Типовая характеристика лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типовая характеристика лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность.

2017-06-02 362
Типовая характеристика лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Примерный портрет субъекта незаконного предпринимательства: лицо мужского пола (женщины являются субъектами данного преступления лишь в 13-14 % изученных уголовных дел) в возрасте от 30 до 45 лет, состоящий в браке, имеющий высшее или среднее специальное образование, ранее не судимый 90%, разбирающийся не только в узкоспециализированных вопросах своей профессии, но и в вопросах экономического анализа, бухгалтерского учета, аудита, основ налогообложения, творческая и неординарная личность, склонная к стяжательству, наживе, стремящаяся быстро накопить богатство любым путем. Владеет информацией о финансово-коммерческой деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, имеет знакомства в налоговых органах, банковских и других кредитных организациях, осведомлен об особенностях их деятельности.

В большинстве случаев незаконное предпринимательство осуществляется единолично, хотя, поскольку зачастую для организации преступного бизнеса требуется содействие должностных лиц государственных органов, нередки факты совершения данного преступления организованными группами.

Обобщение материалов судебно-следственной практики позволяет утверждать, что в 12-17 % уголовных дел, возбужденных по факту незаконного предпринимательства, фигуранты действовали в составе организованной группы. В такие группы входят: руководители предприятий, если преступная деятельность осуществляется организацией, либо индивидуальные предприниматели, занимающиеся частным бизнесом; бухгалтеры организаций или индивидуальных предпринимателей; работники налоговых и иных государственных органов и учреждений; служащие банков и иных кредитных организаций; лица, нанимаемые для выполнения технических и других вспомогательных функций (грузчики, продавцы и т. п.).

Для организованных групп, совершающих незаконные предпринимательские операции, характерна небольшая численность (от двух-трех до десяти человек), сравнительно простая организационная структура построения с довольно высоким уровнем образования и профессионализмом членов ее руководящего и даже исполнительского звена. Подобные группы чаще всего создаются ситуативно-договорным способом и на сравнительно короткие периоды времени. Организаторы и руководители преступных формирований, действующих в сфере экономических отношений, работают, как правило, в легальных структурах и имеют легальный статус, нередко весьма престижный. Лица же, осуществляющие техническую работу в группе, далеко не всегда бывают осведомлены о ее преступном характере.

Субъектом преступленияможет быть достигший 16-летнего возраста гражданин России, лицо без гражданства либо иностранный гражданин, непосредственно осуществляющий предпринимательскую деятельность. За незаконную предпринимательскую деятельность юридических лиц уголовную ответственность несут лица, в обязанности которых входит регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности.

Текущее руководство деятельностью организации осуществляет ее руководитель (руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации). Именно служебное положение, занимаемое данным лицом, накладывает на него обязанности, связанные с получением лицензии и соблюдением условий лицензирования.

Одной из задач первоначального этапа расследования является установление круга лиц, которые фактически создавали организацию, определяли ее производственную программу, управляли деятельностью организации, распоряжались прибылью, получаемой от предпринимательской деятельности.

Субъектами незаконного предпринимательства могут быть: частные лица; индивидуальные предприниматели; лица, создавшие организацию (учредители), но уклонившиеся от ее регистрации; заявитель; руководитель организации; иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени организации либо лицо, фактически выполнявшее функции руководителя.


2. Особенности проведения предварительной проверки по делам

о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности.

 

На стадии принятия решения о возбуждении уголовного дела по фактам незаконного предпринимательства поводами и основаниями для этого являются:

- рапорты сотрудников органов внутренних дел об обнаружении признаков готовящегося или совершенного преступления (60%);

- заявления и сообщения должностных лиц, а также работников организаций, в которых совершено преступление, либо граждан, ставших потребителями продукции, производимой в ходе осуществления незаконного предпринимательства (20%);

- непосредственное обнаружение органами предварительного расследования сведений, указывающих на признаки преступления в процессе раскрытия и расследования иных преступлений (10%);

- сообщения в средствах массовой информации (5%);

- материалы, поступившие из арбитражных и федеральных судов (5%).

Как правило, возбуждению уголовного дела предшествует предварительная проверка материалов, поступивших в правоохранительные органы.

Отметим, что поступившие для принятия решения, в порядке ст. 145 УПК РФ, материалы из подразделений БЭП должны содержать следующие сведения о проверяемой организации:

- наименование организации, кем зарегистрирована, когда, кто является учредителем, юридический адрес;

- уставной капитал, соотношение внесенных учредителями долей;

- номера счетов, в каких банках открыты;

- данные о руководителях коммерческой организации, распределении служебных обязанностей;

- наличие лицензии на тот или иной вид предпринимательской деятельности;

- акт проведенной проверки (акт ревизии, аудиторской проверки) с приложением соответствующих документов;

- данные о финансовом положении в проверяемой организации, состоянии бухгалтерского учета, выявленных нарушениях в порядке ведения учета, копии бухгалтерских документов;

- документы, подтверждающие сумму причиненного ущерба, со ссылкой на стоимость предмета преступного посягательства на день совершения преступления. По смыслу п. 12 Постановления Пленума ВС РФ № 23 от 18.11.2004 года «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем» под доходом в статье 171 УК РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) от осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов. Зачастую, на стадиях доследственной проверки сумма дохода исчисляется неверно, что ведет к отмене постановлений о возбуждении уголовных дел.

Так, руководителем следственного подразделения Орловской области принято решение об отмене постановления о возбуждении уголовного дела № 11676, возбужденного в отношении Власовой Г.М. по факту осуществления последней торговой деятельности по реализации препаратов зооветеринарного назначения без лицензии. В ходе доследственной проверки была рассчитана выручка от реализации ООО «Ветсервис» всех товаров, а не только зооветеринарного назначения, что повлекло отмену постановления о возбуждении уголовного дела. Аналогичный факт имеется в Брянской области, где руководителем следственного органа отменено постановление о возбуждении уголовного дела № 00369 по факту осуществления руководством ООО «Нефтяная компания «Русснефть-Брянск» предпринимательской деятельности, связанной с погрузкой-разгрузкой нефти, так как доход в сумме более 257 млн. рублей получен в результате комплекса услуг по грузооптравлению нефти. Сумма дохода от погрузки-разгрузки нефти была не установлена.

- объяснения лиц, причастных к выявленному нарушению (индивидуального предпринимателя или руководителя организации);

- выписки нормативных актов, регламентирующих правоотношения, по которым проводится проверка для решения вопроса о возбуждении дела.

Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня его поступления (ст. 144 УПК РФ).

В ходе проверки поступившей либо обнаруженной информации о возможно совершенном или готовящемся преступлении в первую очередь необходимо стремиться, чтобы данные, содержащиеся в представленных материалах, сообщениях, заявлениях, были обоснованны, т. е. подтверждались соответствующими объяснениями, документами либо иным образом[9].

К числу проверочных действий, проводимых на стадии возбуждения уголовного дела, относятся: ознакомление с регистрационными и учредительными документами хозяйствующего субъекта; документами, отражающими технологический и организационный процесс выполнения хозяйственных, финансовых и учетно-расчетных операций данного субъекта; ход выполнения договорных и иных обязательств с контрагентами и банками; истребование необходимых материалов и документов от хозяйствующего субъекта, у его контрагентов, регистрирующих, лицензионных и налоговых органов, кредитных организаций, получение объяснений от лиц, имеющих отношение к предпринимательской деятельности данного субъекта; при необходимости - назначение судебных экспертиз и консультации у специалистов.

Кроме того, при проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к участию в них специалистов (ст. 144 УПК РФ). Проведение ревизии (документальной проверки) имеет целью проверку соблюдения хозяйствующим субъектом законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных и финансовых операций и их обоснованности, проверку наличия и движения имущества и выполнения субъектом обязательств, использования материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами[10].

При наличии в материалах предварительной проверки акта ревизии (документальной проверки) необходимо его проанализировать. Этот анализ включает проверку соблюдения установленной формы документа, изучение его реквизитов, выявление логических ошибок и противоречий, а также оценку содержащихся в нем фактических данных.

Под ревизией понимают систему контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.

Результаты ревизии (проверки) оформляются актом с приложением к нему документов, объяснений должностных и материально ответственных лиц, на которые делаются соответствующие ссылки в тексте акта.

В акте ревизии (проверки) должны содержаться следующие сведения:

- кем, на каком основании и за какой период проведена ревизия (проверка);

- общие данные о ревизуемой организации (полное наименование, вид, юридический адрес, подчиненность, характер деятельности, в случае необходимости - основные финансово-хозяйственные показатели);

- выявленные факты нарушений действовавшего в проверяемый период законодательства;

- выявленные факты недостач, других злоупотреблений должностных, материально ответственных и иных лиц;

- результаты исследования других вопросов, указанных в программе.

Таким образом, цель проверки сообщения о преступлении заключается в оценке имеющейся исходной информации и установлении любых фактических данных, свидетельствующих о совершенном или готовящемся противоправном деянии, т. е. криминалистических признаков незаконного предпринимательства.

К криминалистическим признакам незаконного предпринимательстваотносятся:

- отсутствие у хозяйствующего субъекта первого экземпляра учредительных документов, оригинала лицензии (лицензий) и свидетельства о регистрации, удостоверенных оттисками печатей и подписями соответствующих должностных лиц;

- наличие учредительных документов, лицензии (лицензий), свидетельства о регистрации, не имеющих необходимых реквизитов (оттисков штампов, печатей, подписей должностных лиц) либо представление ксерокопий этих документов;

- отсутствие в уполномоченных государством органах сведений о факте государственной регистрации субъекта и выдачи ему лицензий на занятие соответствующими видами деятельности;

- данные, свидетельствующие о том, что предпринимательская деятельность осуществлялась субъектом до его государственной регистрации либо он занимался лицензируемыми видами деятельности до получения соответствующих лицензий;

- данные, свидетельствующие о том, что государственная регистрация субъекта была осуществлена с нарушением правил регистрации;

- данные, свидетельствующие о том, что в орган, осуществляющий государственную регистрацию, были представлены документы, содержащие заведомо ложные сведения;

- несоответствие фирменного наименования юридического лица (фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя), указанного в лицензии, наименованию организации (фамилии, имени и отчеству индивидуального предпринимателя), осуществляющей деятельность, предусмотренную данной лицензией;

- наличие в организации лицензий, выданных физическим лицам;

- наличие у индивидуального предпринимателя лицензий, выданных другому юридическому лицу;

- наличие лицензий, действие которых приостановлено, потерявших юридическую силу, аннулированных или просроченных;

- данные, свидетельствующие о том, что при осуществлении лицензируемой деятельности субъект не выполнял необходимые лицензионные требования и условия.

При наличии документально подтвержденных данных, свидетельствующих об осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации, без лицензии либо представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, уголовное дело может быть возбуждено как по факту события, так и в отношении конкретного лица (лиц).

Анализ судебно-следственной практики показал, что эффективность взаимодействия следствия с подразделениями оперативных служб при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений о незаконном предпринимательстве на низком уровне, действия в большинстве случаев не скоординированы, требования ведомственных нормативно-правовых актов в данной сфере не выполняются.

Ненадлежащее взаимодействие на стадии доследственной проверки в итоге ведет, как правило, к возвращению материалов для проведения дополнительной проверки, основными причинами которого являются:

- отсутствие в материалах проверки документов, отражающих получение субъектом дохода от незаконной предпринимательской деятельности, а также заключений специалистов по расчету дохода;

- хозяйственная деятельность исследуется эпизодически, не проводятся встречные проверки с контрагентами;

- объяснения лиц, причастных к хозяйственной деятельности, отсутствуют, либо не отражают обстоятельств совершения действий по незаконному предпринимательству;

- не истребуется информация из лицензирующих органов о порядке предоставления лицензий, а также сведения об обращениях субъекта незаконного предпринимательства для получения разрешения;

- не учитываются изменения в законодательстве РФ о лицензировании рассматриваемого вида предпринимательской деятельности.

Нередко материалы доследственной проверки возвращаются в оперативные подразделения по несколько раз.

Так, в СУ при УВД по Владимирской области в феврале 2009 года повторно поступил материал проверки в отношении руководителя ГСК Шатова Д.Н., в действиях которого оперуполномоченный УНП усмотрел признаки состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 171 УК РФ, выразившиеся в незаконном строительстве капитальных гаражей. Данный материал ранее поступал в СУ. Установленные уголовно-процессуальным законодательством сроки рассмотрения материала истекали, вследствие чего следователь был вынужден принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела, которое было отменено руководителем следственного органа, а материал направлен на дополнительную проверку. В ходе дополнительной проверки не были установлены: сумма дохода, полученная Шатовым Д.Н., какую конкретно должность занимал последний в ГСК. Кроме того, изучение материалов проверки показало, что капитальные гаражи относятся к зданиям и сооружениям 3 уровня ответственности, и наличие лицензии на их строительство не требуется. По результатам проведенной дополнительной проверки было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Характерной особенностью преступлений в сфере экономики является то, что в подавляющем большинстве случаев их совершению предшествуют нарушения гражданско-правового характера, поэтому основной задачей в данном случае является установление причинной связи между нарушениями в области гражданского и уголовного права[11].

К числу проверочных действий, проводимых на стадии возбуждения уголовного дела, относятся:

- ознакомление с регистрационными и учредительными документами претендента на кредит; материалами, отражающими технологический, организационный процесс производственно-хозяйственных работ, учетно-расчетных и финансовых операций заемщика; с ходом выполнения договорных и иных обязательств с организациями-контрагентами и банками;

- истребование необходимых материалов и документов у заемщика, у его контрагентов, регистрирующих, лицензионных и налоговых органов, кредитных организаций;

- исследование документов, подтверждающих незаконное получение кредита;

- проведение оперативно-розыскных мероприятий (прослушивание телефонных переговоров, наблюдение за конкретными действиями участников преступления, контроль почтовой и телеграфной корреспонденции, снятие информации с технических каналов связи);

- получение объяснений от отдельных лиц, имеющих отношение к финансово-хозяйственной деятельности заемщика, а также к подготовке и составлению документов, представленных для получения кредита;

- при необходимости – консультации у специалистов, изучение результатов аудиторских проверок и ревизий.

С учетом уголовно-правовой и криминалистической характеристик незаконного предпринимательства можно определить следующие обстоятельства, подлежащие установлению:

- наименование хозяйствующего субъекта и его местонахождение (как по учредительным документам, так и фактическое место расположения объектов, на которых осуществляется предпринимательская деятельность);

- время, место государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности;

- когда фактически начала осуществляться предпринимательская деятельность;

- какие виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществлялись;

- наличие лицензий на занятие этими видами деятельности, когда, где и кому они были выданы, на какой срок;

- когда фактически субъект начал осуществлять виды деятельности, подлежащие лицензированию;

- соблюдение субъектом лицензионных требований и условий, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которыми он занимался;

- факт применения к хозяйствующему субъекту следующих санкций: аннулирования государственной регистрации либо лицензии, приостановления действия лицензий;

- какими способами совершено незаконное предпринимательство;

- кто является учредителем организации, ее руководителем, кто фактически осуществлял все действия, связанные с созданием организации, управлением ее деятельностью, выступал в гражданском обороте от имени организации, распоряжался прибылью, получаемой от предпринимательской деятельности;

- круг лиц, принимавших участие в незаконной предпринимательской деятельности;

- наличие умысла на осуществление незаконного предпринимательства;

- размер ущерба, причиненного гражданам, организациям или государству;

- размер дохода, извлеченного в результате незаконного предпринимательства;

- обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность субъектов преступления;

- причины и условия, способствующие осуществлению незаконной предпринимательской деятельности.

 


3. Особенности организации первоначального этапа расследования по делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности.

Напервоначальном этапе расследованияпреступлений в сфере предпринимательской деятельности следователь намечает комплекс организационных, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, выдвигает версии, собирает и проверяет доказательства.

Типизировать следственные ситуации можно лишь по одному из образующих компонентов, а если быть еще более точным, лишь по одному из образующих этот компонент элементов, а именно - наличие информации о событии и его участниках.

Следственные ситуации, типичные для первоначального этапа расследования незаконного предпринимательства:

1. Имеются сведения о признаках преступления, но круг лиц, его совершивших, не установлен (61 % от общего числа изученных дел).

2. Известны лишь отдельные участники преступной деятельности, эпизоды преступлений и способы их совершения (22 %).

3. Задержаны отдельные члены преступной группы, но установлены не все соучастники, эпизоды, способы преступления, неизвестны и размеры материального ущерба (12%).

4. Известны все участники деяния и способы их преступной деятельности (5 %).

В первой и второй типичных следственных ситуациях обычно планируют и осуществляют следующие первоначальные следственные действия, оперативно-розыскные и организационные мероприятия:

- изучение поступивших материалов доследственной проверки с позиции их полноты, соблюдения норм уголовно-процессуального законодательства и порядка передачи в органы следствия;

- допросы заявителя (потерпевших граждан) или лиц, на которых указано в исходной информации как на возможных свидетелей;

- осмотр с привлечением соответствующих специалистов производственных, торговых и иных помещений, технологического оборудования, сырья и готовой продукции с целью выявления вида деятельности, которым фактически занимается организация (предприятие); выемка и приобщение к материалам уголовного дела следов, предметов (документов) - доказательств, обнаруженных в ходе осмотра;

- проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях установления причин совершения преступления, выявления лиц, виновных в его совершении, обнаружения следов и других вещественных доказательств;

- выемка бухгалтерских (финансовых) документов, свидетельствующих об осуществлении предпринимательской деятельности: производственных журналов, черновых записей, накладных на приобретение (отпуск) сырья и товара, товарно-транспортных накладных, договоров о выполнении работ, услуг, поставок или посредничестве, приходных и расходных кассовых ордеров, оборотных ведомостей, платежных поручений, бухгалтерских отчетов и т. п.;

- выемка и последующий осмотр с участием соответствующих специалистов средств электронно-вычислительной техники, предметов, материалов и документов (в том числе находящихся в электронной форме на машинных носителях);

- истребование, осмотр и приобщение к материалам уголовного дела в качестве доказательств документов (договоров, актов или справок оценки ущерба, письменных обязательств сторон, актов контрольно - ревизионных и иных материальных проверок и др.) и предметов, подтверждающих показания потерпевших и свидетелей;

- изучение порядка регистрации хозяйствующих субъектов, получения лицензии на занятие отдельными видами деятельности, нормативно - справочной литературы, а также иной документации, регламентирующей деятельность организации; консультации с соответствующими специалистами;

- истребование (производство выемки), осмотр и приобщение к материалам уголовного дела в качестве доказательств следующих учредительных документов коммерческой организации: устава, учредительного договора, свидетельства о регистрации (регистрационного удостоверения), государственных лицензий и патентов на право осуществления определенной деятельности, протоколов общих собраний учредителей (акционеров), реестр акционеров, протоколов заседаний совета директоров (наблюдательных советов), протоколов заседаний административных органов управления (правления или руководства), приказов по коммерческой организации о производственной деятельности и штатной структуре, бизнес - планов;

- истребование и осмотр с участием соответствующих специалистов документов контролирующих государственных органов, отражающих соблюдение коммерческой организацией положений лицензионного соглашения, а также состояние производственной и финансовой дисциплины; протоколов заседаний ревизионных комиссий (актов и материалов проверок); годового отчета аудитора; актов, материалов проверок налоговых, банковских и других контролирующих органов (по профилю деятельности предприятия);

- решение вопроса о возможности задержания лиц, занимающихся незаконным предпринимательством, с соблюдением всех требований, предусмотренных УПК РФ;

- производство обысков (выемок) по месту работы, жительства подозреваемых, их родственников, а также других лиц, связанных с ним;

- допросы руководителей (владельцев, организаторов), работников (сотрудников) предприятия по содержанию их производственной деятельности;

- допросы руководителей и сотрудников банковских учреждений, территориальных налоговых служб, лицензирующих органов;

- допросы иных лиц (наемных работников, случайных очевидцев) по вопросам непосредственного производства и продажи товаров, оказания работ и услуг; какие существовали формы отчетности;

- наложение ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ); арест в таких случаях, как правило, накладывается на денежные средства и иные ценности, находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях, причем операции по данному счету прекращаются полностью или частично. Как правило, по делам о незаконном предпринимательстве, никаких мер по изъятию денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, не принимается, арест на имущество обвиняемых не накладывается.

Так, одним из оснований возвращения для производства дополнительного расследования уголовного дела по обвинению Сергеева К.А. и Тихоновой Ю.А. по п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ по факту осуществления незаконной предпринимательской деятельности, связанной с реализацией алкогольной продукции, явилось то, что следователем не принято никаких мер к аресту имущества обвиняемых, чем суд лишается возможности взыскать в доход государства сумму незаконного обогащения, которая составила более 3 млн. рублей.

- назначение судебно - экономических, криминалистических, технологических, бухгалтерских, иных экспертиз;

- очные ставки;

- допрос подозреваемых (обвиняемых) с предъявлением доказательств.

Для третьей и четвертой следственных ситуаций характерными следственными действиями, оперативно-розыскными и иными мероприятиями являются:

- решение вопроса о возможности задержания лиц, занимающихся незаконным предпринимательством;

- личные обыски задержанных;

- обыски рабочих мест, мест проживания задержанных лиц, подсобных помещений (гаражей, дач);

- оперативно-розыскные мероприятия с целью установления иных соучастников, местонахождения офисов, складов, торговых помещений, лжепредприятий, банков, их филиалов, которые были задействованы преступниками в ходе осуществления незаконной предпринимательской деятельности;

- допрос подозреваемых;

- осмотр места происшествия;

- наложение ареста на имущество;

- истребование, а при необходимости - производство выемки (учредительных документов организации, а также иной нормативной документации, регламентирующей деятельность данной организации; бухгалтерских (финансовых) документов, свидетельствующих об осуществлении предпринимательской деятельности и движении денежных средств; документов контролирующих государственных органов, отражающих соблюдение коммерческой организацией положений лицензионного соглашения);

- осмотр истребованных документов и приобщение их к делу в качестве вещественных доказательств;

- допросы потерпевших и свидетелей;

- проверка подозреваемых по учетам ОВД;

- назначение соответствующих судебных экспертиз.

Планирование расследования начинается сразу же после возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к производству. На этом этапе расследования следователь уже располагает определенной информацией, что дает ему возможность уяснить общую картину происшедшего, определить общие и частные задачи расследования, выбрать наиболее оптимальные пути и способы их решения.

Работа по делам о незаконном предпринимательстве предполагает всестороннее и активное взаимодействие следователя с оперативными работниками органов борьбы с экономическими преступлениями. При этом основное внимание уделяется проверке и закреплению имеющихся фактических данных, расширению круга подозреваемых, установлению новых эпизодов противоправной деятельности. С этой целью обычно проводятся такие оперативно-розыскные мероприятия, как наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент. Наряду с этим при производстве таких следственных действий, как выемка, обыск, наложение ареста на имущество, несомненную помощь окажет предоставление в распоряжение следователя оперативных данных о местонахождении документов, вещественных доказательств и имущества, нажитого преступным путем[12].

В целях определения направлений совместной работы и координации действий следователь и сотрудник оперативного подразделения не только составляют согласованные планы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, но и периодически обсуждают добытые в ходе процессуальной и оперативно-розыскной деятельности данные.

План расследования должен предусматривать следственные действия и иные мероприятия по проверке не только выдвинутых, но и других возникающих версий, в частности, ограничивается незаконная предпринимательская деятельность организации (индивидуального предпринимателя) теми фактами, по поводу которых возбуждено уголовное дело, либо есть и другие эпизоды незаконного предпринимательства. Планируя расследование, следователь должен исходить из того, что выявленный факт незаконного предпринимательства является лишь одним из эпизодов преступной деятельности. Поэтому необходимо проверить, не осуществлялась ли незаконная предпринимательская деятельность и ранее, не использовали ли виновные другие способы незаконного предпринимательства.

Одной из наиболее сложных задач расследования незаконного предпринимательства является выявление всех эпизодов преступной деятельности и их участников, поэтому расследование должно проводиться по возможности одновременно по всем, как правило, многочисленным эпизодам этой деятельности. При этом необходимо учитывать структуру организации, которая занималась незаконной предпринимательской деятельностью, так как этой деятельностью могли заниматься и ее обособленные подразделения[13].

В большинстве случаев незаконное предпринимательство является многоэпизодным преступлением, которое нередко совершается на обширной территории и охватывает различные виды предпринимательской деятельности. Поэтому целесообразно наряду с общим планом расследования составить план расследования отдельных эпизодов (группы взаимосвязанных эпизодов) преступной деятельности, а также различного рода приложения к нему (схемы преступных связей, движения денежных средств и товарно-материальных ценностей).



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.