Состояние торгово-экономических отношений со странами ЕС — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состояние торгово-экономических отношений со странами ЕС

2017-06-02 183
Состояние торгово-экономических отношений со странами ЕС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В ходе рыночного реформирования и реструктуризации экономики в странах Балтии преимущественное развитие получили конкурентоспособные на ставшем главным для них рынке - рынке ЕС отрасли. Для всех трех стран это - производство текстильных изделий, продукции деревообработки, мебели, некоторых нефтепродуктов, металлов и металлопродукции и другой трудо-интенсивной продукции. Например, на основе повышения качества продукции и удовлетворения требований клиентов по срокам и объемам доставки отношение долей стран Балтии и России в их совокупных поставках пиломатериалов в Англию в 2000 г. составило 75:25 против 10:90 в 1980 г.

В то же время, производство более технологически сложной продукции - машин и оборудования, транспортных средств, электронного и оптического оборудования, современной химической продукции и пластиков из стран Балтии оказалось в целом неконкурентно на рынке ЕС. Сальдо обмена этой продукцией отрицательно для стран Балтии, так же, как и агропродовольственными товарами. Так, по данным Министерства экономики Литвы, за 1998-2001 гг. в структуре промышленности страны доля отраслей с технологиями высокого уровня снизилась с 4,4% до 4,1%, средневысокого уровня - с 12,8 до 10%, а с технологиями низкого уровня - напротив, повысилась с 73,0% до 76,1%. За 1995 -1999 гг. конкурентоспособность Эстонии на рынке ЕС снизилась по компьютерам и офисному оборудованию, электромоторам, генераторам и трансформаторам.

Определенные успехи в развитии и экспорте инфо - и биотехнологий не стали прорывом и основой формирования в экономике этих стран вертикально-интегрированных межотраслевых кластеров типа финского инфокоммуникационного кластера (ядро которого образует концерн Nokia).

Во многом по этой причине стран Балтии не было среди 24 стран - лидеров по уровню технологических инноваций в отличие от Финляндии, занимавшей в 2001 г. 7 место среди стран - ведущих технологических инноваторов.

Накануне вступления в ЕС происходила явная переориентация внешней торговли стран Балтии на государства ЕС. Одновременно сокращалось значение России как торгового партнера этих государств. Наибольшей степенью завязанности на рынки ЕС отличалась Эстония (51,1% экспорта и 64,8% импорта в 1996 г.). Для Латвии значение ЕС также велико - соответственно 44,7 и 49,3%. Для Литвы значение рынков ЕС примерно такое же, как и рынков СНГ, - соответственно 33,9 и 40,6%; 44,8 и 36,0%. В то же время среди отдельных стран Россия еще остается главным торговым партнером стран Балтии.

Наряду с этим, экономика всех Балтийских государств демонстрировала до вступления в ЕС положительные макроэкономические показатели.

Так, ВВП Латвии увеличился в 2000 г. до 4,333 млрд. лат в текущих ценах по сравнению с 3,897 млрд. лат в 1999 г., или на 6,6% в постоянных ценах. Оборот внешней торговли составил чуть более 3 млрд. лат по сравнению с 2,7 млрд. лат в предыдущем году при отрицательном сальдо в 800 млн. лат. При этом экспорт в страны ЕС вырос за указанный период с 604 млн. лат до 731 млн. лат. Импорт из стран ЕС и СНГ увеличился соответственно с 940 млн. лат до 1014 млн. лат и с 258 млн. лат до 327 млн. лат. Уровень безработицы в стране, достигший пиковых значений в 120 тыс. человек в первой половине 1999 г. вследствие российского кризиса, к концу 2000 г. опустился до 93 тыс. человек, хотя в начале 2001 г. вновь несколько вырос. Успешно развивался транзитный сектор латвийской экономики. Объем грузов, перевезенных по железной дороге, вырос в 1999-2000 гг. с 33,2 млн. т до 36,4 млн. т, грузооборот - с 12,2 млрд. до 13,3 млрд. т/км. Порты страны в 2000 г. перевалили почти 52 млн. т грузов по сравнению с 49 млн. т в 1999-м. Рост всех этих показателей продолжился в первом квартале 2001 г.

Литовский ВВП в текущих ценах вырос за 2000 г. с 42,7 млрд. литов до почти 45 млрд., что в постоянных ценах 1995 г. составило 3,3% роста. Литовский экспорт вырос с 12 млрд. до 15,2 млрд. литов, импорт - с 19,3 млрд. до 21,8 млрд. литов, что позволило несколько сократить отрицательный внешнеторговый баланс страны (до 6,6 млрд. литов, или 1,7 млрд. долл.). ЕС в 2000 г. остался основным партнером Литвы по экспорту (7,3 млрд. литов по сравнению с 6 млрд. литов в 1999 г.), однако доля Союза сократилась с 50,1 до 47,9%. Импорт из стран ЕС вырос незначительно - примерно с 9 млрд. литов до 9,5 млрд. литов (доля сократилась с 46,5 до 43,3%), а из стран СНГ, наоборот, скакнул с 4,7 млрд. литов до 6,9 млрд. литов (с 24,4 до 31,7%), что прежде всего связано с ростом цен на российские энергоносители. Общий объем перевезенных грузов составил 109 млн. т (20,5 млрд.) по сравнению со 101 млн. в 1999 г. (18,2 млрд.).

Рост ВВП Эстонии в третьем квартале 2000 г. составил 7% по сравнению с соответствующим периодом 1999 г., а в четвертом оценивался в 5,9%. Эстонский экспорт вырос в 2000 г. с 35,4 млрд. крон до 53,9 млрд. крон, импорт - примерно с 51 млрд. крон до 73 млрд. крон. Транспортная статистика Эстонии за 2000 г. оказалась недоступной. В 1999 г. рост перевозки грузов по железной дороге составил 5,3 млн. т (58,3 млн. т по сравнению с 53 млн. т в 1998 г.), грузооборот портов - 34,4 млн. т по сравнению с 27,4 млн. т в 1998. В 2000 г. Таллиннский порт увеличил свои обороты с 26,5 млн. т до 29,3 млн. т.

Таким образом, с одной стороны, ориентация на сходные экспортно-конкурентные товарные группы привело к определенному сближению структуры производства стран Балтии, а следовательно, к усилению их взаимной конкуренции, а с другой, - сдерживало постиндустриальное перепрофилирование их экономик, консервируя традиционный индустриальный, а значит технологически периферийный характер их производства, что в перспективе чревато снижением конкурентоспособности их экономик в рамках расширяющегося ЕС и на мировом рынке в целом.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.