Анатомо-физиологические особенности органов и систем школьников. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Анатомо-физиологические особенности органов и систем школьников.

2017-06-10 757
Анатомо-физиологические особенности органов и систем школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нервная система завершает свое развитие; сформи­рованы нервные центры и периферическая нервная сис­тема, хорошо регулируются двигательные функции, в том числе — мелкая моторика.

Однако с 12 лет отмечается нарастающая неустойчи­вость нервных процессов, с преобладанием процессов воз­буждения, что связано с начавшимся половым созрева­нием. В этот период из-за быстрого роста мозга несколь­ко ухудшается его кровоснабжение, что может прояв­ляться функциональными неврологическими расстройства­ми (негативизм, раздражительность, грубость, плакси­вость, депрессии, обмороки).

Осознание своего социального «Я» у большинства де­тей появляется к 7—8 годам. Следствием этого является стремление выйти за рамки детского игрового образа и участвовать во взрослой жизни, т. е. в реальной, серьез­ной деятельности. Поступление в школу ребенок воспри­нимает как работу, уравнивающую его со взрослыми, как шаг к самостоятельности.

В дальнейшем адаптация ребенка к школьной жизни протекает легче, если вместе с ним в преодолении трудно­стей участвуют родители, педагоги, психологи. Необходи­мо помнить, что в начальных классах у детей еще отмеча­ется неустойчивость внимания, рассеянность, неспособность долго заниматься одним видом деятельности.

В старших классах основной опасностью является пе­регруженность информацией, ведущая к умственному пе­реутомлению.

 

Кожа и ее придатки достигают полной анатомичес­кой и функциональной зрелости. Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет почти не увеличивается, а затем с 8 лет начи­нает интенсивно нарастать, максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка.

С 12—13 лет значительно увеличивается секреция пото­вых и сальных желез, появляются юношеские угри. С 13— 14 лет начинается функционирование апокриновых пото­вых желез, секрет которых имеет резкий запах. Это предъяв­ляет особые требования к гигиене кожи у подростков.

В связи с половым созреванием появляется оволосение подмышечных впадин, лобка, а у мальчиков — лица.

Повышение секреции сальных желез часто приводит к юношеской себорее, которая проходит к 20—22 годам.

 

Костно-мышечная система характеризуется интенсив­ным ростом и развитием, отмечается формирование ко­ординации движений, развивается мелкая моторика.

Длина верхней половины туловища до 9 лет преобла­дает над нижней, с 9—10 лет наблюдается интенсивный рост нижних конечностей.

К 7 годам устанавливается постоянство шейной и груд­ной кривизны позвоночника, а к 12—14 — поясничной и копчиковой.

С 7 лет начинается срастание костей таза, поэтому опасны тонкие высокие каблуки (для девочек), прыжки в высоту на твердую поверхность. Это может привести к деформации костей таза, а в будущем к проблемам во время беременности и родов.

Нарушение осанки при неправильном подборе мебели, неудобной позе во время занятий дома и в школе, часто приводят к патологическому искривлению позвоночника — сколиозу.

В периоды 6—8 лет и 11—13 лет отмечается интен­сивный рост черепных костей.

К 10—13 годам происходит окостенение запястий, а к 9—11 годам — фаланг пальцев (поэтому к этому возра­сту ребенок уже должен уметь писать).

Происходит дальнейшая замена молочных зубов на постоянные и образование постоянного прикуса (28 зу­бов -f 4 зуба «мудрости»).

К 12 годам костная ткань по составу становится иден­тична взрослой.

Интенсивно развиваются и укрепляются мышцы, связ­ки, нарастает масса и сила мышц. Для нормального раз­вития мышечной системы необходимы адекватные физи­ческие нагрузки.

При оценке моторного развития выделяют 3 группы детей:

1-я группа — зрелые дети (моторика развита соответ­ственно возрасту);

2-я группа — дети с незначительным (начальным) отставанием в моторном развитии;

3-я группа — дети с существенным отставанием в моторном развитии.

Дыхательная система продолжает развиваться и уве­личиваться в размерах и к 8—10 годам становится прак­тически такой же, как у взрослых.

Форма грудной клетки также приближается к форме взрослого, увеличивается масса и сила межреберных мышц.

Продолжается рост хрящей гортани, особенно у маль­чиков 12—13 лет.

Тип дыхания: у девочек — грудной; у мальчиков — брюшной.

Частота дыхания с 7 до 11 лет — 20—25 в мин.; с 12 лет и старше — 16—20 в мин.

Дыхание ритмичное, ровное.

Сердечно-сосудистая система продолжает развивать­ся и растет вместе с увеличением размеров тела.

К 12 годам завершается развитие эластической ткани сердца и формирование клапанного аппарата.

К 7 годам сердце приобретает форму взрослого.

Легочный ствол до 10 лет несколько шире аорты, с 10 до 12 лет их диаметр уравнивается, а после 12 лет аорта становится шире легочного ствола.

Пульс становится устойчивым, ритмичным, менее ча­стым:

у детей с 7 до 11 лет — 80—90 в минуту; у детей с 12 лет и старше — 70—80 в минуту. Артериальное давление у детей до 11 лет стабильное,

составляет 100 + п, где п — число лет ребенка.

С началом полового созревания рост сосудов несколь­ко отстает от роста тела и, как следствие, отмечаются дисфункции в виде болей в области сердца, приступов сердцебиения, жара и приливов к голове с покраснением кожи лица, периодических подъемов давления.

В среднем же у подростков: АД мах = 120 мм рт. ст. АД мин. = 80 мм рт. ст.

Пищеварительная система продолжает увеличивать­ся и совершенствоваться в функциональном отношении.

К 7—11 годам желудок приобретает форму взрослого; объем желудка увеличивается, к 7—10 годам составляет 1300 мл, к 12—13 годам — 1500 мл.

Становятся высокоактивными и зрелыми ферментные системы, устанавливаются процессы переваривания и вса­сывания, стабилизируется иннервация гладкой мускула­туры желудочно-кишечного тракта.

 

Мочевыделителъная система завершает свое разви­тие, становится анатомически и функционально зрелой.

Число мочеиспусканий составляет 6—8 раз в сутки, относительная плотность мочи 1008—1022, у детей стар­ше 12 лет — 1015—1025.

Форма и расположение мочевого пузыря становятся таки­ми же, как у взрослых. Объем одной порции мочи — 150— 200 мл. Объем суточной мочи определяется по формуле: 100х(п + 5), где п — число лет ребенка, начиная с 5 лет.

Размеры мочеиспускательного канала остаются несколь­ко меньше, чем у взрослых? до пубертатного периода, а затем постепенно увеличиваются в соответствии с ростом половых органов до взрослых размеров.

Эндокринная система требует особого внимания, так как с 12 лет наступает ее перестройка и развитие у ре­бенка вторичных половых признаков. До этого возраста железы внутренней секреции функционируют стабильно и изменяются не так значительно.

Эндокринная система (ЭДС) является главным регу­лятором роста и развития организма. Железы внутрен­ней секреции, образующие ЭДС, обладают рядом общих особенностей:

Имеют очень незначительную массу.

Вырабатывают очень малые количества секретов-
гормонов, которые оказывают множественный эффект.

Гормоны попадают из железистых клеток непосред­ственно в кровь благодаря густой сети капилляров и ока­зывают почти мгновенное действие на органы-мишени.

Регулируют свои функции по принципу «обратной связи».

Некоторые железы внутренней секреции (ЖВС) начи­нают функционировать уже в эмбриональном периоде. Существенное влияние на рост и развитие ребенка ока­зывают гормоны матери, которые он получает во внутри­утробном периоде и с грудным молоком.

В различные периоды детства выявляется относитель­ное преобладание функций одной определенной железы:

с 6 мес. до 2,5 лет — щитовидной;

с рождения до 10 лет — тимуса;

с 6 до 7 лет — передней доли гипофиза;

с 12 до 18 лет — половых желез.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.