Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-06-02 | 151 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)
ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССОВ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
Методические указания
По выполнению лабораторных работ № 1, 2
по дисциплине «Основы теории управления и организации воздушного движения» для курсантов специализации 240801
Ульяновск 2006
ББК О580.3 я7
И 88
Исследование процессов непосредственного управления воздушным движением: метод. указания по выполнению лабораторных работ № 1, 2 по дисциплине «Основы теории управления и организации воздушного движения» / сост. В.А. Карнаухов. – Ульяновск: УВАУ ГА, 2006. – 21 с.
Содержит краткие теоретические сведения, а также описание и порядок выполнения лабораторных работ на базе комплексного диспетчерского тренажёра.
Предназначено курсантам специализации 240801 – Управление воз-
душным движением.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
Общие сведения……………………………………………………………4
Лабораторная работа № 1. «Исследование процессов непосредственного управления воздушным движением в различных условиях»…………..……6
Лабораторная работа № 2. «Прогноз развития динамической
воздушной обстановки»……………………………………………………...10
Приложения…………………………………………………..............................14
© Ульяновск, УВАУ ГА, 2006.
ВВЕДЕНИЕ
В методических указаниях содержатся сведения необходимые для вы- полнения двух лабораторных работ по дисциплине «Основы теории управления и организации воздушного движения.
|
Цель работ:
− ознакомление с элементами информационной модели динамиче-
ской воздушной обстановки;
− приобретение первоначальных навыков, оценки и анализа пара-
метров месторасположения и движения воздушных судов (ВС) по радио-
локационному изображению;
− закрепление теоретических знаний по темам раздела «Моделирова-
ние процессов в системе ОВД», «Исследование процессов в системе ОВД» и
«Динамические процессы УВД и их оптимизация», путем анализа измерен-
ных конкретных параметров динамической воздушной обстановки.
Приобретение первоначальных навыков осуществляется при проведе- нии анализа интенсивности воздушного движения, получении основных количественных характеристик воздушного движения и среднего числа ожидаемых конфликтных ситуаций (КС) в точке пересечения маршрутов. Углубление знаний по анализу и оценка динамической воздушной обста- новки в районе УВД достигаются при математической обработке резуль- татов измерений в компьютерном классе или в обычной аудитории.
В конце каждой лабораторной работы приведен список рекомендуемой литературы. Приложения содержат пример обработки результатов изме- рений параметров движения ВС, оценку точности выдерживания линии заданного пути, диаграмму-график РЛС кругового обзора и схему учебно- го района управления воздушным движением.
Отчет по лабораторным работам представляется в распечатанном виде, если они выполняются в компьютерном классе, или в рукописном виде при выполнении работ на тренажере и в учебной аудитории.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Реализация практически любых методов исследования связана с количест- венным либо с качественным анализом процессов, который, в свою очередь, основан на количественном или качественном описании характеристик про- цессов. Идеальным средством исследования природных или техногенных яв- лений является натурный эксперимент. В тех случаях, когда постановка тако- го эксперимента затруднительна или невозможна, применяется моделирова- ние, то есть замена реального процесса его упрощенным аналогом.
|
При моделировании все или часть реально действующих факторов за- меняется механической или логической моделью. Предельным случаем моделирования являются теоретические исследования. Промежуточное положение между ними занимает полунатурное моделирование, когда ре- альные факторы сочетаются с факторами, представленными моделями. Реальными при этом остаются те факторы, модельное описание которых затруднительно или невозможно.
Применение моделирования для исследования процессов непосредст- венного (оперативного) УВД ограничивается в настоящее время, в основ- ном, полунатурным моделированием. Такое моделирование производится при включении в контур реального диспетчера, а окружающая среда (воз- душное пространство, ВС, технические средства и т.д.) представляется математическими моделями. Это позволяет адекватно воспроизводить деятельность диспетчера при любых, в том числе и проблемных, требую- щих нестандартных решений, внешних воздействиях.
Практика и теория исследований системы ОВД на различных этапах ее функционирования показывает, что традиционным подходом обычно служит подход, использующий принципы декомпозиции и агрегирования, когда весь период функционирования системы ОВД делится на этапы, этапы, в свою очередь, на процессы и т.д. При этом для анализа вводят
количественные (либо качественные) характеристики процессов и при ис- следованиях используют уже только эти введенные характеристики. При объединении результатов, полученных при моделировании процессов, происходит синтез и оценка характеристик системы ОВД, т.е. агрегирова- ние ее качеств на всех этапах функционирования. Изучение системы ОВД невозможно без моделирования ее процессов. Употребляя слова «модель»,
«модельное описание» обычно имеют в виду выбор на этапе функциони- рования системы определенного исследуемого процесса и выявление именно тех особенностей, которые и интересуют исследователя. В выде- лении процесса, а также в описании основных закономерностей, опреде- ляющих область и виды изменения характеристик, и состоит моделирова- ние. При исследовании такой сложной системы, как система ОВД, важное место занимает математическое моделирование процессов, протекающих в ее элементах. Под математической моделью понимается описание на ка- ком-либо формальном языке изменений наиболее существенных компо- нентов количественной характеристики состояния процесса.
|
Иначе говоря, математическая модель отражает зависимости между некоторыми параметрами посредством математических выражений. В ка- честве таких выражений могут выступать как уравнения, так и неравенст- ва, указывающие допустимые области изменения величин. Основой ими- тационной модели является алгоритм, в котором отражаются основные сведения о работе системы, о взаимосвязях между ее элементами. Естест- венно, адекватность модели зависит от полноты и точности этих сведений, которые формируются путем наблюдения и анализа данных о функциони- ровании элементов системы в различных условиях.
Эти сведения совместно с уже известными математическими зависимо- стями между некоторыми параметрами имитируемого процесса позволяют разработать имитационную модель процесса для решения указанных и дру- гих задач моделирования. Наиболее удобной моделью для исследования
процессов системы ОВД является тренажер. На экране индикатора радио- локатора воздушная обстановка (или ее модель на тренажере) отображает- ся в системе полярных координат, задающих азимут и дальность (удале- ние) ВС относительно точки расположения РЛС. При построении имита- ционной модели воздушной обстановки удобно пользоваться более при- вычной, прямоугольной системой координат, центром которой может быть также центр экрана индикатора радиолокатора.
Имитация движения ВС при выполнении лабораторных работ основы- вается на применении математической модели движения ВС, воспроизве- дении некоторых событий в процессе движения ВС, имитации воздушно- го пространства с расположением участков воздушных трасс. Исходные данные для имитационной модели содержатся в файлах заданий, в кото- рых закодирована информация о расположении пунктов участков трасс (модели зоны УВД), программе движения ВС (планах полетов в зоне).
|
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Диаграмма-график
дальности действия РЛС кругового обзора в аэропорту
Масштаб … … ….
|
|
|
|
|
Для простоты расчета выберем систему прямоугольных координат так,
чтобы начало ее
было расположено в точке установки РЛС, ось
X совпа-
дала с направлением истинного (магнитного) меридиана, проходящего че-
рез точку установки РЛС (меридиана, по которому ориентирована РЛС), а ось Y была направлена на восток. Тогда измеренные с помощью РЛС ази-
мут и дальность будут
представлять собой полярные координаты ВС в
выбранной системе координат. Произведем пересчет полярных координат
в прямоугольные и поместим их
в табл.
3. Поправку за перевод измерен-
ной наклонной дальности в горизонтальную учитывать не будем ввиду ее
малости.
|
Номер измерения | ВС № 1 | ВС № 2 | ВС № 3 | |||
X | У | X | У | X | У | |
- 72,7 | - 171,2 | +15,8 | -180,3 | +I45.5 | -122,1 | |
- 62,9 | - 155,8 | +22,7 | -161,4 | +140,6 | -105,9 | |
- 44,8 | - 137,9 | +29,9 | -140,9 | +136,7 | - 88,8 | |
- 31,2 | - 125,4 | +36,8 | -120,5 | +131,2 | - 72,7 | |
-15,0 | - 106,9 | +43,8 | -103,1 | +126,1 | - 56,1 |
нанести
местоположение ВС на
график, то мы получим ряд точек, в которых находилось данное ВС в мо-
мент производства измерений (рис. 1).
Рис. 1
Исходя из условия, что в период производства измерений ВС перемеща- лось с постоянным курсом, найдем уравнение линии пути, которое наилуч- шим образом согласуется с полученными точками. Уравнение линии пути в прямоугольной системе координат можно записать в следующем виде:
у = Y О + kх.
= ∑Δ Y i;
Y 0 = У − k Х,
∑(X i
− X)(Y 1 − Y)
∑ Δ X i Δ Yi
где Х, У – среднее арифметическое из координат ВС;
Xi, Уi – координаты ВС в i -й точке.
Вычисления сведем в табл. 4. Используя данные таблицы, вычислим зна- чения коэффициентов k и Y 0 для каждого ВС и определим среднее квадрати- ческое отклонение каждого ВС от вероятнейшей линии пути (табл. 5).
Таблица 4
п/п | X | У | ΔХ | ΔУ | Δ У2 | Δ х ΔУ | Увыч | Vу | Vs | Vs2 |
ВС № 1 | ||||||||||
- 72,7 | - 171,2 | - 27,4 | - 31,8 | 1011,2 | + 871,3 | - 169,1 | - 2,1 | - 1,4 | 2,0 | |
- 62,9 | -155,8 | -17,6 | -16,4 | -269,0 | + 288,6 | -158,4 | +2,6 | +1,8 | 3,2 | |
-44,8 | -137,9 | +0,5 | + 1,5 | 2,3 | + 0,8 | -138,9 | 1,0 | +0,7 | 0,5 | |
-31,2 | -125,2 | +14,1 | +14,2 | 201,6 | + 200,2 | -124,1 | -1,1 | -0,8 | 0,6 | |
-15,0 | -106,9 | +30,3 | +32,5 | 1056,2 | + 984,8 | -106,6 | -0,3 | -0,1 | 0,0 | |
-226,6 | -697,0 | - 0,1 | 0,0 | 2540,3 | +2344,9 | +0,2 | 6,3 | |||
СР | - 45,3 | -139,4 | ||||||||
ВС № 2 | ||||||||||
1. | +15,8 | -180,3 | -14,0 | -39,1 | 1528,8 | + 547,4 | -180,2 | -0,1 | 0,0 | 0,0 |
+ 22,7 | -161,4 | -7,1 | -20,2 | 408,0 | + 143,4 | -161,0 | -0,4 | -0,1 | 0,0 | |
+ 29,9 | -140,9 | + 0,1 | + 0,3 | 0,1 | + 0,0 | -141,0 | +0,1 | 0,0 | 0,0 | |
+ 36,8 | -120,5 | + 7,0 | +20,7 | 428,5 | + 144,9 | -121,7 | +1,2 | +0,4 | 0,2 | |
+ 43,8 | -103,1 | +14,0 | +38,1 | 1451,6 | + 533,4 | -102,2 | -0,9 | -0,3 | 0,1 | |
+149,0 | -706,2 | 0,0 | - 0,2 | 3817,0 | +1369,1 | 0,0 | 0,3 | |||
ср- | + 29,8 | -141,2 | ||||||||
ВС № 3 | ||||||||||
1. | +145,5 | -122,1 | + 9,5 | -33,0 | 1089,0 | -313,5 | -121,5 | +0,4 | +0,1 | 0,0 |
+140,6 | -105,9 | + 4,6 | -16,8 | 282,2 | -77,3 | -104,6 | -1,1 | -0,3 | 0,1 | |
+136,7 | -88,8 | + 0,7 | + 0,3 | 0,1 | +0,2 | - 91,4 | +2,6 | +0,7 | 0,5 | |
+131,1 | - 72,7 | -4,8 | +16,4 | 269,0 | - 78,7 | - 72,6 | -0,1 | 0,0 | 0,0 | |
+126,1 | -56,1 | -9,9 | +33,0 | 1089,0 | - 326,7 | - 55,2 | -0,9 | -0,3 | 0,1 | |
+680,1 | -445,6 | + 0,1 | - 0,1 | 2729,3 | - 796,0 | +0,2 | 0,7 | |||
Ср. | +136,0 | - 89,1 |
|
Таблица 5
Номер ВС | К | У0 | Аº | σ, км |
+ 1,083 | - 90,3 | 47,3 | 1,4 | |
+2,768 | -224,3 | 70,3 | 0,3 | |
- 3,429 | +377,2 | 106,3 | 0,5 |
Вычисления производятся по формулам: (Yвыч) i = Y 0 + kX i; (Vy) i = Yi − (Yвыч) i; Vs = Vy ⋅ cos Ak;
Ak = arctg k;
σ S,
n − 2
где Vy – отклонение ВС от вероятнейшей линий пути (ВЛП) по координате Y;
Vs – отклонение ВС от ВЛП по нормали к ней;
А – азимут ВЛП, отсчитанный от меридиана РЛС;
σ – среднее квадратическое отклонение ВС от ВЛП;
n - число измерений координат ВС.
Из анализа диаграммы-графика (см. прил. 2) видно, что конфликтовать могут все три ВС. Рассчитаем минимальное расстояние между ВС в мо- мент, когда одно из них пересекает эшелон другого. Для этого рассчитаем длины участков трасс, которые прошли ВС за время наблюдения, и их пу-
тевые скорости
S (n) =
(X (n)
− X (n))2
+ (Y (n)
− Y (n))2,
= S (n):Δ T,
где
(n)
|
длина участка трассы, пройденного n -м ВС;
X (n) Y (n)
– координаты – n -гo ВС в 1-й точке наблюдения;
1 1
X (n) Y (n)
– координаты n -го ВС в 5-й точке наблюдения;
W (n)
– путевая скорость n -го ВС;
Δ Т – промежуток времени наблюдения.
Результаты вычислений сведены в табл. 6.
Таблица 6
Номер ВС | S | W, км/ч | W, км/ч | W, м/с |
86,4 | 8,64 | |||
82,1 | 8,21 | |||
68,8 | 6,88 |
Вычислим координаты Х 0, Y 0 точек пересечения ВЛП для каждой пары
ВС. Для этого используем уравнения их движения в прямоугольной сис-
теме координат. Так, например, для ВС 1 и BC 2 имеем:
Y (1)
Y (2)
= −90,3+1,083 X (1);
= −224,3+ 2,788 X (2).
Так как в точке пересечения координаты обоих ВС равны (X (1) =
X (2))
и (Y (1)
= Y (2)), то, решив систему уравнений, получим:
|
|
= +78,6;
= −5,2.
Аналогично рассчитаем координаты точек пересечения ВЛП для ос-
тальных пар ВС. Результаты вычислений сведем в табл. 7.
Таблица 7
Номер ВС | ВС I | ВС 2 | ВС 3 | |||
X | У | X | У | X | У | |
- | - | + 78,6 | -5,2 | +103,6 | + 21,9 | |
+ 78,6 | -5,2 | - | - | + 96,8 | + 45,4 | |
+103,6 | +21,9 | + 96,8 | +45,4 | - | - |
Далее рассчитаем расстояния и время полета от точки начала наблюде- ний до точки пересечения для каждой пары ВС и определим то из них, ко- торое первым выйдет в точку пересечения. Зная разность времени полета до точки пересечения и путевую скорость второго ВС, находим расстоя- ние между ними в момент пересечения первым ВС встречного эшелона. Умножив же разность времени полета на путевую скорость первого ВС,
получим расстояние между ВС в момент пересечения вторым ВС попут-
ного эшелона. Расчеты сведем в табл. 8.
Таблица 8
Показатели | W, м/с | BC 1 / BC2 | BC 1 / BC 3 | BC 2 / BC 3 | |||
S, км | t, с | S, км | t, с | S, км | t, с | ||
ВС 1 | 224,6 | I560 | 261,5 | ||||
ВС 2 | 186,0 | 242,3 | I771 | ||||
ВС 3 | 150,0 | 174,4 | |||||
Δ t | |||||||
ΔSвст. | 28,9 | 73,2 | 34,3 | ||||
ΔSпоп. | 27,5 | 58,4 | 28,7 |
Из табл. 8 видно, что имеет место ПКС (потенциально конфликтная си- туация) между ВС 1 и ВС 2. В момент пересечения встречного эшелона расстояние между ВС составит 28, 9 км при норме 30 км.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)
ИССЛЕДОВАНИЕ
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!