Понятие о норме и патологии. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Понятие о норме и патологии.

2017-06-09 463
Понятие о норме и патологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма – патология».

Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми пограничными явлениями, такими как психопатии.

В 1908 году вышла статья Ганнушкина «Постановка вопроса о границах душевного здоровья», в которой он указал, что установить пограничную линию между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и болезнью существует множественные многообразные ступени.

ВОЗ предлагает следующее определение «нормы»: норма – этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.

В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».

Статистический подход. Понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека.

Адаптационный подход. Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития.

Культурно-релятивистский подход. О норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Нормальное то, что соответствует представлениям данной культуры о норме.

Психопатологический подход. Норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию.

Гуманистический подход. Норма – это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся.

Фромм выделяет следующие характерные черты нормы:

- продуктивная деятельность, т.е. созидание;

- связь человека с внешним миром через эмоции и переживания;

- постижение объективной реальности своим интеллектом;

- осознание собственной неповторимости при наличии связи с другими людьми;

- постоянное возрождение нормального человека;

- нормальный человек смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ.

7. Критерии психологической нормы .

Первым из этих критериев - неадекватность поступков, поведения в целом, речевых высказываний, мимики и жестов человека той ситуации, в которой он находится.

Пример. Чтобы прослыть героем, подросток устраивает пожар в собственной квартире, из которой он "успевает" вывести маленького брата.

Второй критерий - это критичность, которая может быть снижена или вовсе отсутствовать у человека по отношению к своим поступкам, к своему физическому и психическому состоянию, своему поведению, высказываниям, результатам своей деятельности и т.д. Критичность может выражаться и в раскаянии в том, что сделано, и в понимании, что действие или реакция были неправильными, неадекватными, и в способности слушать и воспринимать мнение других людей, говорящих, например, о возможном наличии болезни или о необходимости измениться или показаться врачу.

Третий критерий - непродуктивность деятельности. В этом случае человек не нацелен на конечный результат своей деятельности. Ему интересен только сам процесс. Сама деятельность не имеет смысла, и результат, продукт никому, иногда даже самому больному, не интересен и не нужен. Возможен и такой вариант непродуктивности, когда конкретная деятельность подменяется разговорами, планированием, обещаниями, но далее слов дело не идет.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:

1.У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

2.Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

3.Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.

4.Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.

5.Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.

6.Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.

7.Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Уровни здоровья.

ВОЗ описывает уровни психического здоровья:

Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.

Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).

Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.

Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.

Предболезнь – наличие отдельных симптомов психического расстройства.

Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:

– высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;

– личностно-смысловой;

– психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).

Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

Уровни здоровья:

- соматический, в том числе генетический, биохимический, метаболический, морфологический, функциональный; "соматическое здоровье отражает текущее состояние органов и систем человеческого организма; уровень их развития и функциональных возможностей;

- психический, в том числе эмоциональный, интеллектуальный, личностный; "психическое здоровье есть выражение психической сферы человека;

- социально-духовный, или нравственный. "нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.