IX. Изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

IX. Изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах

2017-06-02 1538
IX. Изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

66. Целью изучения социально-психологических процессов в воинских коллективах является оптимизация совместной воинской деятельности, улучшение морально-психологического климата в подразделениях, а также межличностных отношений.

Социально-психологические исследования в воинской части рекомендуется проводить не реже 1 раза в полугодие или по необходимости в связи с существенными изменениями характера СБД подразделений, а также выявленными отклонениями в нормальном развитии и протекании социально-психологических процессов в воинских коллективах.

Для изучения социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах используются следующие методы: наблюдение, беседа, анализ документов, анализ результатов деятельности, анализ независимых характеристик, тестирование, анкетный опрос, социометрия.

Справки по результатам работы с выводами и предложениями представляются командиру соединения (воинской части), начальнику ВООВО (учреждения) для рассмотрения и резолюции, в дальнейшем хранятся у психолога, копии – у заместителя командира подразделения по РЛС.

67. Заместители командиров подразделений по РЛС лично проводят социометрическое исследование, составляют социально-психологический портрет подразделения, с приложением к нему обработанных социограмм и социоматриц, составленных по результатам исследования. Психолог оказывает методическую и практическую помощь заместителям командиров подразделений по РЛС по организации и проведению социометрического исследования.

Социометрия не выявляет причин и истинных мотивов выборов или отрицаний эмоциональных и служебно-деловых контактов в воинском коллективе, поэтому сведения, полученные в результате социометрического опроса необходимо дополнять (проверять) посредством наблюдения, бесед, анализа результатов деятельности, обобщения независимых характеристик.

В связи с поступлением пополнения и изменениями социально-психологических статусов членов коллектива опрос рекомендуется проводить регулярно в подразделениях укомплектованных военнослужащими, проходящими военную службу по контракту – 1 раз в год, в подразделениях, укомплектованных военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, или смешанного комплектования – один раз в полугодие.

Результаты исследования личному составу не доводятся, хранятся у заместителя командира подразделения по РЛС и используются для оптимизации процесса управления подразделением.

X. Психологическое консультирование военнослужащих и членов их семей, проведение психокоррекционных мероприятий

68. Психологическое консультирование проводится в форме индивидуальных (с одним военнослужащим) и групповых (с двумя и более военнослужащими) психологических мероприятий.

Индивидуальное психологическое консультирование организуется в первую очередь с военнослужащими, имеющими признаки посттравматических стрессовых реакций, неудовлетворительные показатели адаптационных способностей, признаки нервно-психической неустойчивости и депрессии. Эта работа может проводиться параллельно с проведением групповых занятий и строится с учетом личностных особенностей военнослужащих и характера их психического состояния.

69. Индивидуальное психологическое консультирование проводится:

при обращении должностных лиц с запросом о проведении психологической консультации конкретного военнослужащего с указанием причин;

при обращении самого военнослужащего;

по инициативе психолога, на основании выводов по результатам социально-психологического изучения, психологического и психодиагностического обследования, психологического сопровождения.

В случаях, когда инициатива консультации принадлежит не самому военнослужащему, а должностному лицу, работа проводится по следующим этапам:

анализ информации, полученной в первичной беседе с руководителем, анализ документов, анализ предыдущих психологических заключений;

сбор необходимых биографических данных, сведений о состоянии здоровья и социальных условиях жизни военнослужащего;

беседа с консультируемым;

психодиагностика индивидуально-психологических особенностей;

анализ полученных результатов;

при необходимости психологическое консультирование обращавшегося должностного лица по вопросам управленческой деятельности.

70. Семейное психологическое консультированиеявляется одним из важных и наиболее трудных видов деятельности психолога. Обращение к психологу происходит, чаще всего, в связи с возникшими проблемами в семьях военнослужащих.

Многочисленные трудности, которые возникают в семье, группируют по силе воздействия от слабых до сверхсильных и продолжительности воздействия от кратковременных до длительных.

К сверхсильным следует относить: смерть одного из членов семьи, известие о супружеской измене, внезапное изменение в социальном статусе или судьбе, внезапное и тяжелое заболевание.

К хроническим трудностям относятся чрезмерная психологическая и (или) физическая нагрузка в быту, на службе или работе, трудности с решением жилищно-бытовых проблем, длительный устойчивый конфликт в семье.

71. Сущностью психологической коррекции является особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам или отдельным военнослужащим, имеющим отклонения от функциональной психологической нормы, направленное на перестройку неблагоприятных психологических образований и на воссоздание гармоничных отношений субъекта с окружающей средой.

Исходный принцип для обоснования целей и задач коррекции, а также способов их достижения – это принцип единства диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и ближайшего вероятностного прогноза проявления психологического отклонения.

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции различают следующие ее формы: симптоматическую (направленную на симптомы отклонений) и коррекцию, направленную на причины.

В зависимости от субъекта коррекции она может быть групповой и индивидуальной. Особенности работы с различными субъектами, разноплановость конкретных ситуаций определяют специфичность целей и задач коррекции в каждом конкретном случае. В общем случае задачей коррекции является устранение отклонений в психических образованиях, создание условий для освобождения потенциала личности, группы и направление их на успешное выполнение СБЗ.

Обеспечение условий всемерного личностного роста в практике психокоррекционной работы достигается использованием естественных движущих сил психического и личностного развития. Такими силами являются служебная, бытовая деятельность военнослужащего и система его отношений. В любом коррекционном приеме с необходимостью и в разных формах создаются условия для адекватной деятельности и воспроизведения системы отношений. Для достижения успеха следует использовать все виды деятельности и те системы отношений, которые являются личностно значимыми для военнослужащего, по отношению к которым имеются эмоционально насыщенные переживания.

Методы и методики, применяемые в психокоррекции избираются исходя из конкретной ситуации, опыта психолога и субъекта воздействия (группа – отдельный военнослужащий). Общим для них является то, что главными движущими силами психологических новообразований являются эмоциональные процессы, обладающие большой динамичностью. Психокоррекционные методы и тактика психолога создают условия для возникновения эмоционально насыщенных ситуаций, в момент которых происходит собственно коррекция.

72. Индивидуальное коррекционное воздействие психолога направляется на военнослужащих с выявленными в процессе психодиагностики отклонениями от функциональной психологической нормы, препятствующими адаптации в воинском коллективе, усвоению профессиональных знаний, навыков и умений. При этом различают:

коррекцию интеллектуального развития;

коррекцию личностных особенностей;

профилактику невротических состояний и неврозов.

В зависимости от форм организации психологической помощи коррекционная работа разделяется на два вида:консультативно-рекомендательную и собственно коррекционную.

Консультативно-рекомендательная помощь предполагает формулирование психологических рекомендаций, учет которых командирами при активном участии самого военнослужащего будет способствовать снижению трудностей и преодолению негативных тенденций.

Собственно коррекционная работа осуществляется непосредственно психологом при активном содействии командиров и начальников, требует значительных усилий, организационных и временных затрат, применения специальных методов и методик, техник и процедур. В результате проведения психокоррекции реконструируются высшие психические функции, изменяются личностные установки, межличностные отношения, коммуникативная, эмоциональная сферы, самооценка и другие психические образования высшего порядка.

Наиболее типичные проблемы, которые решаются путем индивидуальной психокоррекции:

несоответствие уровня развития познавательных психических процессов относительно функциональной нормы (общее снижение относительно нормы или трудности в конкретной сфере – память, внимание, пространственная ориентировка, наглядно-образное мышление);

недостаточная психологическая готовность к выполнению воинских обязанностей; негативные тенденции в особенностях личности (трудности общения, конфликтность, замкнутость);

неорганизованность поведения (недостаточная целенаправленность деятельности, неумение планировать, регулировать и оценивать свои действия);

трудности адаптации к воинскому коллективу.

Задачей коррекции несоответствия уровня развития познавательных психических способностей относительно функциональной нормы является реконструкция функций восприятия и сенсорных способностей, наглядно-образного и словесно-логического мышления, произвольного внимания и запоминания. Коррекционное воздействие осуществляется в ходе организованных определенным образом учебных занятий с использованием дидактического материала с профессиональной спецификой.

73. Групповая психокоррекция направлена на устранение нежелательных социально-психологических явлений в жизни воинского коллектива, снижающих эффективность выполнения СБЗ.

Групповая коррекция проводится в целях устранения конфликтов в коллективе, улучшения межличностных отношений, оптимизации социально-психологического климата коллектива, повышения групповой сплоченности, улучшения стиля руководства, устранения нежелательных эмоциональных состояний или их последствий.

Задачи групповой коррекции выделяются на основе психодиагностического обследования.

Наиболее существенным дестабилизирующим фактором в жизни воинского коллектива является конфликтность (частота и интенсивность конфликтов). Следовательно, коррекция конфликтности занимает важное место в социально-психологической работе.

Факторы, влияющие на конфликтность, те же самые, что и факторы, определяющие совместимость военнослужащих. Это объективные характеристики коллективной деятельности и психологические особенности членов коллектива.

В целях коррекции поведения в ситуации конфликта целесообразно привлечение нейтральных лиц, всестороннее обсуждение проблемы в ходе дискуссии.

74. Коррекция социально-психологического климата осуществляется по направлениям:

преодоление барьера психологической напряженности и сопровождающих эту напряженность отрицательных эмоций, возникающих в процессе общения людей;

совершенствование отношений функционально-ролевой взаимозависимости, отношений руководства и исполнения;

повышение уровня включенности в деятельность каждого члена группы.

Коррекционная работа по этим направлениям может осуществляться в двух основных формах: рекомендации руководителям с указанием конкретных способов психолого-педагогического воздействия на коллектив и обучение всего коллектива более адекватным способам поведения и отношений методами психологических упражнений, игр общения, дискуссий, невербальных контактов и изменений обстановки.

При выявлении необходимости коррекции позиции того или иного командира целью психокоррекции является изменение психологического настроя, совершенствование его стиля управления, установок, улучшение на этой основе социально-психологического климата подразделения, повышение эффективности деятельности, как самого командира, так и всего подразделения в целом.

В этом случае коррекционная работа разворачивается по этапам:

анализ результатовдиагностики социально-психологическихаспектов руководства;

разбор специфических ошибок и трудностей в индивидуальной беседе с таким командиром;

формирование новых способов поведения и общения в процессе социально-психологического тренинга общения или ролевых игр.

Коррекция психологической несовместимости выявленных членов группы основывается на определении ее вида. Радикальным способом устранения несовместимости членов группы является переформирование группы с учетом совместимости военнослужащих. В случае невозможности переформирования необходимо выдавать рекомендации командиру по учету характера и степени несовместимости членов коллектива при организации СБД. Военнослужащие, обладающие дестабилизирующими чертами, должны направляться на индивидуальную коррекцию.

В ситуации, когда выявлено неблагоприятное эмоциональное состояние подразделения (нервозность, вялость, апатия, страх, паника), коррекционное воздействие осуществляется по двум направлениям:

оптимизация внешних условий (нейтрализация и ликвидация причины, повлекшей неблагоприятное эмоциональное состояние; оптимизация среды обитания; рационализация режима деятельности);

психологическая помощь военнослужащим в преодолении психотравмирующих факторов экстремальной обстановки (психологическая поддержка и реабилитация (восстановление).

Оптимизация внешних условий выполнения СБЗ осуществляется преимущественно методами организаторской, информационно-воспитательной, культурно-досуговой, социально-правовой работы. Задача психолога здесь состоит в предоставлении командиру объективной информации об эффективности проводимых в этом направлении мероприятий, характере их влияния на психические состояния, мотивацию и поведение военнослужащих.

Для снятия неблагоприятных эмоциональных состояний у военнослужащих в непосредственно экстремальной ситуации психолог может рекомендовать командирам психологические способы: коммуникативные, организационные, медикаментозные, аутогенные.

Эффективность коррекционной работы определяется методом повторной диагностики, а по субъективным параметрам – на основании самоотчетов участников группы.


Приложение № 2

к приказу главнокомандующего

внутренними войсками МВД России

от.12.2014 №

 

ПОЛОЖЕНИЕ


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.