История средних веков. Практикум - — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История средних веков. Практикум -

2017-06-03 1037
История средних веков. Практикум - 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

(ГБОУ ВПО МГПУ)

Институт гуманитарных наук

Кафедра всеобщей истории

Г.А. Ртищева

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Практикум ч.2

Москва

УДК

ББК

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета ГБОУ ВПО МГПУ

Автор-составитель и автор предисловия:

Кандидат исторических наук, доцент Г.А. Ртищева

 

Рецензент: профессор, доктор исторических наук И.Н. Осиновский

 

История средних веков. Практикум -

Сост. Г.А. Ртищева. – М.: МГПУ, 2015

 

 

Аннотация

 

 

Практикум предназначен для аудиторной и самостоятельной работы студентов, изучающих история Средних веков. Публикуемые документы дают возможность на конкретном материале изучить важнейшие процессы средневековой истории и обучить студентов навыкам самостоятельной работы с историческими источниками.

 

© Г.А. Ртищева, 2015

© ГБОУ ВПО МГПУ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………….4

ТЕМА I. ВИЗАНТИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЧЕЛОВЕК ПО «СОВЕТАМ И РАССКАЗАМ КЕКАВМЕНА» (XIВ.) ………………….4

ТЕМА II. ПОЛОЖЕНИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В XI-XIV ВВ. НАЧАЛО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ СЕРВАЖА …………………………………………………………………....21

ТЕМА III. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО..67

Занятие 1. Средневековое городское право………………………………67

Занятие 2. Средневековый цех…………………………………………….95

ТЕМА IV. ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ ………………………123

ТЕМА V. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ XIII В. ……………………………………………….……….133

Занятие 1. «Саксонское зерцало» Эйке фон Репгау…………………….134

Занятие 2. Трактат «О законах и обычаях Англии» Генри Брактона..146

Занятие 3. «Кутюмы Бовези» Бомануара……………………………..…..159

Предисловие

Второй выпуск Практикума по истории Средних веков является продолжением первого выпуска и по структуре идентична ему. В первом выпуске содержатся общие методические указания по работе с историческими источниками, поэтому перед началом изучения, опубликованных во второй части Практикума документов, необходимо вспомнить основные задачи и принципы работы с историческими источниками, изложенные в первой части.

ТЕМА I. ВИЗАНТИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЧЕЛОВЕК ПО «СОВЕТАМ И РАССКАЗАМ КЕКАВМЕНА» (XIВ.)

Примерный план

1. Государственные структуры Византии и специфика их деятельности

2. Восстание Никулицы Дельфина

3. Человек в империи: своеобразие социальных, политических и морально-этических взглядов византийского дината

Источники

Советы и рассказы Кекавмена / пер. Г. Г. Литаврина. – М.: Наука, 1972. —с. 119—299.

Пселл Михаил. Хронография; Краткая история / Михаил Пселл, Я.Н. Любарский. – СПб.: Алетейя, 2003. – 396 с.

Основная литература

Каждан А.П. Византийская культура Х–ХII вв. / А.П. Каждан. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Алетейя, 1997. – 280 с.

Литаврин Г. Г. Восстание болгар и влахов в Фессалии в 1066г.//Византийский временник. - М, 1974 с.

Литаврин Г. Г. Как жили византийцы / Г.Г. Литаврин. – СПб.: Алетейя, 1994. – 254 с.

Дополнительная литература

Гийу А. Византийская цивилизация / А. Гийу. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 546 с.

История Византии: в 3-х тт. / АН СССР, Ин-т истории. – М.: Наука, 1967. – 507 с. –Т.2. – С 236-294

Литаврин Г.Г. Болгария и Византия в XI – XII вв. / Г.Г. Литаврин; АН СССР, Ин-т истории. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. – 472 с.

Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X–XI вв. / Г.Г. Литаврин. – М.: Наука, 1977. – 436 с.

Литаврин Г.Г. Культура Византии, вторая половина VII–XII вв. / Г.Г. Литаврин, С.С. Аверинцев, М.В. Бибиков и др. – М.: Наука, 1989. – 678 с.

 

Методические указания

Советы и рассказы это условное, предложенное издателями название записок византийского автора XI века, составленных в традиционном для византийской литературы жанре поучений. При анализе такого источника имеет смысл постоянно задаваться вопросом, в какой ситуации возможен высказанный автором совет и какие события могли породить то или иное мнение автора. Это позволит вам узнать о политической и нравственной атмосфере при императорском дворе, о способах управления, чиновничьем аппарате и его деятельности, о положении в армии, в провинции и о характерных чертах народных движений в Византии XI века и о способах их усмирения. При этом надо все время помнить, что Кекавмен не был сторонним наблюдателем современной ему византийской действительности, - политические, культурные, социальные особенности, так же, как и события и обстоятельства его жизни формировали его характер и мировоззрение, оказывали влияние на интерпретацию и оценку упоминаемых им событий и фактов. Многие идеи Кекавмена обусловлены его общественным и имущественным статусом. Поэтому надо обратить внимание на содержащиеся в источнике прямые и косвенные данные о родственниках автора, его хозяйстве, роде занятий. Это поможет вам определить социальное и материальное положение Кекавмена, понять его позицию в политических событиях XI века.

Рассматривая структуру и деятельность государственного аппарата, необходимо выяснить, на чем строилось материальное благополучие столичных и провинциальных чиновников, достаточно ли устойчивым было их социальное и имущественное положение, как происходило получение должностей и продвижение по службе.

Внимательный анализ текста даст вам возможность проследить судьбу фемного войска в XI веке, выяснить степень его боеспособности на суше и на море и понять многие причины внешнеполитических неудач империи.

При изучении положения дел в провинции надо подробно рассмотреть те параграфы источника, где упоминается о населении городов, об иноплеменных народах, живших на территории империи, о тех, кто работал земле. Особое внимание следует обратить на большую роль состоятельных частных лиц в жизни византийской провинции, на систему раскладки налогов и их сборов в казну. Это не только позволит сформулировать особенности социально-экономической структуры Византии, но даст возможность выяснить причины восстания 1066 года в Фессалии. Анализируя данные об этом выступлении, надо помнить, что сведения, сообщенные автором, связаны с историей его семьи и точное изложение событий, сделанное, как предполагают, по материалам семейного архива, не исключает попыток автора скрыть истинную роль в восстании одного из своих родственников.

Работа с текстом, написанным в жанре поучения, откроет перед вами возможность исследовать существенные черты мировоззрения византийца XI века, в частности выяснить его взгляды на императорскую власть, общественные обязанности, на институт церкви и христианское вероучение, образование, а также понять те принципы взаимоотношений между людьми, которые постулирует автор. Для верификации некоторых своих выводов студент может обратиться к другому источнику, позволяющему представить себе своеобразие византийского мировосприятия - «Хронографии» Пселла Михаила.

Советы и рассказы Кекавмена

По косвенным данным можно предположить, что автор текста «Советов и рассказов», жил в период между правлениями императоров Василия II (976-1025гг.) и Алексея I Комнина (1081-1118гг.).


I. Советы по службе[1]

§ 3. О поведении приближенного к императору должностного лица

Если, ты служишь василевсу, всячески остерегай­ся клеветы против тебя, каждый день вызывай перед глаза свои картину падения твоего, так как не знаешь, какие козни плетут за твоей спиной....не возмечтай ради подарка или из расположения изго­товлять императорский сигиллий пли питтакий[2] во­преки приказу и позволению. Иначе потеряешь не только честь, по и имущество. Остерегайся, когда говоришь со своими товарищами или с кем-нибудь другим. А если речь зайдет о василевсе и деспине[3], то вообще ничего не отвечай и удались. Многих я знал, ввергавших себя в такую опасность... Не жад­ничай в стремлении брать, напротив — будь со всеми одинаков и не делай никого врагом ради даров, ина­че погибнешь. Ведь достаточно тебе и того, что дают добровольно. Избегай пиров. На них бывает безмерная болтовня и пустословие....имей соглядатаев ве­зде и всюду. (...)

§ 5. Об исполнении должности судьи провинции

Если ты фемный судья[4], не зарься на дары и не протягивай к ним рук....если случилось убийство, пусть один не пострадает за другого, а [поплатится] лишь тот, кто на это осмелился. Многих ведь я видел невинно понесших наказание, а виновных — оправданными благодаря денежной взятке. <...>

II. Стратегикон[5]

§ 9. О значении разведки в военном деле

Если ты стратиг[6] и тебе вверено войско... Ты не сможешь как-либо иначе изучить противника, ес­ли у тебя мало разведчиков. Знай точно положение его дел — тогда воюй, если сможешь тягаться с ним. Однако воюй осмотрительно, иначе погубишь свое войско. Старайся маневрами, хитростями и засадами ослабить своего врага и лишь в крайнем случае, если это неизбежно, вступай в сражение.

§ 15. О коварстве врага и о мудрости и самообладании полководца

...если неприятель пошлет тебе дары и приноше­ния, коли хочешь, возьми их, но знай, что он делает это не из любви к тебе, а желая за это купить твою кровь... Не презирай противников за то, что они ино­племенники, ибо они разумны, как и ты; им также при­сущи природная мудрость и хитрость. Услышав же или увидев что-нибудь неожиданное, не трусь. На­против, стой смело, ободряя своих подчиненных... Думай не только о своем спасении, а, прежде всего — о спасении твоего войска, а затем — о своем... Изо­бретай... Что нужно, причем не только то, что ты узнал от древних и слышал, но придумывай и дру­гое, и новое, что способна изобрести человеческая природа.

§ 16. Об отношениях полководца со своими воинами

У древних авторов сказано, что стратиг должен внушать страх, а другие говорили, что он должен также быть любим своим войском. Я же не принимал этого, так как не пришел к выводу — как или каким образом. (?)...пусть будет неизменно спра­ведлив и далек от всякого подарка и взятки, разби­рая и судя по совести... Если ты можешь облагоде­тельствовать кого-либо и облагодетельствованный принесет тебе после этого дары без вымогательства с твоей стороны и попреков, но добровольно и с великой благодарностью, возьми их, так как, отказав­шись от них, ты огорчишь дарителя. Если даров много, возьми не все, а половину их....для того же, чтобы сделать человеку добро, ничего не бери [от него], не поддавайся на уговоры взять и вообще не допускай такого случая. <...>

§ 18. О стратиге, не нуждающемся и нуждающемся в советчиках

...не страшись смерти, желая принять ее за оте­чество и василевса, а страшись скорее позорной и постыдной жизни. Но не подвергай себя бесполезной и неразумной опасности, так как это достойно пори­цания. Поскольку те знаменитые мужи, которые писали о военных сооружениях, создавали тараны, осад­ные и прочие многочисленные орудия для взятия городов, то и я тебе советую строить какие-нибудь из подобных машин, а если можешь, то и новое что-нибудь придумывать, так как это более достойно похвалы. <...>

§ 20. Стратиг обязан всюду искоренять несправедливость

Похвально, чтобы в любой области, в какой бы ты ни находился, обнаружив несправедливость, происходящую либо от казны, либо от практоров[7], ты искоренял бы ее, в особенности — на границах.

§21. 0 том, чтобы не лениться на досуге

Когда ты свободен и не занят службой стратига, читай книги, а также исторические труды и церков­ные сочинения... Если ты все это возлюбишь и ис­полнишь, будешь счастлив. Ведь я изложил тебе то, чего нет в другом стратегиконе или в другой книге, так как я сочинил это на основе собственных раз­мышлений и подлинного опыта. <....>

III. Домострой

§ 35. О том, чтобы заботливо вести собственное хозяйство

Если ты ведешь частную жизнь в своем доме и ничего не исполняешь, неси обязанности по дому твоему, благодаря которым он содержится в достат­ке, и не будь беззаботен в этом. Ведь нет у тебя дру­гого дохода для жизни, кроме как от возделывания земли. Сделай себе автургии[8], как то: мельницы, эргастирии[9], сады и все, что приносит тебе доход ежегодно и от аренды и (непосредственно) — в виде плодов. Насади всевозможные деревья и кустарники, от которых будет тебе доход без ежегодных затрат труда....и скот пусть будет у тебя: быки для пахо­ты, свиньи, овцы и прочие животные, которые пло­дятся каждый год, растут и умножаются.<...>

§ 37. О том, чтобы не брать на откуп налоги в целях наживы

Не вздумай взять на себя откуп налогов. Вообще не берись за службу фиска, иначе лишишься куска хлеба... Расскажу тебе историю, которую мой отец как очевидец поведал мне. Был у него племянник, протоспафарий[10] и стратиг Иоанн Майос, разумный и деятельный, имевший в изобилии и самые разные номисмы[11], и всякое добро. Однажды пришло ему на ум взять в качестве службы [фиска] эпискепсис[12] арависса[13]. Когда же майос советовался с отцом, тот отговаривал его от этого. Но Майос показал ему на дома жителей столицы и сказал: «все эти дома по­строены благодаря службам фиска». После того как отец уехал в провинцию, тот, взяв эпискепсис, отбыл. Через несколько лет, приехав в столицу и отправив­шись повидаться с майосом, он не нашел того в его доме....и отец увидел Майоса сидящим в качестве заключенного в темной камере, как говорили — в колодках....так он и не нашел спасения, а остался должником и после своей смерти....если же будешь вести дела справедливо, можешь запутаться. Впро­чем, что я говорю — «справедливо»? Справедлив ли подлый сборщик податей?!...ведь кто не бежит от сборщика податей?...явится человек василевса и по­требует у тебя животное в счет ангарии[14]. Ты же одного как друга освободишь, другого — как родст­венника, третьего — как лицо могущественное и пош­лешь своего человека взять или номисмы или оболы[15], а человеку василевса скажешь: «не нашел». И тот, схватив тебя, может быть, отстегает и опозорит тебя в твоем округе.

§ 38. Об отношениях частного знатного лица с правителем области

Если есть в местности верховный глава, являйся кнему, но не часто. Приходи к нему изредка, гово­ри, подумав, что надо, а если не спрашивает, молчи. Из съедобного же и из напитков, что дал тебе гос­подь, посылай и ему и его людям по своим возмож­ностям. Если он станет поступать несправедливо и люди общины[16] придут к тебе, говоря: «ты — наш по­велитель, почему не заткнешь ему рот? Мы все пой­дем с тобой, и ты поговори с ним в открытую. Не бойся: мы ведь будем с тобою!», — ты не соглашайся с ними ни в коем случае....если будет наложена какая-нибудь эпирия[17] василевса и все огорченные придут к тебе, чтобы ты установил долю каждого, ты не устанавливай, а скажи им следующее: «устанавливайте вы, как умеете, в моем присутствии». И пусть устанавливают другие. Тогда ты можешь и друга своего избавить от взыскания, и человека твоего, и облегчить бремя для просившего тебя [об этом]. И никто ничего не скажет. <...>

§ 44. О необходимости совмещать исполнение должности в провинции с заботой о своем доме

Не отказывайся исполнять должность и осущест­влять власть в феме. Знай, что чин — благословение божие. Не смей поступать дурно при отправлении должности. Распоряжайся, но заботься также о своем доме и его процветании, так как, когда кон­чишь исполнять должность, дом твой примет тебя и в нем ты найдешь отдохновение. <...>

§ 46. О пользе чтения и учения

Читай много — и узнаешь много. Если не пони­маешь, не отчаивайся. Не один раз, прочтя книгу, обретешь знание от бога и поймешь ее. А чего не знаешь, спроси у знающих и не гордись....иссле­дуй священное писание, как господь повелел, но не слишком любопытствуй при этом. <…>

§ 48. О некоторых нормах поведения и управления домом

Двери твоего дома пусть будут обращены на во­сток, чтобы через них входил свежий воздух. Твои верховые животные пусть будут упитанными, так как не знаешь, что может случиться. Ленивого раба, не имей. Почаще беседуй с монахами; хотя они и невежественны, не осуждай их. Ведь божественные апостолы хотя и были невежественны в слове, но мир просветили. Прислуживающих тебе свободных, если можешь, облагодетельствуй, и если, облагодетельствованные тобою, они пожелают уйти от тебя, не на­сильничай над ними, так как это несправедливо. Вина старайся производить побольше, пей же его поменьше...

§ 49. О том, чтобы соблюдать меру в дружбе

Не поручайся никогда ни за кого, так как многие, поручившись, попали в беду. Даже, если это твой близкий друг, не поручайся за него....если хочешь знать, то многие погибли из-за любви к друзьям, по­губили не только деньги и тело, но и самые души. <...>

§ 53. О принятии духовного сана

...если ты вступаешь в духовное сословие, чтобы стать митрополитом[18] или епископом[19], не бери на себя этого, доколе после поста и бдений не придет к тебе видение свыше... Пусть твое попечение обратится на то, чтобы напитать сирот и вдов, на больницы, на выкуп пленных, на то, чтобы утверждать мир и предстательствовать за слабых, а не на то, чтобы прибавлять дом к дому, присоединять поле к полю и отнимать имущество ближнего, выдвигая предлог: «не для детей моих я увеличиваю это, но для бога и моей церкви». Я видел некоторых архиереев[20], рас­суждающих подобным образом, и удивлялся козням дьявола. <...>

§ 60. О том, чтобы не покупать должность

Не покупай должность посредством даров, так как купивший ее не в состоянии исполнять ее праведно и по справедливости. Да и как он будет поступать справедливо? Ведь, если он купит должность, он бу­дет стараться всячески возместить те затраты, кото­рые он сделал, а затем устремится и к прибыли. Поэтому он окажется для всех ненавистным и невы­носимым. Я советую не делать этого не только стратигам и судьям, но и тем, кто ведет дома частную жизнь. <...>

§ 64. О благоразумии в отношениях с людьми и об осторожности в разговоре

Не будь суров в своем доме, но его обитатели пусть боятся тебя, так как, опасаясь тебя, они будут благоразумны. Но и ты бойся стоящих над тобою, ибо полезен страх. Избегай дружбы, приносящей тебе вред, и не стыдись поступать так, даже если кто-нибудь будет бранить тебя. Считай повинностью обед в гостях, так как ешь и пьешь поневоле. Ведь я считал это хуже повинности, хотя и ходил иногда на обед к чужим людям.

§ 65. О том, что лучше не иметь друзей, чем в них разочароваться

Я никогда не стремился к тому, чтобы иметь приятеля. И сожителем кого-либо, равного мне, не был — разве что по необходимости. <...>

IV. О правилах поведения в случае мятежа против василевса

§ 72. О том, чтобы во время мятежа хранить верность василевсу

Если кто-нибудь затеет мятеж и провозгласит се­бя василевсом, не вступай с ним в сговор, а держись от него в стороне. <...>

§ 74. О восстании в Фессалии

(на основе мемуаров Никулицы Дельфина)[21]

...расскажу тебе о том, что перенес лариссянин[22] Никулица при блаженном василевсе Дуке[23]. Васи­леве был к нему благосклонен и доверял его словам. Но однажды он сказал василевсу: «благой государь мой, в Элладе должен вспыхнуть мятеж, и, если ты велишь, я расскажу тебе, как он может случиться». Но тот приказал ему промолчать. Никулица решил, что он повелел ему молчать из-за присутствовавших тогда людей, и на сей раз оставил разговор об этом....проторчав ради этого дела в столице до тридцати дней и не получив ответа, он [Никулица] уехал в раздражении. Тогда же появилась хвостатая звезда, о которой понимающие в этом толк люди говорили, что это метеор вида «бревно»[24]. Ее называли прино­сящей несчастье... Затем, вернувшись в свой дом в Ларисе и точнее разузнав о заговоре, он все о нем написал василевсу, но тот — не знаю почему — не ответил ему....мечтая о том, чтобы схватить пред­водителей коварного замысла, он, однако, рассуж­дал так: если он схватит их и тотчас не ослепит[25] и не обезглавит, то сотоварищи (а они вступили в сго­вор с влахами[26] и триккалитами[27]) могут по необходимости восстать против него, может быть, одолеют его и уничтожат; если же он решится бороться с ними и меж ними случится битва, то некоторые будут убиты, либо он, схватив, ослепит кое-кого из них. И все равно василевс скажет ему: «моя страна, а не твоя! Ты напомнил мне о деле не раз и два, и, если бы я хотел, я бы тебя послушал. Как же ты осмелился, не имея моего приказа, ослеплять и убивать людей? Ты сделал это, завидуя их счастью!». Блаженный ва­силевс вообще был охоч до этого....Никулица оставался в своем доме, как будто ни о чем не ведая, хотя у него было много лазутчиков, через которых он узнавал об их [мятежников] замыслах. А они были таковы....«если мы пожелаем сделать что-нибудь без него [Никулицы], мы не сможем довести наш план до конца,...да и пострадать от него можем, ибо он имеет людей и собственное войско и крепость и область повинуются ему во всем, что бы он ни ска­зал. Давайте, напротив, откроем ему наш замысел». Так они и сделали....Никулица притворился, что ни­чего не знает, и сказал им: «конечно, что вы сде­лаете, то и я»....они [заговорщики] снова пришли к нему все вместе: и влахи, и болгары, возбужденные лариссянами... Они схватили его и сказали: «отныне ты наш глава и повелитель, тебя мы выбираем для предстоящего восстания, чтобы ты приказывал нам, что мы должны делать». Но Никулица, желая мира, не раз и не два отговаривал их. Тогда пришли к нему некоторые из его друзей и, заклиная именем божиим, говорили: «если ты не присоединишься к их заговору, то погибнешь от их рук». Поэтому против воли он ока­зался их главой и, желая уловить [других], был улов­лен сам... Он собрал живущих в тех местах поблизо­сти влахов и болгар, и к нему стеклось большое вой­ско. Отправил он и в Китр[28] одни отряд, приказав раз­рушить эту крепость, что и было сделано. Василевсу же он написал: «я всячески внушал тебе лично, что дол­жен вспыхнуть мятеж. Затем, вернувшись к себе домой, я опять писал тебе о том же. Ныне я снова доношу твоей милости — поверь хотя бы теперь, что они подня­ли мятеж и сделали меня своим главой. Поэтому бла­годари бога, что я руковожу войском и могу расст­роить этот мятеж, если ты послушаешь меня и отме­нишь те налоговые надбавки и ревизии[29], которые ты сделал для них». (а василевс сделал налоговые над­бавки, исчисляемые многими номисмами.) Василевс направил ему страшнейшие клятвы: «я отменю все, что надбавил со дня, когда начал царствовать, вплоть до нынешнего. Ни одни человек с твоей стороны не будет изгнан или заключен, не будет подвергнут взысканию за ущерб, нанесенный фиску или частным лицам...». Однако, прежде чем Никулица получил эту клятву, он двинулся против крепости Сервии[30]...и после двухдневной осады на третий день овладел [крепостью]....после этого-то и прибыли клятва и образ блаженного василевса. Никулица имел [теперь] клятвы, обещания чинов и многое другое. (однако служащие василевса говорят по собственной воле, они не искренни — ложь и несправедливость на язы­ке их и хитрость притаилась на их устах...)

...созвав войско, он [Никулица] вынес перед всеми иконы и показал им, прочел им также клятву и убеж­дал их замириться и разойтись всем по домам. Но они не хотели... Поднялся громкий крик, какой способ­но поднять нестройное войско... Поэтому Никулица приказал схватить среди влахов их избранника архон­та Славоту Кармалака, а из лариссян — Феодора Скривону петаста. Все прочие, видя их уводимых на смерть, испугались и, бросившись к его ногам, единодушно просили пощадить их...Никулица отправился к блаженному василевсу в столицу, который хорошо его принял, и в течение четырех месяцев он пробыл там в безопасности... После этого, однако, василевс послал его к блаженному патриарху Константинополя Иоанну Ксифилину[31], чтобы, если патриарх признает клятву скверной и отменит соглашение, скрепленное ею, расправиться и с Никулицей и с теми, кто был с ним. Но так как святейший патриарх, напротив, подтвердил клятву, простив Никулицу вместе со всеми находившимися с ним и сняв с него вину, василевс был явно разозлен и сослал Никулицу... Когда же василевс умер, то вместо него воцарился Роман Диоген[32] — человек, почитавший дружбу...блаженный Диоген являлся издавна другом Никулицы....однако василевс не дал ему никаких иных благ, кроме того, что возвел, его сына Григория, бывшего спафарокандидатом[33], в ранг протоспафария,а брату Григория, Панкратию, увеличил ругу[34].

Итак, Никулица пребывал в покое в своем доме четыре года, воздавая хвалу господу и василевсу, хоть и было много клевещущих на него, василевс никому не верил. Затем, когда блаженный василевс был взят в плен персами[35], Никулица снова прибыл в цар­ственный град... И василевс[36] принял его... Сделал его начальником и анаграфевсом[37] кондаратов[38] и мо­ряков... Заклинаю вас, дети мои желанные, которых дал мне господь, оставайтесь на стороне василевса и на службе у него, так как сидящий в Константино­поле василевс всегда побеждает. <...>

V. Советы василевсу

§ 79. О том, чтобы награждать и возвышать людей достойных

...если ты почтишь титулом протоспафария, мима, либо [другого] недостойного человека, [как и] своего стратиота[39], готового пролить за тебя свою кровь... То эти достоинства станут пустым звуком. Ведь немало я видел подобного: и судей, достойных осмеяния, но преуспевающих, и других, весьма разумных и хороших, но находящихся в пренебрежении у василевсов, как и добрых стратиотов, забытых василевсами, а об­манщиков — в удовольствии. И сокрушалось сердце мое, не вынося несправедливости.

§ 80. О том, как опасно обижать стратиотов

Получше заботься о своих стратиотах. Не урезай им ругу... Наделяй их титулами, но не всех, а от­личившихся.

§ 81. О том, как следует награждать иноплеменных наемников

Иноплеменников, которые не из царского рода своей страны, не возвышай присвоением больших ти­тулов и не доверяй им высоких должностей. Ведь, поступая таким образом, ты неизбежно унизишь и себя самого, и своих архонтов ромеев. В самом деле, если ты почтишь явившегося [к тебе] иноплеменни­ка из простонародья должностью примикирия[40] или стратига, то какой достойный военный пост ты мо­жешь дать ромею?...покорив болгарию, василевс [Василий II] вернулся. Впрочем, сражался и я тогда за василевса по силам своим. Когда мы прибыли в Мосинополь[41], василевс, награждая Аральта[42] за то, что он участвовал в войне, почтил его титулом спафарокандидата....и Аральт не роптал...

§ 82. О том, чтобы не пополнять казны посредством несправедливости

...стратиоты пусть не получают сниженной руги, как и синклитики[43] и [другие] горожане. Тогда каж­дый делом своим, как было искони установлено, бу­дет служить тебе без ропота. Земли, подвластные тебе, пусть не знают ежедневных налоговых надба­вок и ревизий, непривычных и невиданных измышле­ний, и они не отложатся от тебя. Напротив, всей ду­шой они будут служить тебе, если будут вносить в казну ежегодно посильные налоги. Не отягчай под­властные тебе страны иноплеменников..., а что за зрелище мы видим сейчас? Обложение свыше нало­говой записи — не только при взыскании необходимо­го, но и при бесполезных сборах[44].

§ 83. О том, чтобы приближенные василевса и его родственники не обижали подданных

...я считаю, что все люди: и василевсы, и архонты, и хлеб себе добывающие — дети одного человека — Адама. Видывал я весьма чванливых людей, кото­рые погрязли в воровстве, прорицаниях и магии. Таких я объявляю худородными. Ведь человек, как существо разумное, если хочет, милостью божией сам становится богом. Таким был и блаженный василевс Михаил[45], украшенный, как сказано, великими доб­родетелями. Но у него было много близких бедных родственников, во главе которых стоял орфанотроф[46]. Он был братом василевса и управлял дворцом. Захотел орфанотроф обогатить своих родствен­ников и предоставил им возможность грабить чужое имущество, а василевс ничего не знал об этом. Даже посланные ради какой-либо службы мандаторы[47] и царские люди, гдебы они ни встретили всадника... Стащив его с коня или с мула, забирали это и удалялись. И вот частью из-за этих людей, а особенно из-за беззаконий его [василевса] родствен­ников, оказался ненавистным [людям] этот удиви­тельный и светлый человек. <...>

§ 87. 0 том, чтобы заботиться о войске, а особенно — об укреплении флота

Не позволяй распускать и разорять свое войско. Иначе обеднишь себя и себя же оплачешь, так как войско — слава василевса и сила дворца....всячески стремись к тому, чтобы процветал флот — слава Романии. Старайся, чтобы и флотские архонты[48] были у тебя непричастны ко всяким дарам и взяткам. Ведь если архонты флота будут жадюгами и взяточника­ми, послушай, что они сделают: во-первых, они раз­решат, чтобы [владельцы] стратий пользовались экскуссией[49], беря с них номисмы не в том размере, в каком они хотели вносить в качестве эпирии для флота, но в двойном количестве—и хеландия[50] ока­зывается с недостатком....они позволят стратиотам не иметь оружия, и поэтому при столкновении с вра­гами те обратятся в бегство. Да что я говорю: «при столкновении»? Они бегут, даже не успев увидеть врага… [ныне] длинные суда, отправляясь к остро­вам под предлогом пресловутой (?) Сторожевой службы, не делают ничего, кроме как собирают с Киклад[51] и с обоих материков пшеницу, ячмень, ово­щи, сыр, вино, мясо, оливковое масло, большие сум­мы номисм и прочее, если оно есть на островах....обычно архонты флота, оставаясь долгие годы во флоте, приучаются к лени, покою и неге, отчего воз­никает полная неспособность (к делу).

§ 88. О том, чтобы василевс почаще сам объезжал подвластные ему земли

Я знаю, державнейший, что человеческая приро­да привержена к покою. Но ты преодолен бесполез­ное, скорее даже вредное, правило, когда василевс не посещает подвластные ему страны.... А остается в Константинополе, как в некоем узилище....посещай подвластные тебе страны и фемы, узнавай о неспра­ведливостях, которые терпят бедные, о том, что сде­лали практоры, посланные тобою. <...>

VI. Советы топарху[52]

Если ты имеешь в своей стране крепости или де­ревни, если ты в них топарх и повелитель, то не по­зволяй себе мечтать о богатстве, или о чинах, или о великих обещаниях василевсов, не отдавай своей страны василевсу, не бери взамен ее деньги и вла­дения, хотя бы мог получить вчетверо больше. На­против, держись за свою страну, хотя б она была мала и незначительна, так как лучше для тебя, если ты как сам себе господин являешься другом [василевса], а не как раб и подвластный человек.[53]

Советы и рассказы Кекавмена / пер. Г. Г. Литаврина. —М.: Наука, 1972. —746 с. — С. 119—299.

Источники


Агрикультура в памятниках западного Средневековья. Труды Института Истории науки и техники. Вып. I. Сер. V. История агрикультуры. – М.; Л.: АН СССР, 1936. – 367 с.

Английская деревня XIII XIV вв. и восстания Уотта Тайлера: сб. док-тов. – М.: Соцэкгиз, 1936. – 243 с.

Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре / Уильям Ленгленд. – М.; Л.: Наука, 1941. – 618 с.

Садовник В. Крестьянин Гельбрехт / Вернер Садовник. – М.: Наука, 1971. – 420 с.

Французская деревня XII-XIV вв. и Жакерия / Н.П. Грацианский – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. – 103 с.

Основная литература

Бессмертный Ю.Л. Предпосылки и характер крестьянских движений во Франции в XIV в. / Ю.Л. Бессмертный. М.: Наука, 1976. – 398 с.

История крестьянства в Европе: Эпоха феодализма: в 3-х тт. / АН СССР, Ин-т всеобщей истории. – Т. 1., Т. 2. – М.: Наука, 1985, 1986. – 694 с., 608 с.

Дополнительная литература

Бессмертный Ю.Л. Феодальная деревня и рынок в Западной Европе ХII-ХIII вв. / Ю.Л. Бессмертный. – М.: Наука, 1969. – 478 с.

Дюби Ж. Европа в Средние века / Ж. Дюби. – Смоленск: Полиграмма, 1994. – 316 с.

Классы и сословия средневекового общества. М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. – 216 с.

Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: время, труд и культура Запада / Жак Ле Гофф. – Ека­те­рин­бург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. – 327 с.

Майер В.Е. Аграрная история эпохи феодализма: сб. науч. тр. / В.Е. Майер. – Ижевск: УдГУ, 1983. – 180 с.

Методические указания

Проблема положения крестьянства традиционно является одной из центральных проблем в медиевистике. Она позволяет понять важные социоэкономические основы жизни средневекового общества. Разнообразные документы этого раздела содержат материал о значительных изменениях, происходивших с XI по XIV вв., в положении крестьян Западной Европы.

Работая над грамотами и соглашениями этого времени, которые дошли до нас, главным образом, в составе монастырских картуляриев, вы можете восстановить картину положения крестьянства. Постарайтесь систематизировать полученный материал и обозначить основные процессы, которые намечаются еще в XI-XII вв.

Анализируя труд французского юриста Бомануара «Кутюмы Бовези» вы получите материал для определения сформировавшихся за этот период трех категорий зависимых крестьян: сервов, вилланов и госпитов. На этом материале необходимо выделить специфические сервильные и вилланские повинности, сравнить права и обязанности вилланов и госпитов. Что бы разобраться в сущности различий этих категорий вам надо будет сравнить их положение, выделить то, что сближает эти категории и то, что отличает их. Линии сравнения надо выделить самостоятельно.

Дополнительный материал для понимания разнообразия положения французских крестьян дает еще один документ XIII в. - «Поэма о версонских вилланах» посвященная событиям середины XIII столетия в области Бовези. Этот документ позволит вам не только определить своеобразие положения т.н. «старых вилланов», охарактеризовать их обязанности и права, но и охарактеризовать взгляды автора на современные ему крестьянско-сеньориальные отношения.

При работе над текстами, фиксирующими освобождение крестьянства от серважа надо обдумать причины этого процесса, формы в которых он протекал и его последствия как для крестьян, так и в целом для средневекового общества.

В документах английских расследований и описей, трактате Г. Брактона и Ордонансе 1347г. можно найти сведения об особенностях положения крестьян Англии. Внимательное отношение к деталям позволит вам разглядеть специфику понимания сущности вилланства в английском праве XIIIв. и трансформацию этого понимания, произошедшую в XIVв.

В текстах этого раздела упоминаются эпизоды сопротивления крестьян попыткам повысить уровень их эксплуатации или понизить их социальный статус. Постарайтесь их тщательно изучить, и определить не только формы и характер крестьянского протеста, но также своеобразные черты самосознания средневекового крестьянина. Дополнит эти сведения анализ сочинения Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт».

 

Кутюмы Бовези Бомануара

Кутюмы Бовези - запись обычного права северо-восточной части Франции, была сделана одним из крупнейших французских юристов — Филиппом Бомануаром (1247—1295гг.). Бомануар родился в дворянской семье. Долгие годы он служил на должностях бальи и сенешаля в Санлисе, Клермоне, Бовези, Пуату и других местах. Записи правовых норм Бовези он сделал


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.