Роль неправительственных, некоммерческих организации в развитие соц. партнерства — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Роль неправительственных, некоммерческих организации в развитие соц. партнерства

2017-06-02 499
Роль неправительственных, некоммерческих организации в развитие соц. партнерства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


1. Исторические предпосылки развития Социального партнерствава
Социальное партнерство
– это довольно новое направление социально-трудовых отношений. Оно получило развитие после Второй Мировой войны и окончательно утвердилось в 60-70-е гг. ХХ в. Социальное партнерство наиболее развито в Германии, Австрии, Швеции, в наименьшей степени оно развито в Южной Европе, США и Японии, и вообще не используется в слаборазвитых странах (Африка, и средняя Азия). В Российской Федерации оно законодательно принято в 2002 г. в Трудовом кодексе во 2-ом разделе "Социальное партнерство в сфере труда".

В России эффективные трехсторонние механизмы социального партнерства позволяют достичь разрешения трудовых конфликтов без забастовок. Основной принцип партнерских отношений в сфере производства - заинтересованность сторон в повышении его эффективности. Организационно нормативным документом координации интересов сторон является коллективный договор.

Предпосылки формирования социального партнерства:
1) возникновение капиталистического и товарного производства, формирование 2-ух классов (класс собственников и наемных работников), интересы которых в социально-трудовой сфере не совпадают;
2) развитие капитализма, противостояние классов и нарастание несправедливости провоцировало рабочих к объединению и в конце ХIХ в. легализовались и сформировались профсоюзы. В 1868 г. – образован Британский конгресс Трейд-юнионов, в 1898 г. - создана профсоюзная комиссия в Бельгии. Профсоюзные движения в России началось в 1906 г., а в США – только в 30 годы XX столетия;

3) по мере развития профсоюзного движения стали возникать объединения работодателей;

4) исторически менялась и роль государства:

- в эпоху становления капитализма (ХVIII в.) оно поддерживало господство капиталистов;

- после утверждения капиталистических отношений государство наблюдало, чтобы ничто не нарушало сложившегося порядка;

- затем оно заняло позицию нейтралитета;

- после Второй Мировой войны произошло расширение экономических функций государства;

5) в конце ХIХ - начале ХХ вв. в индустриальных странах формируется трудовое законодательство;

6) создание в 1919 г. Международной Организации Труда, которая стала катализатором развития системы Социального партнерства. МОТ приняла более 20 Конвенций и Рекомендаций, направленных на регулирование социально-трудовых отношений («О коллективных переговорах», «О трехсторонних консультациях»).

Таким образом, объективными и субъективными условиями формирования социального партнерства являются:

- усиление централизации и концентрации капитала;

- изменение форм организации труда и взаимоотношений наемных работников и работодателей в процессе производства;

- рост сплоченности рабочего и профсоюзного движения;

- активная социальная политика государства;

- развитие демократических процедур управления обществом.

 

2. Понятие, сущность и принципы социального партнерства

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Из Трудового кодекса РФ, ст. 23

Цель социального партнерства - вовлечь как можно больше различных организаций в процесс социально-экономического развития общества и согласование интересов работников и работодателей в правовом регулировании труда.

Главная задача стабильного, устойчивого, развивающегося общества – это успешное определение точек соприкосновения между различными социальными группами.

Социальное партнерство рассматривается в двух аспектах:

- координация интересов;

- достижение компромисса.

На следующих уровнях:

- общество в целом;

- внутри предприятия;

- в отрасли между предпринимателями и лицами наемного труда.

В странах западной Европы СП является основой социально-экономических отношений, условием и средством формирования и успешного функционирования рынка.

Социальное партнерство формируется на основе взаимодействия 3 относительно независимых сил:

- рабочего движения, представленного профсоюзами;

- работодателей и менеджеров;

- государства и его…

Государство воздействует на такие социальные процессы, как:

- принятие соответствующего законодательства, закрепляющего и регулирующего отношения СП;

- стимулирование внедрения и создания новых производств;

- государственные закупки и поставки гарантирующие прибыль предприятия;

- развитие государственной системы образования и подготовка кадров с учетом прогнозов развития техники и технологий;

Реализация программ «гуманизации труда», т.е. широкое участие трудящихся в решении производственных и социальных задач. Это позволяет добиться социального мира в обществе.

В России эффективные трехсторонние механизмы социального партнерства позволяют достичь разрешения трудовых конфликтов без забастовок. Основной принцип партнерских отношений в сфере производства - заинтересованность сторон в повышении его эффективности. Организационно нормативным документом координации интересов сторон является коллективный договор.

Субъектами социального партнерства являются: работники и их представители с одной стороны и работодатели и их представители, с другой стороны (юристы и кадровые агенты).

Основные принципы социального партнерства:

- равноправие сторон;

- уважение и учет интересов сторон;

- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерствана демократической основе;

- соблюдение сторонниками законов и иных нормативно-правовых актов;

- легитимность (полномочность) представителей сторон;

- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

- контроль за выполнением принятых коллективных договоров и соглашений;

- ответственность сторон за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.


3. Государственная политика в системе формирования социального партнерства в России

Система социального партнерства строится на основе социально-экономической политики и государства

В мировой практике существует несколько моделей и типов социального партнерства, которые классифицируются по следующим основаниям:

- роли и месту властных структур;

- органов государственного управления в системе социального партнерства;

- механизму правового регулирования договорного процесса;

- уровню участия работников в управлении предприятием;

- характеру взаимодействия профсоюзов с институтами государственной власти и местного самоуправления;

- специфика взаимоотношений профсоюзов с объединениями работодателей;
- модель политической системы социального партнерства.

В советский период активно использовалась практически вся атрибутика социального партнерства:

- заключение коллективных договоров и соглашений;

- участие трудящихся в управлении производством;

- консультации и переговоры по социальным вопросам;

- на каждом предприятии были планы социального развития.

Основу советского общества составляло моральное, социально-политическое и экономическое единство всех членов общества и якобы, поэтому не могло существовать противоположных по своему содержанию интересов, т.е. не было необходимости в дальнейшем развитии социального партнерства.

В условиях перехода к рыночной экономике государство начало активно пропагандировать идеологию социального партнерства, чтобы смягчить переход к капитализму и обеспечить гражданский мир в условиях жестких реформ. В этих целях было принято более 30-ти документов, связанных с социальным партнерством.

В России совершенствуется законодательная база СП. Главными законодательными актами являются:

- Конституция РФ (гл. 7, 8);

- Федеральный Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11. 1995г.

- Постановление Правительства РФ от 30.04.1997г. утвердившее Порядок обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конвенции МОТ закрепляют международно-правовые нормы в области трудовых отношений:

- Конвенция №98 «Право на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949г);

- Конвенция №135 «Представители трудящихся» (1971г.);

- Конвенция №144 «Трехсторонние консультации «(1976г.);

- Конвенция №154 «Коллективные переговоры» (1981г.) и т.д.

Система взаимодействия заинтересованных сторон (наемные работники, работодатели и государство) строится через 3-х сторонние соглашения, которые получили название трипартизм.

Трипартизм - взаимоотношения между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями) и Правительством с целью обсуждения и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, выражающиеся во взаимных консультациях и переговорах.

Система социального партнерства включает следующие уровни:

- федеральный уровень - регулирует отношения в федерации;

- межрегиональный – регулирует отношения в федеральных округах;

- региональный уровень - устанавливающий основы регулирования отношений в субъекте РФ;

- отраслевой - устанавливающий основы регулирования отношений в отраслях социальной сферы и отраслях реальной экономики (АПК, промышленность, связь, транспорт, строительство);

- территориальный - устанавливающий основы регулирования отношений в муниципальном образовании;

- уровень организации, устанавливающий конкретные, взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями.

Уровни Стороны социального партнерства Название коллегиального органа Наименование общего документа
Российская Федерация Правительство РФ (Координатор – Топилин М.А – министр труда РФ); Общероссийские объединения работодателей (Шохин А.Н.); Общероссийские объединения профсоюзов (Шмаков М.В.) Российская 3-х сторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации
ПФО Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе; Координационный Совет отделений Российского Союза промышленников и предпринимателей ПФО; Ассоциация территориальных объединений организаций профсоюзов ПФО Рабочая группа по реализации Соглашение о сотрудничестве между полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе; Координационным Советом отделений Российского Союза промышленников и предпринимателей ПФО; Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов ПФО Соглашение о сотрудничестве между полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе; Координационным Советом отделений Российского Союза промышленников и предпринимателей ПФО; Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов ПФО
Республика Марий Эл Правительство Республики Марий Эл (координатор Климина Н.В. – заместитель Председателя Правительства Республики Марий Эл, министр социального развития республики); Республиканское объединение работодателей (Сальников А.А.); Союз «Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл» (Цветкова О.Н.) Республиканская 3-х сторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений Соглашение между Правительством Республики Марий Эл, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл» и республиканским объединением работодателей
МО (муни-ципальное образование) Администрация муниципалитета; Объединение работодателей муниципального образования; Координационный совет профсоюзов муниципального образования Районная (городская) 3-х стороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений 3-х стороннее соглашение МО
Отраслевой Министр/Зам. Министра Представители предприятий, организаций Представители профсоюзных организаций   Отраслевая (федеральная, региональная, территориальная) 3-х сторонняя комиссия Отраслевое (федеральное, региональное, территориальное) 3-х стороннее соглашение  
Локальный Представитель работодателя; Представитель работников Комиссия по ведению коллективных переговоров, подготовке проекта, заключению и организации контроля за выполнением коллективного договора Коллективный договор

Формы социального партнерства:

- коллективные переговоры по подготовке проектов, коллективных договоров, соглашений и заключений;

- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

- участие работников и их представителей в управлении организацией;

- участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

За прошедшие годы реформ в России не построено гражданское общество, профсоюзное движение пока слабое, а реальное объединение работодателей отсутствует. Поэтому государство, с одной стороны, занимает посредническую роль в социальном партнерстве, а с другой – оно стремится снять с себя ответственность за обеспечение достойного уровня жизни. Примером этого является Трудовой Кодекс, где до минимума сокращены права и гарантии трудящихся в социально-трудовой сфере, обеспеченные обязательствами государства.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.