибо, исполнив свою обязанность, они вновь утрачивают свое право юрисдикции.

 

Кн. IV Гл. XXVIII

§ 1. В отношении того, что заявляют о свободном держании (фригольде) и какое может быть выдвинуто возражение (exceptio) против этого

… И следует знать, что свободное держание — это такое держание, которое кто-либо держит в качестве феода и своего наследственного владения для себя и для своих наследников, или только в качестве феода для себя и своих наследников. Свободным держанием также считается держание, переданное пожизненно, или на неопределенное время без какого-либо ограничения сроком, например, до тех пор, пока что-либо совершится или не совершится.

История государства и права средневековой Англии XIII – XV вв.: Хрестоматия / Сост., ред. и вст. ст. А.А. Тесля. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. – 185 с.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.