Глава V. Реорганизация и ликвидация общества — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава V. Реорганизация и ликвидация общества

2017-06-02 155
Глава V. Реорганизация и ликвидация общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 51. Реорганизация общества

 

Комментарий к статье 51

 

1. Комментируемая статья посвящена реорганизации общества, под которой согласно общетеоретическим положениям понимается прекращение деятельности общества с переходом прав и обязанностей реорганизованного общества в зависимости от формы реорганизации к другому обществу или юридическому лицу иного вида или ко вновь возникшему обществу (вновь возникшим обществам).

В пункте 1 комментируемой статьи частично воспроизведены положения п. 1 ст. 92 части первой ГК РФ, согласно которым: общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано добровольно по единогласному решению его участников; иные основания реорганизации общества, а также порядок его реорганизации определяются данным Кодексом и другими законами. В пункт 1 комментируемой статьи не вошло лишь правило о том, что добровольная реорганизация общества осуществляется по единогласному решению его участников. Данное правило закреплено во взаимосвязанных положениях подп. 11 п. 2 ст. 33 и п. 8 ст. 37 комментируемого Закона.

Согласно общей норме п. 1 ст. 57 части первой ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Следует иметь в виду, что в п. 3 ст. 7 комментируемого Закона установлена обязанность общества осуществить преобразование в случае, если число участников общества превысит установленный предел (50).

В пункте 2 ст. 57 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Случаи принудительного разделения или выделения юридических лиц установлены в ст. 38 Федерального закона "О защите конкуренции" (см. комментарий к ст. ст. 54 и 55 Закона).

Как предусмотрено в п. 2 ст. 57 ГК РФ, в случае если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица; с момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица; внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц; утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Такие случаи установлены в ст. 27 Федерального закона "О защите конкуренции" (см. комментарий к ст. ст. 52 и 53 Закона).

2. Пункт 2 комментируемой статьи вслед за приведенной выше общей нормой п. 1 ст. 57 части первой ГК РФ называет пять форм осуществления реорганизации общества: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Общие положения о правопреемстве при реорганизации юридических лиц в зависимости от формы реорганизации закреплены в ст. 58 данного Кодекса:

при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п. 1);

при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2);

при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (п. 3);

при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом (п. 4);

при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5).

Передаточному акту и разделительному балансу посвящена ст. 59 части первой ГК РФ, согласно п. 1 которой передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Как предусмотрено в п. 2 указанной статьи, передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Там же установлено, что непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Порядок реорганизации общества в зависимости от формы ее осуществления определен в ст. 52 комментируемого Закона для слияния обществ, в ст. 53 Закона - для присоединения общества, в ст. 54 Закона - для разделения общества, в ст. 55 Закона - для выделения общества и в ст. 56 Закона - для преобразования общества. Положения указанных статей закреплены в целом по аналогии с положениями статей 16 - 20 Закона об АО, регламентирующих соответственно слияние акционерных обществ, присоединение акционерного общества, разделение акционерного общества, выделение акционерного общества и преобразование акционерного общества. Однако комментируемый Закон не содержит статьи, аналогичной ст. 19.1 названного Закона (статья введена Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ), определяющей особенности разделения или выделения акционерного общества, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением.

3. В пункте 3 комментируемой статьи применительно к реорганизации общества воспроизведены следующие общие правила п. 4 ст. 57 части первой ГК РФ о моменте завершения реорганизации юридического лица: юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц; при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Более детально момент завершения реорганизации юридического лица определяется по нормам ст. 16 Закона о государственной регистрации юридических лиц (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ) о завершении государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации:

реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность (п. 1);

реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность (п. 2);

реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность (п. 3);

реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной (п. 4);

реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной (п. 5).

4. В норме п. 4 комментируемой статьи по аналогии с нормой п. 5 ст. 15 Закона об АО (в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ) предусмотрено, что государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ, а также государственная регистрация изменений в уставе осуществляется в порядке, установленном федеральными законами. Обе указанные нормы основаны на общих положениях ст. 51 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ), согласно которым: юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 1); данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления (ч. 1 п. 2).

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, и внесение в ЕГРЮЛ иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц регламентированы положениями гл. V Закона о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 14 названного Закона (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Форма N Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации" утверждена Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", которым соответственно утверждены и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган;

б) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 ст. 11 названного Закона. В случае если документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре;

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины. Как установлено в подп. 1 п. 1 ст. 333.33 гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй НК РФ (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 235-ФЗ), за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственная пошлина уплачивается в размере 4 тыс. руб.;

ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" <222> и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" <223>. В случае если указанный документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с Законом о государственной регистрации юридических лиц или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в т.ч. Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ. Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1092 "О порядке представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <224>, которым утверждены Правила представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

--------------------------------

<222> СЗ РФ. 1996. N 14. Ст. 1401.

<223> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1943.

<224> СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 136.

 

з) документ, подтверждающий присвоение выпуску или выпускам акций государственного регистрационного номера или идентификационного номера, в случае если юридическим лицом, создаваемым путем реорганизации, является акционерное общество. Приказом ФСФР России от 9 июля 2013 г. N 13-57/пз-н утверждены Требования к форме документа, подтверждающего присвоение выпуску акций, подлежащих размещению при реорганизации, государственного регистрационного номера или идентификационного номера в случае, если юридическим лицом, создаваемым путем реорганизации, является акционерное общество <225>;

--------------------------------

<225> Российская газета. 2013. N 190.

 

и) документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг в части замены эмитента, в случае если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент указанных эмиссионных ценных бумаг и в результате реорганизации его деятельность прекращается или в результате его реорганизации в форме выделения обязательства по эмиссионным ценным бумагам передаются юридическому лицу, создаваемому путем такого выделения. Приказом ФСФР России от 9 июля 2013 г. N 13-56/пз-н утверждены Требования к форме документа, подтверждающего внесение изменений в решение о выпуске облигаций в части замены эмитента в случае, если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент облигаций и в результате реорганизации его деятельность прекращается или в результате его реорганизации в форме выделения обязательства по облигациям передаются юридическому лицу, создаваемому путем такого выделения <226>.

--------------------------------

<226> Там же.

 

Согласно п. 2 ст. 14 Закона о государственной регистрации юридических лиц в случае, если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI названного Закона, т.е. в общем порядке государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. О таком порядке см. комментарий к ст. 12 Закона.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона о государственной регистрации юридических лиц (здесь и далее в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ) государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица. Как предусмотрено там же, в случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также государственная регистрация прекращения в результате реорганизации деятельности юридических лиц осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица, направившего в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации. Приказом ФНС России от 28 января 2013 г. N ММВ-7-6/43@ утвержден Порядок взаимодействия регистрирующих органов по месту нахождения реорганизуемых и создаваемых в результате реорганизации юридических лиц <227>.

--------------------------------

<227> Российская газета. 2013. N 77.

 

В пункте 3 ст. 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) установлено, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, договор о присоединении и передаточный акт. Форма N Р16003 "Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица" утверждена Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", которым соответственно утверждены и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

5. В пункте 5 комментируемой статьи содержатся положения, устанавливающие гарантии прав кредиторов общества при его реорганизации. Эти положения закреплены на основании общих норм ст. 60 части первой ГК РФ о гарантиях прав кредиторов юридического лица при его реорганизации. Однако необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ <228> в рамках урегулирования отношений, возникающих по поводу реорганизации юридических лиц, указанная статья изложена полностью в новой редакции.

--------------------------------

<228> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 23.

 

Предваряя обращение к действующей редакции ст. 60 ГК РФ, следует отметить, что указанным Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ в рамках реализации Концепции развития корпоративного законодательства внесен ряд изменений не только в данный Кодекс, но и в иные законодательные акты федерального уровня.

Так, в Закон о государственной регистрации юридических лиц включена ст. 13.1 об уведомлении о реорганизации юридического лица. Указанной новой статьей предусмотрено, в частности, следующее:

юридическое лицо в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более 3 рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации (п. 1);

реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение 5 рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 2).

Разъяснения о применении приведенных положений даны в письме ФНС России от 23 января 2009 г. N МН-22-6/64@ "По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации" <229>, к которому прилагалась рекомендуемая форма письменного сообщения о начале процедуры реорганизации. Позднее Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждена форма N Р12003 "Уведомление о начале процедуры реорганизации". Этим же Приказом утверждены и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

--------------------------------

<229> Экономика и жизнь (бухгалтерское приложение). 2009. N 4.

 

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ в указанную статью 13.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц включен пункт 3, устанавливающий, что внесение в ЕГРЮЛ записи (записей) о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации, а также иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц не допускается в случае участия в реорганизации юридического лица, в отношении которого принято решение о его ликвидации.

Указанным в п. 2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц и п. 5 комментируемой статьи средством массовой информации, в котором опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, является журнал "Вестник государственной регистрации" (см. комментарий к ст. 6 Закона).

Соответственно, в п. 1 ст. 60 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ) вошел ряд положений новой ст. 13.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц. Среди других положений ст. 60 ГК РФ реорганизации общества с ограниченной ответственностью касаются следующие:

кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом (п. 2);

в случае если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица (п. 4);

исполнение реорганизуемым юридическим лицом обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном данным Кодексом. В случае если обязательства перед кредиторами реорганизуемого юридического лица - должника обеспечены залогом, такие кредиторы не вправе требовать предоставления дополнительного обеспечения (п. 5).

В пункте 6 ст. 60 ГК РФ предусмотрено, что особенности реорганизации кредитных организаций, включая порядок уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о начале процедуры реорганизации кредитной организации, порядок уведомления кредиторов реорганизуемых кредитных организаций, порядок предъявления кредиторами требований о досрочном исполнении или прекращении соответствующих обязательств и возмещении убытков, а также порядок раскрытия информации, затрагивающей финансово-хозяйственную деятельность реорганизуемой кредитной организации, определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций; при этом положения п. п. 1 - 5 данной статьи к кредитным организациям не применяются.

Соответственно, Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ в Закон о банках включена ст. 23.5, определяющая особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования.

 

Статья 52. Слияние обществ

 

Комментарий к статье 52

 

1. В пункте 1 комментируемой статьи по аналогии с нормой п. 1 ст. 16 Закона об АО определено, что слиянием обществ признается создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних. Обе указанные нормы основаны на общей норме п. 1 ст. 58 части первой ГК РФ, согласно которой при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

Как уже говорилось (см. комментарий к ст. 51 Закона), согласно п. 3 ст. 57 части первой ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Такие случаи установлены в ст. 27 Федерального закона "О защите конкуренции", согласно ч. 1 которой (здесь и далее в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ) с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется слияние:

коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате слияния таких коммерческих организаций), превышает 7 млрд. рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 10 млрд. рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр (п. 1);

финансовых организаций, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ по согласованию с Банком России (при слиянии финансовых организаций, не поднадзорных Банку России, такая величина устанавливается Правительством РФ) (п. 3).

Наряду с этим в ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О защите конкуренции" установлено, что антимонопольный орган должен быть уведомлен:

коммерческой организацией о ее создании в результате слияния коммерческих организаций (за исключением слияния финансовых организаций), если суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, коммерческих организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, превышает 400 млн. рублей, - не позднее чем через 45 дней после даты слияния (п. 1);

финансовой организацией о ее создании в результате слияния финансовых организаций, если суммарная стоимость активов по последним балансам финансовых организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, не превышает величину, установленную Правительством РФ по согласованию с Банком России (при создании в результате слияния финансовой организации, не поднадзорной Банку России, такая величина устанавливается Правительством РФ), - не позднее чем через 45 дней после даты слияния (п. 3).

При этом подлежат применению упоминавшиеся выше (см. комментарий к ст. 6 Закона) Постановления Правительства РФ от 30 мая 2007 г. N 334 и от 30 мая 2007 г. N 335.

2. Пункт 2 комментируемой статьи регламентирует первоначальный этап реорганизации обществ в форме слияния. Этот этап заключается в проведении отдельно в каждом из обществ, участвующих в реорганизации (а их может быть два и более), общих собраний участников общества. На таких общих собраниях: принимается решение о реорганизации в форме слияния; утверждается договор о слиянии; утверждается устав общества, создаваемого в результате слияния; утверждается передаточный акт о переходе прав и обязанностей реорганизуемого общества к обществу, создаваемому в результате слияния. При созыве и проведении таких общих собраний применяются общие нормы ст. ст. 36 и 37 комментируемого Закона о порядке созыва и проведения общего собрания участников общества.

3. В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, а также определены основные требования к содержанию такого договора - в нем должны быть определены порядок и условия слияния, порядок обмена долей в уставном капитале каждого общества на доли в уставном капитале нового общества.

Данная норма претерпела изменения с принятием Закона 2008 г. N 312-ФЗ. До внесения указанным Законом изменений предусматривалось, что договор о слиянии, подписанный всеми участниками общества, создаваемого в результате слияния, является наряду с его уставом его учредительным документом и должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым ГК РФ и комментируемым Законом к учредительному договору. Данное изменение охватывается концептуальной новеллой Закона 2008 г. N 312-ФЗ, согласно которой только устав общества является учредительным документом общества (см. комментарий к ст. 12 Закона). Соответственно, договор о слиянии выступает аналогом заключаемого учредителями общества договора об учреждении общества, не являющегося учредительным документом общества. Участники общества, создаваемого в результате слияния, вправе на основании новой нормы п. 3 ст. 8 комментируемого Закона заключить договор об осуществлении прав участников общества, по которому они обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав (см. комментарий к указанной статье).

В подп. "а" п. 25 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. N 90/14 разъяснялось, что договор о слиянии должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым ГК РФ к сделкам и комментируемым Законом к учредительному договору. Это разъяснение утратило практическую значимость, но не в части того, что договор о слиянии должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым ГК РФ к сделкам.

В соответствии с п. 6 ст. 45 и подп. 3 п. 9 ст. 46 комментируемого Закона положения указанных статей, регламентирующие механизмы совершения сделок с заинтересованностью и крупных сделок, к договору о слиянии не применяются.

В пункте 3 комментируемой статьи также установлено, что при слиянии обществ доли в уставных капиталах обществ, принадлежащие другим участвующим в слиянии обществам, погашаются. Данное правило введено Законом 2008 г. N 312-ФЗ по аналогии с нормой п. 4 ст. 16 Закона об АО (в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ), предусматривающей, что при слиянии обществ акции акционерного общества, принадлежащие другому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии акционерному обществу, погашаются. Однако в отличие от этой нормы в п. 3 комментируемой статьи не говорится о погашении тех долей в уставном капитале общества, участвующего в слиянии, которые принадлежат этому обществу.

4. После проведения отдельно в каждом из обществ, участвующих в реорганизации, общих собраний участников общества, на которых приняты решения о реорганизации в форме слияния и утвержден договор о слиянии, устав общества, создаваемого в результате слияния, и передаточные акты, следует второй этап слияния обществ, регламентированный в п. 4 комментируемой статьи, - проведение совместного общего собрания участников обществ, участвующих в слиянии.

Сроки и порядок проведения такого общего собрания в соответствии с данной нормой должны быть определены в договоре о слиянии. Как представляется, при этом могут использоваться общие нормы ст. ст. 36 и 37 комментируемого Закона о порядке созыва и проведения общего собрания участников общества, но эти нормы не являются обязательными при установлении сроков и порядка проведения совместного общего собрания участников обществ, участвующих в слиянии.

В пункте 4 комментируемой статьи указано на единственный вопрос, который решается на таком общем собрании, - это избрание исполнительных органов общества, создаваемого в результате слияния. Как уже говорилось (см. комментарий к ст. 32 Закона), комментируемым Законом предусмотрены два возможных варианта осуществления руководства текущей деятельностью общества: единоличным исполнительным органом общества либо единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.

Уставом общества, создаваемого в результате слияния, на основании нормы п. 2 ст. 32 комментируемого Закона может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества, однако в комментируемой статье не определен порядок избрания членов данного органа общества. Видимо, соответствующие вопросы должны быть урегулированы в договоре о слиянии.

В отличие от комментируемой статьи в п. 2 ст. 16 Закона об АО (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ) прямо установлено, что избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, создаваемого в результате слияния, осуществляется на общих собраниях акционеров каждого общества, участвующего в слиянии. При этом установлено, что отношение количества членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого акционерного общества, избираемых каждым акционерным обществом, участвующим в слиянии, к общему количеству членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого акционерного общества должно быть пропорционально отношению количества акций создаваемого общества, под<


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.