Руководство по оставлению судна. -спб. : ЗАО цниимф, 1998. - 52 С. , 60 ил — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Руководство по оставлению судна. -спб. : ЗАО цниимф, 1998. - 52 С. , 60 ил

2017-06-09 354
Руководство по оставлению судна. -спб. : ЗАО цниимф, 1998. - 52 С. , 60 ил 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РУКОВОДСТВО ПО ОСТАВЛЕНИЮ СУДНА. -СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 1998. - 52 с., 60 ил

Ответственный за выпуск зав. отд.ЗО ЗАО ЦНИИМФ Г.М.Овчинников

Подготовка изменений к РД 31.60.25-85 гл.специалист отд.ЗО, к.д.п. В.В.Бронштейн

Подготовка оригинал-макета — Е.В.Зубарева

15ВМ 5-8060-0009-5 © ЗАО ЦНИИМФ, 1998

РУКОВОДСТВО ПО ОСТАВЛЕНИЮ СУДНА РД 311о.25-97


РАЗРАБОТАНО

ВНЕСЕНО УТВЕРЖДЕНО

ЗАО '«Центральный научно-исследова­тельский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЦНЦИМФ)» Зам генерального директора по научной работе - канд. техн. наук, ст научн. сотр. Р.Н.Черняев Зав отделом безопасности мореплава­ния, руководитель и ответственный исполнитель разработки - канд. техн. наук Г.М Овчинников Зав. отделом стандартизации - ' А.П.Вольваченко Государственной морской академией имени адмирала С О.Макарова,(ГМА) Зам. начальника по научной работе — доктор техн. наук^ проф. А.Е.Сазонов ] Ответственный исполнитель — канд.техн. наук, ст. преподаватель М.И.Данидюк Департаментом Мореплавания Службы морского флота Министерства 'транс­порта Российской Федерации Извещением № 1 Департамента морепла­вания МТ РФ от 26 11.97 об изменении РД 31.6025-85 'на соответствие новым правилам конвенции СОЛАС-74

 


ВВЕДЕНО

Взамен РД 31.60^25-85 «Руководство по оставлению судна» с (Ц января 1998 года.


Настоящий руководящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен без разрешения ЗАО ЦНИИМФ и деапртамента мореплавания МТ РФ.


 


ПРЕДИСЛОВИЕ

«Руководство по оставлению судна», как национальный норматвный документ РД 31.60.25-85, было разработано по заданию в/о «Мореплавание» и впервые введено в действие с 01 июля 1986 года письмом Минморфлота за № МП-01-15/831 от 01.07.85.

Настоящее второе издание Руководства соответст­вует требованиям, в том числе в отношении иллюстра­ционного материала, действующих национальных докуменюв (Устава службы на судах и руководств по борьбе за живучесть) и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74), консолидированный текст с поправками Международной морской организации (ИМО), и Международной конвен­ции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДМНВ-78) с поправками ИМО 1995 и последующих годов.

Согласно правилу 111/18 СОЛАС-74 «Руководство по оставлению судна» должно быть в каждой столовой, кают-компании и комнат отдыха экипажа, либо во всех, каютах экипажа на грузовых и пассажирских судах.

 


РД 31.160.25-97

НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ

РУКОВОДСТВО ПО ОСТАВЛЕНИЮ СУДНА

Дата введения 01 января 1998 г.

1.1 Руководство предназначено для экипажей и1 пасса­жиров судов морского плавания Российской Федерации.

1.2 Руководство определяет основные правила поведе­ния людей при оставлении судна в авариях на мрре, во время спасательных операций, с использованием суровых и иных спасательных средств и для целей выживания на море в экстремальных ситуациях.

1.3 Положения Руководства касаются, в частности, случаев использования традиционных судовых коллектив­ных спасательных средств (шлюпок спускаемого типа и надувных плотов) и никоим образом не ограничивают как распоряжений капитана судна, диктуемых личным опытом или хорошей морской практикой, так и положений «Наставления для торговых судов по поиску и спасанию (МЕРСАР)» (например в случаях' оказания помощи вертолетами), либо специальных инструкций по исполь­зованию спасательных шлюпок, спускаемых методом свободного всплытия или свободного падения, или предписаниями в составе судовой документации по МКУБ («Международный кодекс по управлению безопасностью»).

1.4 Руководство должно использоваться в качестве пособия при отработке действий на судовых учениях и быть доступным для ознакомления с его содержанием всех лиц на борту каждого судна.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Сведения, приведенные в настоящем Руководстве, необходимо знать каждому человеку, отправляющемуся в плавание.

При оставлении судна от каждого человека на борту' требуются участие в совместных действиях,' определяемых судовым Расписанием, и в оказании помощи другим. В чрезвычайных обстоятельствах он может также оказаться предоставленным самому себе. В любом из этих случаев человек должен знать, как действовать.

Моряк всегда должен помнить три основные заповеди, на случай вынужденного оставления судна.

1. НАДЕТЬ ТЕПЛУЮ ОДЕЖДУ, ОБУВЬ И ИНДИВИ­ДУАЛЬНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО.

2. СТРЕМИТЬСЯ ПОКИНУТЬ СУДНО УСТАНОВЛЕН­НЫМ ПОРЯДКОМ ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ В ШЛЮПКЕ, НА ПЛОТУ.

3. ОКАЗАВШИСЬ В ВОДЕ, СТАРАТЬСЯ СОХРАНЯТЬ.. НЕПОДВИЖНОСТЬ.

При угрозе гибели судна по указанию капитана объявляется ШЛЮПОЧНАЯ ТРЕВОГА.

 

Сигнал шлюпочной тревоги

продолжительный звук звонком громкого боя



Сигнал повторяется 3—4 раза'. При выходе из строя звонка' громкого боя глодается сигнал судовым свистком '


Подача сигнала тревоги не означает, что наступила необходимость для экипажа оставить борт судна. Это крайне ответственное решение принимает капитан как лицо, ответственное за жизнь всех людей на судне


По этому сигналу осуществляется окончательная подго­товка судовых коллективных спасательных средств к спуску

Момент и порядок оставления судна определяет капитан!

При объявлении шлюпочной тревоги каждый человек должен прибыть к месту сбора тепло одетым (предпоч--тительно шерстяное белье и малопромокаемая одежда), с гидрокостюмом и спасательным жилетом

Спасательный жилет надевается и надежно крепится лямками. Спасательный жилет обеспечивает телу достаточную плавучесть и правильное положение в воде, даже если человек лишится сознания, также позволяет в ожидании помощи сохранять неподвижность с целью снижения теплоотдачи организмом.

Гидрокостюм надевается в положении «наготове», Чтобы грудную и лицевую часть можно было застегнуть в последний момент, после выполнения необходимых подготовительных работ в соответствии с Расписанием по тревоге. Поверх не- которых типов гидрокостюмов необходимо надевать спасательный жилет (знать об этом необходимо заранее)

Следует заблаговременно ознакомиться с расположением всех спасательных средств на судне, чтобы в любых условиях и из любого места можно было достичь одного из них. Оно может быть предписано Расписанием по шлюпочной тревоге, определено командой капитана или в критический момент — обстоятельствами случая и доступностью


3.

ПОДГОТОВКА, СПУСК И ОТХОД ОТ СУДНА СПАСАТЕЛЬНЫХ ШЛЮПОК И ПЛОТОВ т


Ситуация можетет быть такова: борьба за живучесть судна еще продолжается, а какие-то шлюпки уже начали спускать. Это вовсе не значит, что капитан забыл объявить шлюпочную тревогу или кто-то самовольно спускает спасательные средства. Такие заблаговременные действия могут быть вызваны угрозой пожара местам установки шлюпок или плотов, увеличением крена до 15—20°, когда спуск шлюпок оказывается невозможным, либо другими обстоятельствами. Для подготовки шлюпки к спуску необходимо:

ввинтить пробку 1 в сливное отверстие 2


 


разнести и закрепить носовой и кормовой фалини (на некоторых судах они находятся в таком состоянии постоянно);

погрузить в шлюпку дополнительные запасы (прес­ная вода, пиротехника, продукты питания и т. д.)

отдать найтовы 3. Они могут крепиться каждый к своей шлюпбалке или единым стопором 4, для отдачи которого следует отдать глаголь гак 5 (вместо глаголь-гака может быть какое-либо другое устройство);

отдать стопоры шлюпбалок поворотом маховиков 6 (существуют шлюпочные устройства, в которых отдача найтовов и освобождение шлюпбалок от стопоров сблокированы; в таких случаях при отдаче стопоров шлюпбалок происходит отдача найтовов);

отдать леерное ограждение.

Возможно, что оставлять судно придется в условиях сильного волнения. Для сглаживания гребней волн применяется растительное масло или жидкий животный жир. Для этого нужно, чтобы масло выливалось небольшой струёй и поступало за борт через палубный шпигат в наиболее удобном месте с учетом крена и направления дрейфа судна и волн (предпочтительно с наветренного борта судна). ^

Для спуска шлюпки необходимо, приподнимая рукоятку центробежного тормоза, привести в движение и вывалить за борт' гравитационные шлюпбалки (если рукоятку отпустить, движение прекратится).

Если продолжать приподнимать рукоятку тормоза, начи­нают тратиться лопари шлюп-талей и шлюпка пойдет вниз.

После того как шлюпка окажется на плаву, рукоятку следует продолжать держать на «спуск», чтобы дать возмож­ность наводящимся в шлюпке выложить шлюп-тали.

При спуске шлюпки на волнении, следует, постоянно выбирая на палубе судна слабину носового и кормового фалиней, удерживать шлюпку от раскачиваний. Если на судне имеются надувные резиновые мешки для крепления груза, то их следует использовать в качестве кранцев.

Если посадка людей осуществляется не со штатного места установки шлюпки по-походному, а со шлюпочной палубы

 

то перед травлением шлюп-талей необходимо плавно, без рывков и одновременно стравить оттяжки прижимного устройства, чтобы шлюпка вышла на шлюп-тали. После этого отдать глаголь-гаки прижимного устройства

 

и выкладывать шлюп-тали в момент подъема шлюпки на волне

Некоторые типы закрытых шлюпок и их спусковое устройство оборудованы механизмом для управления спуском из шлюпки.

Для спуска нужно потянуть за рукоятку вниз. Если отпустить рукоятку, происходит затормаживание


Существуют шлюпки, оборудованные разобщающим механизмом, позволяющим выкладывать одновременно носо­вые и кормовые тали под нагрузкой, т.е. когда шлюпка находится на незначительной высоте от воды и еще не коснулась ее поверхности Рукоятка управления механизмом находится возле места рулевого. В этом случае люди в шлюп­ке должны предупреждаться голосом, световым и звуковым сигналом '

Посадка людей в шлюпку производится:

- со шлюпочной палубы;

— по штормтрапу и спасательным шкентелям.

Там, где это предусмотрено, посадка производится на штатном месте установки шлюпки.

В первую очередь необходимо посадить детей, женщин, престарелых и больных, затем остальных пассажиров и

членов экипажа в соответствии с Расписанием по шлюпоч­ной тревоге.

Для отхода шлюпки от борта необходимо:

- запустить двигатель,

- отдать фалини В экстренных случаях можно воспользоваться топорами, которые находятся в носовой и кормовой частях шлюпки;

— переложить руль в сторону от борта судна;

если позволяют обстоятельства, оттолкнуть шлюпку отпорными крюками;

— дать ход и отойти от борта.

Двигатели современных, спасательных шлюпок позволяют производить их запуск до спуска шлюпки на воду. Запуск двигателя следует производить согласно инструкции, помещенной вблизи пульта управления двигателем

Шлюпочный двигатель следует использовать как можно меньше, а именно в случаях отхода от борта судна, сбора находящихся в воде людей, сбора в одно место всех плавсредств. Главная задача при спасании в открытом море - это удерживаться как можно ближе к месту гибели судна. Решение достичь берега и высадиться на него принимается в случае большой вероятности успеха операции

На некоторых судах используются типы спасательных плотов, спускаемых с людьми

Для спуска такой плот подносят под кран-балку, надувают и закладывают гак шкентеля за рым на вершине •палатки плота.

Отдав леерные ограждения, плот выводят за борт и 'Подтягивают для посадки людей. Одновременно на палубе готовится к спуску следующий плот.


Плот спускается на воду за счет собственного веса при растормаживании барабана лебедки. Управление лебедкой осуществляется с пульта на палубе или из плота при помощи управляющего линя Когда плот окажется на воде и с гака шкентеля снимется нагрузка, гак автоматически выложится и освобожденный шкентель возвращается за следующим плотом Разворот и раскрепление кран-балки в заданном положении осуществляются при помощи механизма. На устаревших системах это производится оттяжками

Сбрасываемый надувной спасательный плот в контейнере 1 устанавливается на подставки 2 и крепится к судну найтовом 3 через разобщающее устройство — гидростат 4, имеющее педаль принудительной отдачи. Контейнер стяги­вается бандажами с разрывными болтами 5. Из контейнера выходит пусковой линь плота 6, прикрепленный к подставке или к палубе через слабое звено 7.


Перед сбрасыванием такого плота необходимо

— проверить крепление пускового линя,

— нажатием педали освободить найтов и откинуть его;

сбросить контейнер за борт.

При крене судна более 15° плоты следует сбрасывать с одного борта в сторону крена, так как противоположный борт, обросший в подводной части ракушками, опасен для спуска людей.

Чтобы привести в действие пусковое устройство плота, необходимо выбрать слабину пускового линя и резкоегодернуть. Плот начнет наполнятся газом, разрывные болты бандажей разомкнутся, контейнер раскроется и отпадет. Через 25-30 секунд плот наполнится газом и будет готов к приему людей.


 

 

 

Плот подтягивают за линь и удерживают у борта во время посадки людей. При этом линь следует закрепить на судне выше его слабого звена.

Прыгая в плот, следует стараться попасть на вход или на надувные арки, чтобы не травмировать людей, находящихся под тентом плота. Необходимо остерегаться повредить плот тяжелой или подбитой гвоздями обувью.

Места посадки людей в спасательные средства и районы для спуска на воду должны иметь освещение от аварийного источника на случай оставления судна в темное время

Для отхода плота от судна на безопасное расстояние необходимо перерезать пусковой линь. Специальной нож хранится в кармане у входа вблизи места крепления линя

Если судно начнет погружаться до того, как пусковой линь окажется перерезанным, он разорвется сам в слабом звене прежде чем тонущее судно увлечет за собой плот.

Перевернутый палаткой вниз надувной спасательный плот восстанавливается в нормальное положение одним человеком, которому необходимо:

— ухватившись за чехол газового баллона, развернуть плот на ветер;

— держась за днищевые ручки, взобраться на баллон и рывком опрокинуть плот на себя.

Опрокидывающийся плот не нанесет травмы,но присильном ветре он быстро дрейфует. Поэтому в таких условиях рекомендуется во избежание потери плота предварительно обвязать себя за пояс пусковым линем, конец которого закреплен со стороны баллона. При необходимости можно воспользоваться гребками-веслами и плавучим якорем, забрасывая его, а затем выбирая.

В любом случае рекомендуется спустить на воду все садовые шлюпки и плоты, если даже нет необходимости в их вместимости. Ими могут воспользоваться оказавшиеся в воде люди, а в дальнейшем находящееся в них снабжение значительно повысит шанс на выживание терпящих

едствие.

 

Моторные шлюпки при необходимости должны помочь остальным спасательным средствам отойти от борта аварийного судна. Экипажи всех шлюпок и плотов должны без промедления начать подъем из воды людей и по возможности предметов, пополняющих запасы


 


 

 

Следует учитывать, что при нервном потрясении даже не раненные и практически здоровые люди часто не могут выполнить в строгой логической последовательности самые простые команды, могут мешать и даже препятствовать своему спасению.

Спасательные средства на воде должны держаться вместе, связанные друг с другом. Так их легче обнаружить спаса­телям, а в случае необходимости люди в одном спасательном средстве могут оказать помощь спасающимся в другом.

Следует иметь в виду, что в случаях необходимости подъема шлюпок и плотов на судно, нужно это выполнять с подветренного борта. В первую очередь необходимо принять носовой и кормовой фалини. Затем, контролируя положение шлюпки фалинями, следует подойти под шлюп-тали и зало­жить их, заранее проверив, если нужно, состояние разобщаю­щихся устройств в шлюпке, чтобы исключить их самопроиз­вольную отдачу после закладки шлюп-талей. По команде командира шлюпки начинается подъём, во время которого следует стремиться предотвратить раскачивания шлюпки с помощью носового и кормового фалиней, которые следует постоянно держать втугую. Если на судне имеются надувные мешки для крепления груза, то их следует использовать в качестве кранцев. |

ПРЫЖКИ С СУДНА

В море при спасании с судна рекомендуется попадать в спасательное средство сухим. Однако обстоятельства могут сложиться так, что человек вынужден будет прыгать с борта в воду.

 

При прыжке необходимо-

- осмотреть место приводнения;

- прижать к груди спасательный жилет, чтобы исключить травмы при рывке от удара о воду;

- глубоко вдохнуть и прыгать ногами вперед, соединив их и слегка согнув;

- голову держать прямо, чтобы не удариться лицом о воду

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЕДЕНИЮ В ВОДЕ И НА СПАСАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ

Оказавшись в воде, прежде всего, необходимо сориен­тироваться относительно непосредственной опасности, чтобы избежать ее

Пока послушны руки, следует оправить на себе одежду и жилет, а ночью задействовать сигнальную лампочку, дернув за шнур водоналивной батарейки.

Для привлечения внимания нужно воспользоваться! свистком, звук которого слышен над водой лучше крика.

В воде рекомендуется подтянуть скрещенные ноги к животу, руки прижать к бокам и груди. При такой позе вода в меньшей степени омывает самые чувствительные к

охлаждению части тела.

Если в воде рядом находятся несколько человек, необходимо как можно теснее прижаться друг к другу, сохраняя вертикальное положение, и ожидать помощи.

При случайном падении за борт не отчаивайтесь после первых безрезультатных попыток подать сигнал к обнаружению криками, свистком, всплесками. Постарайтесь сохранить самообладание и держитесь на плаву. Попытки достичь вплавь уходящее судно всегда безуспешны и только ускоряют утомление и охлаждение организма. Будьте уверены, что ваше отсутствие на судне сразу обнаружат и примут немедленные, меры к спасению.

Экипаж в спасательном средстве должен беспрекословно выполнять требования своего командира и следовать инструкциям по сохранению жизни, которые хранятся в обозначенных местах на каждой спасательной шлюпке и плоту. Инструкции содержат исчерпывающие сведенияпооказанию помощи пострадавшим, организации жизни на спасательном средстве, его ремонту, использованию запасов и иных источников пищи и пресной воды, средствам и способам связи с внешним миром и т. д.

Командир спасательной шлюпки сразу же после отхода судна должен обеспечить:

- поиск и подъем на борт плавающих в воде людей, в темное время использовать имеющийся в снабжении прожектор,

- сбор спасательных шлюпок и плотов и скрепление их между собой;

— постановку плавучего якоря;

— в зависимости от обстановки, установку защитного тента или складного закрытия (на открытой шлюпке);

— раздачу имеющихся в шлюпочном снабжении средств от морской болезни и гигиенических пакетов,

— подготовку к использованию средства обнаружения и сигнализации (пиротехника, гелиограф, сигнальный фонарь) и радиосредств (провести инструктаж и установить порядок их использования, в особен­ности пиротехники);

— установку радиолокационного отражателя;

— сбор любых плавающих в воде предметов, могущих оказаться полезными;

— подготовку на случай ухудшения погоды, прибытия спасательных единиц, буксировки, спасания верто­летом, высадки на берег

Дополнительно для спасательных плотов:

— отдать фалинь и отойти от судна, используя весла;

— поставить плавучий якорь, закрыть входы (по обста­новке), прочитать имеющуюся на плоту инструкцию по сохранению жизни, установить командира плота;

- в случае необходимости насухо протереть днище внутри плота;

— маневрировать для соединения с другими плотами и шлюпками, скрепить плоты и шлюпки между собой, распределить людей и снабжение между спасатель­ными шлюпками и плотами;

—- в случае повреждения плота — выполнить ремонт и провентилировать его, т.к. под тент может попасть углекислый газ;

— проверить работу сигнального огня на тенте, по возможности не расходовать батареи при дневном освещении;

— поддерживать плот в надлежащем состоянии,

включая подкачку.

Командир каждого коллективного спасательного средства, в числе первичных мероприятий должен обеспечить

— внимательный осмотр средства (нет ли повреждений);

— размещение людей с выделением лучшего места для раненых;

— оказание первой помощи пострадавшим;

— изъятие у всех без исключения колющих и режущих

предметов (особенно на надувных плотах и шлюпках), — организацию постоянного наружного наблюдения и дежурства внутри спасательного средства,

— осушение спасательного средства и одежды. В холодную погоду рекомендуется отжать мокрую одежду, проветрить спасательное средство и удалить из него воду после того, как люди согреются, а температура повысится.

В жаркую погоду следует проветривать закрытые шлюпки и плоты.

 

 

При открытых шторах обоих входов плот продувается (так же, как и лежащая в дрейфе с поднятыми с обоих, бортов закрытьями).

 

При отданном плавучем якоре плот держатся входом на ветер даже при легком ветре.

У спасающихся на плоту есть возможность охладить днище, временно выпустив из него воздух.

Зной лучше переносится, если 1тент плота смачивать забортной водой и днем находиться во влажной одежде (не забывая ее просушивать к ночи). При этом воротник одежды должен быть застегнут, а голова покрыта. Это притупляет неприятные ощущения от зноя и значительно понижает потерю воды организмом. Его обезвоживание — большая опасность для жизни человека в тропиках.

В открытых шлюпках для защиты от брызг, холода и зноя используются специальные закрытия, а также шлюпочные чехлы и одеяла.

Для уменьшения дрейфа шлюпки и расположения ее поперек гребней волн (для уменьшения заливания и борто­вой качки) используется плавучий якорь. Плавучий якорь спускается на дректове с носа шлюпки. Для сглаживания гребней волн к дректову у борта шлюпки крепиться мешок с растительным маслом, входящим в шлюпочное снабжение. Аналогичным образом рекомендуется использовать плавучий' якорь при подходе к берегу в условиях волнения. Уборка плавучего якоря производится с помощью имеющегося нирала.

Во время борьбы за живучесть судна при необходимости в эфир посылают призыв о помощи. Радиосигналы с указа­нием места бедствия продолжают подаваться автоматически даже после оставления экипажем судна. Современная техни­ка позволяет рассчитывать на то, что эти сигналы приняты, и специальная система спасения на море будет приведена в действие.

Для указания местоположения терпящих бедствие и облегчения поисковых и спасательных операций задействуется аварийный радиобуй, рассчитанный, по крайней мере, на 48 часов непрерывной работы.

Кроме того, в распоряжении терпящих бедствие есть шлюпочная стационарная или переносная радиостанция, снабженная подробной инструкцией по использованию, а также комплект портативных УКВ-станций и радиолокаци­онный буй или радиолокационный маяк-ответчик (транспондер).

Установив антенну (это может быть антенна с воздушным змеем) и заземление, даже неквалифицированный человек, следуя инструкции, может привести радиостанцию в действие.



 

 

Для визуального используются-

обнаружения

- парашютные ракеты и фальшфейеры,

- плавучие дымовые шашки,

- сигнальное зеркало для подачи сигнала судам и самолетам (гелиограф)

На всех перечисленных средствах имеются инструкции по их использованию. Для сигнализации по азбуке Морзе имеется специальный электрический фонарь, а для подачи звуковых сигналов — свисток.

Первыми вестниками помощи, могут быть самолеты. Они не только уточнят местоположение терпящих бедствие, но и сбросят контейнеры, в которых содержатся: медикаменты, теплая одежда, вода и продукты и другое снабжение.

Красный – медикаменты Синий – вода и продукты Зеленый – теплая одежда Черный – остальное снабж.

 

 

 

 

Спасательные вертолеты оборудованы подъемными устройствами для подбора людей из воды, снятия с аварийного судна или спасательного средства.

Необходимо помнить, что во избежание опасного для жизни разряда статического электричества нельзя прикасаться к опускаемому с вертолета средству, пока оно не имело контакта с судовыми конструкциями или водой.

 

В тех случаях, когда судно окажется на мели (на расстоя­нии до 200 м от берега) и достижение его с помощью плаву­чих средств небезопасно, необходимо соорудить леерное сообщение.

 


 

Необходимо помнить, что во избежание опасного для жизни разряда статического электричества нельзя прикасаться к опускаемому с вертолета средству, пока оно не имело контакта с судовыми конструкциями или водой.

 

В тех случаях, когда судно окажется на мели (на расстоя­нии до 200 м от берега) и достижение его с помощью плаву­чих средств небезопасно, необходимо соорудить леерное сообщение.

Такое же сообщение можно соорудить между двумя судами Проводник можно подать линеметом, имеющимся на судне и снабженным инструкцией по использованию

КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ, ЧТО БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА, ОСТАВЛЕНИЕ СУДНА И ВЫЖИВА­НИЕ В СПАСАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ НА МОРЕ ПОТРЕБУ­ЮТ ОТ НЕГО НЕ ТОЛЬКО УМЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ, НО И СОХРАНЕНИЯ ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(рекомендуемое)!

Основные факторы.

1. Температура воды Особенно опасной считается вода с температурой ниже 10°С так как время выживания в ней человека — в пределах получаса. Это требует высокой оперативности в спасании пострадавшего.

2. Время пребывания в воде При поиске пострадавшего в море следует учитывать, что только отдельные лица значительное время способны сохранить жизнь в холодной воде.

3 Нарушение или недостаточность механизма терморегуляции. Эти явления могут быть вызваны истощением энергетических ресурсов организма (возраст, неполноценное питание, голодание), перенесенными или имеющимися заболеваниями, слабо развитым подковным жировым слоем пострадавшего.

4. Отсутствие или, неэффективная защита от холода. При прочих равных условиях, быстрее погибают лица, которые обнажены, легко одеты или их коллективное спасательное средство не обеспечивает эффективной] защиты от холода.

2.2. Способствующие факторы.

1. Гидрометеорологические причины ( ветер,волнение, температура воздуха).

2. Активность (подвижность) в воде пострадавшего.

3. Недостаточное общее физическое развитие и слабая закаленность организма человека.

4. Психические реакции в результате аварийной ситуации (страх, угнетенное состояние, истерия).

5. Травматические повреждения.

6. Физическое переутомление, недосыпание, охлаждение, предшествующие погружению в воду.

7. Незнание приемов само- и взаимной помощи в борьбе за выживаемость в холодной воде.

Предотвращение гипотермии.

Тело человека в воде отдает тепло во много раз быстрее, чем на воздухе. Не утопление, а общее охлаждение является основной причиной гибели людей в морских катастрофах. Поэтому так важна для мореплавателей теплоизолирующая одежда.

Одежда сама по себе не создает тепло, но она позволяет сохранить его в организме. Роль термоизолятора выполняет воздух между телом человека, одеждой, ее складками и внутри фактуры материала. Многослойная одежда? лучше сохраняет тепло даже при намокании, так как способствует сохранению нагретых слоев воды.

Критические места теплопотерь телом человека находятся на груди ниже подмышечных впадин, в области паха, шеи и головы. Защите этих мест от холода уделяйте особое внимание Рекомендуется надеть нательное шерстяное белье в дополнение к обычному, шарф или полотенце — на шею, шерстяную шапочку или зимнюю шапку — на голову, теплые перчатки — на руки. Обувь должна иметь войлочные или шерстяные стельки и быть достаточно свободной, надетая на шерстяной носок, чтобы можно было двигать стопой и пальцами ног.

На суше естественным является поведение продрогшего от холода человека, который выполняет разогревающие тело движения. Следовать этому в воде нельзя: активные движения пловца способствуют вытеснению нагретых слоев воздуха и воды между телом и одеждой и усиливают приток теплой крови к работающим мышцам и коже, что приводит к интенсивной потере тепла организмом. Человеку кажется, что именно неподвижность в холодной воде вызывает сильный озноб, ощущение боли в конечностях и их онемение. Необходимо знать, что эти, неприятные болевые ощущения не являются пагубными. Для человека опасно общее переохлаждение организма. Энергичные движения в воде и плавание оправданы только тогда, когда имеется возможность достичь близко находящееся спасательное средство или необходимо помочь другому человеку.

Опыты подтвердили, что неподвижность пловца со спаса­тельным жилетом и сохранение им в воде рекомендованной позы уменьшают расход энергии организмом и увеличивают срок выживаемости по крайней мере в 2 раза. Следует помнить также, что если не погружаться в воду с головой, то сокращаются потери тепла организмом.

Во избежание опасного для жизни переохлаждения даже в коллективных спасательных средствах используйте все свои возможности, опыт и находчивость для предотвращения намокания одежды, а при необходимости — для ее просушки. Согревайте друг друга теплом своего тела. Сохраняйте дисциплинированность, оптимизм, надежду на скорое спасение.,

От переохлаждения

Независимо от кажущейся безнадежности необходимо прилагать все усилия для устранения последствий пере­охлаждения, даже если пострадавший кажется мертвым, нет дыхания, и не прощупывается пульс. Практически основная помощь заключается в незамедлительном отогревании больного. Известны случаи, когда спасенные из холодной воды все же таки умирали из-за отсутствия, недостаточности или неправильных приемов отогревания. Общий порядок оказания помощи пострадавшему следующий.

1. Доставьте его в теплое помещение.

2. Разденьте быстро, но осторожно (могут быть травмы)

3. Согрейте одним из указанных ниже приемов, а если необходимо, примите меры по оживлению (очищение рта, искусственное дыхание, наружный массаж сердца)

 

4. Обеспечьте постельный режим продолжительностью не менее 24 часов и давайте ему успокаивающие и общеукрепляющие средства, горячее питье и высококалорийное питание (в малых дозах).

 

Техника отогревания.

Практика рекомендует следующие приемы отогревания людей, пострадавших от переохлаждения.

1. Поместите больного в ванну с горячей (40-44'С) водой (вода должна быть терпима для вашей руки). Руки и ноги пострадавшего в воду не погружайте, их согревание должно происходить за счет усиления кровообращения. Постоянно наблюдайте за больным. У него могут возникнуть сильные боли в обмороженных конечностях, прерваться дыхание, возможна потеря сознания. При повышении температуры тела до 35°С согревание прекратите. Термометр вставляйте в рот под язык, предварительно обернув его бинтом, концы бинта выведите наружу. Согретого больного заверните в теплые простыни и одеяло, положите в постель. Напоите его горячим сладким чаем и, если нет рвоты, накормите. Обеспечьте ему покой и наблюдайте за ним.

2. Обложите смоченными в горячей (около 46 С)

воде полотенцами, простынями или тряпками голову, шею, подмышки, пах и живот больного. Руки и ноги не обогревайте. Остывшие простыни меняйте на горячие.

3. Лиц, легко пострадавших и находящихся в сознании, можно отогревать под горячим душем.

4. При отсутствии условий сами тесно прижмитесь всем телом к спасенному и вместе с ним чем-нибудь укройтесь Таким простым способом удавалось возвратить к жизни многих пострадавших от холодной воды даже в суровых условиях.

 

Импровизируя в выборе и сочетании приемов согревания пострадавших, примитево внимание следующие рекомендации.

СОВЕРШЕННО ПРОТИВОПОКАЗАНО ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СОГРЕВАНИЯ ПРИНИМАТЬ АЛКОГОЛЬ Он затормажи­вает центры головного мозга, ответственные за терморегу­ляцию в организме.

Хорошо зарекомендовали себя на практике одновременно с отогреванием вдыхание пострадавшим горячего воздуха и испо


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.213 с.