Модельные характеристики физических качеств и физической подготовленности молодых атлетов — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Модельные характеристики физических качеств и физической подготовленности молодых атлетов

2017-06-02 586
Модельные характеристики физических качеств и физической подготовленности молодых атлетов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Модельные характеристики разви­тия физических качеств разработаны на основе показателей ведущих спортсме­нов в различных возрастных группах в ручной, становой динамометрии и прыжках в длину с места (табл. 16.14).

Доверительный интервал модель­ных нормативов предусматривает ис­пользование их во всех весовых катего­риях в той или иной возрастной группе.

Физическая подготовленность тяже­лоатлетов оценивалась по лучшим до­стижениям в классических и специаль­но-вспомогательных упражнениях, т. е., как было показано выше, по относи­тельному показателю мастерства тяже­лоатлетов (ОПМТ). Данный показатель и был использован нами для разработ­ки модельных нормативов специальной физической подготовленности (табл. 16.15 и 16.16).


 

 


Таблица 16.14

Возраст и спортивная квалификация Рунная динамометрия, кг Становая динамометрия, кг Прыжки в длину с места, см
10-11 лет, новички 12-13 лет, III р. 14-15 лет, II р. 16-17 лет, II-I р. 30-35 40-45 55-62 60-68 65-75 95-105 110-130 140-160 160-200 200-215 215-235 235-250
Модельные характеристики развития силы и скоростно-силовых качеств тяжелоатлетов
Модельные характеристики ОПТМ тяжелоатлетов различного возраста
Модельные характеристики ОПТМ тяжелоатлетов различных весовых категорий

 

 

Таблица 16.15

Возраст и спортивная квалификация Отношение рывка к подъему на грудь в полуподсед, % Отношение толчка к приседанию со штангой на плечах, % Отношение толчка к приседанию со штангой на груди, %
10-11 лет, новички      
12-13 лет, III р.      
14-15 лет, II р.      
16-17 лет, II-I р.      

 

 

Таблица 16.16

Вес тела атлета, кг Возраст и спортивная квалификация Отношение рывка к подъему на грудь в полуподсед, % Отношение толчка к приседанию со штангой на плечах, % Отношение толчка к приседанию со штангой на груди, %
от 40 до 50 10-11 лет, новички      
  12-13 лет, III р.      
  14-15 лет, II р.      
  16-17 лет, II-I р.      

 

    Отношение Отношение Отношение
Вес тела Возраст рывка к толчка к толчка к
и спортивная подъему приседанию приседанию
атлета, кг квалификация на грудь со штангой со штангой
    в полуподсед, на плечах, % на груди, %
    %  
от 51 до 60 10-11 лет, новички      
  12-13 лет, III р.      
  14-15 лет, II р.      
  16-17 лет, II-I р.      
от 61 до 70 10-11 лет, новички      
  12-13 лет, III р.      
  14-15 лет, II р.      
  16-17 лет, II-I р.      
от 71 до 80 10-11 лет, новички      
12-13 лет, III р.      
  14-15 лет, II р.      
  16-17 лет, II-I р.      
свыше 80 12-13 лет, III р.      
  14-15 лет, II р.      
  16-17 лет, II-I р.      

 

 


16.7. Модельные характеристики силовой подготовленности учащихся общеобразовательных школ

В системе физического воспитания школьников урок является основной ее частью. Однако, по мнению ряда авто­ров, урок физической культуры в об­щеобразовательной школе не решает всех задач, которые ставятся перед физическим воспитанием школьников. Исследования Р.А'. Шабунина, Л.С. Двор- кина, С.В. Воробьева, А.А. Хабарова показали, что увеличение двигательной активности школьников как непосред­ственно на уроках физического воспита­ния, так и во внеклассной работе по­зволяет эффективнее воспитывать физически всесторонне развитых детей и подростков. Известно, что на уроках физкультуры в общеобразовательной школе значительное время отводится на развитие ловкости, гибкости, коор­динации движений, меньше - вынос­ливости и, как правило, совсем или очень незначительное время - силовой и скоростно-силовой подготовке. Это приводит к тому, что воспитание важ­ных для жизни человека физических качеств сдерживается и не обеспечива­ет разносторонней физической подго­товленности.

Целенаправленная силовая подготов­ка школьников, включая динамические и статические напряжения, способству­ет развитию мышечной силы, формиро­ванию правильной осанки, развитию силовой выносливости, которая необхо­дима в трудовой деятельности и для службы в армии.

Ф.Г. Казарян предложил использо­вать комплексы силовых и скоростно- силовых динамических упражнений на уроках физкультуры во всех его час­тях, начиная с 1-го класса. В 1—3-м классах их объем может достигать 8- 10 мин, в 4-8-х классах - 10-12 мин. По мнению автора, эти комплексы повышают эффективность занятий, способствуют сохранению эмоциональ­ности. Р.А. Шабунин использовал комплексы упражнений статического характера на уроках и во внеурочной и внешкольной работе с младшими школьниками (7-12 лет).

Более ранние исследования свиде­тельствует о том, что применение до­зированных отягощений на уроках со школьниками 12-14 лет благоприятно отражается на физическом развитии и функциональных возможностях орга­низма.

Таким образом, анализ некоторых литературных источников, касающих­ся данной проблемы, указывает на то, что в систему физического воспитания учащихся общеобразовательной школы целесообразно вводить упражнения на развитие силы как динамического, так и статического характера.

В данном разделе раскрываются ба­зовые характеристики силовой подго­товленности школьников 5—10-х клас­сов (табл. 16.17 и 16.18).

Широкое использование в системе физического воспитания школьников различных средств из тяжелоатлетичес­кого спорта направлено на целенаправ­ленное воспитание всесторонне физиче­ски развитых мальчиков школьного возраста. Ориентируя учащихся на до­стижение соответствующих их возрасту нормативных требований в силовой и скоростно-силовой подготовке, мы тем самым способствуем как повышению их двигательной активности, так и гар­моническому, всестороннему физичес­кому развитию.


 

 


Таблица 16.17

Модельные характеристики общесиловой подготовленности учащихся общеобразовательных школ

Упражнения Классы
           
Жим лежа одновременно двумя руками: 1) гантелей (гири); 2) штанги (в % от собствен­ного веса тела); 3) попеременно одной ру­кой (гири) 6x5* 40 24x5 50 32x5 60 16x5 32x8 70 24x3 48x5 80 24x5 48x8 90 24x8
Жим гантели (гири) стоя одной рукой 10x5 12x5 16x5 16x8 24x5 24x8
Жим штанги стоя от груди двумя руками (в % от соб­ственного веса тела)            
Приседание: 1) с гантелями (гирями) на плечах; 2) со штангой на плечах (в % от собственного веса тела) 32x5 70 32x8 90 48x5 100 48x8 110 32x5 120 32x8 130
Жим ногами лежа на спине (в % от собственного веса тела)            
Подъем на грудь в полу­подседе: 1) гантели (гири); 2) штанги (в % от собствен­ного веса тела) 24x3 50 24x5 60 24x8 70 32x5 80 32x8 90 48x5 100
Статические напряжения. Удержание груза (в с) рука­ми в положении лежа на спине (груз в 40-50% от максимального в жиме лежа)            

 

Упражнения Классы
           
Удержание груза (в с) но­гами в положении лежа на спине (груз в 70-80% от максимального в приседа­нии со штангой на плечах)            
Удержание груза напряже­нием мышц спины и пояс­ницы в течение 5-6 с (в % от собственного веса тела)            
Удержание груза напряже­нием мышц брюшного пресса в течение 5-6 с (в % от собственного веса тела) Без груза          
Таблица 16.18

 

Примечание. *16х5, где 16 - вес гири или гантели в кг, 5 - количество подъемов в одном подходе.

Модельные характеристики тяжелоатлетической подготовленности учащихся общеобразовательных школ (в % от собственного веса тела)

Упражнения Классы
           
Рывок в разножку (ножни­цами)            
Рывок в разножку (ножни­цами) с виса (с плинтов)            
Рывок с полуподседом            
Толчок в разножку (ножни­цами)            
Толчок со стоек            
Подъем на грудь в разнож­ку (ножницами) с виса (с плинтов)            
Приседание со штангой на груди            

 

 


Таким образом, силовая подготовка в общеобразовательной школе должна осуществляться по определенной систе­ме, в которой учитывались бы ее раз­личные стороны. В данном случае нами разработаны базовые характеристики физического развития и физической подготовленности, а также формализо­ванная модель системы силовой подго­товки школьников, включающая в себя три этапа.


В спортивно-методической и науч­ной литературе мы не обнаружили спе­циальных работ, посвященных разра­ботке базовых характеристик и педаго­гических оценок различных сторон силовой подготовки школьников с при­менением дозированных отягощений. Имеются лишь отдельные данные, каса­ющиеся современного уровня физическо­го развития и специальной подготовлен­ности тяжелоатлетов. Такое положение сдерживает широкое применение доступ­ных методов силовой подготовки школь­ников и учащейся молодежи в общеоб­разовательных школах и училищах.

Раскрывая вопросы базовой подготов­ки школьников, предлагая модельные характеристики физического развития, физических качеств и специальной фи­зической подготовки школьников раз­личных возрастов и спортивных квали­фикаций, мы тем самым решаем соци­альную проблему подготовки подраста­ющего поколения к будущей трудовой деятельности.

Таким образом, в данной главе были рассмотрены нормативные педагоги­ческие оценки и модельные характери­стики тяжелоатлетов различных возра­стов и спортивных квалификаций, разработанные на основе многолетних исследований и рассчитанные на вне­дрение с целью массовой тяжелоатле­тической подготовки учащейся молоде­жи различного возраста.


 

 


Темы семинарских занятий

Тема 1. Педагогическое моделирование - важнейший фактор тренировочно­го процесса атлетов

1. Что же понимается под термином «моделирование»?

2. Моделирование различных сторон тренировки спортсменов.

3. Количественные и качественные критерии моделирования.

Тема 2. Педагогические оценки интегральных показателей физического развития

1. Методы оценки интегральных показателей физического развития.

2. Весо-ростовые показатели молодых тяжелоатлетов.

3. Педагогические оценки мышечной силы молодых тяжелоатлетов по отно­шению к весу тела.

Тема 3. Педагогические оценки модельных показателей развития физиче­ских качеств

1. Модельные характеристики силовых качеств атлетов.

2. Модельные показатели силы кисти и предплечья тяжелоатлетов различно­го возраста и спортивной квалификации.

3. Базовые показатели становой силы тяжелоатлетов различного возраста и спортивной квалификации.

4. Модельные показатели скоростно-силовой подготовленности тяжелоатле­тов различного возраста и спортивной квалификации.

Тема 4. Модельные характеристики специальной физической подготовлен­ности молодых атлетов

1. Относительный показатель мастерства тяжелоатлетов (ОПМТ).

2. Модельные характеристики ОПМТ.

Тема 5. Модельная характеристика интегральных показателей физическо­го развития атлетов различного возраста

1. Модельные характеристики физического развития атлетов 10-11-летнего возраста.

2. Модельные характеристики физического развития атлетов 12-13-летнего возраста.

3. Модельные характеристики физического развития атлетов 14-15-летнего возраста.

4. Модельные характеристики физического развития атлетов 16-17-летнего возраста.

Тема 6. Модельные характеристики силовой подготовленности учащихся общеобразовательных школ

1. Модельные характеристики общесиловой подготовленности учащихся об­щеобразовательных школ.

2. Модельные характеристики тяжелоатлетической подготовленности учащих­ся общеобразовательных школ.

Литература

1. Абрамовский И.Н. Зависимость между силой, весом и ростом спортсмена // Теория и практика физической культуры. - 1968. - № 11. - С. 17-19.

2. Балъсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. - С. 22-27.

3. Балъсевич В.К., Лубышева Л.И. Социально-педагогический опыт подготов­ки олимпийцев и его использование в практике физического воспитания и дет­ско-юношеского спорта//Дети и Олимпийское движение: Материалы симпозиу­ма детской Сибириады-93 5-7 июля 1993 г. — Новосибирск, 1993. - С. 23.

4. Балъсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех //Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4. - С. 21-22.

5. Балъсевич В. Онтокинезоология человека // Теория и практика физи­ческой культуры. - 2000. - 275 с.

6. Балъсевич В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортив­ной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) //Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-26, 39-40.

7. Дворкин Л.С. Возрастные особенности развития силы у юных атлетов // Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КубГАФК (редакторы: доктор медицинских наук, профессор В.А. Яко­башвили, доктор педагогических наук, профессор А.И. Погребной). Том 3. - 2000. - С. 32-36.

8. Долгов В А., Лысенко В.В. К оценке физического состояния учащихся средних школ //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. — Ж 4. - С. 17-18.

9. Евтушенко С.Ф. Силовая подготовка школьников 12-15 лет с учетом со­матической зрелости 4-6-х классов на основе занятий борьбой самбо. Автореф. дисс.... канд. пед. наук. Краснодар, 1999. - 24 с.

10. Коробков А.В. Развитие и инволюция функций различных групп мышц человека в онтогенезе: Автореф. дис.... докт. пед. наук. - Л., 1958. - 48 с.

11. Коробов А.В. Исследование взаимосвязи развития физических качеств и обучения технике видов легкой атлетики: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1964. - 22 с.


12. Локтев С А. Педагогический и медико-биологический контроль за юными бегунами на средние дистанции//Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 11. - С. 11-14.

13. Лубышева Л.И. Возрастное развитие движений ребенка (лекция) // Фи­зическая культура: воспитание, образование, тренировка. - № 4. - 1997. - С. 56-60.

14. Маркосян А А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. - М.: Медици­на, 1969. - С. 5-13.

15. Мотылянская Р.Е. Значение модельных характеристик спортсменов вы­сокого класса для спортивного отбора и управления тренировочным процессом // Теория и практика физической культуры. - 1979. - № 4. - С. 21-23.

16. Мотылянская Р.Е. Спорт и здоровье подрастающего поколения //Теория и практика физической культуры. - 1979. - № 11. - С. 27-29.

17. Мотылянская Р.Е. Методологические подходы к проблеме повышения резистентности на примере реабилитации спортсменов // Теория и практика физической культуры. — № 11/12. - 1994. - С. 2-8.

18. Трушкин А.Г. Методические рекомендации по комплексной оценке фи­зического развития детей и подростков г. Ростова-на-Дону (от 5 до 17 лет). - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. - 71 с.

19. Шабунин РА. Возрастные особенности функционирования двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы при статических напряжениях: Авто- реф. дис.... докт. мед. наук. - Свердловск, 1969. - 38 с.


Глава 17


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.