РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий). — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).

2017-06-02 377
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Абулия- (от греч. abulia - нерешительность) - психопатологи­ческий синдром, состоящий в нарушении волевой регуляции по­ведения. Наблюдается при некоторых психич. заболеваниях (в ча­стности, шизофрении), а также как следствие поражения лобных долей головного мозга. В состоянии А. больные отличаются вя­лостью, отсутствием побуждений к деятельности (хотя необходи­мость тех или иных действий может ими отчетливо осознаваться). Нерезко выраженная А. иногда наблюдается при неврозах. Поста­новка диагноза требует различения А. и слабоволия как следствия неправильного воспитания.

Абилитация — формирование личности с такими ка­чествами и свойствами, которые позволили бы не про­сто интегрироваться в трудовую деятельность, но и на­лаживать продуктивные отношения с другими людьми.

Адаптация социально-психологическая — процесс при­обретения человеком определенного социально-психоло­гического статуса, овладение теми или иными социаль­но-психологическими ролевыми функциями.

Адекватность — тождественность, соответствие.

Анализатор — нервный аппарат, выполняющий функ­цию приема, анализа и синтеза раздражителей, исходя­щих из внешней среды и самого организма.

Анамнез — подробные сведения об условиях возник­новения и протекания болезни, об истории развития ре­бенка на всех этапах его жизни. А. подразделяется по со­держанию на медицинский, психолого-педагогический, социально-психологический.

Анозогнозия — невозможность осознания, отрицание болезни (недостатка) или ее тяжести.

Аномальное развитие — значительное отклонение от ус­ловно-возрастных норм физического и психического разви­тия, вызванное серьезными врожденными или приобретен­ными дефектами и обусловливающее необходимость специ­альных условий воспитания, обучения, жизнедеятельности.

Апперцепция — свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уро­вень восприятия; отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего со­держания психической деятельности человека и его ин­дивидуальных особенностей.

Асинхрония — неравномерное, диспропорциональное психическое развитие, нарушающее закон гетерохронии.

Агрессивный – склонный к насильственным, грубым действиям в отношении окружающих.

Агнозия- (от греч. а- - приставка со значением отрицания и gnosis - познание) - нарушение восприятия, возникающее при по­ражении коры больших полушарий головного мозга. Различают зрительную (оптическую), слуховую (акустическую) и осязатель­ную (тактильную) А. Больной, страдающий А., хотя и не утратил остроты зрения, слуха или осязательной чувствительности, стано­вится не способен узнавать предметы и их изображения, а также звуки (в частности, звуки речи). Возникновение А. в дет. возрасте вызывает серьезные отклонения в психич. развитии. При зритель­ной А. ребенок оказывается дезориентированным в окружающей среде, что может привести к отставанию в умственном развитии. При слуховой А. возникают отклонения в развитии речи и как следствие - затруднения в освоении чтения и письма. Корриги­рующее обучение осуществляется с опорой на сохранные анализа­торы.

Аграмматизм- (от греч. agrammatos - нечленораздельный) -нарушение речевой деятельности, выражающееся в неправильном использовании грамматич. системы языка. Различают импрессив-ный А. - ошибки в понимании значения грамматич. конструкций, а также экспрессивный А. - ошибки в грамматич. оформлении ак­тивной речи. А. возникает вследствие поражения определенных (речевых) зон коры головного мозга. Обычно является симптомом афазии, у детей наблюдается при алалиях. Явления А. могут быть компенсированы в результате спец. восстановительного обучения.

Аграфия- (от греч. а- - приставка со значением отрицания и grapho - пишу) - нарушение письма. Как правило, А. обусловлена поражением речевого отдела коры больших полушарий головно­го мозга и является симптомом речевых расстройств, связанных с нарушениями звукового анализа слов и овладения звуковым со­ставом слова. У детей А. может выступать одним из проявлений алалии или афазии. А. необходимо отличать от ошибок при пись­ме, характерных для детей с нарушениями слуха. Компенсация А. осуществляется с опорой на зрительные и кинестетич. ощущения звукопроизношения.

Адаптация социальная- (от лат. adapto - приспособ­ляю и socium - общество) - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе ста­новления личности А. с. происходит главным образом под влия­нием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и т. п.). А. с. ано­мальных детей существенно затруднена в силу ограничений, на­кладываемых дефектом. Этим определяется особая значимость и специфика коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Акалькулия- (от греч. а — приставка со значением отрица­ния и лат. calculatio - счет, вычисление) - нарушение способности к осуществлению счетных операций. Возникает при поражении различных областей коры головного мозга. В зависимости от ло­кализации поражения выделяют несколько форм А., к-рые прояв­ляются по-разному: в нарушении понимания разрядного строения числа (первичная А.), при афазии - в нарушениях акустического или зрительного восприятия названий цифр или цифровых сим­волов (вторичная А.), в нарушении произвольного контроля за протеканием умственных действий. А. наблюдается при нек-рых формах олигофрении. Дети, страдающие А., нуждаются в спец. коррекционном обучении.

Алексия- (от греч. а- - приставка со значением отрицания и лат. lego - читаю) - расстройство речи, выражающееся в неспо­собности к чтению, а также к усвоению навыков чтения. Встреча­ется относительно редко по сравнению с менее выраженной фор­мой - дислексией. Возникает при поражении коры головного моз­га, в частности как проявление алалии или афазии. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм А.

Амнезия- (от греч. а- - приставка со значением отрицания и тпете - память) - расстройство памяти, неспособность к воспо­минанию. Выступает проявлением патологич. состояния мозга, к-рое может быть вызвано как физич. нарушениями, так и психо­генными воздействиями. Различают общую и частичную А. Об­щая А. - глубокое расстройство памяти - проявляется в полной неспособности как вспомнить какое-либо событие или факт из прошлого опыта, так и запомнить что-либо новое. Частичная А. охватывает круг событий, предшествовавших нарушению мозго­вой деятельности (ретроградная А.) либо последовавших непо­средственно за ним (антероградная А.). Так называемая фикса­ционная А. охватывает события и явления, эмоционально свя­занные с психотравмирующей ситуацией. А. следует отличать от гипомнезии - ослаблении памяти, к-рое нередко сопутствует ЗПР или олигофрении.

Анализатор - сложная анатомо-физиологическая система, обеспечивающая восприятие, анализ и синтез раздражителей, ис­ходящих из внешней и внутренней среды организма. Понятие А. введено И. П. Павловым в 1909 г. Функционирование А. в норме обеспечивает целесообразную реакцию организма на изменение условий, что способствует его приспособлению к окружающему миру и поддержанию равновесия внутренней среды. В зависимо­сти от модальности воспринимаемых и анализируемых стимулов различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кож­ный и двигательный А. Каждый А. состоит из трех отделов - пе­риферического воспринимающего прибора (рецептора), прово дящих путей и коркового центра. Анализ раздражителей начина­ется на периферии: каждый рецептор реагирует на определенный вид энергии; анализ продолжается во вставочных нейронах про­водящих путей (так, на уровне нейронов зрительного А., распо­ложенных в промежуточном мозге, возможно различение место­положения и цвета предметов). В высших центрах А. - в коре больших полушарий головного мозга - осуществляется тонкий дифференцированный анализ раздражителей. Повреждение любо­го из отделов А. в результате действия различных вредоносных факторов приводит к нарушениям процессов высшей нервной деятельности и обусловливает аномальное протекание психофи-зич. развития.

Анамнез- (от греч. anamnesis - воспоминание) - совокупность сведений об условиях возникновения и протекания болезни, полу­чаемых от самого больного, а также его близких с целью поста­новки и уточнения диагноза. А. аномальных детей помимо мед. данных должен включать также информацию о развитии мотори­ки, речи, игровой и познавательной деятельности.

Анартрия- (от греч. anarthros - нечленораздельный) - нару­шение артикуляции, делающее практически невозможной члено­раздельную речь; крайне выраженная степень дизартрии

Апраксия- (от греч. а- - приставка со значением отрицания и praxis - действие) - нарушение способности выполнять целена­правленные движения и сложные предметные действия, возникает вследствие поражения определенных участков коры головного мозга. В зависимости от локализации поражения и моторной симптоматики различают несколько видов А. При кинестетиче­ской А. прерываются кинестетич. импульсы, осуществляющие движения. Динамическая А. проявляется в распаде сложных дви­гательных навыков. Лобная А. характеризуется инертностью произвольных движений. Выделяют также общую и частную А.: при первой нарушаются любые моторные акты, при второй стра­дает деятельность только определенных групп мышц. Следствием А. могут выступать нарушения речи и письма. Диа­гноз А. требует квалифицированного различения А. от моторных расстройств, вызванных психич. заболеваниями и нарушениями чувствительности. Посредством спец. приемов обучения явления А. могут быть в основном компенсированы.

Асинергия- (от греч. а — приставка со значением отрица­ния, sin - вместе и ergon - работа) - расстройство сложных двига­тельных актов и навыков, вызванное нарушением способности комбинировать отдельные моторные компоненты. Возникает при поражении мозжечка.

Астения- (греч. asthenia - слабость) - болезненное состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, истощением, неспособностью к длительному умственному и физич. напряже­нию. Может быть обусловлена перенесенными заболеваниями (острые инфекции, ревматизм и др.), физич. и психич. перегрузка­ми, а также функциональной или органич. неполноценностью го­ловного мозга (церебрастения). Для последнего случая характер­ны признаки истощения нервной системы, проявляющиеся глав­ным образом в эмоциональной и интеллектуальной сферах. Это повышенная чувствительность, раздражительность, обидчивость или, наоборот, вялость, пассивность. Часто наблюдается пони­женное настроение с ощущением физич. дискомфорта. Интеллек­туальная истощенность проявляется в неспособности длительной концентрации внимания, ослаблении памяти, замедлении темпа умственной деятельности. Дети, страдающие церебрастенией, плохо переносят жару, яркий свет, шум, жалуются на головные боли; у них нарушаются аппетит и сон; работоспособность падает к концу учебного дня (недели, четверти). Длительная А. (церебрастения) может сопровождаться ЗПР. В этих случаях дети обучаются в спец. школах.

Асфиксия новорожденных- (от греч. а- - приставка со значением отрицания и sphygmos - пульс) - кислородное голода­ние плода в момент родов. При А. происходит нарушение функ­ций ЦНС вследствие недостатка снабжения кислородом головно­го мозга. Длительная А. (5-7 минут) приводит к необратимым изменениям ЦНС, в дальнейшем к проявлениям умственной от­сталости, речевых нарушений, ДЦП.

Атаксия- (от греч. а- - приставка со значением отрицания и taxis - порядок) - расстройство координации движений, возни­кающее вследствие поражений различных отделов нервной систе­мы. При А. движения, сохраняя свою силу, теряют согласован­ность и точность.

Атрофия- (от греч. а — приставка со значением отрицания и trophe - питание) - патологические структурные изменения ткани, обусловленные нарушением обмена веществ и приводящие к утрате жизнеспособности тканей и органов. Основные причины А. - не­достаточное питание, инфекции и интоксикации, нарушения дея­тельности ЦНС. А. может наступать в результате бездействия орга­на (напр., А. нервных тканей проводящих путей анализатора при поражении его периферич. отдела). До определенной степени А. обратима, преодолевается при устранении вызвавших ее причин.

Аутизм- (от греч. autos - сам) - состояние психики, характе­ризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружаю щими. Термин «А.» ввел в 1912 г. Э.Блейлер для обозначения осо­бого вида мышления, к-рое регулируется эмоциональными по­требностями человека и не зависит от реальной действительности. Происхождение А. может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психи­ки {акцентуация характера, психопатия), а также в условиях хро-нич. психич. травмы (аутистическое развитие личности). А. может выступать как грубая аномалия психич. развития (см. Ранний дет­ский аутизм). В тяжелых случаях необходимы коррекция и лече­ние, включающие, в частности, налаживание контактов с внеш­ним миром. В совр. психологии и психиатрии термин «А.» используется также применительно к нормальной психике; показано, что аути-зация может выступать в качестве механизма психологич. защиты от психотравмирующих влияний. В нек-рых заруб, психологич. теориях А. рассматривается как нормальное состояние ребенка на начальных этапах его развития.

Афазия- (от греч. а- - приставка со значением отрицания и phasis - высказывание) - нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми сред­ствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха. Возникает при органич. поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных заболеваний и травм, опухолей, воспалительных процессов. В отличие от алалии при А. нарушается функция уже сформировавшейся речевой системы. Су­ществуют различные классификации А. в зависимости от симпто­матики и локализации поражения (напр., в нейропсихологич. клас­сификации, разработанной А. Р. Лурией, выделяется 7 форм А.). Наиболее распространенная обобщенная классификация выделяет 2 основные формы (группы) А. - моторную и сенсорную. При мо­торной А. поражается двигательный речевой центр (центр Брока), что приводит к нарушению всех или нек-рых компонентов экспрес­сивной речи при достаточной сохранности понимания. При сен­сорной А. поражается чувствительный (сенсорный) центр речи (центр Вернике); эта форма характеризуется первичным нарушени­ем импрессивной речи и вторичным - экспрессивной речи. Кроме моторной и сенсорной А. выделяют амнестическую А., к-рая не может быть строго отнесена к двум основным формам. Амнестиче-ская А. встречается редко, механизм этого нарушения мало изучен. Выражается в забывании названий предметов. У детей А. вызывает вторичную ЗПР, к-рую необходимо отли­чать от олигофрении. Восстановление речи при А. осуществляется спец. пед. (логопедическими) и нейропсихологическими методами на основе использования функции сохранных анализаторов.

Афония- (от греч. а- - приставка со значением отрицания и phone - голос) - неспособность к звучной и громкой речи при со­хранной шепотной речи. Истинная (гортанная) А. бывает вызвана поражениями артикуляционного аппарата (вследствие острых и хронич. заболеваний гортани и т. п.). Функциональная А. возника­ет как следствие психич. травм при истерии и неврозах. В результате нарушения нервной регуляции речедвигательного аппарата не про­исходит полноценного смыкания голосовых связок. Функциональ­ная А. излечивается преимущественно методами психотерапии.

Афразия- (от греч. а- - приставка со значением отрицания и phrasis - выражение) - расстройство речи, выражающееся в неспо­собности построить осмысленную фразу.

Аффект- (от лат. affectus - душевное волнение) - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопро­вождающееся выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. Возникает в неожиданных стрессовых ситуациях как «аварийный» способ реагирования. Для А. характерны суже­ние сознания на породившие А. обстоятельства и навязанные им действия. Крайняя степень А. - аффект патологический. В мед. лит-ре, а также в философских и психолого-пед. науках термин «А.» часто употребляется в более широком смысле — для обозна­чения эмоциональной сферы человека в противопоставлении ин­теллекту, рассудку (соответственно «аффективный» означает «эмоциональный»), т. е. под аффективными нарушениями пони­мается не просто склонность к аффектам, а широкий спектр на­рушений в эмоциональной сфере/

Адекватность – тождественность, соответствие.

Анализатор – нервный аппарат, выполняющий функцию приема, анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней среды и самого организма.

Анозогнозия – невозможность осознания, отрицания болезни (недостатка) или её тяжести.

Аномальное развитие – значительное отклонение от условно-возростных нормфизического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обуславливающее необходимость специальных условий воспитания, обучения,жизнедеятельности.

Апперцепция – свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия; отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.

Асинхрония – неравномерное, диспропорциональное психическое развитие, нарушающее закон гетерохронии.

Акалькулия – неспособность (утрата способности) к счету при сохранности интеллекта.

Акинезия – отсутствие движения, двигательный паралич.

Алалия – неспособность к членораздельной речи.

Алексия – непонимание смысла написанного или напечатанного.

Амбивалентность – одновременное сосуществование противоположных мотивов, оценок, суждений.

Амимия – отсутствие движений мышц лица, маскообразность лица.

Амнезия – запамятование.

Анамнез – «припоминание» - сведение о прошлой жизни, возникновении и течении заболевания исследуемого лица;подобные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни. А.подразделяется по содержанию на медицинский, психоло-педагогический, социально-психологический.

Анестезия – утрата, потеря чувствительности.

Артикуляция – членораздельность речи, ясное произношение слов; артикуляционный аппарат – совокупность периферических нервно-мышечных систем, участвующих в образовании звуков, слов.

Апатия – отсутствие побуждений.

Асфиксия – удушье, кислородная недостаточность, отсутствие внешних признаков жизни.

Атаксия – нарушение статической или динамической координации движений.

Атетоидный – «червеобразный», непрерывные движения пальцев рук и ног в медленном ритме, невозможность их удержать в каком-либо одном положении.

Аутизм – уход от реального мира с погружением в свой внутренний.

Афазия – полная или частичная утрата способности произвольной речи и понимание её.

Аффективные респираторные судороги – расстройства дыхания на фоне судорог, возникших в состоянии сильного аффекта.

Баттаризм- (от фр. battre - бить, ударять) - нарушение речи, при к-ром, как и при тахилапии, слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, а также, помимо этого, сопровождаются нечетко­стью артикуляции, «проглатыванием» окончаний и т. п. В резуль­тате речь становится очень неразборчивой. Б. часто сопутствует невропатии как одно из проявлений повышенной возбудимости.

БИНЕ - СИМОНА Тест - наиболее распространенный ме­тод количественной оценки уровня развития интеллектуальных способностей. Разработан в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном по зака­зу Министерства народного образования Франции с целью отсева детей, недостаточно развитых для обучения в массовой школе. Первоначально тест содержал 30 задач, которые были подобраны по степени трудности таким образом, чтобы их могли решить 75% детей определенного возраста, умственное развитие к-рых можно было бы считать нормальным. Количество правильно решенных задач характеризует так называемый умственный возраст ребенка. Наиболее известная модификация разработана Л. Терменом в Стенфордском университете (США); созданный им так называе­мый тест Стенфорд-Бине является наиболее признанным мето­дом диагностики интеллекта. На его основе вычисляется коэф­фициент интеллекта. Однако практическое использование дан­ного теста, как и большинства подобных методик (см. Тесты психологические), позволяет дать количественную оценку инди­видуальных различий в умственных способностях, не вскрывая их природы и перспектив развития. Это затрудняет использова­ние результатов теста в постановке диагноза и прогнозировании развития интеллекта.

Брадифразия- (от греч. bradys - медленный и phrasis - вы­ражение) - патологическая замедленность речи. Возникает вслед­ствие нарушения баланса нервных процессов (преобладание тор­можения над возбуждением). Речь страдающих Б. отличается не­четкой артикуляцией, растягиванием гласных; из-за повышенной утомляемости продолжительные высказывания затруднительны. Чаще встречается при различных нервных заболеваниях и оли­гофрении. Устранение Б. возможно за счет логопедич. упражне­ний по коррекции речевых движений, а также мед. мероприятий по назначению психоневролога.

Биоэтика – систематические исследования поведения человека в науках о жизни и здравоохранении в той мере, в которой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов.

Брадикинезия – замедленный темп движений.

Брадифрения – замедленность течения психических процессов.

Брадилалия – замедленный темп речи.

Ведущая деятельность возраста – деятельность:

a) в которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности;

b) в которой формируются или перестраиваются отдельные психические процессы;

c) от которой более всего зависят наблюдаемые в конкретном возрасте основные изменения личности ребенка.

Вербальный – в психологии термин для обозначения знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Может быть осмысленным (группы из согласных, слоги и др.). Вербальному материалу противопоставляется невербальный – геометрические фигуры, рисунки, предметы и пр.

ВЕКСЛЕРА Тест- - набор заданий для оценки умственных способностей, один из наиболее распространенных методов диа­гностики интеллекта. Разработан Д. Векслером в 1937 г. В на­стоящее время употребляется модифицированный вариант образ­ца 1974 г. - «Шкала Векслера для измерения интеллекта у детей». Содержит наряду с вербальными (словесными) заданиями задачи на конструирование, разгадывание лабиринтов и т. п. На основа­нии результатов выполнения теста вычисляется коэффициент ин­теллекта. Как и аналогичные методики (см. Тесты психологиче­ские), дает достаточно адекватную оценку наличному уровню раз­вития интеллекта, но не может служить основанием прогноза ум­ственного развития.

Взрывчатый, «эксплозивный» - бурно реагирующий по всякому, даже незначительному поводу; повышенная аффективная возбудимость.

Висцеральный – относящийся к внутренним органам.

Витальный – жизненный (например, витальный страх – страх смерти).

Внушаемость – подчиняемость постороннему влиянию без достаточной самооценки.

Врожденное предрасположение – свойства, особенности, возникающие не в результате наследственных механизмов, а в период внутриутробного развития – при повреждении зачатка или плода в результате болезненного состояния беременной (см. наследственное и приобретенное предрасположение).

Вырождение, «дегенерация», дегенеративные признаки – асимметрия черепа, лица, деформированные уши, дефекты неба, носа, языка, сращение или отсутствие пальцев и пр. – устаревшее назван.

 

Генотип – генетичесая конституция, совокупность генов, полученная от родителей.

Гетерохронность развития – закономерная разновременность формирования и развития психических функций.

Гиперкомпенсация – наращивание усилий в сере несостоятельности – «преодоление».

Гнозис – восприятие.

Гипомнезия – понижение, ослабление памяти.

Гиперкинез – излишняя двигательная активность отдельных мышц насильственного, помимо воли, характера.

Гипермнезия – усиление функции памяти.

Гипертимия – повешенное настроение.

Гиперестезия – резкое повышение, обострение чувствительности (слуховой, зрительной, обонятельной, осязания, нитерорецепции).

Гипоманиакальный – находящийся в длительном состоянии повышенной психической активности и подъема настроения, излишнего оптимизма.

Гипоэстезия – понижении чувствительности.

Гаргоилизм- тяжелое наследственное заболевание, об­условленное нарушением обмена веществ, входящих в состав со­единительных тканей; проявляется в поражениях костно-суставной системы, внутренних органов, ЦНС. Впервые две фор­мы Г. описаны К. Гунтером (1917) и Г. Гурлером (1919) - соответ­ственно синдром Гунтера и синдром Гурлера. Термин «Г.» пред­ложен Р. Зллисом в 1936 г. в связи с характерным внешним видом больных (гаргоилы - украшения готич. соборов в виде фантастич. уродцев). Отличительные признаки больных Г.: запавшая перено­сица, нависший лоб, увеличенные губы и язык, деформированные череп и грудная клетка и др.

Для больных Г. характерна умственная отсталость в тяжелой степени в сочетании с нарушениями речи и слуха, повышенная ис-тощаемость нервной системы, предрасположенность к эпилепти-формным припадкам.

Гидроцефалия- (от греч. hydor - вода и kephale - голова) -заболевание мозга, проявляющееся в накоплении ликвора в череп­ной полости вследствие нарушения баланса его секреции и всасы­вания. Существует гипотеза о наследственной обусловленности Г. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что Г. возникает в результате патологии родов, а также при менингите и менингоэн-цефалите. Внешне Г. проявляется в деформациях черепа (увеличе­ние лба и темени и т. п.). Характерные особенности детей, страдаю­щих Г., - сниженная умственная работоспособность, частые вспыш­ки эйфории либо гнева, склонность к резонерству. Умственной от­сталостью страдают примерно 2% больных Г. В ряде случаев после периода прогрессирующей Г. внутричерепное давление нормализу­ется и заболевание приобретает компенсированный характер.

ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ (от греч. hyper -чрезмерно и dynamis - сила) - синдром двигательной растормо-женности - наиболее распространенное проявление раннего по­ражения ЦНС, выражающееся в чрезмерной активности, суетли­вости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению. Заметно усиливается при утомлении и соматич. заболеваниях. Наиболее выражен у детей, страдающих церебрастенией, у к-рых повышенная утомляемость препятствует произвольной регуляции поведения. Обычно проходит к 11-12 годам, но в подростковом возрасте возможны обострения. Дети с Г. с. требуют особого подхода - дозирования нагрузок, смены ви­дов деятельности.

Гиперкинез- (от греч. hyper - чрезмерно и kinesis - движе­ние) - чрезмерные насильственные непроизвольные движения, возникающие при органич. и функциональных нарушениях ЦНС (преимущественно при поражении подкорковых образований). Термином «Г.» обозначается обширная группа двигательных рас­стройств, среди к-рых хорея; атетоз - медленные напряженные движения кистей рук; тормозной спазм - аналогичные атетозу не­произвольные выгибания шеи, туловища; миоклония - беспоря­дочные вздрагивания отдельных мышц; тики.

ГИПОКИНЕЗИЯ, гипокинез (от греч. hypo - ниже и kinesis - движение) - снижение двигательной активности. Затруд нения движений при Г. могут быть вызваны различными причи­нами - это параличи, неподвижность суставов, а также боли раз­ного происхождения, сопровождающие моторные акты. Иногда Г. возникает на почве психич. травмы. Крайне выраженная форма Г. - акинезия (полная утрата двигательной активности, неспособ­ность к произвольным движениям). Лечение обусловлено харак­тером заболевания, вызвавшего Г.

ДАУНА БОЛЕЗНЬ, синдром Дауна- хромосомная бо­лезнь, одна из форм олигофрении, при к-рой умственная отста­лость сочетается со своеобразным внешним обликом больного. Впервые описана в 1866 г. Л. Дауном под названием «монголизм». Встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола (установлена зависимость частоты рож­дений больных с синдромом Дауна от возраста матери: у матерей моложе 30 лет этот показатель 1:600, после 34 лет вероятность ежегодно удваивается). В 95% случаев в клетках больных имеется 47 хромосом вместо 46 за счет лишней хромосомы в 21-й паре. Это нарушение (трисомия) наблюдается в том случае, когда у ма­тери при созревании половой клетки произошло расхождение 21-й пары хромосом. Значительно реже Д.б. обусловлена иными ано­малиями - транслокацией или мозаичностью хромосом.

Больные обладают характерной внешностью (что облегчает постановку диагноза уже при рождении): небольшая (вследствие недоразвития черепа) голова с плоским затылком, косой разрез глаз с эпикантусом (кожная складка в углу глаз), запавшая пере­носица, толстый язык, деформированные уши и др. Наблюдаются деформации скелета, аномалии в строении грудной клетки, ко­нечностей, особенно пальцев рук. Умственная отсталость при Д.б. в 75% случаев - в степени имбе-цильности, в 20% - идиотии; лишь около 5% больных - дебилы. Мышление больных отличается конкретностью и тугоподвижно-стью. Вместе с тем у них отмечается наблюдательность, способность к подражанию, эмоциональность с преобладанием положительных реакций, большинство послушны и исполнительны, способны ов­ладевать элементарными навыками. Лечение малоэффективно.

ДЕКОМПЕНСАЦИЯ (от лат. de- - приставка со значением от­сутствия и compensatio - уравновешивание) - процесс, обратный компенсации, расстройство деятельности какой-либо системы ор­ганизма вследствие нарушения компенсации. Возникает, как пра­вило, при ухудшении состояния организма либо при столкнове­нии с неожиданными новыми условиями, требующими формиро­вания новых приспособительных реакций.

ДЕМЕНЦИЯ (от лат. dementia - безумие) - стойкое и, как пра­вило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы. В дет. возрасте после нек-рого периода нормального раз­вития ребенка Д. возникает при органич. поражениях мозга вследствие воспалений, ушибов и т. п., а также при шизофрении и эпилепсии. Разграничение Д. и олигофрении в раннем возрасте за­труднено тем, что любое поражение мозга приводит не только к распаду сформированных функций, но и к отставанию психич. развития в целом. При возникновении Д. у детей старше трех лет установить диагноз значительно проще.

Специфика интеллектуального дефекта при Д. заключается в неравномерной недостаточности познавательной функции. Дети, страдающие Д., могут обладать значительным запасом знаний, накопленных в период нормального развития, однако они почти не способны ими воспользоваться вследствие нарушений памяти, внимания, умственной работоспособности. Для них характерны общая двигательная расторможенность, возбудимость, крайне не­достаточная произвольность поведения.

Лечение основного заболевания позволяет добиться частичной компенсации интеллектуального дефекта. Так же как олигофре­ны, дети, страдающие Д., обучаются в спец. образовательных уч­реждениях в зависимости от степени интеллектуальных наруше­ний.

ДЕПРЕССИЯ (от лат. depressio ~ подавление, угнетение) - бо­лезненное психич. состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности. Д. сопутствует многим психич. заболеваниям. У аномальных детей и инвалидов может выступать как реакция на тяжелую жизненную ситуацию, обусловленную дефектом. Иногда Д. сопутствуют бред и аутоагрессия. Лечение медикаментозное и психотерапевтическое.

Различают функциональные состояния Д., возможные при нормальном психич. функционировании, и патологическую Д., являющуюся одним из основных психиатрич. синдромов. Упот­ребление же в обыденной речи слова «Д.» как синонима плохого настроения является неоправданной метафорой.

ДЕПРИВАЦИЯ (от позднелат. deprivatio - лишение) - психиче­ское состояние, возникающее в результате длительного ограниче­ния возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психич. потребностей; характеризуется выра­женными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Среди условий, не­обходимых для полноценного развития ребенка, выделяются сле дующие: 1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т. д.); их недостаток вызывает стимуль-ную (сенсорную) Д.; 2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, к-рая не позволяет понимать, предвосхищать и регулиро­вать происходящее вовне, вызывает когнитивную Д.; 3) социаль­ные контакты (со взрослыми, и прежде всего с матерью), обеспе­чивающие формирование личности; их недостаточность ведет к эмоциональной Д.; 4) возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, при­общения к общественным нормам и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную Д. Распространенное ранее мнение о необратимости последствий Д. в раннем возрасте в на­стоящее время подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием Д. практически всегда является более или менее выра­женная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигие-нич. навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта. Для ликви­дации последствий Д. прежде всего необходимы устранение и компенсация вызвавших ее условий.

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП) - заболева­ние головного мозга, при к-ром вследствие поражения двигатель­ных систем мозга наблюдаются различные психомоторные наруше­ния. Понятие «ДЦП» объединяет группу двигательных расстройств, вызванных нарушениями контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. В основе ДЦП лежит раннее (как правило, внутриутробное) повреждение или недоразвитие мозга вследствие хронических забо­леваний будущей матери, перенесенных ею инфекционных заболе­ваний, интоксикаций, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности и др., иногда - воз­никающее в результате родовой травмы или асфиксии новорожден­ных,, реже - как следствие энцефалита. ДЦП, как правило, не явля­ется наследственным заболеванием. Существует несколько форм ДЦП в зависимости от повреждения определенных систем мозга. У одних де


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.