Правовое положение холдингов — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Правовое положение холдингов

2017-06-02 854
Правовое положение холдингов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хо́лдинг (от англ. holding «владение») — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.

Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.

Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.

В основе выделения холдинговых компаний как самостоятельного вида предпринимательского объединения лежат отношения контроля и зависимости между основным (преобладающим) и дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами.

Под экономическим преобладанием следует понимать возможность одним субъектом определять условия ведения другим субъектом предпринимательской деятельности. Отношения холдинга используют не только взаимосвязь "основное - дочернее" общество, но также "преобладающее - зависимое". Понятие "преобладающее" применяется здесь в соответствии со ст.106 ГК РФ как "участвующее" в уставном капитале зависимого общества не менее чем на 20% или имеющее не менее 20% голосующих акций акционерного общества.

Основанием для установления экономической зависимости может стать не только преобладающее участие основного общества в уставном капитале дочернего, но и наличие договора или иных обстоятельств, позволяющих основному обществу определять решения дочернего или влиять на решения зависимого общества. При этом преимущественным основанием и способом осуществления экономической власти является, конечно, обладание значительной долей уставного капитала

по своему экономическому содержанию холдинг - это структура, в рамках которой одна организация (основная организация) имеет возможность определять или, по крайней мере, воздействовать на решения, принимаемые другими организациями, входящими в структуру холдинга. Это влияние может осуществляться:

за счет владения преобладающей долей в уставных капиталах этих

организаций;

за счет контроля над преобладающей долей активов этих организаций;

на основе соответствующего договора между основной организацией и

остальными организациями, входящими в структуру холдинга.

Холдинговые компании являются разновидностью предпринимательских объединений, в число которых входят всевозможные формы объединения коммерческих организаций, создаваемы добровольно (на договорной основе) и принудительно (в результате подчинения и контроля одного юридического лица над другими) для осуществления согласованной деятельности, направленной на получение прибыли.

Характерные черты холдинга

Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.

Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.

Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:

· выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;

· реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;

· осуществление межфирменных связей;

· финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;

· предоставление консультационных и технических услуг.

В практике принято выделять два вида холдинговых компаний: чистые и смешанные холдинги. Такое деление проводится в зависимости от того, являются ли основные общества холдинговых компаний исключительно только держателями акций (долей участия) дочерних обществ или же наряду с этим занимаются самостоятельной производственной, торговой, банковской или иной коммерческой деятельностью.

В чистом холдинге основное общество - это неторговая компания, владеющая согласно уставу только владеет капиталом и не имеющие прав осуществления торговых операций или иного бизнеса. В российской терминологии они называются финансовыми холдинговыми компаниями.

Смешанная холдинговая компания, наряду с владением контрольным пакетом акций и правом руководить другими компаниями, активно занимается торговлей или бизнесом и имеет в своем балансовом отчете вместе с акциями дочерних предприятий активы в виде движимо и недвижимого имущества.

Правовую основу создания холдингов с участием государства или муниципальных образований создает ст. 25 "Внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ" ФЗ от 21.12.2001 г. №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Упоминание о холдингах содержится в ФЗ от 26.12.1995 г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах». Правовое положение холдингов также регулируется Указом Президента РФ от 16.11.1992 № 1392 о мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий (вместе с временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в АО).

 

16. Публично-правовые образования как участники предпринимательских отношений.

В гражданском праве Российской Федерации юридические лица публично-правовых образований, в отличие от законодательства ряда зарубежных стран, не выделены. Исключение сделано лишь для Российской Федерации и муниципальных образований.

В ст. 124 ГК РФ отмечается, что данные публично-правовые образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками - гражданами и юридическими лицами.

Юридические лица публично-правовых образований наделены властными публичными полномочиями. Характер этих полномочий диктует форму участия в гражданском обороте. От имени государства в гражданских отношениях чаще всего выступают государственные органы. Муниципальные образования в гражданском обороте представляют в пределах их полномочий органы местного самоуправления (п. 2 ст. 125 ГК РФ).

Примером является Управление делами Президента Российской Федерации, которое в качестве федерального органа исполнительной власти наделено правами юридического лица, в задачу которого входит непосредственное осуществление материально-технического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации.

Важно, чтобы нормативно было закреплено, что данное публично-правовое образование наделено правами юридического лица и как таковое вправе участвовать в гражданском обороте.

Выполнение публично-правовых полномочий требует закрепления за ними имущественных прав. Характер и пределы этих прав непосредственно зависят от организационно-правовой формы юридических лиц публично-правовых образований.

Гражданский кодекс РФ (ст. 50) предусматривает, что юридические лица должны быть облечены в организационно-правовую форму.

Это требование справедливо и для публично-правовых образований, поскольку организационно-правовая форма определяет правовой статус имущества юридического лица.

Министерства, федеральные службы и федеральные агентства, другие ведомства по умолчанию признаются в форме государственного учреждения. Но наличие управленческих функций не определяет организационно-правовой статус юридического лица. Одним из основополагающих признаков учреждения в настоящее время является его обязательное финансирование собственником (п. 2 ст. 48 ГК РФ).

В этой связи важно подчеркнуть, что государственные органы участвуют в гражданском обороте как от имени государства, так и от своего имени <1>. Например, Минфин России осуществляет необходимые выплаты по государственным займам от имени Российской Федерации. В то же время Минфин России от своего имени производит закупки необходимого оборудования: компьютеров, множительной техники и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.