Крайне важен вопрос о возможности использовать указанные факторы для возрождения советского народа, о характере и перспективах интеграционных процессов на пространстве СССР. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Крайне важен вопрос о возможности использовать указанные факторы для возрождения советского народа, о характере и перспективах интеграционных процессов на пространстве СССР.

2017-06-02 306
Крайне важен вопрос о возможности использовать указанные факторы для возрождения советского народа, о характере и перспективах интеграционных процессов на пространстве СССР. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Созданный в Советском Союзе народно-хозяйственный комплекс оказался столь мощным, что даже после его разрушения экономические связи Российской Федерации с соседями сохранились. Историческая необходимость заставила власти стран СНГ заняться формированием ЕврАзЭС, а буржуазное руководство России и Казахстана пошло на создание Таможенного союза с Республикой Беларусь, сохранившей основы социалистической экономики.

Однако даже эта капиталистическая интеграция идёт медленно. Продолжением «развода» бывших союзных республик становятся их взаимные территориальные претензии, «газовые», «винные» и другие торговые войны, споры о водных ресурсах. Вопреки объективным потребностям уровень взаимодействия снижается. В 1990 году доля товарооборота между республиками СССР составляла 69% их внешнеторгового товарооборота. К началу 2012 года этот показатель снизился до 22%. С 57% до 15% сократился за это время внешнеторговый товарооборот России с частями некогда единого Союза. Характерны пробуксовки во взаимодействии в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза. Российская олигархия саботирует реинтеграцию с Белоруссией.

Объединение на пространстве прежнего СССР крайне важно и для пресечения дезинтеграции в России. Переход к экономическому базису капитализма обеспечил реставрацию здесь национал-сепаратизма. Он то проявляет себя под покровом борьбы за национальный суверенитет, то выливается в требование экономических преференций, то заворачивается в религиозные одежды. Особенно страшно то, что вирусом национализма оказалась заражена часть государствообразующего народа, его молодого поколения, взявшая на вооружение лозунг «Россия — для русских!». Ответной реакцией становится новое усиление национального сепаратизма. При крайнем ослаблении русского народа угроза распада России вполне реальна. А это — угроза для всех наших народов, для целостности страны. Всерьёз предотвратить её можно только путём социалистического преобразования экономической основы общества. Только тогда возродится великая интернациональная общность — советский народ.

В нынешней политической и социально-экономической реальности на территории прежнего СССР значимы обе тенденции: к интеграции и к дезинтеграции. Успех дела сближения наших народов будет прямо зависеть от поведения народных масс и действий политических сил. Вопреки официальной России КПРФ ратует не за капиталистическую интеграцию «с нуля», а за реинтеграцию, то есть за интеграцию с творческим использованием советского опыта. Для этого есть немало объективных условий.

К объединению подталкивают географическая близость, сохранившиеся от высокоинтегрированной экономики СССР связи, ситуация на мировых рынках, соображения безопасности. Сказываются и многовековой опыт совместного проживания народов в одном государстве, традиции общей борьбы трудящихся разных национальностей против эксплуататоров и иноземных захватчиков.

Важную объединяющую роль играют этнические факторы. Во-первых, советский народ был многонациональной семьёй, и каждый седьмой брак в Советском Союзе был межнациональным. Во-вторых, за возрождение народного единения выступает большинство русского населения, в каком бы из новых государств оно ни проживало. В-третьих, большинство граждан прежнего СССР принадлежит к восточнославянской общности.

В Советском Союзе впервые в истории человечества возникла культурная и социальная общность, в которой мерилом ценностей были труд, совесть, правда, достоинство, справедливость. Эти понятия обретали характер воплощаемой многовековой мечты. Несмотря на все потери, общие ценности до сих пор объединяют людей, разделённых государственными границами. Советская Атлантида продолжает манить к себе.

Советский народ как культурная, нравственно-духовная общность людей не ушёл в небытие. Как ни убивали варвары капитализма культурное наследие СССР, оно далеко не уничтожено. Духовные ценности бывают долговечнее материальных. Не уничтожить гениальный «Тихий Дон» Шолохова. Не «отменить» «Василия Тёркина» Твардовского, музыку Шостаковича, Прокофьева и Свиридова. По-прежнему впечатляют отлитые в бронзе творения великих скульпторов — Вучетича, Кибальникова, Аникушина, полотна выдающихся художников — Петрова-Водкина, Корина, Дейнеки. Продолжает жить советское кино, созданное великими режиссёрами и актёрами. Не изъять из истории вписанные в пантеон славы мировой науки имена Павлова, Курчатова, Королёва, Семёнова, Капицы, Келдыша, Ландау. Не вытравить из народной памяти космический полёт Юрия Гагарина.

Советская культура — это мощнейший пласт духовного наследия человечества. Мы вправе гордиться, что являемся современниками многих её представителей, что имеем возможность прочесть «Горячий снег» Юрия Бондарева, «Живи и помни» Валентина Распутина, «Лад» Василия Белова, стихи сталинградца Егора Исаева. Советская культура способна выдержать любые нашествия варваров, если на её защиту встанет всё, что есть в народе честного, мыслящего и мужественного. Такая защита требуется прежде всего в сфере образования. Здесь сегодня проходит передовая линия борьбы за спасение духовного наследия советского народа.

КПРФ неустанно защищает социалистическую культуру, советскую цивилизацию, память о советском прошлом. Всё это — крайне важное условие возрождения советского народа. Но при этом мы хорошо понимаем: этого важного условия недостаточно. Чтобы восстановить советскую общность людей, нужна смена экономического базиса капитализма на экономический базис социализма.

Антикризисная программа КПРФ предполагает ликвидацию крупной капиталистической собственности с передачей её государству. И это призвано послужить первым шагом для перехода к социалистическому производству, в котором возродятся отношения товарищеского сотрудничества между людьми, будет исключена эксплуатация человека человеком.

Кризис капитализма в странах СНГ протекает в обострённой форме. С его углублением всё более актуален опыт советского социализма. Понятно, что возрождение Союза братских народов требует коренного изменения общеполитической и социально-экономической ситуации в бывших союзных республиках, включая Россию. «Давление снизу», подталкивание властных структур к реинтеграции могут быть продуктивными только тогда, когда они сочетаются с борьбой за социализм.

Наиболее последовательными приверженцами воссоздания единого Союзного государства являются партии, составляющие СКП—КПСС, и мы продолжим энергично развивать наши связи. В своей борьбе за Союз мы можем рассчитывать на поддержку прогрессивных сил мира — коммунистов и всех настоящих патриотов и демократов, противников империалистической глобализации.

Для сближения наших народов КПРФ развивает народную дипломатию и намерена расширять контакты общественных организаций, профсоюзов, научных учреждений и обществ, культурных объединений, творческих союзов. В яркое событие вылился форум сторонников братства народов в Донецке, проведённый СКП—КПСС. Ширятся побратимские связи между отделениями КПБ, КПУ и КПРФ в приграничных регионах. Необходимо расширять эту практику, проводить совместные праздники, выступать с инициативами проведения дней и недель культуры братских народов, форумов ветеранов, встреч молодёжи, спортивных соревнований. Крайне важно способствовать информационному обмену, содействовать развитию экономических связей на уровне предприятий и регионов.

Воссоздание обновлённого союзного советского социалистического государства, а значит, и советского народа в его исторических границах возможно. Этот процесс закономерен и объективно необходим. Противодействие, разумеется, будет колоссальным. Но оснований для пессимизма нет. Данные социологии подтверждают: у наших народов сохраняется мечта о восстановлении Союза. А результаты Всесоюзного референдума 1991 года за сохранение СССР уже никому не дано отменить. Дело — за волей народных масс и дееспособностью их политического авангарда.

К социализму XXI века

Уважаемые участники съезда!

Позиция КПРФ по принципиальным вопросам представлена в партийной Программе. При этом её новая редакция содержит тезис о социализме XXI века. Он стал заявкой на дальнейшее исследование проблемы. И КПРФ работает над решением этой задачи.

Конечно, облик социализма XXI века не должен становиться картиной, утопически рисуемой, исходя лишь из желаемого. Нам нужен серьёзный анализ, который позволит дать точный прогноз и ставить верные практические задачи. Нам нужна научная картина развития общества. Не больше, но и не меньше.

Прежде всего социализм предполагает замену частной собственности на средства производства общественной собственностью. Это — необходимое условие преодоления классового раскола и введения планомерной организации общественной жизни «для обеспечения, — говоря словами Ленина, — благосостояния и всестороннего развития всех членов общества». Особый вопрос в том, что понимали классики марксизма-ленинизма под заменой собственности.

Ни Маркс, ни Ленин не рассматривали акт превращения частнокапиталистической собственности в государственную в качестве конечной цели коммунистического движения. Они видели в нём лишь первый шаг на пути к созданию общества без государства, без денег, без насильственно-правовых регламентаций человеческой жизнедеятельности. На пути к коммунистическому обществу государственная собственность должна перерастать в действительно общественную собственность, совладельцем которой является любой человек. Каждый будет рассматривать эту собственность и как свою тоже, имея возможность использовать её для реализации своих личных и общественно значимых потребностей.

Под богатством Маркс и Ленин имели в виду не совокупность «вещей», а богатство выработанной человечеством культуры. Суть марксизма состоит в том, что общественное развитие призвано решить сверхзадачу: дать возможность каждому индивиду освоить всё то богатство, что было накоплено человечеством и от которого он при капитализме был отчуждён. Общественная форма собственности на все блага культуры, по их замыслу, позволяет решить ключевую историческую задачу — превратить каждого индивида из односторонне развитого профессионала, из раба разделения труда на умственный и физический во всесторонне развитую личность, без препятствий меняющую виды деятельности и управляющую делами всего общества.

Путь первопроходцев, которым шло советское общество, был трудным и жертвенным. Опасность войны на уничтожение СССР заставила утвердить на длительный период монополию государственной собственности. Наряду с ней не допускались иные формы, кроме колхозно-кооперативной и личной. Этого требовала мобилизационная экономика, необходимость которой диктовалась историческими реалиями. Именно она обеспечила индустриализацию страны, спасла Советский Союз в годы Великой Отечественной, позволила быстро восстановить разрушенное войной народное хозяйство и создать ядерный щит Советской державы.

Сумев гарантировать свою национальную безопасность, СССР получил возможность для перехода к новому этапу преобразования советского общества. Объективная потребность вызрела к концу 1970-х годов. Сложился комплекс условий для перехода общества на новый уровень развития. Путь к нему лежал через расширение самоуправления и раскрытие творческих способностей человека. Но грянула вероломная горбачёвская «перестройка», что, конечно же, не было случайностью. Страна готовилась шагнуть на новую ступень развития. Мировой капитал это заставило предпринять сверхусилия, чтобы уничтожить опасного конкурента. За появлением рейгановского термина «империя зла» скрывалась готовность империализма к смертельной схватке с СССР.

С опорой на «пятую колонну» план разгрома социалистической цитадели был реализован. Однако тяготы и лишения на пути строительства нового общества были не напрасны. Наш народ и всё человечество совершили колоссальный скачок на пути социального прогресса. История СССР предоставила бесценный опыт всем, кто продолжает великую борьбу за общество справедливости. Опираясь на достигнутое, социализм в третьем тысячелетии идёт дальше.

Облик социализма XXI века — это облик развивающегося социализма с коммунистической перспективой. Коммунизм для нас — это закономерный результат научно обоснованного поступательного движения социализма вперёд. Он — не просто красивая мечта, но и не тот рубеж, которого можно достигнуть в директивно назначенные сроки. И потому величайший ущерб делу социализма нанесли хрущёвское «построение коммунизма к 1980-м годам».

И.В. Сталин в своё время так сформулировал основной экономический закон социализма: «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники». Такая постановка вопроса полностью отвечает целям социалистического прогресса.

Наш облик социализма неразрывно связан с приоритетом науки в жизни общества. В своих программных документах КПРФ делает упор на развитие наукоёмкого производства, на возрождение достижений советской системы образования, формирующей резерв интеллекта для прорыва в развитии науки и техники. Сегодня люди науки, вкусившие «прелестей» капитализма, убеждаются в справедливости ленинского утверждения: «Только социализм освободит науку от её буржуазных пут, от её порабощения капиталу, от её рабства перед интересами грязного капиталистического корыстолюбия. Только социализм даст возможность широко распространить и настоящим образом подчинить общественное производство и распределение продуктов по научным соображениям». Социализм XXI века немыслим без научного прогнозирования и планирования развития народного хозяйства.

Чтобы социализм воспринимался человеком как собственное дело, он должен прийти к нему через усвоенную культуру человечества. А это требует фундаментального образования. Вот почему КПРФ не отступит в своей борьбе за бесплатное и качественное образование — образование для всех. Оно должно быть нацелено на формирование у учащихся умения самостоятельно мыслить, творчески перерабатывать полученные знания и применять их на практике в быстро меняющихся условиях жизни.

Наш облик социализма — это общество социальной справедливости, где трудящиеся вернут и приумножат свои социальные права. Это права на жильё, труд и отдых, на бесплатное образование и здравоохранение, на достойное пенсионное обеспечение в старости и в случае инвалидности. Только социализм гарантирует этот великий социальный минимум. Только он даёт равную для всех возможность удовлетворять основные потребности человека — в творчестве, в продолжении рода, в общении, познании и красоте.

Переход к обществу справедливости требует устранения социального неравенства. Первый шаг — национализация крупной капиталистической собственности. Он ещё не означает социалистического преобразования общественного производства — при буржуазном государстве это невозможно. Но в случае национализации, как говорил Ленин, «речь идёт не о введении социализма теперь, непосредственно, с сегодня на завтра, а о раскрытии казнокрадства». А сегодняшнюю Россию её проведение избавляло бы ещё и от всевластия иностранного капитала, подчинившего себе экономику страны.

Усиление роли государственной собственности ещё не даёт социализма, но облегчает переход к нему. Оно служит необходимым условием для переходного периода к социализму, когда при доминировании государственной полную поддержку получат и коллективные формы собственности — народные предприятия. Они же, опираясь на национально-исторические традиции коллективного мироустройства, станут очагами самоуправления в России — основы социалистической демократии. В границах планового развития общественного производства государство обеспечит должный контроль над сегментом рыночных отношений. В рамках длительного переходного периода к социализму общественную направленность приобретает и сектор частной собственности. Её владельцы вынуждены будут обратить её на пользу всего общества, сочетая частный интерес с общественным. Поступать иначе станет невыгодно. Частное предпринимательство, направленное на пользу народа, будет иметь статус общественно значимой деятельности, защищаемой государством.

Социализм XXI века — социализм подлинного народовластия. И КПРФ борется за то, чтобы парламентская демократия западного буржуазного типа уступила в России место демократии советского типа. Эта советская демократия была рождена творчеством масс в революционных событиях начала ХХ века. Её корневая основа формировалась ещё в Древней Руси, веками сохраняясь в русской крестьянской общине. Являя собой демократию громадного трудящегося большинства страны, власть Советов была классовой по содержанию. Отражая и защищая интересы трудового народа, она отвечала национальным особенностям государствообразующего русского народа, а также украинского, белорусского и многих других народов СССР. Традиция решения судьбоносных вопросов «всем миром», то есть крестьянской общиной, народным вече, казацким кругом, выражала стремление к организации справедливой власти, основанной на волеизъявлении народа и контроле народных низов.

Ликвидация Советской власти и реставрация капитализма были ударом как по интересам трудового народа, так и по национальной самобытности России. Под давлением пропаганды «перестроечников» бюрократизация была воспринята большинством как признак ущербности Советской власти в сравнении с западным парламентаризмом, суть которого — прикрывать власть капитала. В XXI веке только восстановление советской организации государственной власти и социалистической демократии надёжно предохранит Россию от национал-сепаратизма, остановит действие центробежных сил.

Социализм ХХI века продолжит своё развитие в национальных границах. Он призван гарантировать России национальную безопасность в соответствии с геополитическим положением страны и международными угрозами. Для этого не обойтись без мощного военно-промышленного комплекса, отвечающего требованиям научно-технического прогресса. Нужны Вооружённые Силы, способные обеспечить оборону страны и нанести поражение агрессору.

Пока существует мировой империализм, военных угроз не избежать. Борьба за сырьевые ресурсы в капиталистическом мире нарастает. И Россия — главный объект этой борьбы, мишень вероятной агрессии. Лишь с созданием ядерного щита Советская держава, имевшая самую мощную армию, получила гарантию безопасности. Не будь такого щита, агрессия против СССР была бы неминуемой. Разговоры об обновлённом социализме ничего не стоят, если он не обеспечит защиту национальной независимости. Без неё не могут быть гарантированы и свобода личности, её всестороннее развитие.

Социализм XXI века — социализм высокой культуры. Доступ к её достижениям станет равным для всех членов общества, как и было в СССР. Социализм получит новое развитие на основе исторических достижений советской цивилизации. Ведущая роль в развитии литературы и искусства будет отведена формам классического русского критического реализма и социалистического, шолоховского, реализма. Это не исключает развития иных форм, посредством которых, как говорил Станиславский, передаётся сила человеческого духа, его созидательная мощь. Бездуховность, мещански-потребительское отношение к культуре, эти атрибуты буржуазной культуры, не исчезнут механически. Они могут быть преодолены только силой высокой культуры, которая в обновлённом социализме, как и в советское время, станет национальной по форме и социалистической по содержанию.

Обновлённый социализм восстановит в своих правах слово правды. Будет воссоздана система народного просвещения, где главным героем станет человек труда — созидатель жизни, свободной от эксплуатации и её пороков. Он окажется в центре социалистической культуры во всех её формах.

Роль семьи и школы в передаче культурных ценностей многократно возрастёт. Школа обеспечит единство умственного и нравственного воспитания, что всегда лежало в основе отечественной системы образования. Учитель, как и завещал Ленин, будет поставлен на такую высоту, на которой никогда не стоял в буржуазном обществе. Процесс воспитания в школе будет организован на основе формирования единого педагогического коллектива учителей и учащихся.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.