О выдаче лица на условиях принципа взаимности см. комментарий к ст. ст. 453 и 460 УПК РФ. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

О выдаче лица на условиях принципа взаимности см. комментарий к ст. ст. 453 и 460 УПК РФ.

2017-06-02 182
О выдаче лица на условиях принципа взаимности см. комментарий к ст. ст. 453 и 460 УПК РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3. Принимать решение о выдаче лиц, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, правомочны Генеральный прокурор РФ или его заместитель. О принятом решении по запросу о выдаче Генеральный прокурор РФ или его заместитель в течение 24 часов письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято.

4. В случае поступления конкурирующих запросов о выдаче одного и того же лица от нескольких иностранных государств указанные должностные лица решают, какой из этих запросов подлежит удовлетворению. При этом законодатель не установил каких-либо критериев, которыми необходимо руководствоваться при принятии решения, что предполагает учет индивидуальных особенностей каждого дела и обязанность мотивировать принятое решение.

5. Решение о выдаче вступает в законную силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято. Если оно обжаловано, выдача не производится вплоть до вступления в законную силу судебного решения по жалобе.

 

Статья 462.1. Транзитная перевозка выданных лиц

 

Комментарий к статье 462.1

 

1. На основании международного договора РФ или принципа взаимности, при наличии просьбы соответствующего иностранного государства, Российская Федерация может разрешить транзитную перевозку по своей территории лица, выданного третьим государством для уголовного преследования или исполнения приговора. Согласно п. 1 ст. 21 Европейской конвенции о выдаче транзит через территорию одной из Сторон разрешается по представлении просьбы, при условии что соответствующее преступление не рассматривается Стороной, у которой запрашивается транзит, в качестве преступления политического или чисто воинского характера, имеющего отношение к ст. ст. 3 и 4 данной Конвенции.

2. Просьба о транзитной перевозке подается в письменном виде через соответствующие центральные органы государств. Просьба должна сопровождаться:

- подлинниками или заверенными копиями обвинительного заключения и приговора или постановления об аресте, или постановления о задержании, или другого постановления, имеющего ту же силу и выданного в соответствии с процедурой, предусмотренной законом запрашивающей стороны;

- указанием преступлений, времени и места их совершения, их юридической квалификации;

- копией соответствующих законодательных актов или (в тех случаях, когда это невозможно) указанием соответствующего закона.

3. Решение о разрешении транзитной перевозки на основании поступившей просьбы и соответствующих документов принимает Генеральный прокурор РФ или его заместитель. Решение о содержании под стражей лица, подлежащего транзитной перевозке по территории Российской Федерации, принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем на основании решения судебного либо иного компетентного органа иностранного государства о заключении выданного лица под стражу.

4. При транзитной перевозке выданного лица воздушным путем разрешение требуется только в случае промежуточной посадки воздушного судна на территории Российской Федерации. В Европейской конвенции о выдаче предусмотрен уведомительный и разрешительный порядок при осуществлении транзитной перевозки воздушным путем. Так, если не предусматривается посадка, то запрашивающая сторона уведомляет государство, над территорией которой будет проходить полет, и сообщает о наличии одного из следующих документов: подлинника или заверенной копии обвинительного заключения и приговора или постановления об аресте, или постановления о задержании, или другого постановления, имеющего ту же силу.

В случае же незапланированной посадки такое уведомление имеет силу просьбы о временном задержании, т.е. в случае, не терпящем отлагательства, компетентные органы запрашивающей стороны могут обратиться с просьбой о временном задержании такого лица. При этом запрашивающая сторона представляет официальную просьбу о транзите.

5. Транзит выдаваемого лица не осуществляется через любую территорию, в отношении которой есть основания считать, что его жизни или свободе на ней может быть создана угроза в связи с его расой, религией, гражданством или политическими убеждениями.

6. В разрешении на транзитную перевозку по территории Российской Федерации может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных ст. 464 УПК РФ (см. комментарий к ст. 464 УПК РФ).

 

Статья 463. Обжалование решения о выдаче лица и судебная проверка его законности и обоснованности

 

Комментарий к статье 463

 

1. Статья 463 УПК РФ устанавливает порядок обжалования решения о выдаче лица иностранному государству для уголовного преследования или исполнения приговора и судебной проверки его законности и обоснованности. Правом обжалования решения Генерального прокурора РФ или его заместителя о выдаче обладают как лицо, в отношении которого принято это решение, так и его защитник в течение 10 суток с момента получения соответствующего уведомления.

2. Жалоба на решение Генерального прокурора РФ или его заместителя о выдаче направляется в верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту нахождения такого лица. Если лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, находится под стражей, то администрация места содержания под стражей обязана по получении адресованной суду жалобы немедленно направить ее в соответствующий суд и уведомить об этом прокурора, который должен в течение 10 суток направить в суд материалы, подтверждающие законность и обоснованность решения о выдаче лица.

3. На проверку законности и обоснованности решения о выдаче суду отводится один месяц со дня получения жалобы. Судья рассматривает жалобу единолично в открытом судебном заседании с участием прокурора, лица, в отношении которого принято решение о выдаче, и его защитника, если он участвует в уголовном деле. В судебном заседании суд не вправе обсуждать вопросы виновности заявителя, а должен ограничиваться лишь проверкой соответствия обжалуемого решения законодательству и международным договорам РФ.

4. В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 N 11 указывается, что при рассмотрении жалобы на решение о выдаче на органы прокуратуры РФ возлагается обязанность обоснования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии серьезных оснований полагать, что к лицу могут быть применены наказание в виде смертной казни, пытки, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание, а также что лицо может подвергнуться преследованию по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям.

Согласно ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1984, в толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия указанных выше обстоятельств суду необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому обращению или наказанию.

При этом судом могут учитываться показания лица, в отношении которого принято решение о выдаче, свидетелей, заключение МИД России о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии запрашивающего государства, а также доклады и иные документы, принятые в отношении такого государства международными внедоговорными и договорными органами.

5. По итогам рассмотрения жалобы судья выносит постановление о признании решения о выдаче лица незаконным или необоснованным и его отмене или об оставлении жалобы без удовлетворения. При вынесении постановления о признании решения о выдаче лица незаконным или необоснованным и его отмене судья отменяет и меру пресечения, избранную в отношении лица, подавшего жалобу.

6. С целью эффективной защиты прав и свобод, в том числе права на обжалование решения о выдаче, согласно ст. 46 Конституции РФ и ч. 5 ст. 462 УПК РФ с учетом ст. 13 ЕКПЧ, лицо должно уведомляться о принятом решении с одновременным вручением ему копии указанного решения.

7. Обжалование постановления судьи об удовлетворении жалобы или отказе в этом осуществляется в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ.

 

Статья 464. Отказ в выдаче лица

 

Комментарий к статье 464

 

1. Обобщение заключенных Российской Федерацией международных соглашений указывает на существование достаточно большого количества оснований для отказа в выдаче. Одни из них признаются обязательными (императивными), а другие - факультативными (диспозитивными). Первые категорически запрещают выдачу, вторые оставляют возможность выбора, составляя право отказа в выдаче.

2. В ч. 1 комментируемой статьи установлены обязательные основания отказа в выдаче.

Выдача гражданина РФ иностранному государству не допускается ни при каких условиях, даже в том случае, если он имеет второе гражданство (в том числе запрашивающего государства). Вместе с тем формальное толкование ч. 1 ст. 61 Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что возможна выдача (передача) российских граждан по запросу Международного уголовного суда, юрисдикция которого является обязательной для Российской Федерации.

Не допускается выдача другим государствам лица, которому предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям. Право убежища - это право суверенного государства провозгласить в своих законах и осуществлять предоставление лицам, преследуемым в других государствах, возможности проживания на своей территории без привлечения их к уголовной ответственности. В п. "A" ст. 1 Конвенции ООН о статусе беженцев 28.07.1951 указываются юридические основания для предоставления убежища при существовании для конкретного лица вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

3. Согласно ст. 3 Европейской конвенции о выдаче выдача не осуществляется, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемой стороной в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением. То же правило применяется и в том случае, если запрашиваемая сторона имеет достаточные основания считать, что запрос о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением был подан с целью преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин. Выдача лица также невозможна, если деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по уголовному закону РФ преступлением. Невозможна выдача во исполнение принципа non bis in idem. Этот принцип в материально-правовом смысле означает невозможность двойного несения уголовной ответственности за одно и то же преступление.

4. Европейская конвенция о выдаче, с одной стороны, императивно исключает экстрадицию, если компетентные органы запрашиваемой стороны вынесли окончательное решение в отношении лица, требуемого в связи с преступлением или преступлениями, по поводу которых запрашивается выдача. А с другой стороны - допускает лишь возможность отказа в выдаче, если указанные органы вынесли решение не возбуждать или прекратить уголовное преследование в отношении того же преступления или преступлений.

К указанным основаниям логически примыкает еще одно, предусмотренное п. 4 ч. 1 комментируемой статьи, согласно которому выдача лица не допускается, если в соответствии с российским законодательством уголовное дело не может быть возбуждено вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию. Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. п. 7 - 8 Постановления от 14.06.2012 N 11, наличие таких оснований определяется судом в соответствии с законодательством РФ, если иное не установлено международным договором РФ.

5. Уклонение лица от правоохранительных органов и суда запрашивающего государства приостанавливает течение сроков давности уголовного преследования либо обвинительного приговора. Об уклонении может свидетельствовать в том числе нарушение лицом меры пресечения, избранной в запрашивающем государстве, если лицу было о ней известно; пересечение лицом государственной границы запрашивающего государства после привлечения к уголовной ответственности с целью скрыться от правоохранительных органов и суда этого государства; несообщение лицом о своем местонахождении указанным органам и суду, если установлено, что лицу было известно о его уголовном преследовании в запрашивающем государстве; неисполнение лицом обязанности зарегистрироваться по месту своего пребывания или отсутствие места постоянного пребывания в Российской Федерации.

6. Рассматривая материалы, связанные с выдачей, суду следует учитывать, что обязанность обоснования обстоятельств, свидетельствующих об уклонении лица от правоохранительных органов и суда запрашивающего государства, возлагается на органы прокуратуры РФ (ч. 3 ст. 463 УПК РФ). Суду необходимо проверять доводы лица о том, что оно не скрывалось от правоохранительных органов и суда запрашивающего государства.

7. Выдача не допускается также, если имеется вступившее в законную силу решение суда РФ о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами РФ.

8. Следует иметь в виду, что существуют и иные обязательные основания отказа в выдаче лица, не указанные в ч. 1 комментируемой статьи, но являющиеся таковыми в нормах международного уголовного права.

В выдаче будет отказано, если в отношении лица за преступление, в связи с которым поступил запрос о выдаче, принят акт амнистии.

В соответствии со ст. 2 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче от 15.10.1975 лицо не подлежит выдаче запрашивающему государству - участнику данного протокола, если в третьем государстве, участвующем в Европейской конвенции о выдаче, по делу данного лица было вынесено окончательное судебное решение и применен акт об амнистии, освобождающий его от наказания в виде лишения свободы.

Согласно ст. 4 Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче от 17.03.1978 выдача в государство, являющееся участником указанного протокола, не допускается, если в Российской Федерации в отношении преступления, в связи с совершением которого был направлен запрос о выдаче, был принят акт об амнистии, и Российская Федерация обладала компетенцией возбуждать уголовное преследование согласно ст. ст. 11, 12 УК РФ. Это же основание названо в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 N 11.

9. Необходимо указать и на такое формальное основание отказа в выдаче, как п. 1 ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 10.12.1984, в соответствии с которым государство - участник Конвенции не должно выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание. Согласно п. 2 ст. 3 этой Конвенции для определения наличия таких оснований компетентные власти запрашиваемого государства принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая, в соответствующих случаях, существование в запрашивающем государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.

На запрет экстрадиции в государство, где существует угроза применения к лицу пыток, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, указывает и ЕСПЧ в своих Постановлениях от 07.07.1989 по делу "Серинг против Соединенного Королевства" и от 15.11.1996 по делу "Чахал против Соединенного Королевства". Согласно прецедентной практике ЕСПЧ, для того чтобы плохое обращение, в том числе наказание, представляло собой нарушение ст. 3 ЕКПЧ, оно должно достигнуть "минимального уровня суровости", оценка которого зависит от всех обстоятельств дела, таких как характер и контекст такого обращения или наказания, образ действий и методы, в которых выражается такое обращение, его продолжительность, воздействие на физическое и психическое состояние и в некоторых случаях от пола, возраста и состояния здоровья жертвы такого обращения (см. Постановление ЕСПЧ от 18.01.1978 по делу "Ирландия против Соединенного Королевства").

10. В соответствии со ст. 11 Европейской конвенции о выдаче в выдаче лица может быть отказано в случае, когда преступление, в связи с которым она запрашивается, наказывается смертной казнью по закону запрашивающей стороны и когда в отношении такого преступления в запрашиваемой стороне смертная казнь не предусмотрена законом или обычно не приводится в исполнение, если только запрашивающая Сторона не предоставит таких гарантий, которые запрашиваемая Сторона сочтет достаточными, в отношении того, что смертный приговор не будет приведен в исполнение. На запрет экстрадировать лицо в государство, где ему грозит наказание в виде смертной казни, указывает и ЕСПЧ в Постановлении по делу "Серинг против Соединенного Королевства".

11. В ч. 2 комментируемой статьи установлены факультативные основания отказа в выдаче лица. При этом следует иметь в виду сделанную при ратификации Европейской конвенции о выдаче оговорку о том, что Россия также оставляет за собой право отказать в выдаче:

- если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года и в ст. ст. 2 - 4 Протокола N 7 к ЕКПЧ от 22.11.1984. При этом в понятия "чрезвычайный суд" и "порядок упрощенного судопроизводства" не включается какой-либо международный уголовный суд, полномочия и компетенция которого признаны Россией;

- исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья. Аналогичный запрет содержится в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 N 11;

- если выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим важным интересам России.

12. В случае отказа в удовлетворении запроса о выдаче Генеральный прокурор РФ уведомляет об этом компетентные органы запрашивающего государства с указанием оснований отказа.

 

Статья 465. Отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время

 

Комментарий к статье 465

 

Комментируемая статья регулирует практику регламентации таких форм взаимного учета интересов запрашивающего и запрашиваемого государств, как отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время. Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории Российской Федерации, может быть принято решение о его выдаче с отсрочкой передачи этого лица запрашивающему государству до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до исполнения приговора.

Если отсрочка выдачи, предусмотренная в ч. 1 комментируемой статьи, может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления, то запрашиваемое к выдаче лицо по обоснованной просьбе запрашивающего государства может быть выдано на время, необходимое для проведения соответствующих уголовно-процессуальных действий, но при наличии обязательства запрашивающего государства соблюдать условия, установленные Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Важными условиями временной выдачи являются следующие:

- просьба о временной выдаче должна быть мотивированной;

- основание обращения - возможное истечение сроков давности для привлечения лица к уголовной ответственности либо наличие серьезных трудностей в расследовании преступления в отсутствие этого лица;

- лицо выдается на установленный договором срок, максимальная продолжительность которого обычно составляет три месяца, исчисляемые со дня временной выдачи;

- цель временной выдачи - обеспечение условий для производства освидетельствований, очных ставок, допросов в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, рассмотрение уголовного дела по существу судом первой инстанции и других процессуальных действий, осуществляемых на территории запрашивающего государства;

- незамедлительно, после окончания процессуальных действий, а в случае их незавершения - не позже указанного в договоре срока лицо должно быть возвращено без приведения приговора в исполнение, если таковой был вынесен;

- исполнение приговора или завершение необходимых следственных действий одной из договаривающихся сторон предполагается после того, как в отношении временно выданного и возвращенного на территорию другой договаривающейся стороны лица будет окончено производство по уголовному делу, либо отбыто назначенное по нему наказание, либо состоится освобождение от дальнейшего его отбывания по акту помилования и другим законным основаниям.

 

Статья 466. Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица

 

Комментарий к статье 466

 

1. При получении от иностранного государства запроса о выдаче лица Генеральный прокурор РФ или его заместитель решает вопрос о необходимости избрания меры пресечения лицу, в отношении которого направлен запрос о выдаче, для обеспечения возможности выдачи лица в порядке, установленном УПК РФ. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 N 11 не могут служить основанием для избрания или продления в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу, например, сложность уголовного дела, расследуемого в запрашивающем государстве; отсутствие сведений о наличии трудовой деятельности такого лица; длительная проверка законности и обоснованности выдачи; привлечение лица к административной ответственности; отсутствие оснований для отказа в выдаче; возможное обжалование решения о выдаче; длительное рассмотрение компетентными органами ходатайства о предоставлении лицу статуса беженца, временного или политического убежища; неистечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора согласно законодательству РФ.

2. Добровольная явка лица в правоохранительные органы РФ, наличие у него на иждивении в Российской Федерации семьи, несовершеннолетних детей, места постоянного пребывания в Российской Федерации, тяжелого заболевания могут позволить суду не избирать или не продлевать в отношении данного лица ранее избранную меру пресечения в виде заключения под стражу.

3. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ ч. 1 ст. 466 УПК РФ не предполагает возможность задержания лица на основании ходатайства иностранного государства на срок свыше 48 часов без судебного решения, а равно применения к такому лицу меры пресечения в виде заключения под стражу вне предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством порядка и сверх установленных им сроков (см. Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 N 333-О-П).

4. Если же к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то Генеральный прокурор РФ или его заместитель вправе избрать в отношении этого лица меру пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу без подтверждения этого решения судом РФ. Постановление Генерального прокурора РФ может быть обжаловано в суд в порядке ст. 125 УПК РФ.

5. При этом избрание и дальнейшее продление меры пресечения в виде заключения под стражу, включая определение сроков содержания под стражей, лицу, в отношении которого предполагается направление запроса о выдаче или компетентным органом РФ уже получен такой запрос, регулируются ч. 2 ст. 97, ст. ст. 108, 109 и 466 УПК РФ, п. 1 ст. 5 ЕКПЧ, практикой ЕСПЧ.

6. Согласно позиции Конституционного Суда РФ ч. 1 комментируемой статьи не предполагает возможность применения к лицу, в отношении которого решается вопрос о выдаче его другому государству для привлечения к уголовной ответственности, меры пресечения в виде заключения под стражу вне предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством порядка и сверх установленных им сроков применения данной меры пресечения (см. Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 101-О).

7. В соответствии со ст. 16 Европейской конвенции о выдаче в случае, не терпящем отлагательства, компетентные органы запрашивающей стороны могут обратиться с просьбой о временном задержании разыскиваемого лица. Ходатайство в этом случае может быть передано по почте, телеграфу, телексу или телефаксу непосредственно либо по каналам Интерпола. При этом в ходатайстве указывается о наличии подлинника или заверенной копии обвинительного заключения и приговора или постановления об аресте, немедленно вступающего в силу, или постановления о задержании, или другого постановления, имеющего ту же силу и о том, что предполагается направить просьбу о выдаче. Временное задержание может быть отменено, если в течение 18 дней после задержания запрашиваемая сторона не получит просьбу о выдаче и указанных выше документов. В любом случае этот период не может превышать 40 дней с даты такого задержания. Генеральный прокурор РФ или его заместитель незамедлительно уведомляет компетентный орган запрашивающей стороны об избрании меры пресечения лицу, в отношении которого поступил запрос о выдаче.

 

Статья 467. Передача выдаваемого лица

 

Комментарий к статье 467

 

1. Согласно п. 1 ст. 18 Европейской конвенции о выдаче государство информирует запрашивающую сторону о своем решении в отношении выдачи. При этом, если лицо не будет принято запрашивающей стороной в течение 15 суток со дня, установленного для передачи, лицо подлежит освобождению из-под стражи. В любом случае лицо освобождается по истечении 30 дней (п. 4 ст. 18 Европейской конвенции о выдаче).

2. Если независящие от нее обстоятельства препятствуют стороне в передаче или приеме лица, подлежащего выдаче, она уведомляет об этом другую сторону. Обе стороны договариваются о новой дате передачи.

3. При ратификации Европейской конвенции о выдаче Россия сделала оговорку о том, что она не несет ответственности по искам о возмещении материального и (или) морального ущерба в связи с отсрочкой или отменой передачи лиц, в отношении которых принято решение о выдаче.

 

Статья 468. Передача предметов

 

Комментарий к статье 468

 

1. Международные договоры РФ, в том числе Минская конвенция, предусматривают обязательство Сторон по просьбе передавать друг другу:

- предметы, которые были использованы при совершении преступления, влекущего выдачу лица в соответствии с договором, в том числе орудия преступления, предметы, которые были приобретены в результате преступления или в качестве вознаграждения за него, или же предметы, которые преступник получил взамен предметов, приобретенных таким образом;

- предметы, которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле (эти предметы передаются и в том случае, если выдача лица не может быть осуществлена из-за его смерти, побега или по иным обстоятельствам).

2. Если запрашиваемой стороне указанные предметы необходимы в качестве доказательств в уголовном деле, их передача может быть отсрочена до окончания производства по делу.

3. Права третьих лиц на переданные предметы остаются в силе, и после окончания производства по делу эти предметы должны быть безвозмездно возвращены передавшей их стороне.

 

Глава 55. ПЕРЕДАЧА ЛИЦА, ОСУЖДЕННОГО К ЛИШЕНИЮ

СВОБОДЫ, ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ,

ГРАЖДАНИНОМ КОТОРОГО ОНО ЯВЛЯЕТСЯ

 

Статья 469. Основания передачи лица, осужденного к лишению свободы

 

Комментарий к статье 469

 

1. В комментируемой статье устанавливаются два правовых основания передачи лица, осужденного судом РФ к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина РФ, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в Российской Федерации:

1) международный договор РФ с соответствующим иностранным государством;

2) письменное соглашение компетентных органов РФ с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности.

2. Решение российского суда принимается по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний (ФСИН России), либо обращения осужденного или его представителя, либо компетентных органов иностранного государства.

В п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 N 11 разъясняется, что положения гл. 55 УПК РФ распространяются на случаи передачи лица для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, когда такое лицо отбывает наказание в местах лишения свободы. При этом следует учитывать оставшийся к отбытию минимальный срок наказания, который предусмотрен в качестве условия передачи международным договором РФ либо соглашением компетентных органов РФ и иностранного государства, если передача осуществляется на основе принципа взаимности.

3. В соответствии с п. 1 ст. 4 Европейской конвенции о передаче осужденных лиц от 21.03.1983 на государство, вынесшее приговор, возлагается обязанность довести содержание данной Конвенции до каждого заключенного, к которому она может быть применена. Если осужденный обратится с просьбой о его передаче к государству вынесения приговора, то оно сразу же после вынесения окончательного приговора должно информировать об этом государство исполнения приговора и сообщить последнему по его запросу все сведения, необходимые для решения вопроса о передаче (п. п. 2, 4 ст. 4 названной Конвенции). При этом осужденному сообщается в письменном виде о любых мерах, предпринимаемых государством вынесения приговора или государством исполнения приговора в соответствии с указанными действиями, а также о любом решении, принятом одним из этих государств, по поводу его просьбы о передаче (п. 5 ст. 4 указанной Конвенции). В большинстве двусторонних договоров РФ о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, закрепляется обязанность государства вынесения приговора уведомить о содержании соответствующего договора каждого осужденного, к которому он может быть применен.

4. Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в другом государстве возможна только в случае, если в соответствии с законодательством обоих государств деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым и за его совершение лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев.

 

Статья 470. Порядок рассмотрения судом вопросов, связанных с передачей лица, осужденного к лишению свободы

 

Комментарий к статье 470

 

1. Представление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний (ФСИН России), а равно обращение осужденного (его представителя), компетентных органов иностранного государства о передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого это лицо является, рассматриваются судом в порядке и сроки, которые установлены ст. ст. 396, 397 и 399 УПК РФ, с учетом требований комментируемой статьи и ст. ст. 471 и 472 УПК РФ.

О компетенции судов в разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, см. комментарий к ст. 396 УПК РФ. О порядке разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, см. комментарий к ст. 399 УПК РФ.

2. При рассмотрении вопроса о возможности передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого это лицо является, суд должен убедиться в наличии соглашения между Россией и соответствующим иностранным государством о передаче лиц для исполнения приговора иностранного суда в страну, гражданином которой является данный осужденный, в наличии у осужденного гражданства соответствующего государства, в уголовной наказуемости совершенного им деяния как по российским законам, так и по законам этого иностранного государства, в соразмерности установленных за него мер наказания, а также установить другие обстоятельства, имеющие значение для дела.

3. В соответствии со ст. 2 Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 06.03.1998 необходимо принимать во внимание, что международным договором РФ может предусматриваться возможность передачи лица для отбывания наказания не только в государстве, гражданином которого оно является, но и в государстве, на территории которого такое лицо постоянно проживает.

4. При рассмотрении материалов о передаче лица для отбывания наказания в иностранном государстве необходимо установить наличие письменного согласия осужденного, а также согласия государств вынесения и исполнения приговора на такую передачу. Если иное не предусмотрено международным договором РФ, органы, имеющие полномочия на дачу согласия, определяются законодательством государства вынесения или исполнения приговора (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от N 11).

5. Согласно ч. 2 комментируемой статьи при невозможности рассмотрения судом вопроса о передаче осужденного ввиду неполноты либо отсутствия необходимых сведений судья вправе отложить его рассмотрение и запросить недостающие сведения либо без рассмотрения направить обращение осужденного в компетентный орган РФ (Минюст России или ФСИН России) для сбора необходимой информации в соответствии с положениями международного договора РФ, а также для предварительного согласования вопроса о передаче осужденного с компетентным органом иностранного государства.

 

Статья 471. Основания отказа в передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является

 

Комментарий к статье 471

 

1. В комментируемой статье


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.