Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения.

2017-06-10 528
Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Помните! В грудном возрасте аппарат пищеварения приспособлен для усвоения грудного мо­лока.

• Слизистые оболочки на протяжении всего пищеварительного тракта ранимы, богато васкуляризированы, сухие, так как слизистые железы желудочно-кишечного тракта слабо развиты.

Ферментативная активность желез желудочно-кишечного тракта у маленьких детей снижена.

Полость рта новорожденного относительно небольшая, жевательные мышцы развиты хорошо. Язык большой, но короткий и широкий. Слизистая рта богата кровеносными сосудами.

Ротовая полость имеет три основных приспособления, которые способствуют созданию разряженного пространства в ротовой полости ребенка и облегчают сосание:

на слизистой губ поперечная исчерченность, что способствует лучшему охватыванию соска при сосании;

комочки Биша (жировые отложения в толще щек);

валикообразные утолщения на деснах.

• Слюнные железы у новорожденных слабо развиты, выделяют мало слюны, сухость слизистой рта. Во избежании повреждений здоровым детям рот не протирают. Усиление саливации происходит с 3—4 месяцев. Слюнотечение т.к. способность глотать слюну ёщё не выработалась.

В первые месяцы жизни ребёнок принимает пищу только путём сосания (это врождённый рефлекс). Акт сосания состоит из трёх фаз: аспирации, сдавливание соска и проглатывание молока. Вместе с молоком заглатывается и воздух (аэрофагия). После кормления обязательно держать ребёнка вертикально, чтобы вышел проглоченный воздух, с ним иногда выделяется и часть проглоченного молока – это срыгивание.

Пищевод имеет воронкообразную форму относительно длиннее, чем у взрослого, его мышечный слой слабо развит.

Желудок: у детей первого года жизни расположен горизонтально, когда ребенок начинает ходить, принимает вертикальное положение; При пождении ребёнок имеет все отделы желудка, но дно слабо выражено, слизистая утолщена, мускулатура развита умеренно.

кардиальный сфинктер («мышечный замок» на входе в желудок) слабо развит, что обусловливает склонность детей к срыгиванию;

пилорический сфинктер («мышечный замок» при выходе из желудка) хорошо развит.

Все выше сказанное дает основание сравнивать желудок ребенка первых месяцев жизни с открытой бутылкой.

—емкость желудка у новорожденного составляет 30-35 мл, в 3 мес. – 100 мл,

у ребенка 1 года - 250-300 мл.

Секреторные железы выделяют желудочный сок со всеми ферментами, но меньшей активности, чем у взрослых.


 

Кишечник - относительно длиннее, чем у взрослого; его длина у новорождённого в 6 раз больше длины тела. Слизистая хорошо развита, нежная, много кровеносных и лимфатических сосудов, ворсинок и лимфоузлов, но слабо развиты мышцы и подслизистый слой – легко нарушается перестальтика, что способствует инвагинации, заболеваниям желудочно-кишечного тракта при дефектах ухода и питания. Особенностью является повышенная проницаемость стенки кишечника для токсинов, в результате чего в раннем возрасте при желудочно-кишечных заболеваниях быстро развивается токсикоз.

При рождении кишечник новорожденного стерилен, затем, в ходе кормлений ребенка, начинает заселяться микробами. Микрофлора кишечника зависит от вида вскармливания: при естественном вскармливании в кишечнике преобладают бифидум-бактерии. Они физиологичны для детей первых месяцев жизни,

При искусственном вскармливании преобладает кишечная палочка.

У более старших детей флора кишечника разнообразна, но преобладает кишечная палочка и энтерококки.

Роль кишечной флоры:

1.Бифидум бактерии, кишечные палочки, энтерококки в нормальных условиях подавляют гнилостную флору.

2.Участвуют в синтезе 9 различных витаминов (В-1, В-2, В-6, и др.)

3.Разлагают пищевые вещества как ферменты.

Печень: самый крупный орган ребенка. Она занимает 1/2 объема брюшной полости.

У новорождённых печень богата кровеносными сосудами, мало соединительной ткани, дольки не выражены. К 8 годам развитие печёночных клеток заканчивается.

У детей до 5-7 лет печень выступает из-под края реберной дуги на 1,5—2 см, к 12-14 годам - не более чем на 1 см.

У новорожденных детей печень функционально незрела (этим объясняется её увеличение при многих заболеваниях) резко снижена детоксическая функция печени.

Печень участвует во всех видах обмена веществ, является барьером для экзогенных и эндогенных вредных веществ, токсинов, микробов. В печени откладывается гликоген, жир, белок, затем они поступают в кровь.

Печень вырабатывает желчь, но в первые месяцы её относительно мало.

Стул ребенка зависит от возраста и вида вскармливания:

• в течение первых 2-3 дней после рождения стул имеет вид густой темно-зеленой массы. Это меконий. С 4-5 дня характер и частота стула грудного ребенка зависят от вида вскармливания:

• у ребенка на естественном вскармливании стул 4—5 раз в сутки жидкой кашицей, золотисто-
желтого цвета, с кисловатым запахом;

• при искусственном вскармливании стул 1-2 раза в сутки, более густой кашицеобразный, желтого цвета, с гнилостным запахом;

• стул детей после года оформлен, 1-2 раза в сутки, темно-коричневого цвета.

При заболеваниях желудочно-кишечного тракта изменяется цвет, есть патологические примеси в стуле: зелень, слизь, кровь, гной.

Если у ребёнка запоры нужно давать достаточно воды, при необходимости ставить клизму, делать массаж живота. После назначения соков, овощного фруктового пюре – стул регулярный.

Медсестра обязана уметь оценить характер стула, распознавать начальные признаки заболевания и вовремя изолировать заболевшего ребёнка и оказать ему помощь.

У детей старше 4 мес. необходимо выработать условные рефлексы на мочеиспускание и дефикацию – перед сном и после сна держать ребёнка над горшком, а с 5 – 6 мес. высаживать на горшок.



Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы.

Возрастные физиологические особенности эндокринных желез. Их роль в росте и развитии ребенка.

Эндокринные железы, или железы внутренней секреции обладают характерным свойством вырабатывать и выделять гормоны - это активные вещества, которые участвуют в регуляции обмена веществ путем стимуляции или торможения определенных фермента­тивных реакций и воздействия на проницаемость клеточной оболочки, они имеют значе­ние для роста, развития, дифференцировки многих тканей и поддержания постоянства внутренней среды. Для нормального роста и развития ребенка необходима и нормальная функция желез внутренней секреции. Они расположены в разных частях организма и имеют разнообразное строение, которое изменяется в процессе роста и развития организ­ма.

К железам внутренней секреции относятся гипофиз, щитовидная железа, паращито-видные железы, вилочковая железа, надпочечники, поджелудочная железа, мужские и женские половые железы.

Гипофиз - небольшой овальной формы, расположенная на основании черепа в уг­лублении турецкого седла. Состоит из промежуточной, задней и передней долей, каждая из которых вырабатывает свои гормоны. К рождению гипофиз достаточно развит.

Передняя доля гипофиза выделяет следующие гормоны:

1. гормоны роста или саматотропный гормон (СТГ) действующий непосредственно
на рост и развитие всех органов и тканей;

2. тиреотропный гормон (ТТГ) стимулирующий функцию щитовидной железы.

3. адренокортикотропный (АКТЕ) влияющий на функцию надпочечников.
Средняя доля гипофиза выделяет МФГ, стимулирующий образование пегмента в

коже.

Задняя доля выделяет гормоны вадопрессин и окситацин, влияющие на уровень АД, половое развитие, диурез, белковый и жировой обмен.

Щитовидная железа - состоит из 2-х долей и перешейка, расположена спереди и по обеим сторонам трахеи и гортани. К рождению она еще незаконченного строения (фолликулы меньшего размера). Щитовидная железа под влиянием ТТГ выделяет триоид-тиронин и тороксин, которые содержат 65 % йода. Эти гормоны оказывают действие на обмен веществ, на деятельность ЦНС, на аппарат кровообращения, влияют на процессы роста и развития, на течение инфекционных и аллергических процессов. Щитовидная же­леза вырабатывает так же и гормон, который играет важную роль в поддержании Са в крови на определенном уровне. Нарушение деятельности щитовидной железы может быть врожденным и приобретенным в результате различных заболеваний, что выражается в клинической картине таких заболеваний, как миксидема, кретинизм или гипертиреоз (эндемический зоб) или базедова болезнь.

При нарушениях нормальных функций щитовидной железы задерживается и извра­щается нормальное физическое и психическое развитие, приостанавливается рост костей.

Околощитовидные железы - очень маленькие железы, расположены на задней по­верхности щитовидной железы. У большинства людей 4 околощитовидных железы. Они выделяют парагормон, который оказывает влияние на кальциевый обмен, регулирует про­цессы в костях. Заболевание этих желез может сопровождаться повышением или пониже­нием выделения гормона - гипопаратиреоз или гиперпаратиреоз. Снижение Са в крови -спазмофилия.

Тимус или вилочковая или зобная железа - это парный дольчатый орган, располо­женный в верхнем отделе переднего средостения. После рождения происходит нарастание массы и дифферецирование вилочковой железы и к восьмилетнему возрасту она достигает предела своего развития. К 9 - 15 годам она постепенно заменяется жировой тканью и ат­рофируется.

Роль ее организме ребенка: она участвует в выработке антител, поэтому при ее пато­логическом состоянии антител становится недостаточно, т. е. иммунитет нарушается и ре­бенок начинает чаще болеть, т. к. сопротивляемость его снижается.

Патологическое состояние вилочковой железы известно под названием тимомегалии (увеличение вилочковой железы). Определить увеличенную вилочковую железу можно с помощью рентгенографии органов грудной клетки, где увеличенный тимус выступает из-за тени сердца. В норме же вилочковая железа не пальпируется.


Проявляется частыми заболеваниями ребенка из-за низкой его сопротивляемости и часто может наблюдаться субфебриальная температура неясной этиологии, связанная с наруше­нием иммунной системы ребенка. Такие дети должны стоять на диспансерном учете у пе­диатра и эндокринолога и раз в год подвергаться рентгеновской диагностике. Им запре­щается делать на данном этапе профилактические прививки. Рекомендуется вести здоро­вый образ жизни, повышать иммунитет путем закаливания, гимнастики, полноценного питания, прогулок, избегать контакта с больными. Они заслуживают щадящего режима, потому что могут давать на различные вмешательства неадекватные реакции, вплоть до синдрома «внезапной смерти».

Надпочечники - парные железы, расположены в брюшной полости, прилегают к верхним концам почек. При рождении надпочечники по массе такие же как у взрослых, но развитие их еще не закончено. Постепенно структура и функции их уменьшаются. В пер­вые годы жизни масса их уменьшается, а затем достигает массы надпочечников взрослого (13 - 14 гр). Надпочечник состоит из коркового вещества (наружный слой) и мозгового вещества (внутренний слой), которые выделяют необходимые для организма гормоны. Кора надпочечников вырабатывает большое количество стероидных гормонов и только некоторые из них являются физиологически активными, к ним относятся: кортикостерои-ды, глюкокортикоиды.

Мозговой слой надпочечников продуцирует адреналин и норадреналин. Они оба об­ладают свойством повышать АД, суживать кровеносные сосуды (за исключением коро­нарных и легочных сосудов которые они расширяют), расслаблять гладкую мускулатуру кишечника и бронхов.

__ Поджелудочная железа - расположена позади желудка на задней брюшной стенке, примерно на уровне II - III поясничных позвонков. Это относительно большая железа, масса ее у новорожденного составляет 4 - 5 гр, к периоду полового созревания она увели­чивается в 15 - 20 раз. Она обладает внешнесекреторной и внутрисекреторной функциями. Гормоны вырабатываются панкреатическими островками, которые рассеяны по всей па­ренхиме поджелудочной железы. Каждый из гормонов вырабатывается особыми клетками и поступает в кровь. Поэтому при первичном поражении панкреатических островков или понижении их функции в результате воздействия ЦНС, а также гуморальных факторов, развивается сахарный диабет, при котором инсулиновая недостаточность является основ­ным ведущим фактором.

Половые железы яички и яичники являются парными органами. У новорожденных мальчиков одно яичко находится не в мошонке, а в паховом канале или брюшной полос­ти. Обычно они спускаются в мошонку после рождения.

Функция половых желез полностью находится в прямой зависимости от секреторной деятельности передней доли гипофиза. Усиленно эти железы начинают функционировать к периоду полового созревания.

Яичники кроме яйцеклеток вырабатывают половые гормоны - эстрогены, обеспечи­вающие развитие женского организма, его полового аппарата и вторичных половых при­знаков.

В яичках - тестостерон и андростерон. Эти гормоны оказывают на растущий орга­низм многостороннее действие. Половые гормоны участвуют в формировании вторичных половых признаков (у девочек - молочные железы, оволосенение лобка, подмышечных впадин, изменение формы таза) (у юношей - рост усов, бороды, изменение голоса). Одним из признаков наступления полового созревания у девочек является менструация, у юно­шей - выбрасывание во сне из мочеиспускательного канала жидкости. Содержащей спер­матозоиды.

Процесс полового созревания сопровождается повышением возбудимости нервной системы, раздражительностью, изменением психики, характера, поведения, вызывает но­вые интересы.

Все железы внутренней секреции находятся между собой в сложной связи и в функ­циональном взаимодействии с ЦНС. Механизмы этих связей очень сложны.
Лекция № 10

 

 

План лекции


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.