Субъект и объект познания в философии — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Субъект и объект познания в философии

2017-06-03 349
Субъект и объект познания в философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет — часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение, культурологии — на культуру, этнографии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.

Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта. Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт), до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).

От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».

Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию человека, а не окружающему миру.

Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, объективными фактами или их отображениями являются вращение Земли вокруг Солнца, впадение Волги в Каспийское море, утверждения «Сократ — это человек», «Ф.М.Достоевский — русский писатель» и т.д.; они не зависят от наших личных желаний: Земля не прекратит своего вращения, Волга не повернет вспять, а Сократ не станет русским писателем.

Конечно, совершенно «очищенным» от человека знание быть не может. На познание оказывают влияние социальные отношения, культура, эпоха.

Иногда теория познания так и называется: теория отражения. Эта традиция идет от французского философа Р. Декарта.

Отражение – это свойство материи (объектов) воспроизводить признаки отражаемых предметов. В неживой природе возникли следующие основные формы отражения: 1) механическое отражение (след на песке, на пластилине); 2) химическое отражение (изменение цвета лакмусовой бумаги); 3) отражение света (электромагнитных волн) – фотография.

Затем возникает допсихическая форма отражения. Она получила название – раздражимость. Примером является одинаковая реакция растения росянки на прикосновение насекомых или песчинку. В последующем в процессе эволюции появляется психическая форма отражения (сначала у животных, потом у людей): ощущение, восприятие, представление. На определенном этапе развития человека у него возникает логическое отражение в таких формах как понятия, суждения, умозаключения.

В философии существуют и другие точки зрения о сущности процесса познания:

- Платон разрабатывал теорию познания как теорию припоминания – анамнезис.

- Сенсуализм – признавал чувственную форму познания (ощущения, восприятия) главным источником правильного знания. См. философию Д. Локка.

- Рационализм – признавал разум основой (главным источником) правильного знания и поведения людей. Чувственное познание, с этой точки зрения, ведет к недостоверному знанию. См. философию Р. Декарта.

- Иррационализм – ограничивает или отрицает возможности разума в достижении истинного знания. С позиций иррационализма есть явления, которые не могут быть познаны при помощи мышления. Но их суть может быть раскрыта с помощью других способов – интуиция, медитация, транс, мистическое озарение, божественное откровение.

- Процесс познания представляет собой единство чувственного и рационального познания.

Рассмотрим содержание последней позиции по вопросу процесса познания: познание - есть единство двух форм познания: чувственного и рационального (логического).

Чувственное познание – это ступень, позволяющая отражать мир в наглядных образах. Здесь познание реализуется в трех основных формах: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – отражение психикой отдельных свойств предметов. Например, сладкое, горькое, твердое, мягкое. С помощью ощущений люди получают информацию о различных свойствах окружающих их предметов. Человек обладает пятью основными органами чувств: зрение, осязание, вкус, слух, обоняние.

Особенности ощущений.

1. Органы чувств ограничены в отражении действительности. Имеется в виду, что человек воспринимает не все, что есть вокруг него. Для органов чувств существуют определенные границы. Например, с помощью зрения люди воспринимают окружающий мир в узком диапазоне электромагнитных колебаний от 360 до 760 миллимикрон. Человек не воспринимает ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.

2. Ощущения не всегда совпадают с физико-химическими свойствами вещей, явлений, которые человек воспринимает. Например, субъективно человек слышит музыку, а объективно существует звуковая волна определенного тона и ритма.

3. «Прозрачность ощущений» – нам кажется, что мы воспринимаем предметы, а на самом деле происходит следующее: когда на нас воздействует какой-либо предмет, то органы чувств реагируют на определенные раздражения, которые принимают форму импульса, распространяющегося со скоростью от 1 до 120 м/сек в зависимости от типа нервных волокон. Импульс достигает высших центров мозга, где превращается (декодируется) в сигнал, который и приобретают форму ощущений. А нам кажется, что это не ощущение, а сам предмет.

4. Субъективность ощущений – мы знаем только свои ощущения. Например, практически невозможно рассказать человеку, что такое боль, так, чтобы у него возникло ощущение боли, если он никогда сам подобной боли не испытывал.

Восприятие – целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств, образ предмета в целом. Восприятие может возникнуть только тогда, когда: 1) раздражаются одновременно несколько рецепторов. Например, зрительные, вместе со слуховыми и осязательными; 2) изменения в воздействие на рецепторы происходят синхронно. Таким образом, для возникновения ощущений достаточно воздействия на один рецептор, например, зрение. Для появления восприятия нужны, как минимум два рецептора, например, зрительный и осязательный.

Свойства восприятия.

1. «Избирательность восприятий». Мы воспринимаем не все, что ощущаем. Наш рецепторный аппарат отбирает по особым принципам сенсорные данные и формирует наше восприятие мира. Например, два человека могут по-разному видеть одну и ту же ситуацию, прежде всего, благодаря разным воспринятым данным.

2. «Глобальность восприятия» - восприятие зависит от того, в каком окружении воспринимается предмет. Например, один и тот же рисунок, изображающий круг красного цвета, будет восприниматься то, как геометрическая фигура, то, как яблоко, то, как мяч в зависимости от того, в какой ряд (окружение) он включен: геометрические фигуры, фрукты или игрушки.

Представление – образ предмета, явления, который человек воспринимал ранее, а в данный момент не взаимодействует. Это часть информации, извлекаемой из хранилищ памяти. В представлении возникают образы предметов, которые существуют в реальности. На основе восприятий и представлений могут возникать различные новые образы. Эта особенность называется воображением. Оно позволяет создавать образы предметов, явлений, не существующих в реальности: гоблины, лернейская гидра, феи.

Итак, чувства через ощущения, восприятия и представления играют важную роль в познании окружающего мира.

Однако их возможности в познании ограничены. Например, чувства фиксируют только внешние свойства предметов и не могут проникать в глубь, сущность явлений.

Эту функцию выполняет вторая ступень познания – логическая, рациональная, или собственно мышление.

Мышление – форма отражения действительности; способ познания человеком существенных свойств, связей предметов и явлений, средство создания новых идей.

Мышление осуществляется в трех формах: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – отражение в обобщенной, логической форме существенных свойств явлений и предметов. Примеры понятий: число, государство, животное, человек, Космос, категорический императив, атом. Понятие отличается от восприятия. Например, восприятие отражает внешний облик какого-то конкретного человека. Понятие же характеризует существенные признаки человека, такие как: биосоциальность, разумность, способность к творчеству, свобода.

В мышлении понятия существуют в определенной связи. Формой этой связи является суждение. Это форма мышления, которая с помощью понятий утверждает или отрицает что-либо о явлениях, предметах. Примеры суждений: «Человек смертен», «Некоторые металлы жидкие», «Счастье – это когда тебя понимают». В учебниках по логике можно познакомиться с различными видами суждений. Виды суждений: истинные и ложные, утвердительные и отрицательные, общие, частные, единичные, суждения действительности, возможности, необходимости, условные, разделительные, категорические.

Третьей формой логического познания является умозаключение. Умозаключение – форма мышления, позволяющая в ходе рассуждения получать новое знание не основе уже имеющегося. В процессе умозаключений происходит переход от известного к неизвестному посредством установления связи суждений и выведения одних суждений из других. Суждения, на основе которых делаются выводы, называются посылками. Выведенное из них новое суждение называется следствием или заключением.

Существуют следующие основные типы умозаключений:

Индуктивное – форма мышления, при которой из частных посылок делается общий вывод. Например, установлено, что и медь, и железо, и свинец, и золото, и платина проводят электричество. На этом основании можно сделать вывод: все металлы проводят электричество.

Дедуктивное – форма мышления, при которой из общих положений делается частный вывод об отдельных предметах. Например, первая посылка: Все металлы проводят электричество. Вторая посылка: Медь – металл. Вывод: следовательно, медь – проводит электричество.

Итак, человеческое познание осуществляется в единстве двух ступеней: чувственной (ощущения, восприятия, представления) и логической (понятия, суждения, умозаключения).

Глоссарий

 


Сознание,

Отражение,

Бессознательное,

Сверх-я,

Сознательное я,

Психика,

Трудовая теория,

Абиогенез,


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.