Эволюция толстого журнала на рубеже 19-20 вв. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эволюция толстого журнала на рубеже 19-20 вв.

2017-06-02 451
Эволюция толстого журнала на рубеже 19-20 вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начиная с 60-х годов 19 в. основными объединяющим центром общественной и политической жизни - "толстый журнал", ежемесячник, как паровоз тянули за собой поэзию и прозу.

Общественная мысль на два лагеря - либеральный (прогрессивным) и консервативный (реакционный). – журнал- единственным поставщиком и художественной литературы, и сведений о злободневных событиях, и сообщений о достижениях науки.

почти целый век был господствующим в системе русской журналистики типом периодического издания. Созданный Карамзиным и Каченовским журнал «Вестник Европы» - первым классическим.перепечатывая выписки из 12 европейских газет, быстро приобрел характерные для последующих толстых журналов отделы: беллетристика и критика, политический и научный. Профессиональные интересы издателя Каченовского – проф.МГУ, историка – вывели на первый план научные отделы.

разновидность – «энциклопедический толстый журнал». Наиболее - О. Сенковского «Библиотека для чтения». - ориентировался на парижскую «Bibliotheque Universelle» (универсальную библиотеку), - значительную трансформацию, превратившись в журнал «обычного русского типа».

«Московский телеграф», «Телескоп», «Библиотека для чтения» - энциклопедическими журналами. акцент на просвещении своих читателей, знакомили их с достижениями научной мысли. «

обо всем и для всех

на первый план - политическая газета, материалы которой печатаются в публицистических отделах: «Внутреннее обозрение», «Иностранное обозрение», «Провинциальное обозрение», «Из общественной жизни» и др. жанр обозрения.

ТЖ активно диктовал свои требования к литературному материалу, помещенному в номере. Соотношение отделов, роль беллетристики, политических известий и энциклопедических публикаций в составе номера помогают определить характер рассматриваемого журнала, отнести его к энциклопедическому, публицистическому или литературному подтипу.

1892 - журнал «Мир божий». Задуман как издание «для юношества и самообразования». - превратился в общественно-политический и лит. толстый журнал.

Журнал «Жизнь», созданный как журнал для семейного чтения,

«Образование», (в начале «Женское образование»), в кон.19 в. - неизбежно трансформировались в традиционные толстые издания.

Но на рубеже XIX и XX вв. развитие газет отодвинуло журнал.

слышались разговоры о смерти подобного типа изданий.

Основной упрек– медлительность и громоздкость. Убыстрившийся ритм исторического развития, усложнение общественной жизни, рост грамотности населения привели к значительному увеличению читательской аудитории, которую интересовал более широкий круг не только общественных, но и научных и культурных пробле м.

«Вестник знания», «Вестник и библиотека для самообразования», «Знание для всех», «Вокруг света», «Природа и люди» в XX в. - решали энциклопедические задачи.

Перед первой русской революцией- заставило толстые журналы вновь сконцентрировать внимание на осмыслении происходящего. практически вся пресса была политической, а журналы приобрели публицистический характер. Но развитие политических газет, особенно партийных органов, составляло журналу серьезную конкуренцию.

Возникновение новых литературных течений и школ, вызвавших большой общественный резонанс и обострение литературной борьбы. Для решения сложных эстетических вопросов больше подошли «журналы-манифесты», «Мир искусства», «Новый путь», «Весы» и др.

Художественные произведения начали печататься не в журналах, а в альманахах, выпускавшихся многочисленными издательствами, вокруг которых группировались писатели разных направлений. Сборники издательств «Знание», «Шиповник», «Северные цветы», «Скорпион» и многих других давали возможность показать свое творчество без идеологической «добавки», привнесенной направлением журнала. Художественная литература,постепенно уходила из из ТЖ, так как там ей становилось тесно.

В период классовых боев, Первой мировой войны, революций публицистические статьи выходили на первый план. Уходят из ТЖ театральные и художественные рецензии: развитие театра и изобразительного искусства, усложнение эстетических споров и в этих областях способствуют формированию специальных изданий – театральных, художественных, музыкальных и т.д.

Нач. 20в.. - быстро прошел все этапы развития этого типа издания: от энциклопедического к публицистическому. Но в прошедшем веке каждый этап занимал 30–40 лет, в начале нового – подтип журнала изменялся за 5–10 лет.

ТЖ не умер, не исчез, а еще раз доказал жизнеспособность «обычного русского» издания в качественно изменившейся системе журналистики.

отошедший в тень в период общественных потрясений толстый журнал вновь занял свое место в период затишья реакции, когда настало время углубленного анализа пережитых революционных бурь: журнал этого типа еще раз доказал, что именно он наилучшим образом приспособлен для такой работы.

Классическому типу толстого журнала в XX в. остались верны «Вестник Европы», «Русское богатство», «Русская мысль», «Мир божий», «Современный мир» и другие издания, но под влиянием общественных потребностей они вынуждены были изменяться.

8. Еженедельники как тип издания, распространение еженедельников на рубеже 19-20 вв.

(общественно-политические, научно-популярные, сатирико-юмористические, семейные и др.).

К 1913 г. почти треть системы русской журналистики составляли тонкие еженедельники – компромиссный тип журнального издания, в наибольшей степени отвечавший задачам прессы в сложный период войн и революций. Тонкий еженедельный журнал соединял в себе черты ежедневной газеты и толстого ежемесячника. Еженедельный выход позволял быстрее, чем журнал «обычного русского типа», откликаться на события. В то же время гораздо больший, чем у газеты, объем и возможность дольше готовить и обдумывать материал давали еженедельнику то преимущество «обобщающего освещения», которым гордились толстые издания. Развитие технических возможностей позволило еженедельному журналу ввести в состав номера как обязательный компонент иллюстрации. Еженедельник как тип периодики издатели выбирали для самых разных целей: для семейного чтения, для самообразования, для популяризации науки, для разных аудиторий, например женской и детской.

Общественно-политические еженедельники.«Нива».«Вокруг света».«Природа и люди».

Журналы для самообразования.Союз подписчиков «Вестника знания».«Вестник и библиотека для самообразования».

Сатирическая журналистика в годы первой русской революции.Журналы «Сатирикон» и «Новый сатирикон» и их сотрудники. А. Аверченко.

Тип еженедельного журнала не был новым для системы русской прессы. Еженедельники существовали в XVIII в., расцвет их пришелся на 50–60-е годы XIX в. Но в 1900–1917 гг. «примерно треть выпускаемых периодических изданий приходилась на долю еженедельников».

В XIX в. отделения газеты от журнала еще не произошло, и общей особенностью еженедельников была только периодичность – раз в неделю. После революции 1905 г. еженедельники представляют только журналы.

Постепенно выработалась форма подобного издания: тонкий журнал в 50–60 страниц. Обязательными для него были: «...наличие иллюстраций в качестве самостоятельных материалов издания; обязательный беллетристический отдел; компилятивные обзоры публикаций за неделю по различным общественно-политическим вопросам».

Таким образом, от толстого издания остался отдел беллетристики, без романа или рассказа русский читатель журнал не воспринимал. Компилятивные обзоры событий утратили основательность журнальных обозрений, но и не превратились в простую газетную информацию. И, наконец, иллюстрации стали самостоятельным содержательным компонентом журнала. Они постепенно выходили на журнальные страницы в виде рисунков и репродукций, а с развитием техники, когда в России научились делать клише с фотографий, вышли и на страницы газетные. В еженедельниках иллюстрации играли самостоятельную роль, не всегда подчиненную основному тексту. Для читательской аудитории подобного типа периодики важна была и его невысокая цена. Выход каждого еженедельника в «свой» день недели тоже был удобен читателям, создавался практически непрерывный журнальный поток, и человек в соответствии со своими интересами и свободным временем мог выбирать, какой журнал ему читать. Была занята почти вся неделя, нарушений срока выхода не допускалось. Появился даже термин – «понедельничная пресса» — почему-то журналы, выходившие в понедельник, считались беспринципными, пустыми, часто они были охранительного толка.

Значительную роль играли еженедельные журналы, появившиеся в конце XIX в., особенно такие, как «Нива», «Родина» и различные иллюстрированные и развлекательные издания.

Все более заметную роль в системе русской журналистики начали играть издания для семейного чтения, научно-популярные, развлекательные, сатирические, спортивные, женские, детские, отраслевые, профессиональные и т.п.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.