Отношения с государствами «ближнего зарубежья». — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Отношения с государствами «ближнего зарубежья».

2017-06-03 280
Отношения с государствами «ближнего зарубежья». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

После подписания в январе 1993 г. Устава СНГ, началось дальнейшее ук­репление и расширение форм сотрудничества стран-участников СНГ. В сен­тябре 1993 г. ими был заключен договор о создании Экономического союза.

Высшим органом СНГ является Совет глав государств. В декабре 1993 г. учрежден пост Председателя уставных органов СНГ. На протяжении сле­дующих пяти лет этот пост остается за РФ. В октябре 1994 г. на очередной встрече лидеров СНГ было решено создать Межгосударственный экономиче­ский комитет и сформировать Таможенный союз. Кроме того, с 1995 г. начал практическую деятельность Экономический суд стран СНГ, который контро­лирует выполнение взаимных экономических обязательств в рамках СНГ.

В 1998-1999 гг. Межгосударственный экономический комитет, был пре­образован в Экономический совет Содружества (Устав принят в 1999 г.). Таможенный союз формировался с 1995 до 1997 г.

С 1996 г., когда министром внешней политики был назначен Е.М. Примаков, процесс экономической интеграции стран СНГ пошел зна­чительно быстрее.

29 марта 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали четырехсторонний Договор «Об урегулировании интеграции в экономиче­ской и гуманитарной областях», согласно которому создавались исполни­тельные органы «Четверки».

2 апреля 1996 г. в Москве был подписан Договор об образовании Сооб­щества Белоруссии и России. Председателем Высшего совета Сообщества стал президент Белоруссии А.Г. Лукашенко. Дата подписания этого догово­ра провозглашалась Днем единения народов России и Белоруссии. В 1997 г. Сообщество было преобразовано в Союз Белоруссии и России. Устав Союза был принят 23 мая 1997 г. В январе 1998 г. утвержден Союзный бюджет.

На проходившем в январе 2000 г. в Москве саммите СНГ исполняющий обязанности президента России В.В.Путин был единогласно избран пред­седателем Совета глав государств Содружества.

25 декабря 1998 г. президенты России и Беларуси подписали Декларацию о создании Союзного государства. Правовой статус нового объединения был оформлен на встрече в Москве 28 апреля 1999 г.

В конце мая 1997 г. был, наконец, решен и вопрос о Черноморском фло­те — в Киеве было подписано соглашение о параметрах раздела Черномор­ского флота и принципах его базирования в Севастополе. 31 мая Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.

Выход из Приднестровского конфликта по существу произошел еще 21 июля 1994 г., когда Россия и Молдавия заключили соглашение (при участии лидеров самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики) о прекращении военных действий в Приднестровье.

В январе 1996 г. страны СНГ приняли Концепцию предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств Содружества, кото­рая закрепила возможности совместных шагов по разрешению возникаю­щих в рамках СНГ споров и разногласий. 8 мая 1997 г. Россия и Украина выступили гарантами подписанного лидерами Молдавии и Приднестровья Меморандума об основах нормализации отношений.

Продолжалась миротворческая деятельность России на Кавказе и в Средней Азии. При посредничестве России летом 1997 г. состоялись прямые грузино-абхазские переговоры. В том же 1997 г. при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении боевых действий и формировании комиссии по национальному примирению в Таджикистане.

Таким образом, конфликты между странами — участниками СНГ были в основном урегулированы.

В 1996 г. начали складываться условия для военно-политического со­трудничества стран СНГ. Совет глав государств принял Концепцию охраны границ государств — участников СНГ с государствами, не входящими в со­дружество. Тогда же были подписаны соглашения о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ и об охране воздушного пространства СНГ.

Одним из шагов интеграции РФ со странами СНГ стало сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом.

Оно было оформлено, в частности, Распоряжением Правительства Россий­ской Федерации от 2 февраля 1998 г. и Договором о сотрудничестве в борьбе с актами терроризма, в особенности технологического характера, затрагивающи­ми общие интересы и безопасность государств — участников СНГ.

Были намечены основные формы сотрудничества и установлены прин­ципы взаимоотношения Сторон.

Выработка мер по совместной борьбе с международным терроризмом стала предметом встречи глав государств республики Казахстан, Китайской народной республики, Киргизской республики и республики Таджикистан, которая состоялась по инициативе РФ, 25 августа 1999 г. в Бишкеке. Ей предшествовали Шанхайская встреча в 1996 г. и встреча в Алма-Ате 3 иЮля 1998 г., на которых был подписан договор о намерениях и намечены вопро­сы для обсуждения на последующей встрече на высшем уровне.

В последние годы наметилась дифференциация отношений России с быв­шими советскими республиками. Выделяются несколько уровней этих связей.

Самое интенсивное взаимодействие развивается в рамках «двойки», включающей Россию и Белоруссию.

На следующем уровне находится «пятерка», в которую, помимо России и Белоруссии, входит Казахстан, Киргизстан и Таджикистан. В марте 1996 г. эти страны (кроме Таджикистана) подписали Договор о создании Сообщества суверенных республик, символизирующий их более тесную интеграцию. Позднее они заключили между собой Таможенный союз. Встречи лидеров «четверки» проходили в январе и 1997, и 1998 гг., причем к ним присоеди­нился Таджикистан, вступивший в Таможенный союз в феврале 1999 г.

Политические связи между Россией и другими странами «пятерки» разви­ваются довольно интенсивно (особенно с Казахстаном, который с 1995 г. дваж­ды посещали и президент Б.Н. Ельцин, и российские премьер-министры). Су­ществование «пятерки» позволяет укрепить позиции России в Азии.

Особую роль играет вхождение в новый блок Таджикистана. Президент Таджикистана посещал Россию в 1996, 1997 и 1999 гг., а В.В. Путин, буду­чи еще премьер-министром, побывал в Душанбе в ноябре 1999 г. на инаугу­рации Э. Рахмонова.

Предпринимаются шаги по реанимации Договора о коллективной безо­пасности 1992 г., свидетельством чего стало подписание в Минске мемо­рандума интеграционной шестерки СНГ, где фактически предусмотрены механизмы сотрудничества, присущие классическим военным союзам.

С остальными странами СНГ отношения сложнее. Они скорее тяготеют к другим политическим блокам: ориентируются на Запад (Украина, Молдова, Грузия, отчасти Армения), Турцию (Азербайджан) или пытаются проводить независимую политику с расчетом на повышение своего геополитического статуса (Узбекистан, Туркмения).

Наиболее интенсивно развиваются внешнеполитические контакты меж­ду Россией и Украиной.

Достаточно сложно складывались отношения России с Узбекистаном. Реальное восстановление внешнеполитических связей началось в 1998 г., когда Россия включилась в процесс межтаджикского урегулирования, исход которого важен для Узбекистана. Результатом стал обмен визитами на высшем уровне: президент Узбекистана посетил Москву в мае 1998 г., пре­зидент России был в Ташкенте в октябре того же года. В декабре 1999 г. Ташкент посетила российская делегация во главе с В.В. Путиным.

Несколько интенсивнее Россия взаимодействует политически с Армени­ей, Молдовой и Туркменией, которые имеют непосредственный интерес к России: Армения — в связи с традиционными союзническими отношения­ми и своей изоляцией на Кавказе; Молдова — в силу заинтересованности в решении приднестровской проблемы; Туркмения — из-за проблемы экс­порта газа через российские трубопроводы. За последние годы отношения с Арменией и Молдовой были стабильными, хотя и недостаточно активными. Важным для Молдовы событием стал саммит СНГ 1997 г. в Кишиневе.

Отношения же с-Туркменией охлаждаются, поскольку она пытается прово­дить политику нейтралитета, балансируя между Россией, Ираном и Турцией. Туркмения ввела визовую систему для граждан России.

Наиболее сложно складываются связи России с Грузией и Азербайджа­ном. Одна из причин — несовпадение позиций по чеченской проблеме (в России считают, что поддержка северокавказских исламистов идет через Азербайджан и Грузию). Другой сложный вопрос — транзит каспийской нефти (Грузия и Азербайджан поддерживают проекты ее транспортировки через Супсу и Джейхан, но не через Новороссийск). Еще одна проблема — разрешение конфликтов вокруг Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии. В результате Россия в 1999 г. сама была вынуждена настаивать на введении визового режима для граждан этих стран.

Хуже всего развиваются отношения России с балтийскими государствами, которые, оказавшись за пределами СНГ, сразу ввели визовый режим для россиян. Страны Балтии показывают свою прозападную ориентацию и не торопятся укре­плять политические связи с «восточным соседом» (хотя значимая часть транзита российской нефти по-прежнему идет через Латвию и Литву). Чуть лучше обстоят дела на литовском направлении, тем более что Россия в некоторой мере зависит от Литвы — ведь через нее идет сообщение с Калининградской областью, российским эксклавом на Балтике. Руководители Литвы довольно часто бывают в Москве, в отличие от руководителей Латвии и Эстонии, которые демонстративно держат максимальную дистанцию в отношениях с Россией.

Выбирая внешнеполитических союзников в настоящее время, Россия в пер­вую очередь ориентируется на страны СНГ. Активные контакты с Украиной, Узбекистаном, включение Туркменистана в очередь первых внешнеполитиче­ских визитов В.В. Путина, говорят о стремлении президента сцементировать все СНГ, а не только его интеграционное ядро. При этом основное внимание сосредоточивается на вопросах взаимодействия силовых структур, на совмест­ных усилиях по противодействию терроризму и на положении русскоязычного населения. Большое внимание уделяется экономическому сотрудничеству на равноправной основе, заметен отход от принципов ельцинской политики, кото­рая оборачивалась накоплением «висячих» долгов стран СНГ России без ма­лейшей политической отдачи. Основные проблемы в отношениях с государст­вами на бывшем постсоветском пространстве будут связаны с практическим решением вопросов противостояния экстремизму, прежде всего — в контексте чеченской проблемы (это наиболее сильно сказывается на контактах с Грузией и Азербайджаном) и урегулирования задолженностей.

Вместе с тем В.В. Путин не отказывается от концепции «Содружества разных скоростей», предполагающей более высокий уровень кооперации и привилегированность партнерства с ядром СНГ.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.