Сущность надзорной деятельности и полномочия прокурора за исполнением законов судебными приставами — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Сущность надзорной деятельности и полномочия прокурора за исполнением законов судебными приставами

2017-06-02 285
Сущность надзорной деятельности и полномочия прокурора за исполнением законов судебными приставами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами.

Появление надзора за исполнением законов судебными приставами связано с созданием в 1997—1999 гг. Службы судебных приставов. В соответствии с п. 4 ст. 19 Закона о судебных приставах надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Тем не менее Закон о прокуратуре не содержит самостоятельной главы, определяющей предмет надзора за исполнением законов судебными приставами, полномочия прокурора, средства прокурорского реагирования. Поэтому данная отрасль прокурорского надзора включает элементы других отраслей надзора. Прежде всего, надзор прокурора за исполнением законов судебными приставами по своему существу есть разновидность прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, исполняющими приговоры и иные судебные решения (администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу), поскольку исполнение приговора в части имущественных взысканий возложено на судебного пристава-исполнителя. Восстановление прокурором прав и свобод, нарушенных в ходе исполнительного производства, осуществляемого судебными приставами, тесно граничит с другой отраслью надзора — за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, надзор прокурора за исполнением законов судебными приставами и по предмету, и по полномочиям прокурора близок к надзору за исполнением законов (общему надзору), поскольку Федеральная служба судебных приставов относится к системе федеральных органов исполнительной власти, деятельность и правовые акты которых поднадзорны прокурору.

Задачи прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами состоят в обеспечении:

• соблюдения судебными приставами требований законодательства при осуществлении ими своих обязанностей;

• соблюдения установленных законодательством Российской Федерации прав и свобод физических и юридических лиц при исполнении решений судов и иных органов и установленного порядка деятельности судов;

• соответствия законам решений судебных приставов.

Правовую основу осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами составляют: Закон о прокуратуре (п. 2 ст. 1); Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах); Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве); указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов». При организации прокурорского надзора в данной отрасли следует учитывать указание Генерального прокурора Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами», приказ Минюста России от 21 мая 2013 г. № 74 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов». Кроме того, организация деятельности Службы судебных приставов в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации определяется федеральными конституционными законами об этих судах.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами составляет: (1) соблюдение Конституции РФ и исполнение законов судебными приставами; (2) соблюдение прав и свобод физических и юридических лиц судебными приставами; (3) законность правовых актов, издаваемых судебными приставами.

Согласно ст. I Закона о судебных приставах их основными задачами являются: • обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов обшей юрисдикции и арбитражных судов; • осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц; • исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством РФ к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (Федеральной службы судебных приставов).

Исходя из ст. 19 Закона о судебных приставах, надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре. Надзор прокурора осуществляется с тем, чтобы судебные приставы выполняли возложенные на них задачи в соответствии с требованиями закона, соблюдали права и свободы физических и юридических лиц и принимали решения, соответствующие закону. Прокурором осуществляется надзор за исполнением судебными приставами нормативных правовых актов, не только регламентирующих исполнение судебных актов и актов других органов и обеспечение установленного порядка деятельности судов, но также напрямую не связанных с этой деятельностью. Полому прокурором проверяется соответствие деятельности судебных приставов всему комплексу законодательных правовых актов, указанных в ст. 3 Положения о Федеральной службе судебных приставов: Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным договорам Российской Федерации.

Объектами прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами выступают: (1) Федеральная служба судебных приставов России, ее территориальные органы (система службы судебных приставов); (2) их должностные лица (судебные приставы).

Пределы прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами установлены ст. 1 Закона о прокуратуре: прокурор полномочен осуществлять надзор только за исполнением законов, что свидетельствует о том, что надзор за исполнением иных нормативных правовых актов судебными приставами находится за пределами его полномочий. Тем не менее существует мнение, что соблюдение ведомственных нормативных актов не следует исключать из сферы прокурорского надзора, поскольку нередко их издание осуществляется во исполнение требований федерального законодательства. Действительно, соответствие закону правовых актов, издаваемых должностными лицами ФССП России, входит в предмет данной отрасли прокурорского надзора. Законом определен достаточно широкий круг задач судебных приставов, поэтому не все направления их деятельности относятся к предмету данной отрасли прокурорского надзора. Cредства реагирования прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами — представление, предостережение, протест, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении или о направлении материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании. С учетом специфики работы судебных приставов надзор осуществляется различными структурными подразделениями прокуратур, реализующими различные отрасли надзора или направления деятельности прокуратуры.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.