Основные концепции, оределяющие подходы к психотерапевтической работе с семьями — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Основные концепции, оределяющие подходы к психотерапевтической работе с семьями

2017-06-02 357
Основные концепции, оределяющие подходы к психотерапевтической работе с семьями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для успешного проведения семейной психотерапии не­обходимо, чтобы специалист решил собственные проблемы в семейных и профессиональных отношениях. Понимание того, что происходит в семьях клиентов, с сохранением при этом достаточной дистанции и трезвости в оценках, облегчается, если личная жизнь психотерапевта стабильна. Если же специ­алист несет на себе груз незавершенных дел, связанных с его прошлыми и настоящими семейными взаимоотношениями, он должен понимать, что это может существенно влиять на восприятие ситуации в семьях его клиентов и определять его поведение в ходе психотерапии.

Кроме того, психотерапевт должен иметь стабильные от­ношения с коллегами. При этом можно говорить о двух аспек­тах этой проблемы: его отношениях с непосредственным про­фессиональным окружением и более широким кругом лиц — представителей профессионального сообщества. Первый ас­пект касается взаимоотношений с теми специалистами, с ко­торыми психотерапевт вместе работает и находится в повсед­невном контакте. Это могут быть люди, работающие с ним в одном учреждении. Если же психотерапевт занимается част­ной практикой, то это могут быть консультанты, супервизоры и просто его знакомые. Более широкий круг коллег включает специалистов, которые также занимаются консультировани­ем или лечат семьи его клиентов.

Занимаясь клинической работой и консультированием, Фримен заметил, что взаимоотношения с коллегами отражаются способности специалиста сохранять объективность оценнок в процессе работы с семьями. Далее все эти влияния на работе семейного психотерапевта рассматриваются более обстоятельно. На рисунке показана взаимосвязь различных систем, связанных с взаимоотношениями специалиста с его профессиональным и семейным окружением.

(а) Собственная семья психотерапевта

Всякий человек рождается и воспитывается в семье. Работая с семьями, мы во многом исходим из собственного понимания того, какой должна быть семья, и в тоже время учитываем то, как это понимают члены семьи клиента, каковы их ожидания относительно совместной жизни. Каждый имеет определенное мнение о том, как должны строиться взаимоотношения членов семьи и как они должны себя вести. Наши представления о семье позволяют нам обсуждать с другим различные темы, связанные с семейной жизнью. В то же время эти представления нередко бывают препятствием для адекватной оценки внутрисемейной ситуации.

Большинство людей с детства усваивают, к чему должны в своих взаимоотношениях стремиться члены семьи и чего они должны избегать. Если же мы не осознаем, насколько это влияет на наши оценки других семей, мы будем склонны подгонять их под шаблон собственных представлений, что существенно затруднит клиническую работу. Семейный психотерапевт не должен проецировать свои собственные ожидания связанные с семейной жизнью, на семью клиентов Рассматривая некоторых членов этих семей как «здоровых», а осталь­ных как «больных», он тем самым затруднит себе работу.

Незавершенные консультации психотерапевта связаны с его прошлыми взаимоотношениями с близкими ему людьми, которые он не смог в достаточной степени осмыслить. Эти взаимоотношения лежат в основе разнообразных проекций, искажающих оценку клинической ситуации и отражающих­ся на текущих взаимоотношениях специалиста. Те специали­сты, чей уход из родительской семьи был связан с драмати­ческими чувствами стыда и злости, скорее всего, будут иметь серьезные проблемы в своих новых взаимоотношениях. Те же, кто в период жизни в родительской семье сформировался как гиперфункционер и привык брать ответственность за благо­получие ее членов на себя, аналогичным образом поведет себя и в отношениях с членами собственной семьи. Конечно же, это должно отразиться на клинической работе.

Так, например, специалист, привыкший вести себя в ро­дительской семье как гиперфункционер, будет стремиться брать на себя ответственность за поведение своих клиентов, что может создавать в ходе семейной психотерапии большие сложности. Одна из задач семейной психотерапии заключается в том, чтобы побудить членов семьи к самостоятельному решению собственных проблем и помощи друг другу. Чем более гиперфункционален психотерапевт, тем трудне ему в ходе своей работы с семьей задействовать ее внутренние ресурсы. Такой специалист будет испытывать сильную тревогу и стремиться «спасти» семью, тем самым мешая её членам воспользоваться собственным потенциалом для решения семейного кризиса.

Кроме того, на мышление психотерапевта могут оказывать влияние различные мифы о том, какой должна быть «образцовая» семья.

 

 

(б) Профессиональные отношения

Профессиональное окружение специалиста включает две основных системы: непосредственное или «внутреннее» про­фессиональное окружение и «внешнее» профессиональное окружение. Между этими двумя системами существуют большие различия. «Внутреннее» профессиональное окруже­ние, с представителями которого человек общается ежедневно, является его важным ресурсом. Представители этого окружения нередко выступают в качестве консультантов, способствующих объективной оценке деятельности психотерапевта. «Внешнее» профессиональное окружение состоит из специалистов, которые при определенных обстоятельствах также могут быть привлечены к работе с той или иной семьей, хотя в ряде случаев, если не предпринимаются особые меры, они могут препятствовать успешному проведению психотерапии. Обычно считается, что работа с семьями представляет большую сложность отчасти потому, что специалисту трудно сохранить объективность оценок и необходимую эмоциональ­ную дистанцию и в то же время поддерживать с членами се­мьи тесный контакт. Те стремятся склонить психотерапевта в ту или иную сторону. Особенно активны бывают попытки втя­нуть его во внутрисемейные альянсы и треугольники. Успешную семейную психотерапию сложно проводить, не прибегая к помощи других специалистов. Очень полезным бывает об­суждение хода работы в кругу коллег, помогающее повысить объективность оценок. То же можно сказать и об использова­нии видеосъемки; Она позволяет не только сделать работу бо­лее эффективной, но и увидеть, когда психотерапевт оказы­вается слишком вовлеченным в семейную динамику. Прибе­гая к помощи коллег, психотерапевт может повысить свою профессиональную компетентность. Однако если он работает в атмосфере равнодушия и враждебности, то бывает вынуж­ден тратить слишком много сил на защиту своих профессио­нальных позиций и сохранение конфиденциального характе­ра своей работы. Это затрудняет ее объективную оценку и оставляет психотерапевту меньше возможности для непос­редственной работы с семьей.

Таким образом, условия, в которых специалист проводит свою психотерапевтическую работу с семьями, могут рассматриваться в качестве ее важного ресурса или, напротив, ее препятствия. Психотерапевтический кабинет по своим раз­мерам должен быть соизмеримым с гостиной. Стол не должен разделять психотерапевта и клиентов. Члены семьи должны чувствовать себя комфортно, располагаясь по кругу. Лучше, если помещение будет достаточно изолированным от постороннего шума. Желательно, чтобы кабинет был оснащен аппаратурой, позволяющей вести видеозапись хода сессий, а так­се, по возможности, иметь зеркальную перегородку, из-за которой специалист или его коллеги могли бы наблюдать за происходящим.

Другой системой является внешнее профессиональное окружение специалиста. Многие моменты семейной психотерапии должны иметь конфиденциальный характер, хотя в действительности другие специалисты зачастую оказываются излишне посвященными в ход семейной психотерапии.

В ванкуверском Центре детской психотерапии было про­дано специальное шестимесячное исследование, имевшее целью выяснение числа специалистов, принимающих участие работе с семьей на начальном этапе психотерапии. Оказалось, таковых в среднем насчитывается 12 человек. Это заставляет задуматься о том, какие аспекты работы представляются этим специалистам наиболее значимыми и какое влияние они оказывают на воспринятие членами семьи самих себя. Поскольку собственный опыт семейной жизни специалистов существенно влияет на их взаимоотношения с членами семьи, можно предполагать, что они по-разному строят свои отношения с семьями и по-разному воспринимают основную задачу своей работы. Весьма редко они стремятся разобраться в по­требностях самой семьи. Если члены семьи попытаются сопо­ставить, как разные специалисты воспринимают основные за­дачи работы с ними и как воспринимают эти задачи они сами, то, возможно, будут совершенно растеряны и дезориентиро­ваны и потратят слишком много времени на согласование цели этой работы со всеми специалистами.

Начиная работать с той или иной семьей, психотерапевт должен, в частности, выяснить, с какими специалистами се­мья работает в настоящее время или работала раньше. Опыт работы семьи с разными специалистами существенно влияет на характер ее ожиданий и представлений относительно пред­стоящей психотерапии. Очень редкие семьи или клиенты спо­собны абстрагироваться от прежнего опыта своей психотера­певтической работы и оценить свежим взглядом новый кон­такт с психотерапевтом. Поэтому важно помочь членам семьи увидеть новизну, связанную с ее очередным обращением к специалисту. Для этого психотерапевт может выяснить, к ка­ким специалистам члены семьи обращались раньше и какое влияние это имело на их взаимоотношения. Имея за плечами негативный опыт психотерапевтической работы в прошлом, многие семьи избегают вновь обращаться к психотерапевту. Если, обратившись к семейному психотера­певту, клиенты продолжают поддерживать контакт с другими специалистами, это нередко является причиной того, что они стремятся в дальнейшем дистанцироваться от него в ходе пси­хотерапевтического процесса. Когда психотерапевт попыта­ется помочь им увидеть семейную ситуацию в новом свете, они зачастую начинают испытывать сильную тревогу и обра­щаются к другим специалистам, разделяющим их мнение относительно семейных проблем. И если психотерапевт не сможет своевременно противодействовать их обращению к этим специалистам; вполне возможно, что семья будет потеряна для психотерапевтической работы.

В определенные моменты психотерапевту бывает очень сложно удержать семейную систему. Во многом это связано с тем, что ее члены часто стремятся найти такого специалиста, который согласился бы с их взглядом на проблемы данной семьи. Поэтому одной из основных задач психотерапевта яв­ляется изменение этого взгляда. Если психотерапевт хочет, чтобы семья после первых нескольких сессий продолжила с ним работу, он должен выяснить, с какими специалистами члены семьи в настоящее время контактируют.

В некоторых статьях поднимается вопрос о возможности контроля психотерапевта над контактами членов семьи с дру­гими специалистами.

Начиная свою работу, специалисту по семейной системной психотерапии следует исключить активное влияние других служб и иных специалистов с тем, чтобы помочь семье раскрыть свои собственные ресурсы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.